Методические рекомендации по выполнению ВСР по неорганической химии

  В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся.    Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.   Самостоятельная работа обучающихся  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных пл...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»










Методические рекомендации

по организации

внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся


Учебная дисциплина

ОДБ. 6 ХИМИЯ


Составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и уровня подготовки обучающихся по профессии:

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)

150709.02 Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы)

190623.01 Машинист локомотива

190623.03 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

210723.03 Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания

230103.02 Мастер по обработке цифровой информации



Белово

2013


Согласовано:

Методическая комиссия ООД

Протокол «___»____________2012г

Председатель___________________

Утверждено:

Зам.директора по ООД

«_____»______________2012г

______________________________

Составил:

Преподаватель химии ГБОУ СПО «БТЖТ» Бойко Ж. Б.

Содержание


1. Пояснительная записка

2. Задания для самостоятельной работы

3. Литература

4. Приложения





Пояснительная записка

В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа обучающихся является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Обучающиеся должны не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от всего времени изучаемого цикла.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «ХИМИЯ» разработаны с целью обеспечения эффективности самостоятельной работы; развития общих компетенций; закрепления содержания изучаемой дисциплины; применения умений и навыков в типичных и нетипичных ситуациях; развития самостоятельности в процессе решения учебных ситуаций; увеличения кругозора обучающихся;

приобретения способности к самостоятельному поиску; овладения опытом творческой, исследовательской деятельности.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей), ответ на контрольные вопросы, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, и др.

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, опытно экспериментальная работа, использование аудио- и видеотехники и др.

Рабочей программой дисциплины «ХИМИЯ» предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

- Домашнее практическое задание

- Решение расчетных задач

- Подготовка и написание рефератов, сообщений на заданные темы.

- Подготовка к участию в научно-практических конференциях

- Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения докладов.

- Подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий.

- Изготовление наглядных пособий

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Самостоятельная работа может проходить в учебном кабинете, лаборатории химии, во время внеклассных мероприятий, дома.

Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе в видепечатного продукта, готовой презентации,

слайд-фильма, составленной таблицы, кроссворда, решенных задач и т.д.

Отчеты о проделанной работе и печатные продукты хранятся в портфолио обучающихся.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

1. Уровень усвоения студентом учебного материала.

2. Умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

3. Сформированность общеучебных умений.

4. Аккуратность и четкость изложения при оформлении работ.

5. Своевременность выполнения заданий самостоятельной работы.




С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Подготовка сообщения на тему «Возможности использования нанотехнологий на железнодорожном транспорте»

Цель: сформировать представление обучающихся о возможностях нанотехнологии и ее применении на железнодорожном транспорте.

Источники информации: ru.wikipedia.org rusnano.com. v3.marchmont.ru

Ход выполнения работы:

1. Выбрать информационные источники по данной теме.

2. Выбрать материал и подготовить письменный вариант (см. Приложение 1)

Форма отчетности - письменное сообщение и выступление с ним.

2. Создание объёмных бумажных моделей «Некоторые вещества количеством 1 моль»

Цель: изготовить из бумаги демонстрационные модели количеств веществ

Ход выполнения работы

1. Приготовить необходимый материал: бумага, ножницы, линейка, карандаш, клей.

2. Рассчитать массы CuO, H2O, CaCO3 количеством 1 моль. Рассчитать размеры сторон прямоугольной модели, исходя из условия - 1г массы вещества в объёме соответствует 1см3. (Например: масса MgCO3 = 84 г. Стороны прямоугольной модели составят 4*4*5,25. Их произведение равно 84)

3. Изготовить выкройки моделей (см. фото) с учетом рассчитанных размеров и склеить модели.

Методические рекомендации по выполнению ВСР по неорганической химии

Рис. 1

4. На одну из сторон нанести надпись, в которой указать формулу вещества и его массу.

Форма отчетности - изготовленные модели сдайте преподавателю.


3. Конструирование шаростержневых моделей молекул веществ.

Цель: изготовить объёмные модели молекул веществ

Ход выполнения работы

1. Для моделирования используйте рисунки шаростержневых моделей, представленные на рис.2 - 3.

2. Соберите модели молекул CaO, NH3 и BaCl2, используя для этого спички и пластилин. Для этого из пластилина скатайте необходимое количество шариков разных цветов и размеров. В качестве стержней можно использовать спички или зубочистки.

Рис.2 молекула воды Рис.3 Молекула азотной кислоты

Методические рекомендации по выполнению ВСР по неорганической химииМетодические рекомендации по выполнению ВСР по неорганической химии

Форма отчетности - изготовленные модели сдайте преподавателю.


4. Подготовка сообщения «Рентгеновское излучение и его использование в технике»

Цель: расширить знания учащихся об областях использования атомного излучения

Источники информации: ru.wikipedia.org

Ход выполнения работы:

1. Выбрать информационные источники по данной теме.

