Использование художественной литературы на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СТАРОКИСТРУССКАЯ СОШ

2014 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ХИМИИ

Учитель химии и биологии Маторина В.П.

Использование художественной литература на уроках химии

«Улыбка, восхищение, изумление перед красотой

представлялись мне как бы тропинкой,

которая должна привести к детским сердцам»

/В.А.Сухомлинский/


Применение художественной литературы на уроках создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. Как- бы не проводился урок, на детей обрушивается довольно большой поток информации, терминов, формул - всё это создает перегрузку. Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшее восприятие изучаемого материала помогает художественное произведение, художественное слово использую на любом этапе урока: при изучении нового материал, опросе и совершенствовании знаний. На уроке «Производство чугуна» рассказываю о том, что в 19 веке мастера уральского города Касли положили начало всемирно известному народному промыслу - каслинскому литью. Это художественные изделия (скульптура, роспись, мебель) - отлитые из чугуна. Их отличает чёткость силуэта и тщательная отделка деталей. Чугунные изделия каслинцев на выставке в Москве, Вене, Копенгагене неоднократно удостаивались наград. На всемирной выставке в Париже их работу «Ажурный чугунный павильон» была признана шедевром литейного искусства.

Не случайно А.С.Пушкин, воспевая красоту Петербурга, упомянул и « …град узор чугунный»:

Люблю тебя, Петра творенье

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой её гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей,

Прозрачный сумрак, блеск безумный…»

В процессе закрепления знаний о свойствах чугуна читаю стихотворение Л.Татьяничевой «Каслинское литьё»:

Невзрачный, как простой валун,

Равняться с бронзой он не может,

Но если мастер сердце вложит,

Сравниться с золотом чугун.

Возьми фигурку на ладонь

Она из чугуна отлита.

Не твой ли быстрокрылый конь

Вздымает звонные копыта?

Не ты ли рвешься сквозь огонь

С врагами злобными сразиться?

Не твой ли путь запечатлен

Рукой кудесника каслинца.

При изучении темы «Производство стали использую стихотворение того же автора «Сталь».

На вводном уроке по теме «Металлургия зачитываю отрывок В.Панкова «Иду Мещерой». «…Не ищите на карте мещерских месторождений. Современных геологов эта железная руда не интересует. Зато древние домники, за неимением лучшего, работали исключительно на болотной руде. Её артели «дудочников» добывали вплоть до 13 века.

По берегам Гуся, Пры и Нармы часто можно видеть красные пятна, словно ржавчина ест землю. Это выходы болотной руды - бурого железняка. Руда иногда залегает на глубине в четыре метра слоями двадцать, - тридцать сантиметров толщиной. Ту, что когда-то находили в березняке, считали лучшей, потому что железо из неё мягче, податливей ,а из руды ,найденной в ельнике, жёстче и крепче. Куски руды засыпали в печь поверх горящего древесного угля. Обязательным для варки железа был постоянный приток воздуха, для этого в нижнее отверстие печи вставляли сопла мехов. Так получалось прочное железо, из которого уже потом кузнецы ковали плужные лемеха, топоры, гвозди, замки». Этот материал позволяет учащихся познакомиться с историей родного края.

Заинтересовавшись этим вопросом Блохина Юлия, работая над проектом «Силикатная промышленность» провела исследовательскую краеведческую работу о керамике села Старый Киструс.

«…В селе Старый Киструс находилось одно из предприятий по производству строительной керамики. Завод был основан в 1930 году. На заводе производили «подпяточный» кирпич. Он назывался так потому, что на заводе местными умельцами был сконструирован специальный станок, в котором формы для кирпича заполняли нажимая на глиняную массу пяткой. Затем кирпич-сырец складывали в специальные проветриваемые дворы, где он обсыхал. Затем кирпич подвергали обжигу. Для обжига кирпича бала построена яма- печь, глубиной трех метров с тремя круглыми отверстиями для дров. Здания, построенные из этого кирпича, сохранили свою прочность и красоту до настоящего времени».

Отрывки из книги «Ж. Верна использую при изучении тем: «Силикатная промышленность», «Угольная кислота. Соли угольной кислоты», «Серная кислота», «Металлургия». Работа на уроках с использованием художественной и научно- популярной литературой служит прочному усвоению учащимися основ химии, формирует интерес к учению, умению работать с книгой, развивает творчество детей.


Сказка- эссе «Свойства аммиака»

Аммиак был богатым фермером, королевством в котором он жил, правил старый король, у которого была красивая, но очень капризная дочь. Принцесса бала наслышана о фруктовых садах и необычайной красоты цветниках Аммиака. Позвав слуг, она приказала «доставить» его во дворец, принцессе хотелось его увидеть. Слуги измучились, пока ловили Аммиак, ведь он почти в два раза легче воздуха. Наконец-то Аммиак был пойман и посажен в хрустальную карету и доставлен во дворец. Но принцесса никак не могла его увидеть, ведь он бесцветен, от горя она лишилась чувств. Аммиак не мог на это смотреть спокойно. Соединившись с её верной служанкой Водяной Капелькой, он привел принцессу в чувства, а сам испарился.

/Волобуева Катя/

Тема «Важнейшие классы неорганических соединений»

«…Пожар, возникший из-за взрыва рудничного газ, а пылал несколько часов. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известняковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня, известняк разложился, и получилось именно то, что называют негашёной известью. Оставалось только, чтобы на неё попало известной количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашёной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать, сжимающий её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти…»

Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»

Вопрос. Какие химические процессы произошли в пещере в результате взрыва рудничного газа и последующего ливня. Запишите схемы соответствующих реакций.

Тема «Вода»

«Жизнь - это особая коллоидная водная система … особое царство природных вод»

/В.И. Вернадский/

Тема «Алюминий. Его соединения»

«…но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель почти вся такая же - мебель из дерева тут лишь каприз. Она только для разнообразия. Но, что - же это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка как стекло. Да он говорил, что рано или поздно алюминий заменит собою, дерево, может и камень. Но как же это всё богато!...»

Н.Г.Чернышевский «Что делать?»



© 2010-2022