• Преподавателю
  • Химия
  • Тезисы к выступлению на республиканском семинаре Реализация метапредметного подхода в преподавании химии

Тезисы к выступлению на республиканском семинаре Реализация метапредметного подхода в преподавании химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация метапредметного подхода в преподавании химии

(из опыта работы)

Лебедева Е.В. ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум»


Одним из перспективных направлений современного химического образования следует назвать организацию обучения химии в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) образования второго поколения

ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам учащихся.

Одним из главных условий достижения результатов нового стандарта является подготовленность учителя к работе в новых условиях. Чтобы быть на уровне современных требований, необходимо не только знать свой предмет, методику преподавания, но и хорошо владеть технологией межличностного взаимодействия с учащимися, создавать условия для формирования познавательного интереса к своему предмету и для сохранения и укрепления здоровья учеников. За годы работы учителем химии в сельской школе посчастливилось участвовать в такой экспериментальной методической работе, как:

  • Овладение и применение коллективных средств обучения.

  • Изучение и применение на практике технологии организации собственной деятельности.

  • Составление разноуровневых заданий по темам курса химии 8-11 классов.

  • Изучение методики проблемно - интегративного подхода и его реализация при обучении химии.

  • Участие в эксперименте по предпрофильному образованию. Составление и реализация программ «Химия в профессиях» и «Здоровый образ жизни»

  • Использование местного материала для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся при изучении химии.

Каждый этап профессиональной деятельности приумножает компетентность, позволяет более эффективно решать педагогические задачи. Одним из наиболее интересных методических подходов является медиаобразование, интегрированное с общим. Медиаобразование в индивидуальной методической системе учителя можно определить как использование методических приемов с целью обучения учебному предмету и методам работы с различной информацией, а также формирования критического отношения к получаемой информации. Школьникам предлагаются задания, связанные с поиском информации по изучаемой теме в различных доступных им источниках и её оценкой. Мы учим находить ответы не только в учебниках, периодической печати, Интернете, но и на этикетках продуктов, инструкциях к лекарственным препаратам, по формулам веществ, а также в видеосюжетах и рекламных роликах.

Информация носит познавательный и образовательный характер. В организационной структуре медиаобразования важную роль играют экскурсии на близлежащие предприятия района. Экскурсии имеют не только познавательное, но и большое воспитательное значение, так как личный опыт учащихся - важный фактор гражданского становления - помогает школьникам в выборе будущей профессии. Материал, собранный во время экскурсий и при проведении простых экспериментальных работ в лабораториях УМП «Водоканал», котельной, химической, зоотехнической, ветеринарной лабораторий используем для исследовательских и проектных работ, а также при проведении проблемно-интегративных уроков и уроков-исследований. За последние три года в рамках работы школьного научного общества выполнены следующие исследования и проведены уроки-лаборатории:

Темы

ученических исследовательских работ

Темы

уроков - лабораторий

Раздел программы

по химии, класс

1.Исследование эффективности очистки различных способов питьевой воды в домашних условиях

2.Сравнительный анализ родниковой и водопроводной воды

Неисчерпаемая вода

Вещества и смеси, 8 класс

3.Вещества в палитре художника

4.Гидрохимическая очистка труб тепловой системы

Вещества вокруг нас

Основные классы неорганических веществ 8,9,11 классы

5.Искусственная пища. За и против.

6. Кофе. Как его растворить?

7. Витамин С, где он прячется?

Пища, которую мы едим. Вред или польза?

Химия и общество, 11 класс

8.Источники свинца в окружающей среде и влияние на здоровье

9.Экология квартиры

10.Отличие энергосберегающей лампы от лампы накаливания

Зеленая химия

Химия и экология,

9,11 класс

11.Влияние спиртных напитков на денатурацию белков и активность амилазы слюны.

Горькая правда

Спирты,

Белки

10 класс

12.Влияние культуры знаний учащихся на отношение к курению.

Курить - здоровью вредить.

Химия и экология,

9,11 класс

13.Жевательные резинки. Верить ли рекламе?

Каучук.

Углеводы

Углеводороды

Кислородсодержащие органические вещества,

10 класс.

В ходе исследовательской работы обучающиеся под руководством учителя выдвигают гипотезы и проверяют их, устанавливают связи полученных данных с поставленной проблемой, систематизируют факты и явления. Для этого приходится изучать специальную литературу и периодическую печать, встречаться с представителями различных профессий, выполнять опыты, формулировать выводы.

Интеграция медиаобразования с содержанием предмета и исследовательской деятельностью приводит к значительному увеличению доли развивающих и креативных уроков, положительно влияет на знания школьников, способствует развитию важнейших умений работы с информационными источниками и с информацией, помогает связать разрозненные сведения, получаемые на уроках биологии, географии, физики и химии в единую естественнонаучную картину мира.

Формируя навыки работы с информацией у учащихся, как с образовательными ресурсами, мы, таким образом, достигаем метапредметных результатов, обязательных в рамках нового стандарта.

Литература

  1. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 285 с.

  2. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.

  3. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

  4. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.

  5. Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2011.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.





4

© 2010-2022