Урок по теме Карбоновые кислоты

Урок по теме: « Карбоновые кислоты» разработан для 11 класса. Цель урока: В сравнительной характеристике с неорганическими кислотами познакомить с особенностью органических карбоновых кислот, показав их строение, зависимость свойств от строения, отработать умение применять методы сравнения, объяснять, делать выводы, наблюдать. Развивать логическое мышление, воспитывать интерес к науке. На уроке применен различный вид опроса:пары учитель – ученик, индивидуальный при помощи тестов на компьютере (4...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство Образования Республики Казахстан




Урок по теме Карбоновые кислоты

Урок по теме Карбоновые кислоты




Учитель химии сш № 17

Г. Балхаш

Султанова Е.А.




Балхаш

Урок по теме: « Карбоновые кислоты» Учитель: Султанова Е.А.

Класс: 11 класс естественно- математического профиля. Сш № 17 г. Балхаш

Цель урока: В сравнительной характеристике с неорганическими кислотами познакомить с особенностью органических карбоновых кислот, показав их строение, зависимость свойств от строения, отработать умение применять методы сравнения, объяснять, делать выводы, наблюдать. Развивать логическое мышление, воспитывать интерес к науке.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2 Опрос: пары учитель - ученик, индивидуальный при помощи тестов на компьютере (4 варианта), фронтальный при помощи слайд - фильма, решение задач.

3. Введение новых знаний с элементами работы на компьютере по электронным учебникам, с решением задач исследовательского характера, с применением всемирной паутины «Интернет».

4. обобщение.

5. Д/з разноуровневое и творческое.

Учащиеся сидят по группам, на столе у каждой группы стоит компьютер.

В начале урока проводится опрос:

4 ученика работают на компьютере, проходят тестирование (4 варианта), создается 4 пары учитель - ученик, которые работают по домашнему заданию с контрольным вопросом учителя, 2 работают у доски, 1решает задачу, другой - цепочку превращений, одна группа работает на компьютере, имеет опережающее задание по теме урока. Остальные работают фронтально с учителем по слайд - вопроснику.

Задание группе: Используя электронный учебник «Кирилла и Мефодия», изучить общую характеристику карбоновых кислот: общая формула, гомологи, названия, строение функциональной группы, диссоциация.

Задание для учащихся у доски: 1. С →СН4 → С2Н2 →СН3СОН→С2Н5ОН

Урок по теме Карбоновые кислоты ↓ ↓

СО2 СН3СООН

2. Задача: На гидрирование 20,4 грамм смеси этаналя и пропоналя потрачено 8,96литров водорода. Рассчитайте % состав смеси. (отв.этаналя 46%)

После опроса учитель называет тему урока, а цели формулируют учащиеся. Итак, сегодня мы знакомимся со следующим классом кислородсодержащих органических веществ: карбоновыми кислотами. Одна из групп работала по общей характеристике этих соединений, используя электронный учебник им слово. Пока отвечает группа, учитель на доске выкладывает элементы опорной схемы.

СУрок по теме Карбоновые кислотыnH2n+1COOH ├ одно, двух изомерия: 1. угл.ск, 2. межкл.

(Урок по теме Карбоновые кислотыRCOOH) много основные

Урок по теме Карбоновые кислотыУрок по теме Карбоновые кислотыУрок по теме Карбоновые кислотыУрок по теме Карбоновые кислотыУрок по теме Карбоновые кислоты

предельные СnH2n+1COOH↔ СnH2n+1COO- +

непредельные H+

ароматические Ф: Ж,з,Н2О х, М> в Н2О <,

С8Н17 СООН тв. з, …

НСООН - метановая

СН3СООН - этановая

С 9Н19СООН - декановая

Изомерию показывает через Flach фильм по Интернету.

Работа по электронному учебнику: Откройте электронные учебники, найдите в уроке «Карбоновые кислоты» тренажер по номенклатуре карбоновых кислот (фрагмент №3), у вас есть 1 минута, чтобы назвать вещество.

Гипотеза: Если карбоновые кислоты диссоциируют с образованием катиона водорода, то они должны иметь общие свойства с неорганическими кислотами.

Вы, используя электронные учебники, и эксперимент составьте мини- проблему и докажите её решение экспериментом.

1 группа: действие индикаторов на кислоты.

Дано: НCl, H2SO4, СН3СООН, индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый.

Задание 1: Проверьте выданные кислоты на индикатор, сделайте выводы.

Гипотеза: Если карбоновые кислоты имеют общие свойства с неорганическими кислотами, значит …

Задание 2: Проверьте наличие кислот в яблоке и лимоне, капните на срезы фруктов индикаторами, сделайте выводы.

Гипотеза: Если срезы фруктов изменят цвет индикаторов, то в их составе …

Вывод: Карбоновые кислоты ….., значит их общие свойства обусловлены …, как у неорганических кислот.

2 группа: взаимодействие кислот с металлами и оксидами металлов.

Дано: НCl, H2SO4, СН3СООН, Fe,CuO.

Задание: Проведите реакции кислот с металлом и оксидом металла, сделайте выводы.

