Рабочая программа. Химия, 10-11

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по учебному предмету «Химия»

10 -11 классы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с требованиями ВГОС ООО с ориентацией на ФГОС. Рабочая программа составлена на основе временного государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X - XI классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования ЛНР, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом.

  • Примерные программы по химии

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 класс. Автор Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - М.: Просвещение , 2009. 159с.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в 10 кл. и 34 часа (1 час в неделю) в 11 кл.

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.

Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8-9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента - демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.

Место предмета в базисном учебном плане

Базисный учебный план для образовательных учреждений ЛНР отводит 68 (34 ч - 10 кл.; 34 ч - 11 кл.) часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В связи с тем, что в ГОУ «Селезнёвская школа № 18» учащиеся 10 класса учатся по индивидуальной форме обучения, объем нагрузки согласно учебного плана школы на 2015/16 учебный год составляет 0,5 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование в 10 классе составлено на 17 часов в год.

С целью плавного перехода на временные стандарты обучения, распределение учебного материала по классам рекомендовано сделать таким образом:

Распределение учебного материала по классам

класс

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Изучаемые темы

Примечание

VII

17 ч

0,5 ч

«Первоначальные химические понятия»

Желательно изучение предмета во ІІ семестре

VIII

68

2

«Периодический закон и химическая связь», «Основные классы неорганических соединений», «Расчеты в химии: количество вещества, моль, решение задач», «Водород», «Вода. Растворы», «Электролитическая диссоциация»

Тема «Кислород» изучалась в VII классе

IX

68

2

«Вода. Растворы», «Электролитическая диссоциация», «Химические реакции», «Химия элементов»

В этом учебном году темы «Вода. Растворы», «Электролитическая диссоциация» изучаются в IX классе, так в прошлом учебном году восьмиклассники этих тем не изучали

X

XI

34

34

1

1

Органическая химия

X и XI классы обучаются по одинаковым программам.

Содержание

Тема 1: Введение в органическую химию (3 часа)

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.

Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

Демонстрации

1. Образцы органических веществ, изделия из них.

Тема 2: Углеводороды, их природные источники (11 часов)

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия, полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Уголь, способы переработки угля.

Демонстрации. Горение этилена. Отношение этилена, бензола к раствору перманганата калия. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Тема 3: Кислородсодержащие органические соединения (12 часов)

Спирты. Получение этанола гидратацией этилена и брожением глюкозы. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты, применение глицерина на основе свойств.

Фенол. Получение фенола при коксовании каменного угля. Химические свойства фенола: горение, взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе его свойств. Качественная реакция на фенолы.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе. Их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Классификация углеводов: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».

Практическая работа №1 Свойства карбоновых кислот.

Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Лабораторные опыты. 1. Свойства этилового спирта и глицерина.

2. Свойства формальдегида.

3. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению.

Тема 4: Азотсодержащие соединения (3 часа)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структура белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Растворение и осаждение белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Практическая работа №3. Качественные реакции на белки.

Тема 5: Биологически активные органические соединения

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Лекарства. Лекарственная химия: от натрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Испытание среды аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

Лабораторные опыты:

Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.

Тема 6: Искусственные и синтетические органические соединения

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза). Их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

Лабораторные опыты: 1.Знакомство с образцами искусственных и

синтетических волокон.

2. Знакомство с разными видами пластмасс.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс

темы

Темы

Кол-во часов

Контроль

ных работ

Лаборатор

ных работ

Практических работ

1

Введение. Тема 1. Теория строения органических соединений

1




2

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

4

1

2


3

Тема 3. Кислородсодержащие соединения

и их нахождение в живой природе

6


1

2

4

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе

2




5

Тема 5. Биологически активные органические соединения

1


1


6

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения

1

1




РЕЗЕРВ

2





ИТОГО:

17

2

4

2


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс

п/п

Темы

Кол-во часов

Контроль

ных работ

Лаборатор

ных работ

Практи

ческих работ

1

Введение

1




2

Тема 1. Теория строения органических соединений

2




3

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

10

1

2


4

Тема 3. Кислородсодержащие соединения

и их нахождение в живой природе

11


3

2

5

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе

4



1

6

Тема 5. Биологически активные органические соединения

2


1


7

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения

2

1

2



РЕЗЕРВ

2





Итого:

34

2

8

3

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного описания вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одно ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Отметка «1»:

Отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

Работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ

10 КЛАСС

(17 часов за год, 0,5 часа в неделю)

п/п

в теме

Темы

Дата

по плану

Дата

Фактич

Примечания

Оскол Д.

Проценко О.


Введение. Тема 1. Теория строения органических соединений (1 час)

1


1


Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Единство химической организации живых организмов.

Теория химического строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

2.09

10.09





Тема 2. Углеводороды и их природные источники (4 часа) +К.р.

