Рабочая программа по химии, 8 класс

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Багаевский район, хутор Ёлкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ёлкинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Ёлкинской СОШ

Приказ от 31 августа № 479

______________ Крамаренко Е.Г.

(подпись)

М П


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 8 класс

Количество часов (план/ факт): 70/68

Учитель: Диченская Наталья Константиновна

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) для 8-9 классов, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07, 2005 № 03-1263


















РАЗДЕЛ 1.

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса химия для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) №273-ФЗ от 29.12.2012 года.


  1. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».


  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);


  1. Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994);

  2. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по химии, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

  3. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  4. Примерная программа (основного общего образования) по химии (Примерные программы основного общего образования по химии (базовый уровень) для 8-9 классов, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07,2005 № 03-1263,

9. Авторская программа Новошинского И.И., Новошинской Н.С., М.: Русское слово 2007 год.

10. Приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 г. № 405 «Об утверждении регионального примерного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015- 2016 учебный год»

11. Учебный план МБОУ Елкинской СОШ на 2015-2016 учебный год.

12.Положение МБОУ Елкинской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

13. Основная образовательная программа общего образования МБОУ Елкинской СОШ

14. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;


Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Химия как компонент культуры наполняет со­держанием ряд фундаментальных представлений о мире: связь между структурой и свойствами слож­ной системы; вероятностные представления и пред­ставления о симметрии, хаосе и упорядоченно­сти; законы сохранения; единство дискретного и непрерывного. Эволюция вещества - все это на фактическом материале химии находит наглядное выражение, дает пищу для размышлений об окру­жающем мире, для гармоничного развития лич­ности.

Основные проблемы химии - изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строе­ния, конструирование веществ с заданными свойст­вами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях полу­чения веществ и материалов, энергии. Занимая среди наук о природе место между физи­кой и биологией, химия вносит существенный вклад в понимание современной научной картины мира. Как и другие естественные науки, химия не только изучает природу, но и обеспечивает человека знания­ми для практической деятельности, развития матери­ального производства. Это создает основу для политехниче­ского образования школьников, подготовки их к тру­ду, основу формирования обобщенности таких мировоззрен­ческих идей, как:

материальное единство веществ;

обусловленность свойств веществ их внутренним строением;

познаваемость химических явлений через разрешение противоречий между фак­тами и теоретическими представлениями.

Изучение химических процессов должно привести к пониманию того, что направление реакций не слу­чайно, а обусловлено строением веществ, что реак­ции протекают по определенным законам, знание этих законов позволяет управлять ими. Химические превращения лежат в основе функционирования целого ряда отраслей химической, нефтехимической промышленности, черной и цвет­ной металлургии, переработки горючих ископаемых, производств строительных материалов, продуктов пищевой промышленности, лекарственных средств и т. д. Продукты химии - создаваемые ею вещества и материалы - используются во всех отраслях про­мышленности и сельскохозяйственного производст­ва. На этом материале у учащихся формируются представления о химии как производительной силе общества, о роли химии в решении экологических и экономических проблем, а также проблем сбереже­ния природных ресурсов, сырья, создания прогрес­сивных малоотходных технологий.

Лабораторные опыты, практические занятия дают возможность уча­щимся непосредственно соприкасаться с вещества­ми, экспериментально изучать их свойства, знако­миться с закономерностями протекания химических реакций. Химический эксперимент запланирован как средство добывания школьниками новых знаний, постановки перед ними познавательных проблем. Решение их с использова­нием эксперимента ставит учащихся в положение ис­следователей, что оказы­вает положительное влияние на мотивацию изучения химии. Эксперимент с использованием веществ и препаратов бытовой химии позволит выработать у учеников навыки грамотного обращения с веществами в повседневной жизни.

Цель изучения - обеспечить на уровне функциональной грамотности формирование системы естественнонаучных знаний, развитие и совершенствование личности.





Программа направлена на решение следующих задач:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать явления, проводить химический эксперимент, работы практикума.

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве , решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

  • развитие умений структурировать информацию в различных знаковых формах, способности критического отношения к информации.



