Рабочая программа по химии (2015-2016 уч. год)

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по химии (2015-2016 уч. год)Рабочая программа по химии (2015-2016 уч. год)Рабочая программа по химии (2015-2016 уч. год)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАБАРОВСКИЙ АВТОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ

(КГБ ПОУ ХАДТ)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 07 ХИМИЯ










для специальности СПО

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных машин

и оборудования»

08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»

23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики

(по видам транспорта, за исключения водного)






2015

Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ

цикловой комиссии Зам. директора по УР

общеобразовательных дисциплин _____ О.А. Пустовалова

Протокол №____ от ________2015 г.

Председатель ц/к ________ А.В. Гончарова


Программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС 3) по специальностям:

Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Хабаровский автодорожный техникум»

Разработчик: Безридный Леонид Николаевич, преподаватель II категории_


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ






























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ХИМИЯ»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

- 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»;

- 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

- 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»

- 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключения водного)»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Химия» - в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;

- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, - используя для этого химические знания;

- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологи для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

• метапредметных:

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- использование различных источников для получения химической информации, умение оценивать ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере:

• предметных:

- сформированность представлений о месте химии в современной научной

картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функ-циональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и

символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

− сформированность умения давать количественные оценки и производить

расчеты по химическим формулам и уравнениям;

− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке на зачете

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется проверка общих компетенций:

Общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки

Показатели оценки результата

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Участие во внеурочной деятельности (олимпиадах, конкурсах, неделях ПЦК, «Студенческой весне»).

Систематическая подготовка к ЛПЗ.

Оформление портфолио.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Точное выполнение требований преподавателя.

Рациональное планирование этапов деятельности.

Оптимальный выбор методов и способов выполнения практических и самострельных работ.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Объективная оценка деятельности студента в процессе учебной деятельности.

Проведение своевременного контроля и корректировки деятельности в соответствии с методическими указаниями.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Целесообразное использование разнообразных источников информации, включая Интернет, при подготовке к ЛР, написании рефератов, докладов, сообщений и т.д.

ОК 5. Использование информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Подготовка презентаций к теоретическим занятиям.

Оформление результатов деятельности с применением ИКТ в соответствии с нормативными документами, использование портфолио.

Участие студентов в учебной исследовательской деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Корректное взаимодействие со студентами, коллегами в процессе учебной деятельности.

Соблюдение норм этикета и профессиональной деятельности.

Оценка презентации проекта.

Самостоятельное групповое оценивание.

Рейтинговая система оценки.

Открытая защита творческих работ.

Лабораторно - практический контроль.

8. Использование портфолио.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Контроль за результатами работы студентов в малых группах.

Рефлексия и саморефлексия студентов.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Лист индивидуальных достижений.

Презентации исследовательских проектов. Оформление презентаций.

Оформление результатов работы в виде газет, сборников задач.

Открытые защиты творческих и проектных работ.

Взаимооценка и самооценка работ студентами.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Разработка и защита рефератов, докладов, сообщений, презентаций в соответствии с изменяющимися ИКТ.

Участие в фестивалях творческих проектов.

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Участие в предметных неделях.

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося -117 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;

- самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.

































2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

78

в том числе:

лабораторные работы

17

практические занятия

3

зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося

39

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета








2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и

практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

70

Тема 1.1. Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала

4

2

1

Предмет и задачи химии. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования. Вещества и их свойства.

2

Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Химические знаки и формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

3

Стехиометрия. Закон постоянства состава вещества. Закон сохранения массы веществ. Закон Авогадро и следствия из него.

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

Расчеты по химическим формулам и уравнениям

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспекта;

- решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе; количества вещества и т.д.

2

Тема 1.2. Строение атома. Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева

Содержание учебного материала

3

2

1

Атом - сложная частица. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность.

2

Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Строение атома по Бору. Излучение и поглощение энергии атомами.

3

Электронная оболочка атома. Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

4

Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Современная формулировка периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Значение периодического закона для развития науки и понимания химической картины мира.

Лабораторные работы

0


Практические занятия

1

Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспекта;

- подготовить сообщения на тему «Открытие периодического закона», «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева», «Использование радиоактивных изотопов в технических целях»;

- расчет количества протонов, нейтронов, электронов в атомах различных химических элементов.

3

Тема 1.3. Строение вещества

Содержание учебного материала



1

Понятие о химической связи. Химическая связь и валентность.

4

2

2

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи.

3

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки.

4

Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Типы кристаллических решеток: молекулярные, атомные и ионные. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с учебной литературой и интернет - ресурсами;

- чистые вещества и смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей;

-решение задач на нахождение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей;

- понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Коллоидные растворы.

