• Преподавателю
  • Химия
  • Программа элективного курса по химии «Свойства и строение органических соединений»

Программа элективного курса по химии «Свойства и строение органических соединений»

Настоящая рабочая программа элективного курса с тематическим планированием «Свойства и строение органических соединений» составлена по химии для 11 класса на основе методического пособия/ Е.М.Пототня.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.– 48 с.: ил. – (Элективный курс). Общая характеристика учебного предмета Профильное обучение направлено на достижение задач успешной социализации старшеклассников: подготовки к продолжению образования, развития интеллектуальных, коммуникативных и личностных качес...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа элективного курса с тематическим планированием «Свойства и строение органических соединений» составлена по химии для 11 класса на основе методического пособия/ Е.М.Пототня.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 48 с.: ил. - (Элективный курс).

Общая характеристика учебного предмета

Профильное обучение направлено на достижение задач успешной социализации старшеклассников: подготовки к продолжению образования, развития интеллектуальных, коммуникативных и личностных качеств, обеспечивающих состоятельность выпускников в решении вопросов профессионального и социального самоопределения. Выбор профильного уровня изучения такого предмета как химия в большинстве случаев свидетельствует о нацеленности ученика на получение высшего профессионального образования. Необходимость подготовки учащихся к успешному продолжению образования в вузе предъявляет определенные требования к качеству школьного образования.

Профильный уровень изучения химии предполагает не только и не столько расширение предметных знаний, сколько их углубление и осмысление. Знания набора фактов освоения предметных умений (характеристика объектов, решение задач, выполнение практических заданий) недостаточно. Необходимы системные представления о предмете, владение понятиями на уровне применения в нестандартных ситуациях.

Цель курса: развитие предметной и информационно-коммуникационной компетентностей учащихся.

Задачи:

  • Осмысление важных понятий органической химии.

  • Структурирование понятия «строение», различение уровней и параметров строения.

  • Обоснование зависимости определенных свойства органических соединений от различных факторов строения.

  • Выделение универсальных и специфичных для органической химии понятий и подходов.

  • Формирование системных представлений о теории строения вещества как базе для обоснования физических и химических свойств органических соединений.

В ходе изучения курса должно происходить целенаправленное развитие следующих надпредметных умений:

  • Различение сходных понятий.

  • Фиксация ограничений и условий существования или использования различных понятий, объектов, явлений.

  • Классификация и выделение подмножеств как способы систематизации материала.

  • Сравнение объектов по выделенным признакам.

  • Схематизация и абстрагирование.

Средствами достижения поставленных целей и задач являются:

  • Содержание курса, определенным образом отобранное и структурированиое.

  • Специально разработанные задания, способствующие, с одной стороны, формированию понимания предметного материала, с другой стороны, повышению информационно-коммуникационной компетентности до уровня профессионального пользователя.

  • Формы и методы организации учебного процесса.

Место учебного предмета в учебном плане

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Изучение в 11-ом классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Элективный курс предназначен учащимся 11 класса, изучающим химию на профильном уровне. Он рассчитан на 35 часов учебного времени, один час в неделю. В данной программе предусмотрено проведение 16 лабораторных и практических работ.

Адресность программы

Рабочая программа составлена для организации учебных занятий обучающиеся 11 класса химико-биологического профиля, обладающие достаточными знаниями и навыками, для изучения курса общей химии, мотивированы к самообразованию, готовы проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем.

Методы и формы обучения

Определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения общей химии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Методы и приёмы работы на уроках: словесные, наглядные, письменная работа, поощрения, индивидуальный опрос, работа с текстом, работа у доски, под руководством учителя, беседа, убеждение значимости, фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Виды и формы контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль;

Формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная самостоятельная работа, анализ творческих, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены итоговые уроки - подведём итоги, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить приобретенные умения.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов. При установлении причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса, предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Критерии оценивания различных видов работ:

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных работ

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Учебно-тематический план

№ п/п

урока


Тема раздела

Количество часов

теоретические

практические/

лабораторные

1

1

Введение.

1


  1. Химическое строение (2 часа)

2

1

Теория химического строения А.М. Бутлерова.

1


3

2

Изомерия.


1

  1. Электронное строение (5 часов)

4-5

1

Структуры, содержащие атомы углерода в различных валентных состояниях.

1

1

6

2

Циклические структуры.

1


7

3

Распределение электронной плотности.


1

8

4

Эффект сопряжения.

1


  1. Пространственное строение (2 часа)

9-10

1

Практикум.

2


  1. Физические свойства (2 часа)

11

1

Агрегатное состояние.


1

12

2

Растворимость.

1


  1. Химические свойства (8 часов)

13

1

Особенности химических реакций между органическими соединениями.

