Открытый урок «Полимеры»

"Описание материала: "Открытый урок по теме: «Полимеры», включает в себя конспект урока. "Урок разработан для учащихся 10-11 классов, раздел «Органическая химия». "В конспекте представлены: самостоятельная работа с видеофильмом, по которому обучающиеся должны заполнить таблицу, тем самым изучить новый материал. Лабораторная работа (вид самостоятельной работы обучающегося), по которой изучаются основные химические свойства полимеров. "В конце урока проводится рефлексия урока, по которой преподава...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»




Полимеры

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ХИМИИ

Открытый урок «Полимеры»




РАЗРАБОТАЛА:

Мозговая Олеся Владимировна,

преподаватель химии



Томск

2013


ПЛАН УРОКА

ТЕМА ПРОГРАММЫ: Понятие о высших молекулярных соединениях. Изучение свойств полимеров.

ТЕМА УРОКА: Полимеры

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛЬ УРОКА, ЕГО РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

К КОНЦУ УРОКА ОБУЧАЮЩИЕСЯ БУДУТ

ЗНАТЬ:

  • понятие полимеры;

  • способы получения полимерных соединений;

  • классификацию полимеров;

  • физические и химические свойства полимеров;

  • основных представителей;

  • применение полимеров.

УМЕТЬ:

  • определять свойства полиэтилена и полистирола;

  • использовать фильм для получения информации.

В ХОДЕ УРОКА СОДЕЙСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ:

* ответственности за выполненную работу

* самостоятельности

* инициативности

* умению работать в коллективе

* ответственности за планирование и организацию своего труда

СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ:

* коммуникативных навыков

* внимания и наблюдательности

* наглядно-образного мышления

* памяти

* навыков использования работы в своей деятельности

СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: формирование общих компетенций обучающихся через использование лабораторных работ на уроке.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ: групповая, индивидуальная

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 45 минут

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

1. Проектор - 1 шт.

2. Компьютер - 1 шт.

3. Экран - 1 шт.

4. Набор химической посуды: пробирки, колбы, стеклянные палочки, спиртовки- 4 шт. щипцы - 4 шт. держатели - 4 шт. спички;

5. Химические вещества (реактивы): полиэтилен, полистирол, вода, перманганат калия, серная кислота, гидроксид натрия.

6.Комплект раздаточного материала для рефлексии

7. Оценочный лист - 4 шт.

8. Магниты - 16 шт.

9. Приложение № 1 - 5 шт.

10. Приложение № 2 - 5 шт.

11. Приложение № 3 - 1 шт.

12. Приложение №4 - 16 шт.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


п/п


Этапы занятия


Время


Методические особенности и краткие указания по проведению этапов урока



Примечание

1

Организационный момент

1 мин.

Проверка явки и готовности обучающихся к занятию.

Слайд 1

2

Актуализация знаний

5 мин.

Объявление темы занятия.

Объявление целей и задач занятия.

Реализация мотивационного компонента.

Выявление опорных знаний по УД.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

3

Самостоятельная работа с использованием видеоматериала

17 мин.

.

Преподаватель объясняет суть работы с фильмом «Полимеры».

Обучающиеся выполняют работу, заполняют таблицу предложенную преподавателем, по ходу просмотра фильма.

Полученный результат сравнивают с эталоном. Заполняют оценочный лист.

Слайд 5

Слайд 6

Приложение 1

Оценочный лист

4.

Лабораторная работа: «Изучение свойств полимеров»

16 мин.

Преподаватель объясняет ход выполнения лабораторной работы.

Обучающиеся выполняют работу, проводят химические реакции, делают вывод. Результаты лабораторной работы заносят в таблицу. Полученный результат сравнивают с эталоном. Заполняют оценочный лист.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Набор химической посуды и химических реактивов

Приложение № 2, Оценочный лист

4

Итог занятия

5мин.

Преподаватель вместе с обучающимися подводит итог занятия. Сообщает домашнее задание.

Рефлексия.

Слайд 10

Слайд 11

Приложение 3

Магниты, Комплект раздаточного материала для рефлексии

Приложение №4


Приложение №1

Таблица 1. «Характеристика полимеров»

Получение

Классификация

Физические свойства

Основные представители

Применение

Критерии оценки

Оценка

Критерии

5

Полученный результат по пяти пунктам соответствует эталону ответа.

4

Полученный результат по четырем пунктам соответствует эталону ответа.

3

Полученный результат по двум- трем пунктам соответствует эталону ответа.

2

Задание полностью не выполнено.










Приложение №2

Лабораторная работа по теме: «Изучение свойств полимеров»


Цель: Изучить свойства термопластичных полимеров на примере полиэтилена и полистирола

Задачи:

- Проверить горение полиэтилена и полистирола;

- Провести взаимодействие полиэтилена и полистирола с раствором перманганата калия, с концентрированной серной кислотой, с разбавленным раствором гидроксида натрия.

Оборудование: гранулированный полиэтилен и полистирол; вода, перманганат калия, серная кислота, гидроксид натрия; щипцы, пробирки, спиртовка, стеклянные палочки, маркер.

Теоретическая часть исследования:


Полимеры типа полиэтилена по химическим свойствам напоминают углеводороды, являются при обычных условиях инертными веществами. Они не реагируют при комнатной температуре с концентрированными растворами щелочей и кислот, за небольшими исключениями не растворяются в воде и плохо растворяются в обычных органических растворителях. Однако полипропилен растворяется в горячем метилбензоле (толуоле); поливинилхлорид набухает в бензоле; полистирол растворяется в ацетоне.

