Статья по теме: Здоровье-сберегающие технологии на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ХИМИИ


Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья [3].

От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление [1].

Урок можно считать здоровьесберегающим, если при его проведении соблюдались следующие принципы:

  • в кабинете должны поддерживаться оптимальные гигиенические условия: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей;

  • однообразность урока вызывает утомление, поэтому рекомендуется 4-7 видов деятельности за урок по 7-10 минут. Но частые смены деятельности также утомляют детей;

  • необходимо использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный (не менее 3 за урок);

  • должны применяться методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры, дискуссии);

  • обязательная составная часть урока - физкультминутки; Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление

  • учитель должен выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем непосредственно в ходе урока;

  • формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности, интереса к изучаемому материалу позитивно влияет на их эмоциональный фон;

  • благоприятный психологический климат на уроке; профилактика «школьных неврозов» зависит от умения учителя предупредить на уроке конфликты из-за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и т.д.;

  • за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения;

  • при использовании ИКТ необходимо соблюдать требования СанПиНа [2,4].

Химия - один из самых трудных предметов в основной школе, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения. На своих уроках использую игровые задания для обобщения знаний (химические сказки, кроссворды, задачи-загадки и т.д.), творческие работы в виде рекламы того или иного вещества или явления.

Большое внимание уделяю работе в парах, группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика. На своих уроках систематически провожу физкультминутки, которые позволяют учащимся размять свое тело, расслабиться. Нельзя забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. При планировании урока не допускаю однообразной работы. Некоторым ученикам трудно запомнить даже несложный материал. Для этого с целью развития зрительной памяти, часто использую эксперимент, при его недоступности - виртуальную лабораторию. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше освоить изучаемый материал.

Огромное значение для повышения интереса к предмету имеет практическая направленность урока, умение связывать изучаемый материал с жизнью. Так, при изучении темы «Жиры», уделяю внимание не только их строению и химическим свойствам, но и отрицательному действию на организм на примере таких любимых продуктов, как чипсы, а также разбираю вместе с учащимися способы избавления от жирных пятен на одежде. В рамках данной темы обсуждаю с детьми пользу и вред холестерина.

При изучении темы «Водородная связь» рассказываю о том, что мокрые волосы расчесывать нельзя, объясняя и связывая это с изучаемой темой. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» - говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни взглянешь - продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на организм детей. Поэтому на уроках даю рекомендации учащимся, как из множества предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью.

В 8 классе при изучении темы «Соли» использую информацию о вреде излишнего употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита. «Вино губит душу людей и их потомство» - эти слова Л.Н. Толстого служат эпиграфом к уроку «Токсическое воздействие этанола на организм человека: причины и последствия», где демонстрирую влияние спирта на животный белок (мясо), устанавливаю аналогию с белковыми молекулами человеческого организма. Учащиеся сами проводят лабораторный опыт. Основная цель такого урока - показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организма в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья.

При изучении альдегидов рассматриваю вопрос образования формальдегидных смол в пепле сигарет и воздействие на белок кожи человека, эмаль зубов курильщиков. Альдегиды раздражают слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, воздействуют на нервную систему. Источником формальдегида могут стать мебель, фанера, ДСП и др.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии способствует более глубокому и осознанному пониманию учащимися предмета, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения и сохранения их психического и физического здоровья.

Литература

  1. Артюнина, И. П. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/12/19/.

  2. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : Аркти, 2005. - 170 с.

  3. Соколова, О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа shkolnymir.info/.

  4. Сухарев, А. Г. Концептуальная модель здоровьесберегающей образовательной технологии в современной школе [Текст] / А. Г. Сухарева, Н. М. Цыренова. - М.: Современная гуманитарная академия, 2007. - С. 10 - 45.



© 2010-2022