1


14-15

2

Систематизация химических реакций в органической химии; типы разрыва ковалентной связи

1

1

16-17

3

Замещение.

1

1

18-19

4

Присоединение.

1

1

20

5

Кислотные свойства.

1


  1. Взаимное влияние атомов (групп атомов) в молекулах (4 часа)

21-22

1

Общий подход, конкретизация на примерах хлорметана и толуола.

1

1

23-24

2

Молекулы карбоновых кислот.

1

1

  1. Химические свойства органических соединений (5 часа)

25-26-27

1

Углеводороды.

2

1

28-29

2

Кислородсодержащие соединения.

1

1

Практикум (5 часов)

30

1

Теоретическое обсуждение и доработка проектов.


1

31-32

2

Подготовка презентаций.


2

33-34

3

Представление и защита работ


2



Итого: 34 часа


18


16

Содержание программы курса. Химия 11 класс (34 часа, 1 час в неделю)

«Свойства и строение органических соединений»

Введение (1 час). Конкретизация понятия «свойства»: физические, химические, реакционная способность. Конкретизация понятия «строение»: объекты и их параметры. Специфика органических соединений. Способы изображения состава и строения органических соединений.

  1. Химическое строение (2часа)

  1. Теория химического строения А.М. Бутлерова. Краткая история создания. Основные положения теории. Химическое строение и способы его изображения.

  2. Изомерия. Краткая история открытия явления. Классификация видов изомерии. Структурная изомерия. Межклассовая изомерия углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

  1. Электронное строение (5 часов)

  1. Атом углерода. Электронное строение невозбужденного и возбужденного состояния атома углерода. Гибридизация электронных орбиталей и ее типы. Валентные состояния атома углерода.

  2. sp3 - Гибридизация. Принцип расположения электронных орбиталей в пространстве. Тетраэдрическая форма расположения гибридных орбиталей. Различение понятий «атомная орбиталь» и «электронное облако». α- Связь как разновидность ковалентной связи. Основные характеристики валентного состояния - валентный угол и расстояние между атомами углерода.

  3. Sp2 - Гибридизация. π - Связь. Основные характеристики валентного состояния - форма расположения гибридных орбиталей, валентный угол, расстояние между атомами углерода. Двойная связь.

  4. sp - Гибридизация. Основные характеристики валентного состояния - форма расположения гибридных орбиталей, валентный угол, расстояние между атомами углерода. Тройная связь. Кратные связи.

  5. Ароматическая структура. Образование единой π - электронной системы, ее характеристики. «Полуторные» связи. Условия возникновения ароматической системы. Правило Хюккеля.

  6. Особенности электронного строения циклических соединений. Напряжение в малых циклах. «Банановые связи.

  7. Распределение электронной плотности. Электроотрицательность. Смещение электронной плотности. Частичный заряды. Электронные эффекты: индуктивный, мезомерный.

  8. Эффект сопряжения. Условия возникновения эффекта сопряжения. Сопряжения кратных связей, его влияние на количественные характеристики связей и химическое поведение соединений. Сопряжение с участием не поделенных электронных пар гетероэлементов.

  1. Пространственное строение (2 часа)

Пространственная изомерия, ее виды. Геометрическая цис-транс-изомерия, условия ее существования. Зигзагообразное строение углеводородной цепи. Понятие о конформациях, конформации циклических соединений. Стереорегулярность как характеристика строения полимеров.

  1. Физические свойства (2 часа)

  1. Агрегатное состояние. Температура кипения. Разветвленность цепи. Полярность связи. Водородные связи как разновидность межмолекулярного взаимодействия. Зависимость температуры кипения от различных особенностей строения.

  2. Растворимость. Полярные и неполярные растворители. Принцип растворения. Зависимость растворимости в воде от различных факторов строения.

  1. Химические свойства (8 часов)

  1. Особенности химических реакций между органическими соединениями. Медленное протекание, возможность образования нескольких продуктов в одних и тех же условиях, многостадийность. Формы записи химических реакций: уравнения, схемы; описание механизма.

  2. Систематизация химических реакций в органической химии. Классификация и выделение как способы систематизации. Универсальные и специфические типы реакций. Названия реакций как способ указания сути происходящего процесса; обобщающие и конкретные названия; специфические названия.

  3. Типы разрыва ковалентной связи. Гомолитический (радикальный) и гетеролитический (ионный) разрывы связей. Свободные радикалы. Катион (карбкатион), анион. Электрофилы, нуклеофилы.

  4. Замещение. Последовательность в замещении различных атомов водорода в алканах и ее обоснование через рассмотрение наиболее устойчивой промежуточной структуры. Написание уравнений замещения с любыми реагентами через определение гомологически рвущихся связей.

