Технологическая карта урока по теме «Основания» 8 класс

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель химии МБОУ гимназии № 4 Бигуловой З.З.

Технологическая карта урока по теме «Основания»

Предмет: химия

Класс: 8

Учебник: Габриелян О.С. «Химия 8 класс»

Тема: Основания

Тип урока: изучения нового материала

Цель:

познакомить учащихся с новым классом веществ - основания, их свойствами, номенклатурой и получением.

Задачи:

Образовательная: изучить строение, номенклатуру, свойства и применение оснований

Развивающая: развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации, учить выделять причинно-следственные связи (выявление зависимости свойств от строения)

Воспитательная: развивать интерес к предмету, развивать взаимосвязь между предметами, развивать знания о применении химии в быту.

Методы и методические приёмы:

1. Работа с книгой: чтение, изучение, краткое конспектирование, составление вопросов.

2. Самостоятельная работа.

3. Практический - выполнение лабораторного опыта.

4. Фронтальный опрос.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, демонстрация видео (ЦОР scooll-collection)

Реактивы: примеры растворимых и нерастворимых оснований - NaOH, KOH, Ca(OH)2; индикаторы - лакмус, фенолфталеин, метилоранж

Организационная схема:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1 мин

Проверяет готовность учащихся, класса к уроку.

Приветствуют учителя

Проверка домашнего задания

5 мин

Проводит фронтальный опрос, следит за их выполнением

Ответы на вопросы

Актуализация знаний

3 мин

Формулирует задание

Выполняют задание, записывают в тетрадь формулы оксидов и оснований

Сообщение темы урока, целей и задач

2 мин

Презентация

Слайд №1

Сообщает тему урока, цели и задачи, мотивирует к изучению темы

Записывают в тетрадь тему урока


Формирование новых знаний

10 мин

Слайд № 2-8

Знакомит с понятием «основания», классификацией этого класса веществ, физическими и химическими свойствами, техникой безопасности при работе со щелочами, их применением

Выполняют запись определения оснований в тетрадь, составляют схему классификации оснований, записывают физические и химические свойства оснований в тетради, работают с учебником.

Первичное закрепление знаний

15 мин

Организует работу, оказывает помощь, дополняет ответы, добивается правильного понимания материала

- выполнение лабораторного опыта «Изучение свойств оснований»

Первичное обобщение и систематизация знаний

6 мин

Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний для объяснения и решения различных задач, исправляет ошибки

Отвечают на вопросы, выполняют задание

Рефлексия

3 мин

Задаёт вопросы: достигли ли вы цели урока? В какой степени? Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение.

Даёт домашнее задание и инструктирует по его выполнению.

Объявляет и комментирует оценки.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке

Записывают домашнее задание

Ход урока:

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний учащихся:

Проверка домашнего задания:

Вопросы:

1. Что такое бинарные соединения?

2. Какие классы неорганических веществ вам известны?

3.Что такое оксиды?

4. В каких агрегатных состояниях при нормальных условиях встречаются оксиды?

УЧИТЕЛЬ: перед вами на карточках представлены формулы разных классов неорганических соединений, выберите из данного перечня формулы веществ, относящихся к классу оксидов, а затем оснований, и запишите их в тетрадь.

УЧИТЕЛЬ: Что объединяет эти вещества? (У всех оснований в составе есть группа ОН)

III.Изучение нового материала:

Слайд № 1-2: Далее запись темы урока и определения оснований в тетрадь.

Слайд №2:

УЧИТЕЛЬ: Основания - сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких групп ОН (гидроксильная группа). Общая формула оснований - Ме(ОН)n, где n - валентность металла.

Номенклатура оснований - при названии оснований сначала называют гидроксильную группу, а затем металл в родительном падеже: гидроксид лития, гидроксид натрия и т.д. Если металл имеет переменную валентность, то указывается валентность этого металла, например - гидроксид железа (III).

Слайд 3-4:

УЧИТЕЛЬ: все основания классифицируют по растворимости в воде на растворимые (щелочи) и нерастворимые.

Слайд № 7-8:

УЧИТЕЛЬ: Выполните задание, используя таблицу растворимости, назовите растворимые и нерастворимые основания.

УЧИТЕЛЬ: Познакомимся с физические свойства оснований. Все основания твердые вещества, различной растворимости в воде и различного цвета (учащиеся работают с учебником).

Слайд № 8:

УЧИТЕЛЬ: Рассмотрим получение оснований:

1) Активный металл + вода: 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

2) Оксид активного металла + вода: CaO +H2O= Ca (OH)2

3) Нерастворимые основания получают путем реакции обмена между солями и щелочами: CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl

УЧИТЕЛЬ: Для рассмотрения химических свойств оснований выполните лабораторную работу «Изучение свойств оснований». Перед проведением работы вспомним о правилах техники безопасности, об осторожном обращении с о щелочи.

Слайд 3: действие индикаторов на щелочи:

В три стакана с растворами гидроксида калия приливают соответственно по каплям лакмус, метилоранж и фенолфталеин. Наблюдения фиксируйте в тетради. (учащиеся делают вывод)

Слайд 7:

УЧИТЕЛЬ: далее рассмотрим другие химические свойства оснований - взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами(щелочей) и разложение при нагревании нерастворимых оснований. Демонстрация видео (ЦОР scooll-collection 1) реакция нетрализаци между гидроксидом натрия и соляной кислотой, 2) реакция разложения гидроксида меди (II).

УЧИТЕЛЬ: Самостоятельно изучите применение оснований (работа с учебником). Выписать из текста учебника применение некоторых оснований.

IV.Закрепление:

Вопросы для закрепления:

Слайд № 9

В.1 Что такое основания?

В.2 Какие по растворимости бывают основания?

В.3 Каким оксидам соответствуют основания?

УЧИТЕЛЬ: Выполните задание:

Задание .1 Составить формулы гидроксидов, соответствующие им оксидам: K2O, BaO, Cr2O3. Дайте им названия.

V. Рефлексия и домашнее задание:

Итоги урока: оценки за урок.



© 2010-2022