3

Тема 1.4. Химические реакции

Содержание учебного материала

6

2

1

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

2

Понятие скорости химической реакции. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации (закон действующих масс), температуры (правило Вант-Гоффа, энергия активации), поверхности соприкосновения. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы.

3

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Принцип Ле Шателье. Константа химического равновесия. Равновесные концентрации.

Лабораторные работы

4


Химическая кинетика

Химическое равновесие

Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с учебной литературой;

- составление схемы: «Классификация химических реакций»;

- расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР методом электронного баланса;

- расчеты, связанные со скоростью химической реакции;

- выполнение упражнений на смещение химического равновесия.

3

Тема 1.5. Растворы. Электролитическая диссоциация. ОВР

Содержание учебного материала

6

2

1

Растворы. Общая характеристика растворов. Растворимость веществ в воде. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, титр раствора.

2

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации с различным видом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Связь между степенью и константой диссоциации. Уравнение Оствальда.

3

Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Лабораторные работы

5


Приготовление растворов заданной концентрации

Сравнение силы электролитов. Реакции в растворах электролитов

Окислительно-восстановительные реакции

Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

- решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества и молярной концентрации;

- составление уравнений электролитической диссоциации, реакций ионного обмена;

- составление уравнений ОВР методом электронного баланса.


Тема 1.6. Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала

4

2

1

Положение металлов в периодической системе и строение их атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии.

2

Положение неметаллов в периодической системе и особенности строения их атомов. Неметаллы - простые вещества. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Лабораторные работы

2


Восстановительные свойства металлов

Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

- характеристика типичных металлов и неметаллов по выбору обучающегося;

- подготовка к практической работе «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений»;

- подготовить доклад на тему «Роль металлов в истории человеческой цивилизации», «Химия металлов в моей профессиональной деятельности»;

- коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Способы защиты металлов от коррозии.

4

Тема 1.7. Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание учебного материала



1

Кислоты. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.



2

Основания. Основания как электролиты, их классификация по различным признака. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Основные способы получения оснований.

8

2

3

Соли. Соли как электролиты. Классификация солей. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Понятие о гидролизе солей.

4

Оксиды. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, кислотные и амфотерные оксиды, их химические свойства. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металл. Способы получения оксидов.

Лабораторные работы

2


Важнейшие классы неорганических соединений


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспекта;

- составление обобщающей таблицы по номенклатуре и химическим свойствам основных классов неорганических соединений;

- подготовить доклад на тему: «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля».

4

Раздел 2.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

47


Тема 2.1. Теоретические положения органической химии

Содержание учебного материала

4

2

1

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических с неорганическими веществами

2

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

3

Строение атома углерода. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (σ- и π-связи). Понятие гибридизации. Различные типы гибридизации и форма атомных орбиталей. Геометрия молекул веществ, образованных атомами углерода в различных состояниях гибридизации. Классификация и типы механизмов реакций в органической химии.

Лабораторные работы



Качественный элементарный анализ органических соединений

2


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

- подготовить доклад на тему: «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии»;

- составление структурных формул органических веществ, их изомеров и гомологов.

3

Тема 2.2. Углеводороды

Содержание учебного материала

8


1

Предельные углеводороды. Алканы и циклоалканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов и циклоалканов. Физические свойства. Химические свойства алканов и циклоалканов. Механизм реакции замещения у алканов. Основные способы получения алканов и циклоалканов. Отдельные представители алканов и циклоалканов, их применение.

2

2

Непредельные углеводороды. Алкены. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов. Электронное и пространственное алкенов. Алкадиены. Классификация диеновых углеводородов. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Номенклатура алкадиенов. Алкины. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Электронное и пространственное строение алкинов. Физические свойства алкинов.

3

Непредельные углеводороды. Реакционная способность алкенов, алкадиенов и алкинов: реакции присоединения (водорода, галогенов, галогеноводородов, воды, полимеризация). Правило Марковникова. Реакции окисления алкенов и алкинов. Подвижность атомов водорода в алкинах (кислотные свойства).

4

Арены. Гомологический ряд аренов. Бензол как представитель аренов. Электронное и пространственное строение бензола. Гомологи бензола, их номенклатура. Физические свойства аренов. Химические свойства аренов. Особенности химических свойств гомологов бензола. Получение и применение аренов.

Лабораторные работы

2


Алифатические углеводороды

Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

- название веществ по международной номенклатуре IUPAC;

- составление и решение генетических цепочек;

- решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода;

- подготовить доклад на тему по выбору: «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Экологические аспекты использования углеводородного сырья» и др.

