Метод проектов -путь к исследованию студентов

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Демидова Надежда Ивановна

КГБ ПОУ «ПМК», г. Партизанск


Метод проектов - путь к участию студентов в исследовательской деятельности.


Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. В настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Метод проектов хорошо реализуется при организации внеклассной самостоятельной работы по предмету в виде выполнения студентами мини - исследований, предусмотренных индивидуальными заданиями. Такие задания носят характер исследовательского поиска, и в первую очередь они должны вызывать интерес у студентов. Индивидуальные задания планируем помимо обязательной внеклассной работы, которая предусмотрена программой по дисциплине. Например, для изучения живой природы биологи применяют различные методы исследования. Наблюдение позволяет выявить объекты и явления. Сравнение дает возможность установить закономерности, общие для различных явлений в живой природе. Воспользовавшись этими методами исследования, студентам предлагается совершить экскурсию в лес в середине сентября, а затем в середине октября. Сравнить увиденные изменения природы и написать небольшой отчет в виде сочинения, используя литературные приемы. Второе мини - исследование более сложное. В этом задании предлагается показать знания в области лекарственных растений. Перечислить известные лекарственные растения, указать область применения в народной медицине. Собрать цветы, листья, стебли или корни, а также ягоды; высушить их или приготовить настойку. Поместить в бумажные пакеты и использовать для приготовления фито - чая для дегустации во время презентации. Составить рекламную аннотацию о возможности их использования при определенных заболеваниях. Виды лекарственных растений нужно заранее распределить среди студентов, чтобы избежать списывания. Третье задание проекта предлагает студентам работу по изучению местных видов растений и животных Приморского края, которые занесены в «Красную книгу». Требуется дополнить отчет рисунками или фотографиями, выполнить презентацию, используя информационные компьютерные технологии. В этом задании также предусматриваем вариативность. Генеалогический метод состоит в изучении родословной семьи. Этот метод позволяет установить закономерности наследования очень большого числа самых различных признаков у человека, а также выявить сопутствующие наследственные заболевания. Воспользоваться этим методом студенты должны при выполнении четвертого мини - исследования. Студенты должны составить свою родословную, указать Ф. И. О. родственников, год рождения, а также указать наследственные заболевания, если они имели место. Нарисовать генеалогическое дерево, раскрасить его, выполнить электронный вариант своей родословной. Выполнение этого задания, также как и работа с «Красной книгой» требует поиска информации, ее обсуждения. Окружающая среда оказывает определенное воздействие на организм. Часто такое воздействие оказывается настолько отрицательным, что не совместимо с жизнью. Эту проблему студенты могут наглядно изучить, реализуя пятое мини - исследование, проделав дома следующий опыт. Поместить зерна пшеницы в салфетку из ткани, намочить водой и оставить для проращивания в теплом месте в блюдце. Аналогично приготовить и вторую порцию с зерном, но в воду добавить этиловый спирт. Почему во втором блюдце зерно не проросло? Ответ поясните. Такое достаточно простое исследование дает наглядный ответ о вредном воздействии алкоголя на развивающийся организм и служит хорошим примером антиалкогольного воспитания. Для этого исследования можно использовать и другие семена: огурцов, фасоли, гороха, кукурузы, овса. Мини - исследования также проводятся в нашем колледже по химии и экологии. Метод проектов можно с успехом применять при выполнении расчетных и графических заданий по технической механике и материаловедению. В этом случае задания должны носить конкретный характер, который тесно связан с будущей специальностью. Результаты своих мини - исследований студенты оформляют, используя ИКТ, выполняют презентации или изготавливают электронное пособие по данной теме. Для презентации студент может самостоятельно выбрать тему, предварительно согласовав с преподавателем. По итогам конкурсов индивидуальных заданий в нашем колледже проводятся открытые мероприятия, на которых лучшие работы оцениваются комиссией и получают рекомендацию для участия в научно - практической конференции колледжа или городской конференции.

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат - М., 2007

  2. Реализация метода проектов при организации внеклассной самостоятельной работы студентов, планировании индивидуальных заданий по биологии. Н.И.Демидова «Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития» Россия, Тамбов,29.03.2013


© 2010-2022