• Преподавателю
  • Химия
  • «Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»

«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Ляпнинская ОШ - филиал МБОУ Ушаковской СШ

Гагинского района Нижегородской области







ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»

Выполнила: Кадыкова М.А.

учитель химии











с.Ляпня 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исторический контекст становления педагогического опыта……..

2. Теоретическое обоснование педагогического опыта……………….

3. Технология педагогического опыта………………………………….

3.1. Характеристика деятельного аспекта педагогического опыта…..

3.2. Формы использования ИКТ…………………………………………..

3.2.1. Использование готовых электронных продуктов………………

3.2.2. Использование мультимедийных презентаций………………….

3.2.3. Использование ресурсов сети Интернет………………………….

3.3. ИКТ на конкретном уроке………………………………………………

3.3.1. Уроки с использованием мультимедийных презентаций………..

3.3.2. Урок-лекция…………………………………………………………

3.3.3. Обобщающий урок…………………………………………………

4. Диссеминация педагогического опыта…………………………….

4.1. Диапазон опыта и степень его новизны………………………….

4.2. Результативность опыта и достигнутые эффекты……………….

4.3. Трудоёмкость и ограничения, отслеженные в процессе внедрения опыта……………………………………………………………………………

4.4.Формы тиражирования опыта в педагогическом сообществе…..

Список используемой литературы…………………………………………..



Эффективность современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых активных форм обучения. Моя деятельность сопряжена с творческим подходом. Учитель как друг и добрый наставник, прежде всего, должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать, сформировать познавательный интерес и научить учиться, то есть сформировать компетентную в познавательной деятельности личность.

Главной задачей считаю развитие интереса к учению у учащихся, убеждение в значимости образования. Разбудить мысль учащихся мне помогает использование наглядности (таблицы, схемы, картины) и современных средств (компьютер, мультимедийная установка), это позволяет осуществлять процесс обучения школьников не только на словесно-логической, но и на образной основе. Проведение экспериментов и наблюдений, создание проблемной ситуации, использование примеров на местном материале, использование дидактических игр, межпредметные связи, использование видеозаписей помогают мне добиться хороших результатов обучения химии.

Эффективность применения мною методик преподавания подтверждается хорошим качеством знаний учащихся по химии.

С годами осознаешь, что труд твой не пропал даром, что предмет твой удостоен внимания многих. Вот поэтому я считала, считаю, и буду считать, основным своим назначением учить детей объяснять химические процессы, проводить эксперименты, сформировать у ребенка важнейшие личностные качества и умения: самостоятельность, ответственность, внимание. Верю, что именно посредством обучения и воспитания учитель формирует компетентную личность, успешную не только в своей жизни, но и ответственную за успех страны.

2. Исторический контекст становления педагогического опыта.

В самом простом понимании химия - наука о веществах и их свойствах. Изучение в школе предмета "химия" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей химии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

Роль наглядности в преподавании учебных предметов общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

Информатизация среднего образования, проводимая в последние несколько лет, позволила увидеть и оценить положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий. Школьный курс химии и его преподавание обладает рядом существенных особенностей, которые затрудняют обучение и применение информационных технологий, главными из которых является слабая математизация школьного курса химии и трудности алгоритмизации материала. Имеющаяся проблема слабого развития информационной культуры учителей химии, и незнание ими основ работы с предметными ИТ, не является серьезным препятствием на пути внедрения современных информационных технологий. Оптимальным путем для решения существующих проблем в преподавании курса химии и повышения информационной культуры учителей может служить использование ими на уроках интерактивного иллюстративного материала в виде мультимедиа презентаций, подготовленных с использованием легко осваиваемых программных продуктов, таких как Microsoft Power Point. При всей своей простоте освоения и использования они обладают широкими возможностями, достаточной гибкостью и универсальностью для применения на уроках химии.

Наиболее оптимальным подходом для организации информационного наполнения мультимедиа презентаций является использование принципов системной педагогики. Цель их применения - повысить качественный и количественный уровень усвоение материала представленного в мультимедиа презентациях. В основе данного подхода лежит разбивка теоретического материала на небольшие логически законченные конструкции или модели с точным числом элементов и связей. Информация представленная таким образом является информационной основой урока, которая ассимилируется в сознании ученика.