Гипотеза: Если карбоновые кислоты имеют общие свойства с неорганическими кислотами, значит …

Вывод: Карбоновые кислоты ….., значит их общие свойства обусловлены …, как у неорганических кислот.

3 группа: Взаимодействие кислот с основанием.

Дано: НCl, H2SO4, СН3СООН,NaOH, фенолфталеин.

Задание: Проведите реакцию кислот со щелочью, добавьте в щелочь индикатор, добавьте кислоту, сделайте вывод.

Гипотеза: Если карбоновые кислоты имеют общие свойства с неорганическими кислотами, значит …

Вывод: Карбоновые кислоты ….., значит их общие свойства обусловлены …, как у неорганических кислот.

4 группа: Взаимодействие кислот с солями более слабых кислот.

Дано: НCl, H2SO4, СН3СООН, мел ( CaCO3).

Задание: Проведите взаимодействие кислот с карбонатом кальция, сделайте вывод.

Гипотеза: Если карбоновые кислоты имеют общие свойства с неорганическими кислотами, значит …

Вывод: Карбоновые кислоты ….., значит их общие свойства обусловлены …, как у неорганических кислот.

5 Группа: Специфические свойства карбоновых кислот.

Задание: Используя электронный учебник, объясните специфические свойства карбоновых кислот (муравьиной и уксусной), при помощи компьютера продемонстрируйте реакцию серебряного зеркала для муравьиной кислоты.

Гипотеза: Если карбоновые кислоты имеют радикал, который отличает их от неорганических кислот, то …

Вывод: Карбоновые кислоты ….., значит их специфические свойства обусловлены ….

Каждая группа защищает свое мини - исследование.

Помимо названных свойств карбоновых кислот, у них есть свойство взаимодействовать со спиртами. Как называется данная реакция?

Демонстрация видеоролика о реакции этерификации.

Х: Индикатор → Меняет цвет

Ме→СnH2n+ 1COOМе +H2

МеО→ СnH2n+ 1COOМе + H2О

СnH2n+1COOH МеОН→ СnH2n+ 1COOМе + H2О

МеХ→ СnH2n+ 1COOМе + HХ

Н2→ СnH2n+ 12

Сl2→ СlСnH2nCOOH + HCl Применение: мыла, …

NH4OH→ СnH2n+ 1CONH2

ROH→ СnH2n+ 1COOR + H2

Урок по теме Карбоновые кислотыО

Урок по теме Карбоновые кислотыУрок по теме Карбоновые кислотыР2О5→ СnH2n+ 1C

Урок по теме Карбоновые кислотыO + H2О

Урок по теме Карбоновые кислотыУрок по теме Карбоновые кислотыУрок по теме Карбоновые кислотыСnH2n+ 1C

Ангидриды O

Получение: Информация из Интернета.

Применение по электронным учебникам.

Обобщение: Мы с вами сегодня разобрали особенности карбоновых кислот, сравнили их с неорганическими, увидели их особенности, давайте вспомним все, о чем мы сегодня узнали. И так первый вопрос мой, кто на него отвечает, тот задает вопрос любому. (3 минуты)

Обобщение в группах.

На столах у вас лежат задания, вы можете получить дополнительную оценку за его выполнение, рядом указаны баллы, набрав 5, вы получите дополнительно «5».

Задания: 1. Составьте по общей формуле карбоновых кислот представителей этого класса, если:

1в. n = 3,5,7

2в. n = 2,4,6

3в. n = 4,6,8

4в. n = 3,4,9

Назовите их(1балл)

Задание: 2. Напишите по 2 изомера каждого вида для карбоновых кислот, если

1в. n = 5,7

2в.n = 4,6

3в. n = 5,8

4в. n = 7,8

Назовите их. (2 балла)

Задание: 3. Опишите при помощи уравнений реакций химические свойства карбоновых кислот, если

1в. n = 5,7

2в.n = 4,6

3в. n = 5,8

4в. n = 7,8

Назовите продукты. (3 балла)

Задание: 4. Дано: Na, S, SO2, Na2O, НCl, H2SO4, СН3СООН, Fe,CuO, NaOH, Cu(OH)2, C3H7OH, P2O5 (t0), O2, Ag2O(NH3), Cl2

C какими из перечисленных веществ будет реагировать карбоновая кислота, если :

1в. n = 5,7

2в.n = 4,6

3в. n = 5,8

4в. n = 7,8 (4 балла)

Задание: 5. Составьте генетическую цепочку превращений и решите её для карбоновой кислоты, если:

1в. n = 5,7

2в.n = 4,6

3в. n = 5,8

4в. n = 7,8

Итоги, оценки.

д/з.1 . по учебнику гл 10 § 10.1 - 10.6, стр. 210-211

«5» в.8-12, «4» в.4-8, «3» в.1-4

2. Домашняя практическая работа (мини- исследование), Купите в аптеке таблетки фенолфталеина, раздробите их, растворите полученное в воде, слейте прозрачный раствор, это ваш индикатор, проверьте раствор соды на него, проведите реакцию нейтрализации с уксусной и лимонной кислотами, проверьте другие свойства этих кислот.


© 2010-2022