РАЗДЕЛ 2

Общая характеристика учебного курса, предмета, дисциплины (модулей)


В курсе химии 8 класса обучающиеся знакомятся с основными химическими понятиями, языком химии, П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева, основами номенклатуры и классификации веществ, многообразием веществ их свойствами, многообразием химических реакций, условиями их протекания, приобретаемые знания способствуют основам формирования основ экологической грамотности;

учатся пользоваться таблицами (П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева, Растворимость кислот, оснований, солей в воде, Ряд активности металлов, учебные демонстрационные таблицы), схематически отображать полученную информацию;

учатся безопасному обращению с веществами и оборудованием;

учатся выполнять действия практикума, что в дальнейшем позволяет овладеть умением анализировать прогнозировать, программировать, ставить познавательные проблемы;

развивается умение обучающихся применять основные понятия и законы химии при решении качественных и количественных задач, в т. ч. в повседневной жизни, для объяснения явлений, прогнозирования результатов;

изучение химических процессов формирует понимание того, что направление реакций не слу­чайно, а обусловлено строением веществ, что реак­ции протекают по определенным законам, что знание этих законов позволяет управлять ими;

расширяется представление обучающихся о единстве окружающего мира;

приобретают основы экологической грамотности.



РАЗДЕЛ 3

Место учебного предмета, курса,

дисциплины (модуля) в учебном плане


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение химии в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 ч в неделю.

В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2015 - 2016 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2015 - 2016 учебном году (23.02.2016г., 08.03.2016г., 02.05. 2016г., 09.05.2016г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для обучающихся, данная программа по химии в 8 классе в 2015 - 2016 уч. году будет реализована в объёме 68 часов.


В том числе: контрольных работ - 4

практических работ - 9


Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, практические работы.

Уровень обучения - базовый.

Последовательность изучаемых тем:

I. Введение

II. Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

III. Химическая связь. Строение вещества.

IV. Классификация сложных неорганических веществ.

V. Химические реакции.

VI. Растворы. Электролитическая диссоциация.

VII. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства.

VIII. Повторение и систематизация знаний по химии за курс 8 класса


Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.

В данном курсе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, проблемно - поисковый, проектирование.

На уроках используются элементы следующих моделей:

формирующей (алгоритмическое обучение, поэтапное формирование, групповая работа, дифференцированное обучение);

развивающего обучения (технологии проблемно - исследовательские, коммуникативные, моделирующее обучение);

личностно ориентированное обучение (технологии ситуативного обучения, критического мышления, обучение в сотрудничестве)

информационные.





РАЗДЕЛ 4

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)


I. Введение

Предмет химии. Вещество. Физические свойства вещества: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость.

Молекулы и атомы. Размер и масса атома. Относительная атомная масса. Первоначальное знакомство с Периодической системой химических элементов (ПСХЭ) Химический элемент. знаки хим. элементов. Понятие о коэффициенте.


II. Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электронная оболочка (электроны), заряд частиц и масса. Физический смысл атомного номера хим. элемента. Современное определение понятий «атом», химический элемент» Изотопы - разновидности атомов одного и того же хим. элемента. Относительная атомная масса элемента - средняя величина из масс всех его природных изотопов с учетом их распространенности. Понятие об энергетическом уровне (электронном слое), о завершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное число электронов на энергетическом уровне. Металлы, неметаллы, благородные газы. Физический смысл номера периода и группы. Малые и большие периоды.. Главные и побочные подгруппы

Изменение: зарядов ядер и радиусов атомов, движущихся вокруг ядра, и числа валентных электронов; металлических и неметаллических

свойств атомов элементов. Характеристика атомов хим. элементов.


III. Химическая связь. Строение вещества.

Химическая формула, индекс, коэффициент. Относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля химического элемента в данном веществе/

Простое и сложное вещество. Различие понятий «химический элемент» и «простое вещество» Понятия : атомная масса, молекулярная масса, массовая доля элемента. Понятие о химической связи и валентности. Схемы образования молекул. Электронные и структурные формулы

Понятие о ковалентной полярной и неполярной связях. ЭО атома элемента.