На выбор мной этой темы повлияло то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование.

Информатизация учебного курса химии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий (СНИТ), в том числе мультимедийных пособий.

По яркому замечанию А.В. Осина «... появление СНИТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии», и шире - от приоритета объяснительно-иллюстративных методов обучения к интерактивным. Компьютерные мультимедийные пособия в том числе по химии обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их о учебников на бумажных носителях.

Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. Использование ИКТ на уроках химии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических процессов выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых веществ и их свойств. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие химиические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину химического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе

Информатизация включает в себя:

-компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

-интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;

-медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации

В последнее время специалисты по-новому определяют место информационных технологий и предмета информатики в образовательных учреждениях. Информатика рассматривается не как изолированная дисциплина, а в тесном переплетении с информационной учебной деятельностью во всех предметах.

Информационные технологии позволяют:

• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

• коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

• рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

• использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

• изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

• представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

3. Теоретическое обоснование педагогического опыта.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

  • 2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  • подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

  • 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств ЦОР и методик ИКТ.

Обучающие функции:

  • усвоение знаний (о фактах, понятиях, химических законах и теориях, способах деятельности);

  • совершенствование качества знаний, закрепление полученных ранее знаний, усвоение системы контроля качества знаний (глубины, прочности, системности), в том числе использованием приемов дистанционного обучения;

  • освоение методов естественнонаучного познания в предметной деятельности учителя химии при помощи ЦОР, ИКТ;

  • формирование практических умений при работе с натуральными и виртуальными объектами.

Развивающие функции:

  • развитие всей системы познавательных процессов (внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи);

  • развитие аналитико-синтетических приемов мышления с использованием ИКТ;

  • развитие творческих способностей па базе ЦОР;

Воспитательные функции:

  • формирование естественнонаучного мировоззрения и естественнонаучного стиля мышления, способности алгоритмизировать собственную деятельность;

  • становление социально ценных мотивов учения (в частности интереса к учению);

  • формирование социально положительных элементов поведения;

  • воспитание волевых и нравственных качеств личности..

  • В изучении школьного курса химии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира;

  • система тестового контроля

  • подготовка к ГИА.

  • Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

  • Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Кроме того, использование ИКТ даёт преимущества в организации учебной работы всем её участникам.

1. значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;

2. повышается актуальность получаемой информации;

3. учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Использование ИКТ на уроках химии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Цель моей работы:

Разработка методических рекомендаций по применению ИКТ на уроках химии для учителя и для учащихся.

Задачи:

1. проанализировать учебные темы курса химии в контексте использования ИКТ;

  1. определить основные направления и формы использования ИКТ;

3. выявить влияние и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на ученика и учителя;

4. сформировать комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для курса химии 8-9 классы.

4. Технология педагогического опыта

4.1. Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта.

Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая занимающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

В курсе химии есть темы, к которым подобрать наглядный материал достаточно нелегко. Я хорошо представляю себе, что любая наглядность должна не только иллюстрировать, но и «работать» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала. Сегодня у учителя есть возможность использовать электронные учебники, Интернет-ресурсы. Но меня больше привлекают уроки, подготовленные мною. Обладая необходимой техникой, уроки-презентации можно проводить в двух формах: в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит за компьютером, или же в любом другом кабинете, в котором есть хотя бы один компьютер и цифровой проектор. Презентации, созданные в программе Microsoft Power Point, сопровождающие уроки (химия, 8 класс «Степень окисления», «Признаки химических реакций», 9 класс «Металлы», «Соединения углерода» и др.), позволяют повторять видеофрагменты с любого места, дают возможность вернуться в наиболее трудную часть урока за считанные секунды. Power Point позволяет внедрять в урок короткие видеофрагменты, анимацию и музыку. Здесь без труда можно совмещать на одной странице фото- и видеоматериалы, текст и графики. Очень важным этапом урока является повторение. В этой программе можно легко вернуться в начало и повторять изученное. Такой урок поможет с легкостью усвоить даже очень сложный материал. Мною разработан цикл уроков по теме «Изменения, происходящие с веществами» 8 класс («Признаки химических реакций», «Типы химических реакций») «Неметаллы» 9 класс («Фосфор», «Углерод», «Кремний») с использованием программы «Конструктор презентаций».

