Путешествие в царство кислот

Кислоты– это сложные вещества, содержащие атомы водорода, которые могут замещаться атомами металла  Классификация  1. По основности. Основность кислоты—это число атомов водорода, которые в молекуле кислоты могут замещаться атомами металла. · Одноосновные, молекулы которых содержат один атом водорода · Двухосновные, молекулы которых содержат два атома водорода · Трехосновные, молекулы которых содержат три атома водорода · Четырехосновные, молекулы которых содержат четыре атома водорода 2. По соде...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Кислоты в свете теории

электролитической диссоциации»

Цель: продолжить формирование знаний о кислотах как электролитах:

познакомить с классификацией, общими свойствами кислот в свете ТЭД;

показать зависимость свойств от природы реагирующих веществ;

развивать умение составлять уравнения химических реакций в ионном

виде, проводить эксперимент, руководствуясь правилами техники

безопасности.

Оборудование: H2SO4 (конц), HCl (разб), NaOH (р-р), FeCl3 (р-р), NaCl (р-р),

оксид меди (II), цинк, медь;

термометр, индикаторы, спиртовка, штативы с пробирками,

держатель для пробирок;

электрохимический ряд напряжений металлов, табл. «Окраска

индикаторов в различных средах», портрет Д.И. Менделеева;

таблички с названиями станций, табличка «Светофор», карточки

с формулами кислот, оснований, оксидов и солей, сигнальные

карточки;

инструкции для проведения лабораторных опытов карточки

«Классификация кислот»; тесты , карты заданий для домашней

работы;

компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

УЧИТЕЛЬ.

Сегодня, ребята, мы снова отправимся в увлекательное путешествие в загадочное «Царство кислот». Мы продолжим знакомство с классификацией и общими свойствами кислот. Помогут нам в этом знания о кислотах на основе атомно-молекулярного учения и теория электролитической диссоциации.

Запишите в тетрадях тему урока: «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации». Слайд №2.

III. Актуализация знаний.

1. Понятие о кислотах.

Давайте сначала вспомним, что такое кислоты.

Учитель показывает карточки с формулами веществ разных классов неорганических соединений: CaO, HCl, Na2S, NaOH, H2SiO3, HNO3, CО2, BaSO4,

H2SO4, H3PO4, Ca(NO3)2, H2S. Учащиеся сигнальной карточкой (красный кружок)

показывают, что вещество относится к классу кислот.

ВОПРОС: как вы определили, что эти вещества относятся к кислотам?

Учащиеся рассказывают о составе кислот, дают определение с точки

зрения АМУ.

2. Классификация кислот.

УЧИТЕЛЬ.

Вы уже знаете, что у каждой кислоты в «Царстве кислот» есть своё определённое местожительство.

ЗАДАНИЕ: В карточке №1 даны формулы кислот. Вам необходимо

каждой кислоте найти место в таблице.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Проверка проводится с использованием таблицы 10 §38 учебника.

3. Понятие об электролитической диссоциации.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

1. Что называется электролитической диссоциацией?

2. Кто является автором учения об электролитической

диссоциации?

3. Какая теория положена в его основу? Кто её автор?

СООБЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ. «Гидратная теория Д.И. Менделеева».

Портрет Д.И. Менделеева.

УЧИТЕЛЬ.

Ребята, я вижу, что вы хорошо подготовились к путешествию, и мы можем отправляться в путь. Маршрут - на доске. Всё новое, что вы сегодня узнаете, записывайте в своих тетрадях.

IV. Изучение нового материала.

1 станция «Информационная»

1.Кислоты как электролиты.

Объяснение учителя. Слайд №3.

Учащиеся записывают определение кислот в тетрадях.

ЗАДАНИЕ. Составить уравнения диссоциации соляной, азотной и серной

кислот, опираясь на знания об ионах.

Учащиеся работают в парах.

Проверка: Слайд №4.

2.Классификация кислот.

Объяснение учителя. Слайды №№5 - 7.

Учащиеся записывают в тетрадях сильные и слабые кислоты.

ВОПРОС. Что общего в составе кислот?

Учащиеся отмечают наличие водорода.

Учитель указывает на зависимость свойств кислот от их состава и строения,

рассказывает об общих физических свойствах кислот.

«Светофор»

УЧИТЕЛЬ.

Ребята, теперь мы должны узнать, как ведут себя кислоты по отношению к другим веществам. Мы отправляемся на следующую станцию.

Но на пути у нас «горит» красный сигнал светофора. Красный свет предупреждает нас об опасности. Вы уже знаете, что кислоты требуют осторожного обращения. Давайте вспомним, какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с кислотами.

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О ПТБ.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ. «Растворение серной кислоты.»

2 станция «Индикаторная»

Объяснение учителя.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ. «Действие индикаторов на кислоты».

Слайд №8.

Таблица «Окраска индикаторов в различных средах».

Учащиеся фиксируют результаты в тетрадях.

3 станция «Экспериментальная»

1. УЧИТЕЛЬ.

А теперь опытным путём определим химические свойства кислот. Но для начала определите в какой из трёх выданных вам пробирок находится кислота.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ №1. «Действие индикаторов на кислоты».

Инструкция №1.

2. Типичные реакции кислот.

ЗАДАНИЕ. С помощью §38 учебника выясните: с какими веществами

взаимодействуют кислоты.

Учащиеся работают самостоятельно, затем отвечают на вопрос.

Объяснение учителя. Слайд №9.

2.1. Взаимодействие кислот с металлами.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ №2. «Взаимодействие кислот с металлами».

Инструкция №2.

По окончании опыта обсуждаются результаты, учащиеся записывают уравнения

реакций на доске.

Объяснение учителя об условиях реакций кислот с металлами.

Слайд №10, №11.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

2.2. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ. «Взаимодействие кислот с оксидами металлов».

ЗАДАНИЕ. Составить уравнение реакции между серной кислотой и

оксидом меди.

Один ученик записывает уравнение на доске, остальные - в тетрадях.

Дополнение учителя. Составление уравнения реакции в ионном виде.

2.2.Взаимодействие кислот с основаниями. Реакция нейтрализации.

Объяснение учителя.

ПТБ при работе со щелочами.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ №3. «Взаимодействие кислот со щелочами».

Инструкция №3.

По окончании - обсуждение результатов. Слайд №13.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ. «Взаимодействие кислот с нерастворимыми

основаниями»

ЗАДАНИЕ. Составить уравнение реакции между соляной кислотой и

гидроксидом железа(II).

Учащиеся работают самостоятельно.

Проверка: Слайд №14.

2.3. Взаимодействие кислот с солями.

ЗАДАНИЕ: Выясните с помощью §38 учебника в каких случаях кислоты

могут взаимодействовать с солями.

Один учащийся отвечает с места, другие дополняют.

Дополнение учителя. Ряд вытесняемости кислот. Таблица растворимости.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ. «Взаимодействие кислот с солями».

Учащиеся работают в парах.

По окончании работы - обсуждение результатов. Слайды №15, №16.

УЧИТЕЛЬ.

Наше путешествие подошло к концу. Вы узнали много нового и интересного.

Жители «Царства кислот хотели бы, чтобы вы ответили на их вопросы.

V. Закрепление изученного материала.

Возьмите карточки №2 и выполните тестовые задания.

Учащиеся работают самостоятельно.

Проверка. Правильные варианты ответов записаны на обратной стороне доски.

VI. Домашнее задание.

1. Изучить §38.

2. Повторить §20, §§35-37.

3. Выполнить карту заданий (3 уровня - по выбору).

VII. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя. Выставление оценок.







5

© 2010-2022