Изменение ЭО элемента в периодах и в главных подгруппах. Длина и энергия ковалентной связи

Твердое, жидкое, газообразное состояние веществ молекулярного строения. Закон постоянства состава Понятие о положительно и отрицательно заряженных ионах. Схема образования ионных соединений. Понятие об ионной связи. Твердое состояние веществ ионного (немолекулярного) строения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления атома в соединении

Составление химических формул по степени окисления

Количество вещества, моль, молярная масса.

Решение задач на установление формулы в-в по известным массовым долям элементов


IV. Классификация сложных неорганических веществ.

Классификация сложных веществ Определение оксидов , состав, номенклатура, классификация, структурные формулы.

Определение оснований , состав, номенклатура, классификация, структурные формулы

Определение кислот, состав, номенклатура, классификация,

структурные формулы. Различия в обозначении степени окисления и заряда иона

Определение, состав, номенклатура, классификация солей.


V. Химические реакции.

Химические реакции, признаки хим. реакций Материальный баланс хим. реакции. Понятие о хим. уравнении. Составление уравнений хим. реакций Реакции соединения и разложения. Реакции замещения и обмена. Сущность этих реакций Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения. Сущность этих реакций Решение задач по уравнениям реакций; нахождение массы, количества вещества реагента или продукта реакции. Алгоритм расчетных задач по уравнениям реакций. Решение задач по термохимическим уравнениям, определение количества теплоты, выделяющейся в ходе реакции или необходимой для протекания реакции. Значение работ М. В. Ломоносова .


VI. . Растворы. Электролитическая диссоциация.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Способы разделения смесей

Понятие о растворах, растворение - физико-химический процесс. Экзо- и эндотермические эффекты растворения. кКристаллогидраты. Факторы, влияющие на растворимость веществ. Насыщенные и ненасыщенные растворы Определение массовой доли вещества, определение масс вещества и воды, вычисление по уравнениям реакции, которые протекают в растворах. Измерение плотности раствора ареометром. Приготовление раствора с заданной массовой долей поваренной соли и измерение его плотности. Электролиты, неэлектролиты.

Механизм диссоциации электролитов молекулярного и немолекулярного строения. Гидратация ионов Диссоциация электролитов с ионной связью, ковалентной полярной. Понятие гидратированных ионов Ионы, их строение и свойства. Классификация ионов по составу, по заряду. Понятие о степени диссоциации. Факторы, влияющие на степень диссоциации, сильные и слабые электролиты. Уравнения реакций диссоциации. Кислоты и основания, их определение с позиций электролитической диссоциации. Общие свойства растворов электролитов. Соли (средние и кислые), их определение с позиций электролитической диссоциации. Общие свойства электролитов Понятие о нейтральной, кислой, щелочной средах. Окраска индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа) в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водородном показателе., универсальном индикаторе Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворенного вещества». Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Правила составления полных и сокращенных ионно-молекулярных уравнений реакций


VII. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства.

Способы получения оксидов. Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные).

Свойства основных и кислотных оксидов (отношение к воде, к кислотам и щелочам) Понятие об амфотерных оксидах. Взаимодействие с кислотами и кислотными оксидами, с щелочами, и основными оксидами

Способы получения растворимых и нерастворимых в воде

оснований. Химические свойства оснований. Сущность реакции нейтрализации сильного основания сильной кислотой.

Разложение нерастворимых оснований при нагревании Способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот.

Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с основаниями, основными и амфотерными оксидами

Взаимодействие кислот с металлами. Ряд активности металлов. Взаимодействие кислот с солями. Летучие и неустойчивые кислоты

Получение и химические свойства: взаимодействие с растворами кислот и щелочей Изменение состава и свойств оксидов и гидроксидов в ряду элементов 3-го периода Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов II А группы Основные способы получения. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами. Разложение некоторых солей при нагревании Определение свойств классов неорганических соединений.

Генетическая связь между классами неорганических веществ


VIII. Повторение и систематизация знаний по химии за курс 8 класса

Строение атома

ПЗ и П.С.Х.Э. Д. И. Менделеева. Химическая связь. Строение вещества. Классификация и свойства основных классов сложных неорганических веществ. Химические реакции и расчёты по уравнениям реакций. Растворы. ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических соединений.


№ темы

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы и обобщающие занятия

Практические работы

I

Введение

3

0

0

II

Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

8

Обобщение знаний по теме «Строение атома. Структура П.С.Х.Э. Д. И. Менделеева»

0

III

Химическая связь. Строение вещества.