2. Выбрать материал и подготовить письменный вариант (см. Приложение 1)

Форма отчетности - письменное сообщение и выступление с ним.




5. Конструирование графических схем строения электронных оболочек элементов 1-2 периодов периодической системы


Цель: сформировать представление обучающихся об электронном строении атомов

Источники информации: учебник, Интернет-ресурс

Ход выполнения работы:

1. Изучите самостоятельно строение электронных оболочек атомов по учебнику или иным источникам.

2. Составьте электронные формулы элементов 1-2 периодов периодической системы.

3. На основе электронных формул сконструируйте графические схемы строения электронных оболочек, изобразив их на листе А-4.

ПРИМЕР: Методические рекомендации по выполнению ВСР по неорганической химии


Форма отчетности - выполненные схемы поместите в портфолио после предъявления преподавателю.

6. Конструирование схемы «Опасные вещества, перевозимые железнодорожным транспортом»

Цель: сформировать представление обучающихся о правилах перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом

Источники информации: Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам

(утв. МПС РФ 27 декабря 1994 г. N ЦМ-309)

Ход выполнения работы

1. Изучите различные источники информации поданной теме.

2. Выберите способ графического отображения информации, не перегружайте схему излишней информацией.

3. Выполните схему на листе А - 4 (можно в графическом редакторе).

Форма отчетности - выполненную схему поместите в портфолио после предъявления преподавателю.

7. Разработка кроссвордов и сканвордов по темам: Дисперсные системы, Типы химической связи


Цель: расширить знания обучающихся по теме «Строение вещества»

Источники информации: учебник, Интернет-ресурс, shkolazhizni.ru

Ход выполнения работы

1. Изучите различные источники информации поданной теме.

2. Выберите сетку для заполнения и нанесите ее на лист А-4.

3. Выпишите максимум слов, которые относятся к данной теме и внесите их в сетку

4. Сформулируйте понятные и разнообразные определения к словам в кроссворде.

ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СОВЕТАМИ:

А. Надо обратить внимание на количество пересечений. Самое простое - это когда слова пересекаются в двух, максимум - в трех местах.

Б. Старайтесь, чтобы в местах пересечений оказались гласные. Составить пересекающееся слово в варианте «-а-и-а» гораздо легче, чем «-к-с-н». Если все же в пересечении попали согласные, то желательно выбирать легко сочетаемые и часто встречающиеся, например, «к», «р», «с».

В. Придумайте сначала длинные слова, состыкуйте их друг с другом, а уж затем подгоняйте под них короткие.

Форма отчетности - выполненную работу поместите в портфолио после предъявления преподавателю.

8. Конструирование схемы «Применение воды в технических целях»

Цель: расширить знания обучающихся об областях использования воды

Источники информации: Интернет-ресурс

Ход выполнения работы

1. Изучите различные источники информации поданной теме.

2. Выберите способ графического отображения информации, не перегружайте схему излишней информацией.

3. В схему можно включать рисунки или фото.

3. Выполните схему на листе А - 4 (можно в графическом редакторе).

Форма отчетности - выполненную схему поместите в портфолио после предъявления преподавателю.


9. Подготовка мультимедийных презентаций «Способы опреснение воды», «Состав минеральных вод и их применение»

Цель: расширить знания учащихся по теме

Источники информации: Интернет-ресурс

Ход выполнения работы:

1. Выбрать информационные источники по данной теме.

2. Выбрать материал и подготовить электронную презентацию по выбранной теме (см. Приложение 2)

Форма отчетности - подготовленную презентацию поместить в электронное портфолио после предъявления преподавателю.

10. Выполнение домашнего опыта «Выращивание кристаллов медного купороса»


Цель: расширить знания учащихся о свойствах растворов, формировать навыки проведения экспериментов

Источники информации : alhimik.ru

Ход выполнения работы:

1. Изучите методику выращивания кристаллов из растворов.

2. Приготовьте необходимое оборудование и выполните опыт.

МЕТОДИКА: Нужно в стеклянной банке растворить медный купорос в горячей воде (в 200 г воды растворить примерно 100г сульфата меди), немного охладить раствор, опустить в него нитку и подождать 1-2 дня. На нитке вырастут кристаллы медного купороса размером до сантиметра, которые будут образовывать большие сростки, словно мидии.

Методические рекомендации по выполнению ВСР по неорганической химии Методические рекомендации по выполнению ВСР по неорганической химии

3. Опишите последовательность своих действий при проведении опыта. Сделайте вывод.

Форма отчетности - описание опыта и нитку с кристаллами поместите в портфолио после предъявления преподавателю.

11. Решение комплекта задач на вычисление массовой доли растворенного вещества.

