Урок обобщения по теме Основные классы неорганических соединений

Тип урока – обобщение. Формы работы - игровая. Методы -  поисковый, сравнительный Приемы - сравнение, сопоставление,  высказывание собственного мнения   Цели: а) учебная. Обобщить и привести в систему сведения о классах соединений. Проверить степень усвоения материала. Закрепление, углубление и систематизация знаний, стимулирование познавательной активности учащихся. б) развивающая. Развитие мыслительных операций: сравнение, сопоставление, анализ;  развитие речи, умение устанавливать сходство и ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийУрок обобщения по теме Основные классы неорганических соединенийНефёдова Татьяна Сергеевна 239-114-173

Урок обобщения по теме « Основные классы неорганических соединений»

(конспект открытого урока в 8 классе)

Цели:

а) учебная. Обобщить и привести в систему сведения о классах соединений. Проверить степень усвоения материала. Закрепление, углубление и систематизация знаний, стимулирование познавательной активности учащихся.

б) развивающая. Развитие мыслительных операций: сравнение, сопоставление, анализ; развитие речи, умение устанавливать сходство и различие.

в) воспитывающая. Организовать активную работу учащихся; умение работать вместе в команде, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению других.

Ход урока

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим сведения об основных классах неорганических соединений. Предлагаю провести урок в виде путешествия в интересную Волшебную Страну веществ.

Путешествовать будем группами. Сколько классов неорганических веществ вы знаете? (4 - оксиды, кислоты, основания, соли). Учащихся делим на 4 группы. Каждая команда должна иметь название. Дайте определение классам соединений (каждая группа дает 1 определение). Это и будет ваше название команды. Каждой команде вручается визитная карточка (общая формула соответствующего класса соединений).

Путешествие начинается. Нам предстоит долгий трудный путь с множеством препятствий, которые обозначены на карте Волшебной Страны веществ. На доску вывешивается карта (рисунок 1).

Первое препятствие: каменный завал. (5 баллов)

Нам необходимо этот завал разобрать. Выберите из приведенного перечня веществ те, которые соответствуют выбранному вами классу соединений, назовите их. (Учащимся предложены карточки с названиями классов соединений, какую карточку выбрали, такой класс соединений и выбирают, дают им названия.)

Перечень веществ: KOH, H2SO4, Na2O, MgCl2, Al(OH)3, CO2, HCl, CaO, Fe(NO3)2, HNO3, LiOH, Na3PO4, NaOH, H3PO4, CaCO3, CuO, P2O5, AlCl3, Ba(OH)2, H2SiO3

Второе препятствие: стена. (1 балл за каждую формулу)

Жители Волшебной Страны веществ построили огромную стену, преграждающую путь каждому. Пройти через ворота стены мог только тот, кто назовет как можно больше соединений разных классов неорганических веществ, в состав которых входят атомы химических элементов, начертанных на стене.

Задание. Составить формулы веществ различных классов и назвать их.

Команда Оксиды составляет формулы веществ, в состав которых входит железо, и называет их.

Команда Основания составляет формулы веществ, в состав которых входит сера, и называет их.

Команда Кислоты составляет формулы веществ, в состав которых входит алюминий, и называет их.

Команда Соли составляет формулы веществ, в состав которых входит углерод, и называет их.

Третье препятствие: цветы (каждый правильный ответ 1 балл).

Цветы, произрастающие на этой поляне, обладают усыпительными свойствами. Спасти путешественников могут только волшебные цветы, которые каждому из них необходимо собрать из лепестков, соответствующих «сердцевинкам».

Задание. Представителю каждой команды собрать по одному из указанных цветов.

Надписи на «сердцевинках»: оксиды, кислоты, основания, соли.

Надписи на «лепестках»:

- Сложные вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками

Нефёдова Татьяна Сергеевна 239-114-173

- Примеры HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4

- Окраска фенолфталеина становится малиновой

- Образуются при нагревании нерастворимых оснований

- Бывают кислородсодержащими и бескислородными

- Примеры: MgO, K2O, CO2, SO3

- Бывают растворимые в воде (щелочи) и нерастворимые

- Примеры: сульфаты, хлориды, карбонаты, нитраты, фосфаты

- Являются продуктом реакции нейтрализации (кроме воды)

- Примеры: KOH, Fe(OH)3, Cu(OH)2, Ca(OH)2

- Сложные вещества, состоящие из атомов двух элементов, один из которых - кислород - - Образуются при реакции горения

- Примеры: NaCl, CaCO3, CuSO4, K3PO4

- При взаимодействии с кислотами идет реакция нейтрализации - частный случай реакции обмена

- Сложные вещества, в которых каждый атом металла связан с одной или несколькими гидроксильными группами

- Растворы взаимодействуют с активными металлами, в результате чего выделяется водород (кроме HNO3)

- Раствор лакмуса становится красным

- При взаимодействии с основаниями идет реакция нейтрализации - частный случай реакции обмена

- Бывают кислотными и основными

- Образуются при взаимодействии кислот с основными оксидами (кроме воды)

Препятствие четвертое: лабиринт. (5 баллов: 3 балла - формулы веществ, 2 балла - уравнения)

Жители Волшебной Страны веществ построили лабиринт. Выход из него можно найти, если пройти через химический лабиринт.

Задание. Заполните пустые клетки недостающими формулами. Запишите уравнения реакций.

CuSO4 + ? = ? + Na2SO4

?

+

O2 ? + HCl = ? + H2O

= +

? + H2O = H2SO3

Препятствие пятое: цепочки превращений. ( 10 баллов)

Жители Волшебной Страны веществ были известны своим строгим и воинственным нравом. Едва увидев путников, они объявляли, что пройти по их территории можно благополучно только в том случае, если осуществить на бумаге волшебные превращения.

Задание. Составьте уравнения реакций, согласно предложенной цепочки превращений и укажите тип реакций.

Команда Оксиды: кальций  оксид кальция  гидроксид кальция  нитрат кальция

Команда Основания: сера  оксид серы(IV)  сернистая кислота  сульфит кальция

Команда Кислоты: сульфат цинка гидроксид цинка  оксид цинка  хлорид цинка

Команда Соли: фосфор  оксид фосфора  фосфорная кислота  фосфат кальция

Нефёдова Татьяна Сергеевна 239-114-173

Препятствие шестое: эксперимент. ( 5 баллов)

Жители Волшебной Страны веществ очень любят проводить химические опыты. Путникам, оказавшимся на их территории они предлагают осуществить на практике волшебные превращения.

Задание. Напишите уравнение реакции превращения. Опытным путем докажите это превращение.

Команда Оксиды: CuSO4  Cu(OH)2

Команда Основания: CuO  CuCl2

Команда Кислоты: Zn  H2

Команда Соли: Cu(OH)2  CuO

Наше путешествие подошло к концу. Подсчитываются результаты команд, и определяется команда - победитель.

Домашнее задание. Решить задачу. Вычислить массу соли, полученной при взаимодействии 7,3 г соляной кислоты с магнием.


© 2010-2022