15

Контрольная работа № 1 по теме: « Строение атома. Периодическая система. Химические формулы».

Контрольная работа № 2 по теме: «Химическая связь. Строение вещества».

Практическая работа № 1 «Ознакомление с лабораторным оборудованием. Основы ТБ.»

Практическая работа № 2 «Вещества и их физические свойства»»

IV

Классификация сложных неорганических веществ.

5

0

0

V

Химические реакции.

8

Контрольная работа № 3 по теме: «Химические реакции»

Практическая работа №3

«Признаки химических реакций»

VI

.Растворы. Электролитическая диссоциация.

16

Контрольная работа № 4 «Растворы. Электролитическая диссоциация.»

Практическая работа № 4 «Очистка поваренной соли»

Практическая работа № 5 «Приготовление раствора и измерение его плотности»

Практическая работа № 6 «Окраска индикаторов в воде, растворах кислот и щелочей»

Практическая работа №7 «Определение рН среды»

VII

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства.

11

0

Практическая работа № 8 «Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов III периода ».

Практическая работа № 9 «Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы ».

VIII

Повторение и систематизация знаний по химии за курс 8 класса

2

0

0

Итого

68



РАЗДЕЛ 5

Тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

Минимум образования

Целеполагание

Речеведческие термины

I

ВВЕДЕНИЕ


3

Знать понятия «химия», «вещество»,

«тело», их отличия, усвоить правила ТБ при работе в химическом кабинете. Знать понятия о физических свойствах веществ, уметь сравнивать вещества по физическим свойствам

(элементы сравнительного анализа) Знать понятия химический элемент», « атомы и молекулы», их отличие, «относительная атомная масса», уметь находить значения атомной массы по таблице для всех химических элементов.

Знать знаки 20 химических элементов, историю открытия названий некоторых химических элементов, уметь записывать знаки хим. элементов, произносить символы.

Цель - определение места химии и её задач в цикле естественных наук, ознакомление обучающихся с основными понятиями химии на уровне атомно-молекулярных представлений, формировать основы безопасного поведения в кабинете химии.

Предмет химии. Вещество. Тело. Свойства тела.

Физ. свойства веществ.

Молекулы и атомы. Химический элемент. Символ химического элемента. Относительная атомная масса. Атомная единица массы. Периодическая система химических элементов (ПСХЭ) Коэффициент.

ll

СТРОЕНИЕ АТОМА. СТРУКТУРА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Д.И. Менделеева

8

Знать модель строения атома, состав атома, физический смысл атомного номера, современное определение понятий атом, химический элемент, уметь находить значения заряда ядра, число электронов, протонов, нейтронов по ПСХЭ

Знать понятие об изотопах, находить среднее значение относительной атомной массы для природных изотопов

Знать понятия об энергетических уровнях, движении электронов вокруг ядра атома, завершенных и незавершенных электронных слоях, умение составлять схемы строения атомов хим. элементов, уметь рассчитать максимальное число электронов на энергетическом уровне. Знать классификацию элементов на основе строения их атомов, уметь определять на основе строения атома, к какой группе будет относиться элемент

Знать структуру Периодической системы, физический смысл номера периода и группы, уметь определять местонахождение элемента в Периодической системе.

Знать изменение свойств атомов химических элементов, уметь сравнивать атомы химических элементов по величине радиуса атома, заряда ядра, металлическим и неметаллическим свойствам. Уметь характеризовать хим. элементы по плану, находить закономерности в изменении свойств элементов.

Сформировать представление о модели строения атома, умение моделировать строение атома , классифицировать элементы по строению атома. Научить пользоваться П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева. характеризовать элементы на основании положения в П.С.Х.Э. и прогнозировать свойства (металлы, неметаллы, благородные газы), формировать умение проводить сравнительный анализ.

Атом. Атомное ядро. Протон, нейтрон, электрон, массовое число. Изотопы. Заряд ядра. Электронная оболочка, энергетический уровень. Максимальное число электронов на энергетическом уровне. Электронная схема атома. Металлы. Неметаллы. Благородные газы Периодическая система химических элементов (ПСХЭ) . Период. Группа, подгруппа.