Цель: определять массовую долю растворенного вещества; производить расчеты, связанные с понятием «массовая доля»

Источники информации: учебник, записи в рабочей тетради

Ход выполнения работы:

1. Проанализируйте пример:

Прочитайте текст задачи

1.Рассчитать массовую долю хлорида натрия в растворе, полученном при смешивании 28г соли и 252г воды.

Запишите кратко условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений.

Дано:m(NaCl)=28г

m(H2O)=252г

Найти: w( NaCl)=?

Запишите формулу для расчёта массовой доли растворённого вещества:

w = m( вещества)

m(раствора)

Рассчитайте массу раствора по формуле

m(раствора)= m(вещества)+ m( H2O).

m(раствора)=m(NaCl)+m(H2O)=28+252=280(г).

4.Подставьте известные величины в формулу:

w = m( вещества)

m(раствора)

4.w(NaCl)= m(NaCl) = 28 = 0,1

m(раствора) 280

2. Выполните необходимые расчеты для следующих задач

1. Какова массовая доля растворенного вещества, если в 40 г раствора содержится 10 г соли?

2. Имеется 50 г - 5% раствора соли. Какова масса растворенной в ней соли?

3. В 120 граммах воды растворили 80 г соли. Чему равна массовая доля полученного раствора?

4. Какой массы нужно взять воду, чтобы растворив в ней 60 г соли получить 10% раствор?

5. Вычислить массу воды, необходимую для приготовления 50 г 10% раствора соли?

6. Необходимо приготовить 250 г 6% раствора соли. Определить массу воды и соли, необходимой для приготовления раствора.

7. При выпаривании 25 г раствора получили 3 г соли. Определить массовую долю раствора.

8. Вычислить массу воды и соли необходимые для приготовления 80 г 2% раствора.

9. Как узнать, не пробуя на вкус, какой раствор сахара более сладкий:

приготовленный из 250 г воды и 50 г сахара?

приготовленный из 50 г воды и 10 г сахара? Приведите расчёты.

3. Решение оформляйте н а листе А-4.

Форма отчетности - выполненную работу поместите в портфолио после предъявления преподавателю.

12. Подготовка мультимедийной презентации «Использование цветных металлов на железнодорожном транспорте»

Цель: расширить знания учащихся о свойствах металлов

Источники информации: Интернет-ресурс

Ход выполнения работы:

1. Выбрать информационные источники по данной теме.

2. Выбрать материал и подготовить электронную презентацию (см. Приложение 2)

Форма отчетности - подготовленную презентацию поместить в электронное портфолио после предъявления преподавателю.

13. Выполнение домашнего опыта «Разложение пероксида водорода каталазой картофеля».

Цель: расширить знания учащихся о катализаторах

Источники информации:

Ход выполнения работы:

1. Изучите методику проведения опыта.

2. Приготовьте необходимое оборудование и выполните опыт.

МЕТОДИКА: В 0,5 стакана воды растворить таблетку гидроперита или использовать аптечный раствор перекиси водорода. Мелко измельчить очищенный картофель (чайную ложку) и опустить его в приготовленный раствор. Наблюдать за изменениями.

3. Опишите последовательность своих действий при проведении опыта и наблюдения, сформулируйте вывод. Сделайте несколько фотоснимков.

Форма отчетности - описание опыта и фотографии (можно в электронном виде) поместите в портфолио после предъявления преподавателю.

14. Подготовка мультимедийной презентации «Использование кислот и щелочей на железнодорожном транспорте»

Цель: расширить знания учащихся по теме

Источники информации: Интернет-ресурс

Ход выполнения работы:

1. Выбрать информационные источники по данной теме.

2. Выбрать материал и подготовить электронную презентацию (см. Приложение 2)

Форма отчетности - подготовленную презентацию поместить в электронное портфолио после предъявления преподавателю.


15. Выполнение домашнего опыта «Исследование РН растворов лимонной, уксусной кислот и соды с помощью природного индикатора - свекольного сока»

Цель: расширить знания учащихся об индикаторах

Источники информации: Интернет-ресурс

Ход выполнения работы:

1. Изучите методику проведения опыта.

2. Приготовьте необходимое оборудование и выполните опыт.

МЕТОДИКА: Индикаторы (от лат.indicator- указатель) - это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды.

В любые стеклянные или фарфоровые ёмкости налить растворы стиральной соды (или раствор нашатырного спирта), лимонной и уксусной кислот. В каждую ёмкость добавить несколько капель свекольного сока (кусочек свеклы натереть на терке и отжать сок). Отметить изменение цвета свекольного сока в этих растворах.

3. Опишите последовательность своих действий при проведении опыта и наблюдения, сформулируйте вывод. Сделайте несколько фотоснимков.