5

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

8


1

Спирты и фенолы. Классификация спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов и фенолов. Электронное и пространственное строение спиртов. Влияние строения спиртов на их физические свойства. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов и фенолов. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Особенности химических свойств многоатомных спиртов. Способы получения спиртов и фенола. Отдельные представители спиртов и фенолов: метанол, этанол, этиленгликоль и глицерин, фенол их применение


2

Оксосоединения. Гомологический ряд альдегидов и кетонов. Изомерия и номенклатура оксосоединений. Электронное строение карбонильной группы. Физические свойства альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакция поликонденсация. Образование фенолформальдегидной смолы. Способы получения альдегидов и кетонов. Отдельные представители альдегидов и кетонов и их применение


3

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их изомерия и номенклатура. Строение карбоксильной группы. Межмолекулярные водородные связи карбоксильных групп, их влияние на физические свойства. Химические свойства карбоновых кислот. Способы получения карбоновых кислот. Отдельные представители карбоновых кислот и их применение


4

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла и СМС


5

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Крахмал и целлюлоза. Строение молекулы Физические и химические свойства, нахождение в природе и биологическая роль. Применение. Нитрование целлюлозы. Пироксилин


Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами;

- составление и решение генетических цепочек;

- подготовить доклад на тему по выбору: «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «замена жиров в технике непищевым сырьем», «Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений», «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки» и др.

5

Тема 2.4. Азотосодержащие органические соединения

Содержание материала

2

2

1

Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация, номенклатура, получение и химические свойства. Анилин - представитель ароматических аминов, его получение и свойства. Реакции Н.Н. Зинина.

2

Аминокислоты. Понятие об аминокислотах, их классификация и строение. Номенклатура и изомерия аминокислот. Химические свойства аминокислот, обусловленные аминной и карбоксильной групп. Биполярный ион. Реакции конденсации. Пептидная связь. Применение и получение аминокислот

3

Белки. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков. Биологические функции белков. Белки как компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами;

- подготовить доклад на тему по выбору: «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы»;

- основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Мономер, полимер, получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые. Пластмассы. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Каучуки натуральный и синтетические. Вулканизация каучука, резина.

6

Дифференцированный зачет

2


Всего

117


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).







3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии, лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:

- классная доска;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный стол;

- вытяжной шкаф;

Учебно-наглядные пособия и лабораторное оборудование:

- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

- электрохимический ряд напряжений металлов;

- таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

- плакаты по органической и неорганической химии;

Лабораторное оборудование:

- калькулятор;

- весы учебные с разновесами;

- плитка электрическая;

- баня водяная;

- термометр химический;

- сетка металлическая асбестированная;

- штатив металлический с лапкой и кольцом;

- штатив для пробирок;

- пробирки;

- спиртовка;

- воронка химическая;

- колба коническая разной емкости;

- колба мерная разной емкости;

- палочки стеклянные;

- стаканы химические разной емкости;

- цилиндры мерные разной емкости;

- чаши выпаривательные;

- щипцы тигельные;

- прибор для получения газов;

- реактивы неорганических и органических веществ;

- коллекции: «Металлы», «Горные породы», «пластмассы и волокна», «Продукты переработки нефти»;

- набор для составления моделей молекул.

Технические средства обучения

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

Для обучающихся

1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

4. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

5. Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

6. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

7. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. - М., 2014.

8. Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Для преподавателя

1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

5. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. - М., 2012.

6. Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).

Интернет ресурсы

pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).

hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).








4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов

деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Важнейшие химические понятия

Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, химическое равновесие, скорость химической реакции, катализ, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.

Основные законы химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.

Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений.

Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева.

Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева

Основные теории химии

Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.

Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.

Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений

Важнейшие вещества и материалы

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, железа, а в естественнонаучном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.

Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественнонаучного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических

волокон, каучуков, пластмасс

Химический язык и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.

Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.

Классификация веществ и процессов с точки зрения

окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса.

Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.

Химический эксперимент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.

Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента.

Химическая информация

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Расчеты по химическим формулам и уравнениям

Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.

Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям.

Профильное и профес-

сионально значимое

содержание

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников



Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Хабаровский автодорожный техникум (ХАДТ)»

Разработчик:

Безридный Л. Н., преподаватель КГБ ПОУ «Хабаровский автодорожный техникум (ХАДТ)», г. Хабаровск.

Рекомендована цикловой комиссией «Общеобразовательных дисциплин»

протокол №______ от _______________2015 г.




© 2010-2022