4.2. Формы использования ИКТ.

4.2.1. Использование готовых электронных образовательных ресурсов

Использование готовых электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

На уроках и факультативах по химии и во внеурочное время я использую энциклопедию Кирилла и Мефодия, электронное приложение к учебнику Химия 8 класс, электронное приложение к учебнику Химия 9 класс Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

• усвоить базовые знания по предмету,

• систематизировать усвоенные знания,

• психологически настроить на атмосферу экзамена,

• натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,

• сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,

• сформировать навыки самоконтроля,

• сформировать мотивацию к учению в целом и к химии в частности,

• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

• обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

4.2.2. Использование мультимедийных презентаций

Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день в своей работе я использую презентации к 17 урокам по различным темам программы.

4.2.3. Использование ресурсов сети Интернет.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экспериментов.

Для проведения виртуального эксперимента необходимо использование компьютерной техники. Этот вид эксперимента наиболее предпочтителен при дистанционном обучении, так как является более наглядным.

Я использую два вида виртуального эксперимента: виртуальные демонстрации и виртуальные лаборатории.

Виртуальные демонстрации - это компьютерные программы, которые воспроизводят на экране динамическое изображение, создающее визуальные эффекты, имитирующие признаки и условия протекания химических процессов (например ЦОРы). Такая программа не допускает вмешательство учащихся в алгоритм, реализующий её работу.

Виртуальная лаборатория - это программа, позволяющая моделировать на компьютере химические процессы, изменять условия и параметры её проведения. Такая программа создает особые возможности для реализации интерактивного обучения.

При изучении темы "Металлы" в качестве домашнего задания можно предлагаю девятиклассникам выполнить виртуальную лабораторную работу по идентификации трех металлов (серебро, родий, платина) на основании анализа их плотности. Подобную работу, в реальных условиях, учащиеся выполняли при изучении физики в 7-м классе. Однако за 2 года многие школьники забыли общие походы к решению данной экспериментальной задачи. Из-за нехватки времени повторить её на уроках химии невозможно. Прошу учащихся все этапы своей работы проиллюстрировать скриншотами.

По моему мнению, использование такой виртуальной лаборатории при обучении химии как дистанционно, так и на обычных уроках в классе, позволяет повысить эффективность домашнего задания, разнообразить их по форме и содержанию. Очень важно применять такую форму работы с одаренными детьми, стимулирует познавательный интерес учащихся.

Зачем нужны виртулабы.

  • Подготовка учащихся к химическому практикуму в реальных условиях.

  • Проведение экспериментов, недоступных в школьной химической лаборатории.

  • Дистанционный практикум и лабораторные работы, в том числе работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, и взаимодействие с территориально удаленными школьниками.

  • Быстрота проведения работы, экономия реактивов.

  • Усиление познавательного интереса. Отмечается, что компьютерные модели химической лаборатории побуждают учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

  • Рассмотрим несколько направлений, как можно использовать Интернет в школе.

  • Использование Интернета на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов. В своей работе я использую общие сайты по химии. На этих сайтах размещена дополнительная интересная информация о живой природе. Эти сайты я рекомендую учащимся 8-9 классов.

  • Различные формы сетевого взаимодействия (индивидуальное общение по e-mail, тематические рассылки, форумы и чаты, методические ftp-архивы и др.) можно рассматривать в качестве основы для формирования единого учебно-методического пространства.