Форма отчетности - описание опыта и фотографии (можно в электронном виде) поместите в портфолио после предъявления преподавателю.

16. Оформление наглядного пособия «Правила безопасного разбавления концентрированных кислот».

Цель: расширить знания учащихся о правилах работы с кислотами

Источники информации: учебник, Интернет-ресурс

Ход выполнения работы:

1. Изучить информационные источники по данной теме

2. На листе А-4 или А-2 сделать графическое изображение, отражающее правила разбавления концентрированных кислот.

Форма отчетности - выполненную работу поместите в портфолио после предъявления преподавателю.

17. Подготовка сообщения или мультимедийной презентации по темам «Способы защиты металлов от коррозии, используемые на железнодорожном транспорте», «Способы сварки и резки металлов», «Металлы и сплавы в технике»

Цель: расширить знания учащихся о металлах, их свойства и применении

Источники информации: Интернет-ресурс

Ход выполнения работы:

1. Выбрать информационные источники по данной теме.

2. Выбрать материал и подготовить электронную презентацию (см. Приложение 2) или сообщение (см. Приложение 1) по выбранной теме.

Форма отчетности - 1. Письменное сообщение и выступление с ним.

2. Подготовленную презентацию поместить в электронное портфолио после предъявления преподавателю.

18. Выполнение домашнего опыта «Скорость коррозии различных металлов».

Цель: расширить знания учащихся о коррозии и условиях ее протекания

Источники информации: Интернет-ресурс

Ход выполнения работы:

1. Изучите методику проведения опыта.

2. Приготовьте необходимое оборудование и выполните опыт.

МЕТОДИКА: В ёмкости (стеклянные банки 0.5 л) налить до половины воды и опустить изделия из различных металлов. Оставить на несколько дней, наблюдая за происходящими изменениями и отмечая период через который появятся первые признаки коррозии.

3. Опишите последовательность своих действий при проведении опыта и наблюдения, сформулируйте вывод. Сделайте несколько фотоснимков.

Форма отчетности - описание опыта и фотографии (можно в электронном виде) поместите в портфолио после предъявления преподавателю.

Литература

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2002.

Алиекберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.

Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия. Ринол Классик, 2000.

Оганесян Э.Т. Руководство по химии для поступающих в вузы. - М.: высшая школа, 1998.

Савина Л.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Химия. - М.: АСТ, 1996.

Стёпин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002.

Энциклопедический словарь юного химика. - М.: Педагогика, 1982.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Требования к подготовке информационного сообщения.

  1. Важнейшими являются требования достоверности, объективности и краткости подготовленной информации при её полноте. Точность, правильность понимания информации предопределяются краткостью и ясностью изложения.

Краткость достигается, прежде всего, отбором необходимой и достаточной информации, исключением повторений и излишних подробностей

  1. Текст разбивается на абзацы, в каждом из которых должен затрагиваться лишь один аспект данного вопроса.

  2. Печатный объем текста, как правило, не должен превышать двух с половиной страниц машинописного текста.

  3. Текст сообщения должен быть выполнен аккуратно и грамотно, графические материалы (таблицы, графики, схемы, иллюстрации) должны соответствовать излагаемому материалу.

Требования к выступлению с информационным сообщением.

- Продолжительность выступления 5-7 минут.

- Вначале должно прозвучать название работы, а затем следует введение. В нем вы должны доказать, что подготовленная Вами информация достойна того, чтобы её слушали. Время для введения - примерно 1 минута.

- Основную информацию излагайте в логической последовательности, меняйте выразительность речи и интонацию. По возможности сопровождайте выступление иллюстративным материалом, который лучше всего подать в форме электронной презентации.

- По окончании предложите слушателям задать вопросы.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Правила оформления электронной презентации

1. Общие требования к смыслу и оформлению:

- Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения;

2.Общий порядок слайдов:

- Титульный лист с заголовком темы и автором исполнения презентации;

- План презентации (5-6 пунктов - это максимум);

-Основная часть (не более 10 слайдов);

- Заключения (выводы);

3.Общие требования к стилевому оформлению:

- Дизайн должен быть простым и лаконичным;

- Основная цель - читаемость, а не субъективная красота.

-Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух - трёх цветов;

- Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета;

- Идеальное сочетание текста, света и фона: тёмный шрифт, светлый фон;

- Каждый слайд должен иметь заголовок;

- Все слайды должны быть выдержаны в одном стиле;

- На каждом слайде должно быть не более 3-х иллюстраций;

- На каждом слайде не более 17 слов;

- Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись. Обычно анимация используется для привлечения внимания слушателей (например, последовательное появление элементов диаграммы).

-Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.

- НЕ ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ СЛАЙДА!!! Вам необходимо дать комментарии к тезисам на слайде.

© 2010-2022