- Преподавателю
- Химия
- План-конспект урока по химии «Реакции ионного обмена и условия их протекания»
План-конспект урока по химии «Реакции ионного обмена и условия их протекания»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Танина Е.В. |
Дата | 26.11.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
Реакции ионного обмена и условия их протекания
-
1. ФИО
Танина Елена Викторовна
2. Место работы
МБОУ Курская СОШ
3. Должность
учитель биологии и химии
4. Предмет
химия
5. Класс
9
6. Тема и номер урока в теме
Электролитическая диссоциация, 9-10
7. Базовый учебник
Рудзитис Г.У., Фельдман Ф.Г., химия 9 класс, - М.:Просвещение, 2009
8. Цель урока: изучение реакций ионного обмена
9. Задачи:
- обучающие: актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов; сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений
- развивающие: совершенствовать умения работать с учебной литературой; применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных; способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации
- воспитательные: создать условия для формирования культуры умственного п практического труда, работы в группах. Интереса к знаниям. Умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности
10. Тип урока: комбинированный
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
12. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, штатив с пробирками, реактивы (растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин)
13.Структура и ход урока:
I. Этап урока №1. Актуализация знаний
Названия используемых ЭОР:
№ 1 Электролиты и неэлектролиты (используется с целью систематизации знаний по основным положениям ТЭД; диссоциации кислот, щелочей и солей)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин.)
а) организационный момент
нацеливание на определенный результат
б) создание проблемной ситуации
организация фронтального опроса: формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока:
1. Что такое электролиты?
2. Виды электролитов
3. Степень диссоциации и её зависимость от различных факторов
4. Cоставление уравнений диссоциации кислот, щелочей и солей
Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний (основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей
Отвечают на вопросы учителя
2 минуты
5 минут
II.Этап урока № 2. Выдвижение гипотезы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)
Постановка проблемных вопросов:
Что мы должны узнать на уроке?
Что такое ионы?
Какие бывают ионы?
Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои предположения, формулируют задачи урока
3 минуты
III. Этап урока № 3. Доказательство гипотезы
Название используемых ЭОР
№2: Реакции ионного обмена (для ознакомления с признаками реакций ионного обмена)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)
1.Дает задание всему классу: написать реакцию обмена и вспомнить признаки протекания реакций
Выполняют задания учителя. После выполнения один ученик выходит к доске и показывает, что он сделал. Обсуждение правильности выбора решения
6 минут
IV. Этап урока № 4.Проверка правильности решения проблемы
Название используемых ЭОР
№ 3: Составление ионных уравнений (для закрепления умений составления ионных уравнений)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)
Формулирует основные правила составления ионных уравнений
Учащиеся в тетрадях выполняют задания учителя
10 минут
V. Этап урока № 5. Закрепление полученных умений и навыков
Название используемых ЭОР:
№ 4 Образование углекислого газа (для показа видеофрагмента реакции образования углекислого газа)
№ 5 Уравнение реакции образования газа (для закрепления умений написания молекулярных и ионных уравнений реакций с образованием газа)
№ 6 Образование осадков (для показа видеофрагмента реакции образования осадка)
№ 7 Уравнение реакции образования осадка (для закрепления умений написания молекулярных и ионных уравнений реакций с образованием осадка)
№ 8 Образование слабого электролита (для показа видеофрагмента реакции образования слабого электролита)
№ 9 Уравнение реакции образования слабого электролита (для показа видеофрагмента реакции образования слабого электролита)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)
Учитель дает задание по выполнению лабораторной работы
В парах выполняют лабораторную работу и заполняют таблицу
12 минут
Инструкционная карта лабораторной работы по теме «Реакции ионного обмена»
Опыт 1. К раствору хлорида натрия прилейте раствор нитрата серебра. Запишите наблюдение
Опыт 2. К раствору карбоната натрия прилейте раствор соляной кислоты. Запишите наблюдение
Опыт 3. в раствор гидроксида натрия капните 1 - 2 капли фенолфталеина. Прилейте раствор соляной кислоты до исчезновения окраски. Запишите наблюдения
В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу
Исходные вещества
Признаки реакции
Уравнения реакций
1.
2.
3.
Выводы:
VI. Этап урока № 6. Подведение этапов урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)
Дает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективы последующей работы
Получают информацию о реальных результатах обучения
3 минуты
VII. Этап урока № 7. Домашнее задание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)
Дает задание: §4, упр.1 - 5 (с.22)
Получают задание
2 минуты
Стадия «Рефлексия»
Действия учителя
Действия ученика
Время (мин)
А) Выдает листки с рефлексивным заданием
1.Я узнал(а) много нового
2. Мне это пригодится в жизни
3. На уроке было о чем подумать
На все вопросы, возникающие на уроке, я получил (а) ответы
Б) Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой и работой в парах
Заполняют листки с рефлексивным заданием, осмысливают свою деятельность на уроке. Проводят самооценку своей деятельности
2 минуты
Приложение к плану-конспекту урока
(Тема урока)
Реакции ионного обмена
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№
Название ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс
1
Электролиты и неэлектролиты
Текст /текст с иллюстрациями
school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4dd-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&
2
Реакции ионного обмена
Текст /текст с иллюстрациями
school-collection.edu.ru/catalog/res/617fdbc6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&
3
Составление ионных уравнений
анимация
school-collection.edu.ru/catalog/res/617fdbc7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?fullView=1&from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&&rubric_id[]=75679
4
Образование углекислого газа
видеофрагмент
school-collection.edu.ru/catalog/res/617fdbcc-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&
5
Уравнение реакции образования газа
Текст /текст с иллюстрациями
school-collection.edu.ru/catalog/res/617fdbcb-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?fullView=1&from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&&rubric_id[]=75679
6
Образование осадков
видеофрагмент
school-collection.edu.ru/catalog/res/617fdbce-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?fullView=1&from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=31&rubric_id[]=75679
7
Уравнение реакции образования осадков
Текст /текст с иллюстрациями
school-collection.edu.ru/catalog/res/617fdbcd-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?fullView=1&from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&&rubric_id[]=75679
8
Образование слабого электролита
видеофрагмент
school-collection.edu.ru/catalog/res/617fdbca-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&
9
Уравнение реакции образования слабого электролита
Текст /текст с иллюстрациями
school-collection.edu.ru/catalog/res/617fdbc9-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?fullView=1&from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&&rubric_id[]=75679