2


1

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

16.09

24.09




3

2

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена. Полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства, полимеризация в каучуки. Резина.

30.09

8.10




4


Контрольная работа № 1 по теме «Теория строения орг. в - в. Предельные углеводороды»

14.10

22.10




5

3

Алкины. Ацетилен, его получение. Химические свойства ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. оливинилхлорид и его применение.

Л.О. № 1 «Изготовление моделей молекул углеводородов».

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола. Применение бензола на основе свойств.

4.11

12.11




6

4

Природные источники углеводородов. Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Л.О. № 2 «Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» Уголь, способы переработки угля.

18.11

26.11





Тема 3. Кислородсодержащие соединения

и их нахождение в живой природе ( 6 часов)


1

Спирты. Получение этанола гидратацией этилена и брожением глюкозы. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Применение глицерина на основе свойств. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

2.12

10.12




8

2

Фенол. Получение фенола при коксовании каменного угля. Химические свойства фенола: горение, взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе его свойств. Качественная реакция на фенолы.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

16.12

24.12




9

3

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств.

Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Практическая работа №1 Свойства карбоновых кислот.

20.01

14.01




10

4

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе. Их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Л.О. №3 Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению.

3.02

28.01




11

5

Углеводы. Классификация углеводов: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозыПрименение глюкозы на основе свойств.

17.02

11.02




12

6

Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Обобщающий урок по теме «Кислородсодержащие орг. соединения»

2.03

25.02




Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе (2 часа)

13

1

Амины. Аминокислоты.

Получение, анилин как органическое основание. Применение анилина на основе свойств. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

16.03

10.03




14

2

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структура белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белковГенетическая связь между классами органических соединений.

6.04

31.03




Тема 5. Биологически активные органические соединения (1 час)

15

1

Ферменты. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов. Гормоны. Профилактика сахарного диабета. Витамины. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы.

Лекарства. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Л.О № 4: Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.

20.04

14.04








Тема 6. Искусственные и синтетические

органические соединения (1час) + К.р.

16

1

Искусственные полимеры. Получение. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза). Их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон

4.05

28.04




17


Контрольная работа № 2 «Азотсодержащие орг. соединения»

18.05

12.05







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ


11 КЛАСС

(34 часа в год, 1 час в неделю)

п/п

в теме

Темы

Дата

по плану

Дата

фактич

Примечания


Введение (1 час)

1

1

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

8.09




Тема 1. Теория строения органических соединений (2 часа)

2



1


Теория химического строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Гомологический ряд, гомологи.

15.09



3


2

Структурная изомерия. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

22.09




Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 часов) +К.р.

4

1

АРабочая программа. Химия, 10-11.лканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

29.09



5

2

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Полимеризация.

6




10



6

3

Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.



7

4

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия, полимеризация в каучуки. Резина.

13.10



8


Контрольная работа № 1 по теме «Теория строения орг. в - в. Предельные углеводороды»

20.10



9

5

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

3.11



10

6

Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Л.О. № 1 «Изготовление моделей молекул углеводородов».

10.11



11

7

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

17.11



12

8

Природные источники углеводородов. Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

24.11



13

9

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Л.О. № 2 «Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

1.12



14

10

Уголь, способы переработки угля.

8.12




Тема 3. Кислородсодержащие соединения

и их нахождение в живой природе (11 часов)

15

1

Спирты. Получение этанола гидратацией этилена и брожением глюкозы. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.

1Рабочая программа. Химия, 10-11.Рабочая программа. Химия, 10-11.5.12



16

2

Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

22.12



17

3

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты, применение глицерина на основе свойств. Л.О. №3 Свойства этилового спирта и глицерина

12.01



18

4

Фенол. Получение фенола при коксовании каменного угля. Химические свойства фенола: горение, взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе его свойств. Качественная реакция на фенолы.

19.01



19

5

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Л.О. №4 Свойства формальдегида.

26.01



20

6

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств.

2.02



21

7

Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Практическая работа №1 Свойства карбоновых кислот.

9.02



22

8

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе. Их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Л.О. №5 Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению.

16.02



23

9

Углеводы. Классификация углеводов: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

1.03



24

10

Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

1Рабочая программа. Химия, 10-11.5


03



25

11

Обобщающий урок по теме «Кислородсодержащие орг. соединения»



Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе (4 часа)

26

1

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Применение анилина на основе свойств.

29.03



27

2

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

5.04



28

3

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структура белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Практическая работа №3. Качественные реакции на белки.

12.04



29

4

Генетическая связь между классами органических соединений.

19.04



Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 часа)

30

1

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

26.04



31

2

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Лекарства. Лекарственная химия: от натрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Л.О. № 6 Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.

3.05




Тема 6. Искусственные и синтетические

органические соединения (2 часа) + К.р.