  5. Присоединение. Электрофильное присоединение к непредельным углеводородам. Правило Марковникова и случаи формального исключения из него, обоснование через рассмотрение наиболее устойчивой промежуточной структуры. Электрофильное присоединение к оксосоединениям, сравнение их активности и его обоснование. Написание уравнений присоединения к алкенам и оксосоединениям различных реагентов.

  6. Кислотные свойства. Кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации, кислотные свойства с точки зрения теории Бренстеда-Лоури. Обоснование проявления кислотных свойств. Сравнение степени выраженности кислотных свойств у различных классов кислородсодержащих органических соединений.

  1. Взаимное влияние атомов (групп атомов) в молекулах (4 часа)

  1. Общий подход. Выделение атомов и групп атомов, взаимное влияние которых надо оценить. Определение веществ-эталонов для сравнения. Прогнозирование на основании анализа электронного строения изменения свойств исследуемой группировки по сравнению с эталоном. Доказательство конкретными фактами предполагаемого изменения свойств.

  2. Молекула хлорметана. Ослабление связей С-Н из-за наличия атомов с отрицательным индуктивным эффектом. Потеря способности хлора к диссоциации.

  3. Молекула толуола. Нарушение симметрии ароматической системы в результате подачи электронной плотности со стороны заместителя, усиление способности к реакциям электрофильного замещения. Ослабление связей С-Н из-за наличия группы с отрицательным мезомерным эффектом.

  4. Молекулы карбоновых кислот. Выделение нескольких пар объектов, влияющих друг на друга. Усиление кислотных свойств гидроксила из-за наличия группы с отрицательным мезомерным эффектом. Усиление прочности связи в карбониле из-за наличия группы с положительным мезомерным эффектом. Ослабление связи С-Н в α-положении. Зависимость кислотных свойств от состава и строения радикала. Случаи отсутствия взаимного влияния групп из-за несоблюдения условий возникновения эффекта сопряжения.

  1. Химические свойства органических соединений (5 часа)

Определение типа разрыва связи, легкости разрыва связи, условий разрыва связи (в том числе и реагентов, обеспечивающих своим воздействием разрыв данной связи) на основании анализа электронного строения и оценки взаимного влияния групп атомов в молекуле. Электронное представление обоснования химического поведения альдегидов и карбоновых кислот.

Практические работы (5 часов)

Контрольные вопросы. Задания на сравнение. Исследовательские задания. Презентация электронных продуктов, защита исследовательских работ.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии на профильном уровне в 11 классе учащиеся должны знать/ понимать:

  • теорию строения органических соединений (химическое, электронное, пространственное строение); особенности электронного строения линейных и циклических структур, содержащих атомы углерода в различных валентных состояниях, особенности электронного строения кислородсодержащих функциональных групп;

  • особенности органических соединений и причины их многообразия, в том числе явление изомерии (структурной, пространственной); условия существования цис-транс-изомеров; представление о конформерах;

  • электронные эффекты (индуктивный, мезомерный, сопряжение);

  • условия возникновения водородной связи и ее влияние на физические свойства соединений;

  • типы химических реакций в органической химии; типы разрыва связей; основные химические свойства классов соединений, условия протекания важнейщих реакций.

Учащиеся должны уметь:

  • различать способы отражения состава и строения химических соединений (формулы состава, простейшие, молекулярные, структурные, электронные формулы), составлять структурные формулы всех возможных изомеров по формуле состава;

  • объяснять физические и химические свойства органических соединений исходя из их строения, прежде всего распределения электронной плотности; определять и обосновывать преимущественное направление протекания реакций (последовательность замещения атомов в углеводородах, правило Марковникова);

  • объяснять взаимное влияние групп атомов в молекулах;

  • прогнозировать и обосновывать возможность или невозможность тех или иных химических свойств; сравнивать степень проявления тех или иных свойств соединений; писать уравнения реакций изученных типов с неизвестными реагентами;

  • грамотно записывать схемы и уравнения химических реакций; составлять цепочки химических превращений; находить и объяснять и шибки в уравнениях.









Учебно-методический комплект

  1. Е.М.Пототня.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 48 с.: ил. - (Элективный курс).

  2. catalysis.nsk.su/internet/webchem.html - собраны ссылки на химические ресурсы сети Интернет всего мира.

  3. chemfinder.cambridgesoft.com/ - поисковая система по формуле, имени, физическим свойствам, химических соединений, научные центры, лаборатории.

  4. www/chemnet.ru/rus/elbibch.html - каталог библиотеки химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, журналы, книги и аналитические обзоры, учебники и учебные базы данных и приведены нобелевские премии по химии за последние годы


© 2010-2022