  • Использование электронной почты учителем значительно расширяет его контакты с внешней средой, делает возможным участие в работе сетевых методических объединений, позволяет выполнять функции удаленного консультанта. Варианты использования учителями индивидуальных электронных адресов различны:

  • сетевое взаимодействие с администрацией, коллегами и учащимися;

  • получение материалов тематических сетевых рассылок;

  • участие в виртуальных методических объединениях и Интернет-конференциях;

  • поддержка участия учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Участие в работе сетевых методических объединений, Интернет-педсоветов помогает учителям обменяться опытом, обсудить насущные проблемы с коллегами, получить «из первых рук» нормативные документы.

Дистанционное обучение. В настоящее время существует большое количество электронных учебников и дистанционных курсов по различным предметам. На многих дистанционных курсах имеются следующие инструменты получения информации и общения: доска объявлений, электронная почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web-сайтов.

Дистанционные олимпиады, объединяющие конкурсы учащихся и обмен методическим опытом педагогов, позволяют, не нарушая основного учебного процесса, принять участие в крупномасштабных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений.

4.3. ИКТ на конкретном уроке.

Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину химического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Можно использовать следующие методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

4.3.1.Уроки с использованием мультимедийных презентаций.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока

  • как способ создания проблемной ситуации,

  • как способ объяснения нового материала,

  • как форма закрепления изученного,

  • как форма проверки домашнего задания,

  • как способ проверки знаний в процессе урока.

  • Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

  • Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

  • Возможности презентаций:

  • Демонстрация фильмов, анимации.

  • Выделение (нужной области).

  • Гиперссылки.

  • Последовательность шагов.

  • Интерактивность.

  • Движение объектов.

  • Моделирование.

  • Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.

  • Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно также создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации.

  • Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

  • Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной учеником, вы познакомитесь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.

  • Специфика подготовки урока - презентации безусловно определяется типом урока.

4.3.2. Урок-лекция.

Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока.

В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.

4.3.3. Обобщающий урок.

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Благодаря презентации я могу все время контролировать работу класса.

В перечисленных типах уроков презентации создаю сама, однако ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

  • умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

  • умение работать в группе;

  • умение находить информацию в различных источниках;

  • коммуникативная компетентность;

  • осознание полезности получаемых знаний и умений.

  • В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.

5. Диссеминация педагогического опыта.

5.1. Диапазон опыта и степень его новизны.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения:

а) изучение информатики;

б) использование компьютера при изучении различных предметов.

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

1.Реализуются новые цели образования:

  • организация самостоятельной продуктивной деятельности;

  • формирование информационной грамотности и компетентности;

  • индивидуализация процесса;

  • ценностно-смысловое определение учащихся.

2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет

  • расширения возможностей доступа к образовательной информации;

  • совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;

  • формирования умения самостоятельно приобретать знания;

  • визуализации представленной информации;

  • ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;

  • развития творческого потенциала учащихся;

  • незамедлительной обратной связи;

  • одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.

  1. Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии вносят существенные изменения в образовательный процесс

  • Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика

Использование разных форм ИКТ способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

способствует повышению познавательного интереса к предмету;

содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

  • Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя

ИКТ дают:

  • экономию времени на уроке;

  • глубину погружения в материал;

  • повышенную мотивацию обучения;

  • интегративный подход в обучении;

  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов;

  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

5.2. Результативность опыта и достигнутые эффекты.

На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями: (за три года)

1. Стабильное качество знаний по химии - 83 %, уровень обученности - 100%.

2.Повышение познавательного интереса к предмету:

  • Ежегодно учащиеся школы участвуют в школьной олимпиаде по химии.

  • Проявляется стойкий интерес к изучению предметов естественно-научного цикла.

В процессе написания творческой работы мною было проведено анкетирование учащихся 8-9 классов (10 учащихся). На выявление отношения учащихся к ЭОР была составлена анкета, данная анкета включала пять вопросов. Она позволила мне определить значимость технических средств обучения на уроках биологии.

1. Считаете ли вы применение ЭОР эффективным?

Многие учащиеся отметили что да, считают эффективным - 82%.

2. Считаете ли вы необходимым применение ЭОР на каждом уроке?

Большой процент учащихся ответили «Да»(78%). Но 22% учащихся отметили, что это лишнее.