32




1




Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза). Их свойства и применение. Л.О.№ 7 «Знакомство с разными видами пластмасс».

10.05



33

2

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон Л.О.№ 8 «Знакомство с образцами искусственных и синтетических волокон».

17.05



34


Контрольная работа № 2 «Азотсодержащие орг. соединения»

24.05




Описание учебно-методического, материально-технического

и информационного обеспечения образовательного процесса.

Натуральные объекты. Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д.

Ознакомление учащихся с образцами исход­ных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.

Значительные учебно-по­знавательные возможности имеют коллекции, изготовленные самими обучающимися. Предметы для таких коллекций собираются во вре­мя экскурсий и других внеурочных занятий.

Коллекции используются только для ознакомления учащихся с внешним видом и физическими свойствами изучаемых веществ и материалов. Для проведения химических опытов коллекции исполь­зовать нельзя.

Химические реактивы и материалы. Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопас­ности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все не­обходимые меры предосторожности указаны в соответствующих до­кументах и инструкциях, а также в пособиях для учителей химии.

Наиболее часто используемые реактивы и материалы:

  1. простые вещества - медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера;

  2. оксиды - меди (II), кальция, железа (III), магния;

  3. кислоты - соляная, серная, азотная;

  4. основания - гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидро­ксид бария, 25%-ный водный раствор аммиака;

  5. соли - хлориды натрия, меди (II), железа(III); нит­раты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), алюминия, аммония, калия, бромид натрия;

  6. органические соединения - крахмал, глицерин, уксусная кислота, мети­ловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы. Хи­мическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.

Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химичес­ких процессов с участием веществ, находящихся в разных агрегат­ных состояниях:

  1. приборы для работы с газами - получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов;

  2. аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми ве­ществами - перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жид­костью, твердыми веществами.

Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры:

1). для изучения теоретических вопросов химии - иллюстрация за­кона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов, демонстрация движения ионов в электрическом поле; для изучения скорости химической реакции и химического равновесия;

2). для иллюстрации химических основ заводских способов полу­чения некоторых веществ (серной кислоты, аммиака и т. п.).

Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательные приборы, различные приспособления для выполнения опытов.

Модели. Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы. В преподавании химии используются модели кристалли­ческих решеток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV), иода, железа, меди, магния. Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул при изу­чении органической химии.

Учебные пособия на печатной основе. В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирова­ния: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделе­ева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Элект­рохимический ряд напряжений металлов».

Для организации самостоятельной работы обучающихся на уро­ках используют разнообразные дидактические материалы: кар­точки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.

Экранно-звуковые средства обучения. Экранно-звуковыми пособиями являются произве­дения кинематографа: документального, хроникального, мультипли­кационного. К этой же группе относятся экранно-звуковые средства обучения, для предъявления информации которых необходима компьютерная техника.

Технические средства обучения. При комплексном использо­вании средств обучения неизбежен вопрос о возможности замены одного пособия другим, например демонстрационного или лабора­торного опыта его изображением на экране. Информация, содержа­щаяся в экранном пособии, представляет собой лишь отражение ре­ального мира, и поэтому она должна иметь опору в чувственном опыте обучающихся. В противном случае формируются неправиль­ные и формальные знания. Особенно опасно формирование иска­женных пространственно-временных представлений, поскольку эк­ранное пространство и время значительно отличаются от реального пространства и времени. Экранное пособие не может заменить со­бой реальный объект в процессе его познания ввиду того, что не может быть источником чувственного опыта о свойствах, существен­ных при изучении химии: цвете, запахе, кристаллическом строении и т. д. В то же время при наличии у учащихся достаточных чувствен­ных знаний на некоторых этапах обучения воспроизведение хими­ческого опыта в экранном пособии может быть более целесообраз­ным, чем его повторная демонстрация.








Учебно-методический комплект

для учащихся:

  1. Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - М.: Просвещение, 2007.


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Основная литература для учителя

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. - сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. - Волгоград: Учитель, 2006. - 72 с.

  3. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)

  4. Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - М.: Просвещение, 2007.

  5. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. - М.: Просвещение, 2003.

  6. Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 - 11 классы / Н.Н.Гара. - Дрофа, 2011.

2. Дополнительная литература для учителя

  1. Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М.Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.

  2. Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов - на - Дону: Феникс, 2007.

  3. Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года

  4. Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009г.

  5. Химия в школе: научно - методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд - во «Центрхимэкспресс». - 2005 - 2010.

3. Дополнительная литература для обучающихся

  1. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. - Санкт-Пертебург: Трион, 1998.

  2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. - М.: Дрофа, 2006.

  3. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для

поступающих в ВУЗы. - М.: Просвещение, 2005.


«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол № 2 от «28» августа 2015г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР _____________Т.А. Головкова

«___» _______________2015г.



25

© 2010-2022