Полиэтилен.
Существуют два принципиально различающихся способа получения полиэтилена из мономера - этилена. Полимеризацию этилена по первому способу проводят при высоком давлении (1500-3000 атм). В этом случае получают полиэтилен низкой плотности (порядка 500 мономерных звеньев). Молекулы полиэтилена низкой плотности имеют разветвленную структуру.

Другим, более современным способом получения полиэтилена является полимеризация этилена при небольшом давлении (1 -10 атм) в присутствии особых катализаторов.

Таким образом получают полимер высокой плотности (порядка 10 000 мономерных звеньев). Особенностью этого процесса является получение молекул полимера линейной структуры.

Полиэтилен высокой плотности обладает значительно лучшей механической прочностью по сравнению с полиэтиленом низкой плотности.

Полиэтилен низкой плотности применяют для изготовления упаковочных материалов, пакетов для хранения пищевых продуктов или одежды.

Полиэтилен высокой плотности используют для изготовления детских игрушек, а также пакетов для молока, соков и жидких моющих средств.
Полистирол.
Особенностью полистирола является то, что он относится к наиболее дешевым полимерам и может быть получен в виде прозрачного твердого материала.
Такой полистирол используют для изготовления коробок для компакт-дисков, стаканчиков для кофе, из него получают одноразовую посуду (ножи, вилки), контейнеры для тортов, бутербродов и т. д.

Полистирол относится к числу немногих полимеров, который может быть получен во вспененном состоянии, и тогда он представляет собой пенополистирол. Пенополистирол обычно используют в качестве упаковочного материала.

Ход работы:


  1. Изучите внимательно теоретическую часть исследования.

  2. Свойства полиэтилена:

  1. Поместите кусочек полиэтилена в стакан и налейте туда немного воды. Опишите наблюдения в таблице, сделайте выводы.

  2. Кусочек полиэтилена при помощи тигельных щипцов внесите в пламя и подожгите его. Опишите наблюдения в таблице, сделайте выводы.

  3. Несколько кусочков полиэтилена поместите в пробирку: а) с раствором перманганата калия; б) с концентрированным раствором серной кислоты; в) с разбавленным раствором гидроксида натрия. Опишите наблюдения в таблице, сделайте выводы.

  1. Свойства полистирола: Проделайте с полистиролом такие же опыты, как вы проделали с полиэтиленом. Опишите наблюдения в таблице, сделайте выводы.

  2. Сделайте выводы заполните таблицу.


Критерии оценки

Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности,

аккуратно выполнены все записи в таблице. Правильно определены все свойства веществ.

Выполнены требования к оценке «5», но была допущена одна ошибка в определении свойств полимеров

Работа выполнена, но имеются две или три ошибки в определении свойств полимеров

Задание не выполнено

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»



Таблица 2. «Свойства полимеров»

№ и Название опыта

Исходные вещества

Признаки и условия реакции

(наблюдения)

Уравнения химической реакции

и её тип

Выводы

Свойства полиэтилена

1)взаимодействие с водой

Полиэтилен, вода

2) горение полиэтилена

полиэтилен

3) Взаимодействие с перманганатом калия

Раствор KMnO4, полиэтилен

4)Взаимодействие с концентрированным раствором серной кислоты

Раствор H2SO4, полиэтилен

5) Взаимодействие с разбавленным раствором гидроксида натрия

Раствор NaOH полиэтилен

Свойства полистирола

1)взаимодействие с водой

полистирол, вода

2) горение полиэтилена

полистирол

3) Взаимодействие с перманганатом калия

Раствор KMnO4, полистирол

4)Взаимодействие с концентрированным раствором серной кислоты

Раствор H2SO4, полистирол

5) Взаимодействие с разбавленным раствором гидроксида натрия

Раствор NaOH полистирол


Приложение 4

Буквенная маркировка

Название пластмассы

Влияние на здоровье человека

Открытый урок «Полимеры»

полиэтилентерефталат

подходит только для однократного применения, при повторном применении могут выделяться вредные вещества.

Открытый урок «Полимеры»

полиэтилен высокой плотности

считается относительно безопасным, хотя из него может выделяться формальдегид.

Открытый урок «Полимеры»

поливинилхлорид

запрещен для пищевого применения, т.к. выделяет канцерогенные вещества.

Открытый урок «Полимеры»

полиэтилен низкой плотности

относительно безопасен для пищевого применения, в редких случаях может выделять формальдегид, полиэтиленовые пакеты не столь опасны для здоровья человека, сколь опасны для экологии планеты.

Открытый урок «Полимеры»

полипропилен

довольно безопасен, но при определенных условиях может выделять формальдегид.

Открытый урок «Полимеры»

полистирол

может выделять стирол, поэтому одноразовая посуда и называется одноразовой.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф. И, обучающегося

Баллы за письменную работу

Баллы за лабораторную работу

Общее количество баллов и итоговая оценка

1.


2.


3.


4.










Приложение №3

РЕФЛЕКСИЯ

«Ёлочка настроения»

Обучающимся раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.

Открытый урок «Полимеры»

Открытый урок «Полимеры»Открытый урок «Полимеры»Открытый урок «Полимеры»

© 2010-2022