Урок по химии на тему Основания

Методическая разработка урока "Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация". Для учащихся 8 классов. Цель: актуализировать знания учащихся о классификации простых и сложных веществ, строении атома и определения степени окисления. Сформировать у учащихся представление об основаниях как отдельном классе неорганических веществ, свойства которого определяются наличием гидросид-иона, умения строить формулы оснований по названиям и называть основания  по формулам, классифицировать осн...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Октябрьская СОШ



Методическая разработка урока

« Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация»

Для учащихся 8 класса

Учитель: Мельситова Анна Евгеньевна





Тема урока : Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Цель: актуализировать знания учащихся о классификации простых и сложных веществ, строении атома и определения степени окисления,

сформировать у учащихся представление об основаниях как отдельном классе неорганических веществ, свойства которого определяются наличием гидросид-иона,

умения строить формулы оснований по названиям и называть основания по формулам,

классифицировать основания,

проводить качественные реакции на них.

Задачи:

Образовательные


  1. Раскрыть взаимосвязь между строением элементов и свойствами простых и сложных веществ посредством периодической системы элементов и электронной теорией строения атома.

  2. Определять причинно- следственные связи при сравнении свойств простых и сложных веществ.

  3. Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами по определению свойств оснований.

  4. Определить особенности строения и свойств оснований, связанных с гидроксид- ионом.

  5. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий и самоконтроля.

Развивающие


  1. Установить взаимосвязь между составом строением и свойствами : простого вещества, оксидами, основаниями.

  2. Включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке:

  3. Активизировать деятельность учащихся, используя практические задания разной степени трудности, лабораторные опыты.

  4. Установить причинно- следственные связи, обобщить, анализировать полученные результаты деятельности.

  5. Развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации.

  6. Способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций.


Воспитательные


  1. Развивать умение работать в парах , считаться с мнением всей группы и отстаивать своё корректно.

  2. Показать необходимость применять полученные знания для безопасной работы с основаниями в жизни

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лабораторный.

Оборудование: штативы, пробирки.

Реактивы: гидроксид натрия, гидроксид меди, фенолфталеин, вода.

План урока.

I. Возбуждение у учащихся интереса к изучению оснований.

1. Актуализировать знания учащихся о классификации веществ.

2 .Установление причинно-следственных связей.

II Осмысление

1. Постановка учебной задачи

2. Формирование знаний об основаниях как новом классе неорганических веществ, свойства которых обусловлены наличием гидроксид -ионов.

3.Составление алгоритма составления формул оснований и составления названий по формуле.

4. Формирование умений составлять формулы гидроксидов и давать названия по формулам с учётом степеней окисления. металлов главных и побочных подгрупп.

5. Проведение самостоятельной работы по составлению формул и названий оснований и самоконтроль.

5 Лабораторный опыт. Проверка оснований на растворимость в воде и качественное определение гидроксид-ионов в растворе.

III. Рефлексия.

  1. Проверка усвоения материала урока с помощью игры « Третий лишний» и самоконтроль.

  2. Собственно рефлексия.

1.Организационный момент

I Этап мотивационно- ориентировочный.

1 Актуализация знаний.

Запись на доске( проекторе):

1задание.

На сколько групп и по каким признакам можно разделить веществ , формулы которых приведены выше?

Na2O ; MgO ; NaOH; О2 ; КОН;

Al2O3 ; Ca ( OH)2 ; СаO; Аl; N2

Al( OH)3 ; S ; СО2 ; SO3 ; Ca; Na

2 задание.

Установление причинно- следственных связей.

Вставьте пропущенный фрагмент.

Na ------ Х----- NaOH

Ca ------ CaO ------ Х

Х ------ Al2 O3 ----- Х

Существует связь между простыми веществами и сложными?

Каких веществ мы ещё не знаем?

Определение темы урока учащимися.

Основания.Определение, состав номенклатура и классификация.

II Этап уяснения знаний

3 задание . Определить : почему у оснований разное количество групп -ОН? Дайте обоснованный ответ.

NaОH Ca ( OH)2 Al ( OH)3

- Основания - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид- ионов.

Определите степени окисления каждого элемента в формуле гидроксид- иона

Гидроксид- ион имеет суммарный заряд:

( О-2 Н+1)- или ОН-

Выведем общую формулу оснований?

Ме+n ( ОН)n

III Этап отработки умений и навыков.

4 задание

Составьте формулы оснований элементов под номерами:

3, 12, 31, 26,19 и 16

Проанализируйте составленные формулы оснований : по общей формуле, по степени окисления металла.

Номенклатура оснований.

5 задание

Дайте название основаниям, учитывая степень окисления металла

КОН; Fe( ОН)2; Fe (OH)3; Сu (OH)2; Ва( ОН)2 ; СuОH Ca ( OH)2 ; Al( OH)3;

6 задание

Определите группы оснований по различным признакам ( см. 5 задание)

1) по количеству групп -ОН

- однокислотные

-двухкислотные

-трёхкислотные

7 задание

Определите растворимость оснований двумя способами:

  1. лабораторным

Для этого проведите лабораторный опыт.

Правила техники безопасности:

Что делать, если попала на руки щёлочь?

Практическое задание №1

-прибавьте в первую пробирку к таблетке NаОН 5-10 мл воды ;

- прибавьте во вторую пробирку к Сu(ОН)2 ( голубое вещество) 5-10 мл воды .

Что произошло?

Вывод:

Как без опыта узнать растворимое основание или нет?

  1. По таблице растворимости.

Знакомство с таблицей растворимости. Приведите по два примера растворимых оснований и нерастворимых.

Практическое задание №2

Как узнать в какой пробирке щелочь?

- прилейте в пробирку №1 со щелочью и №2 с водой по нескольку капель фенолфталеина.

Что произошло?

Результаты опыта оформите в таблицу:

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод



IV Этап контроля знаний

Учащиеся называют третий лишний и объясняют почему.

Игра « Третий лишний»

Na OH; КОН; СаО.

Na OH; КОН; Ва ( OH)2

Сu(OH)2; Fe(OH)3; Fe (OH)2;

Na OH; Сu(OH)2; Fe (OH)2.

Na OH; Fe (OH)2; КОН

9 задание.

Рефлексия:

Рефлексия- это размышление о происходящем в своём сознании

Спроси себя….

Где ты? Нарисуй себя- человечка

Я что-то не знаю и не умею

Я до сих пор ничего не понял….

Я - рефлексирующий над тем, как я действую

Я уже что-то умею…


Я- действующий

Я научился многому:


«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»

Аристотель , древнегреческий философ.


© 2010-2022