- Преподавателю
- Химия
- Урок по теме Электролиз
Урок по теме Электролиз
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Брагинская Л.П. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по теме Электролиз ,25.10.2015 г. 11-класс.
Учитель: Брагинская Людмила Петровна.
Мыслящий ум не чувствует
Себя счастливым пока ему
Не удастся связать воедино
Разрозненные факты, им
наблюдаемые. (Д.Хевеши )
Цель урока : изучить механизм процесса электролиза, его виды и значение.
Задачи:
Образовательные:
1.Повторить, скорректировать и закрепить знания Электролитическая диссоциация .
2.Ввести понятия анод , катод ,электроды.
3.Изучить новый электрохимический процесс -Электролиз.
4.Обучить навыкам составления уравнений химических реакций протекающих при электролизе.
Развивающие:
1.Закрепить знания об электрическом токе, проводниках, электролитах .
2.Закрепить понятия о металлах и неметаллах.
3.Формировать умение составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогические технологии: ИКТ, тестовая, проблемное обучение, педагогика сотрудничества.
Методы обучения и воспитания :
1.методы формирования новых знаний.
а) объяснительно-иллюстративные ирепродуктивные методы-объяснение, опрос,
б) проблемный метод- проблемная беседа.
2. методы организации деятельности учащихся (дискуссия )
3.методы контроля и самоконтроля ( тестирование )
4.методы формирования личностных результатов ( беседа, убеждение, внушение ).
Оборудование:
1.Презентация
2.Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
3.Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 11 класс.
Ход урока
I.Организационный этап (Учитель создает условия для доброжелательной обстановке на уроке).
Учитель: Добрый день! В начале урока давайте вспомним тот материал, который изучался на предыдущих уроках.
II. Этап Актуализация знаний
• Что называют электрическим током? ( Направленное движение заряженных частиц)
• Какие вы знаете проводники электрического тока? (Металлы)
• Что является носителями электрического заряда в металлах? (Электроны)
• Почему кристаллический хлорид натрия, состоящий из ионов, не проводит электрический ток?
• Как вы объясните проводимость электрического тока водным раствором хлорида натрия?
• Что называют электролитами? (Электролиты - вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток)
• Сформулируйте определение электролитической диссоциации? (Электролитическая диссоциация - процесс распада электролита на ионы при растворении их в воде или расплавах)
• Напишите уравнение диссоциации следующих веществ : NaOH, HCI, KCI,
CuCI2 , K2SO4, ZnCI2 - проанализируйте их.
• Что происходит с ионами в растворе, в который опущены электроды? (Ионы приобретают направленное движение; положительно заряженные ионы перемещаются к катоду (- ), а отрицательно заряженные ионы к аноду(+) ).
III.Этап Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Итак, электролиты распались на ионы, при пропускании электрического тока через электролит ионы приобрели направленное движение.
Проблемная ситуация: . Каков же результат этого движения? Что произойдет дальше на электродах?
Учитель: Какой электрод называется анодом а какой - катодом? ( из курса физики вы должны это знать.) Какие процессы идут на аноде , а какие на катоде? Как они называются
Ученики: Анод- это электрод, на котором происходит процесс окисления.
Катод - это электрод , на котором происходит процесс восстановления.
Учитель : Таким образом , электролиз является окислительно- восстановительным процессом, который протекает под действием электрического тока на электродах.
Давайте запишем с вами тему урока: Электролиз . ( слайд 11.)
Учитель: Ребята, запишите , пожалуйста, определение электролиза.
Учитель: Предложите какие вещества будут подвергаться электролизу?
Ученики: электролизу подвергаются электролиты и металлы.
Учитель: Теперь давайте рассмотрим электролиз расплавов.
В расплавах электролиты диссоциируют на ионы. При пропускании электрического тока катионы восстанавливаются на катоде , так как принимают от него электроны. Анионы кислотного остатка и гидроксид- анионы окисляются на аноде, так как отдают ему электроны.
I. NaCI ----- Na+ +CI-
Катод: 2 Na+ + 2e -----2Na0
Анод : 2CI- - 2e --------CI2 2NaCI------2Na + CI2
На катоде восстанавливается натрий , на аноде окисляется хлор.
II. Электролиз расплава гидроксида калия.
При диссоциации образуются ионы : KOH ----- K++ OH-
Катод : K+ +1e ----- -K0 восстанавливается калий
Анод : 4 OH- - 4e ----- O2 + 2H2O образуется вода и кислород.
4 KOH ------- 4K0 + O2 +2 H2O
Учитель : ребята, попробуйте сформулировать особенности электролиза расплавов электролитов:
-
При электролизе расплавов щелочей и солей на катоде осаждается металл.
-
Анионы бескислородных кислот окисляются на аноде.
-
Анионы кислородосодержащих кислот образуют соответствующий оксид и кислород.
Учитель: Теперь рассмотрим что происходит при электролизе растворов.
При электролизе растворов электролитов присутствует еще и вода, которая тоже может подвергаться электролизу. Поэтому электролиз может протекать либо с ионами соли , либо с водой.
Особенности катодного процесса :
1.Катионы активных металлов , стоящие в ряду напряжений до алюминия - не восстанавливаются на катоде.
Li, K, Ca, Na, Mg,Al, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb, H Cu, Hg, Ag, Pt, Au.
Происходит восстановление воды.
2H2O +2e ------ H2 + 2 OH-
2.Катионы металлов , расположенные от алюминия до водорода восстанавливаются одновременно с водой.
Men+ + ne ---- Me
3.При наличии в растворе катионов металлов, расположенных в ряду напряжений после водорода, они восстанавливаются на катоде.
Особенности анодного процесса.
Учитель: Различают два вида анодов : инертные и активные (найдите в учебнике из каких материалов они изготовлены )
Ученики : инертные из графита или платины.
Учитель: мы только будем рассматривать электролиз только с инертными электродами.
1.Никогда не окисляются на аноде анионы оксокислот с химическим элементом в высшей степени окисления.
CIO4-, SO42-, NO3-, PO43-, CO22-, SiO32-..
-
2KCI + 2 H2O ------ H2 +CI2 +2 KOH
Катод : 2H2O +2e -----H2 +2OH-
Анод : 2CI- -2e ----CI2 ( окисляются ионы хлора, так как Э.О. у него меньше чем у кислорода, следовательно хлор отдает электроны легче).
2. ZnCI2 + H2O ------ Zn + CI2
Катод : Zn2+ +2e ---- Zn0
Анод : 2CI- - 2e -----CI2
Учитель: Ребята попробуйте сами составить реакцию электролиза нитрата меди (2).
Ученики: 2 Cu( NO3 )2 + 2 H2O ----- 2 Cu + O2 + 4 HNO3
Катод: Cu2+ +2e ----Cu
Анод : 2 H2O - 4e ----O2 +4H-
Учитель : Поводим итоги и записываем вывод: Электролиз - это ОВР , которая протекает под действием и при участии электрического тока. Уравнения отражают те процессы, которые без помощи электрического тока идти не могут.
IV.Этап Закрепление нового материала. ( если останется время на уроке.)
Учитель : А теперь давайте закрепим данный материал. Выполните задание 2 на странице 126 в учебнике.
V. Этап Домашнее задание : Изучить конспект урока.( слайд 14 ).
Всем спасибо!!!
Учитель: Брагинская Л.П.