- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии на тему Основания
Урок по химии на тему Основания
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельситова А.Е. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ Октябрьская СОШ
Методическая разработка урока
« Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация»
Для учащихся 8 класса
Учитель: Мельситова Анна Евгеньевна
Тема урока : Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация.
Цель: актуализировать знания учащихся о классификации простых и сложных веществ, строении атома и определения степени окисления,
сформировать у учащихся представление об основаниях как отдельном классе неорганических веществ, свойства которого определяются наличием гидросид-иона,
умения строить формулы оснований по названиям и называть основания по формулам,
классифицировать основания,
проводить качественные реакции на них.
Задачи:
Образовательные
-
Раскрыть взаимосвязь между строением элементов и свойствами простых и сложных веществ посредством периодической системы элементов и электронной теорией строения атома.
-
Определять причинно- следственные связи при сравнении свойств простых и сложных веществ.
-
Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами по определению свойств оснований.
-
Определить особенности строения и свойств оснований, связанных с гидроксид- ионом.
-
Продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий и самоконтроля.
Развивающие
-
Установить взаимосвязь между составом строением и свойствами : простого вещества, оксидами, основаниями.
-
Включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке:
-
Активизировать деятельность учащихся, используя практические задания разной степени трудности, лабораторные опыты.
-
Установить причинно- следственные связи, обобщить, анализировать полученные результаты деятельности.
-
Развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации.
-
Способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций.
Воспитательные
-
Развивать умение работать в парах , считаться с мнением всей группы и отстаивать своё корректно.
-
Показать необходимость применять полученные знания для безопасной работы с основаниями в жизни
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: лабораторный.
Оборудование: штативы, пробирки.
Реактивы: гидроксид натрия, гидроксид меди, фенолфталеин, вода.
План урока.
I. Возбуждение у учащихся интереса к изучению оснований.
1. Актуализировать знания учащихся о классификации веществ.
2 .Установление причинно-следственных связей.
II Осмысление
1. Постановка учебной задачи
2. Формирование знаний об основаниях как новом классе неорганических веществ, свойства которых обусловлены наличием гидроксид -ионов.
3.Составление алгоритма составления формул оснований и составления названий по формуле.
4. Формирование умений составлять формулы гидроксидов и давать названия по формулам с учётом степеней окисления. металлов главных и побочных подгрупп.
5. Проведение самостоятельной работы по составлению формул и названий оснований и самоконтроль.
5 Лабораторный опыт. Проверка оснований на растворимость в воде и качественное определение гидроксид-ионов в растворе.
III. Рефлексия.
-
Проверка усвоения материала урока с помощью игры « Третий лишний» и самоконтроль.
-
Собственно рефлексия.
1.Организационный момент
I Этап мотивационно- ориентировочный.
1 Актуализация знаний.
Запись на доске( проекторе):
1задание.
На сколько групп и по каким признакам можно разделить веществ , формулы которых приведены выше?
Na2O ; MgO ; NaOH; О2 ; КОН;
Al2O3 ; Ca ( OH)2 ; СаO; Аl; N2
Al( OH)3 ; S ; СО2 ; SO3 ; Ca; Na
2 задание.
Установление причинно- следственных связей.
Вставьте пропущенный фрагмент.
Na ------ Х----- NaOH
Ca ------ CaO ------ Х
Х ------ Al2 O3 ----- Х
Существует связь между простыми веществами и сложными?
Каких веществ мы ещё не знаем?
Определение темы урока учащимися.
Основания.Определение, состав номенклатура и классификация.
II Этап уяснения знаний
3 задание . Определить : почему у оснований разное количество групп -ОН? Дайте обоснованный ответ.
NaОH Ca ( OH)2 Al ( OH)3
- Основания - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид- ионов.
Определите степени окисления каждого элемента в формуле гидроксид- иона
Гидроксид- ион имеет суммарный заряд:
( О-2 Н+1)- или ОН-
Выведем общую формулу оснований?
Ме+n ( ОН)n
III Этап отработки умений и навыков.
4 задание
Составьте формулы оснований элементов под номерами:
3, 12, 31, 26,19 и 16
Проанализируйте составленные формулы оснований : по общей формуле, по степени окисления металла.
Номенклатура оснований.
5 задание
Дайте название основаниям, учитывая степень окисления металла
КОН; Fe( ОН)2; Fe (OH)3; Сu (OH)2; Ва( ОН)2 ; СuОH Ca ( OH)2 ; Al( OH)3;
6 задание
Определите группы оснований по различным признакам ( см. 5 задание)
1) по количеству групп -ОН
- однокислотные
-двухкислотные
-трёхкислотные
7 задание
Определите растворимость оснований двумя способами:
-
лабораторным
Для этого проведите лабораторный опыт.
Правила техники безопасности:
Что делать, если попала на руки щёлочь?
Практическое задание №1
-прибавьте в первую пробирку к таблетке NаОН 5-10 мл воды ;
- прибавьте во вторую пробирку к Сu(ОН)2 ( голубое вещество) 5-10 мл воды .
Что произошло?
Вывод:
Как без опыта узнать растворимое основание или нет?
-
По таблице растворимости.
Знакомство с таблицей растворимости. Приведите по два примера растворимых оснований и нерастворимых.
Практическое задание №2
Как узнать в какой пробирке щелочь?
- прилейте в пробирку №1 со щелочью и №2 с водой по нескольку капель фенолфталеина.
Что произошло?
Результаты опыта оформите в таблицу:
Что делали?
Что наблюдали?
Вывод
IV Этап контроля знаний
Учащиеся называют третий лишний и объясняют почему.
Игра « Третий лишний»
Na OH; КОН; СаО.
Na OH; КОН; Ва ( OH)2
Сu(OH)2; Fe(OH)3; Fe (OH)2;
Na OH; Сu(OH)2; Fe (OH)2.
Na OH; Fe (OH)2; КОН
9 задание.
Рефлексия:
Рефлексия- это размышление о происходящем в своём сознании
Спроси себя….
Где ты? Нарисуй себя- человечка
Я что-то не знаю и не умею
Я до сих пор ничего не понял….
Я - рефлексирующий над тем, как я действую
Я уже что-то умею…
Я- действующий
Я научился многому:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»
Аристотель , древнегреческий философ.