3. Считаете ли вы, что применение ЭОР дает возможность получить более глубокие знания?

Во всех классах отметили что ТСО позволяют получать знания, лучше понять предмет, и кроме того уроки более интересные, с применением ТСО (92%.) Но хотя, 8% учеников отмечают, что применение ТСО не позволяет получить, более глубоких знаний.

  1. Как часто вы используете Интернет в учебных целях?

Большой процент составляет учащиеся, которые ответили, что не используют Интернет в учебных целях - 55%. Но также есть ученики, которые используют интернет часто. Чаще используют Интернет в учебных целях учащиеся 9 класса.

5. Что вы можете предложить по использованию ЭОР?

  • Установить новые компьютеры, интерактивные доски.

  • Использовать Интернет-технологии на уроках.

  • Установить веб- камеры для общения (кабинет немецкого языка).

  • Установить тренажер-тестов для подготовки к ГИА

  • Применять ТСО на каждом уроке (презентации, просмотр виде о-фильмов на уроках истории, литературы).

Таким образом, информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала.

5.3. Трудоёмкость и ограничения, отслеженные в процессе внедрения опыта.

Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования. Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Трудоёмкость инновационного педагогического опыта заключается в:

  1. необходимости подготовки учителя-предметника к освоению новых информационных технологий, средств медиаобразования, приёмов работы в глобальных информационных сетях;

  2. информационном обеспечении (подключение к телекоммуникационным системам различного уровня с выходом в глобальные сети) и ресурсном (материально-техническое оснащение: наличие компьютерной техники, интернет-связи, учебно-наглядных пособий; программное и учебно-методическое оснащение образовательного процесса: наличие современного оборудования, медиатеки и фильмотеки);

  3. создание системы уроков с использованием данной техники отнимает у учителя много времени.

При использовании ИКТ могут возникнуть некоторые риски:

  • снижение мотивации к традиционным формам обучения;

  • перегрузка урока информацией;

  • сокращение времени на опрос учащихся;

  • сокращение работы с учебником.

Поэтому ИКТ необходимо применять в сочетании с традиционными формами и методами работы.

Используя данный опыт, следует помнить о здоровьесберегающих технологиях. Регулярно проводить минутки здоровья, для глаз стараясь в данный момент не использовать экран или интерактивную доску.

5.4. Формы тиражирования опыта в педагогическом сообществе.

Я делюсь опытом использования ИКТ среди учителей-предметников нашей школы.

2012-2013 учебный год Кислоты - 8 класс

2013-2014 учебный год Степень окисления. - 8 класс

"Славянский базар" - 9 класс

2014-2015 учебный год

"Здоровые зубы - залог здоровья". - 8 класс

Алюминий - 9 класс

На уроках были показаны все формы и методы использования ИКТ. На заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла я готовила выступление по теме «Методические приёмы использования ИКТ».

На данный момент я осуществляю поиск коллег учителей химии в Интернет сообществах по данной проблеме для более продуктивной и целенаправленной работы.

Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Ахлебинин А.К., Лазыкина Л.Г., Кракосевич А.С, Нифантьев Э.Е. Компьютерные программы для обучения решению задач по химии. //
Химия в школе. - 2002. - № 4. - С. 51- 55.

2. Безрукова Н.П., Изместьева Н.Д., Реди Е.В. Организация изучения темы «Химическая связь» с использованием компьютерных технологий в 8 и 11 классах. - Тобольск, 1999. - С.23 -24.

3. Дендербер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии, М.: 5 за знания, 2007.

4. Дорофеев М.В., Нагин Н.А., Лущай М.Г. Мотивационный ресурс виртуальной химической лаборатории //Химия в школе.- 2008, №9. - С. 60 -65.

5. Органическая химия. 10 - 11 классы [Электронный ресурс]: поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» / Образовательная коллекция: 1С. Лаборатория систем мультимедия. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003.-1 эл. Опт. Диск(CD-ROM).

6. Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии. - М.: Высшая школа, 2005. - С.173.

«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии»


© 2010-2022