Чистые вещества и смеси

Цели урока: ·            Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ. ·            Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. ·            Познакомить со способами разделения смесей. Формы организации познавательной деятельности учащихся:фронтальная, парная, групповая. Оборудование: ·            Химия 8 - учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Г.Е.Рудзитис - М., Просвещение, 2014 г. ·            Реактивы ·            Смесь порошков железа и серы, р...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 3. Чистые вещества и смеси.

Цели урока:

  • Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.

  • Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.

  • Познакомить со способами разделения смесей.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:фронтальная, парная, групповая.

Оборудование:

  • Химия 8 - учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Г.Е.Рудзитис - М., Просвещение, 2014 г.

  • Реактивы

  • Смесь порошков железа и серы, раствор поваренной соли, смесь песка и воды, раствор метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химические стаканы, колбы, магнит, пипетка.

Демонстрационный эксперимент:

  • Разделение смеси фильтрованием;

  • Хроматография;

  • Разделение смеси магнитом;

  • Разделение смеси веществ выпариванием.

  • Карточки с заданием для групповой работы.

  • Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя:

  • Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка (выпаривательная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.

  • Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества):

  • Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.

  • Разделение смеси железа и серы:

  • Железные опилки, порошок серы, магнит , 2 фильтра.

  • Хроматография:

  • Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка.

Ход урока

Организационный момент. Проверка домашнего задания- 6 мин.

Фронтальный опрос. Проверка письменного домашнего задания.

Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы. -20 мин.

1. Беседа

Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист : А какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?

Как вы думаете, что будет темой нашего урок сегодня?

2. Запись даты и темы урока учащимися в тетради.

Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

Цели урока обсуждаются с учащимися.

Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь; узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества.

3. Объяснение нового материала.

На данном этапе урока учитель формирует понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся известно понятие "вещество" (это то из чего состоят физические тела). Поэтому, вначале даем определение "смеси веществ".

Далее ребята дают определение смеси, как системы из их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Учитель приводит примеры смесей, ребята записывают их в тетради: воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов, растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов - азота, кислорода, аргона и др.

.

Смеси

Однородные

Неоднородные

Растворы сахара в воде, растворы солей, воздух,

Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой, песок с водой

Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей.

Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми свойствами? (ребята предполагают, что нет). Учитель объясняет условия эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах). Вместе обсуждаем результаты эксперимента. Встает проблема: "Почему у морской воды t кип не постоянная в разные промежутки времени по сравнению с t кип дистиллированной водой?"

Учащиеся высказывают предположение, что соленость морской воды влияет на температуру кипения.

Далее учитель предлагает дать определение "чистого вещества".

С помощью учителя формулируется определение "Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).

В тетрадях ребята записывают определение "чистое вещество" -

Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.

Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.

Ребята записывают в тетрадях выводы.

Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей "В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этого учитель проводит опыты:

Демонстрация разделение смеси железа и сера с помощью магнита (отработать с ребенком заранее методику выполнения опыта и тогда демонстрацию проводит ученик)

Следующий этап урока - знакомство с основными способами разделения смесей.

Одновременно уточняется, на каких физических свойствах веществ основан каждый способ разделения. Демонстрация разделения смеси песка и воды фильтрованием. Обращается внимание на правильность выполнения эксперимента

Закрепление

1. Групповая работа.

Каждая группа получила задание " Как разделить смесь :?"

Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях были использованы жизненные ситуации, где требовалось очистить воду в походных условиях и т.п.

Ответить на вопросы, представленные на слайдах 19 - 21

Рефлексия.

Беседа:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что запомнилось?

Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

Подведение итогов

Домашнее задание: параграф 4, тестовое задание после параграфа письменно.


© 2010-2022