III

ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА


15

Состав вещества качественный и количественный. Знать понятия о химических формулах, коэффициенте, индексе, уметь составлять химические формулы и их читать

Уметь вычислять относительную молекулярную массу вещества, массовую долю химического элемента в веществе по его формуле.

Знать понятия о химическом элементе, простых, сложных веществах, уметь различать понятие «химический элемент» и «простое вещество», выполнять лабораторный опыт, соблюдать правила по ТБ, уметь характеризовать хим. элементы по плану, находить закономерности в изменении свойств элементов, уметь составлять формулы веществ, уметь их читать, рассчитывать массовую долю элемента в веществе

Знать определение химической связи, валентности, их взаимосвязь, уметь объяснить схему образования химической связи на примере некоторых молекул.

Знать разновидности ковалентной связи, понятие ЭО, его изменении в периодах и группах, знать основные характеристики ковалентной связи, уметь определять тип ковалентной связи Знать понятия веществ с молекулярным строением, газообразное состояние вещества, формулировать закон постоянства состава, уметь приводить примеры веществ молекулярного строения, объяснять взаимосвязь строения и свойства вещества Знать понятие об ионах

(положительно и отрицательно заряженных), ионной связи, строение веществ немолекулярного строения, уметь приводить примеры веществ немолекулярного строения, сравнивать свойства веществ молекулярного и емолекулярного строения Знать понятие о степени окисления, уметь определять степень окисления элемента в веществе

Уметь составлять химические формулы по степени окисления. Знать понятие физической величины «количество вещества», «моль», уметь решать задачи на нахождение количества

вещества, молярной массы . Уметь решать задачи на вывод формулы вещества

Сформировать представление о составе вещества, простых, сложных веществах, способах образования веществ (видах связи).

Научить составлять структурные формулы молекул, схемы образования молекул и уметь объяснять их. Формировать умение прогнозирования свойств веществ на основе знаний об их строении. (кр. решётки).

Научить определять валентность, степень окисления, составлять формулы веществ. используя с/о.

Научить решению задач с использованием понятий темы.

Состав вещества качественный и количественный. Химическая молекулярная формула, индекс.

Относительная молекулярная масса

вещества. Массовая доля химического элемента в данном веществе/

Простое и сложное вещество. Различие понятий «химический элемент» и «простое вещество» . Химическая связь. Валентность. Валентные электроны. Неспаренные электроны. Ковалентная связь. Электронные и структурные формулы молекул. Одинарная связь.

Понятие о ковалентной полярной и неполярной связях. ЭО атома элемента.

. Длина и энергия ковалентной связи. Кристаллические вещества. Молекулярная кристаллическая решётка.

Закон постоянства состава Ион. Катион. Анион. Ионная связь. Ионные соединения. Ионная кристаллическая решётка. Степень окисления. в т. ч. положительная , отрицатеьная, промежуточная, нулевая. Бинарные соединения. Количество вещества, моль, молярная масса. Постоянная Авогадро.

IV.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНЫХ НЕОРГАНЧЕСИХ ВЕЩЕСТВ


5

Знать определение оксидов , состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять молекулярные формулы.

Знать определение оснований , состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять молекулярные формулы.

Знать определение кислот, состав, номенклатуру, классификацию.

Уметь составлять формулы кислот, знать различия в обозначении степени окисления и заряда иона

Знать определение, состав, номенклатуру, классификацию солей , уметь составлять формулы, давать названия солей.

Уметь выполнять упражнения в составлении формул по названиям и названий по формулам соединений, рассчитывать по химическим формулам количество вещества, массу веществ

Сформировать представление о многообразии веществ, их классификации на основе общих признаков, основных классах неорганических соединений.

Развивать умения сравнивать и обобществлять, использовать язык химии, использовать понятия (с/о, валентность) для составления формул веществ. Познакомить с основами номенклатуры, научить называть вещества и соотносить к классам. Формировать умение работать с источниками информации. Формировать основы безопасного обращения с веществами., экологическую грамотность.

Классификация. Номенклатура. Оксиды. Гидроксиды (основания). Щёлочи. Кислоты. Кислотный остаток. Соли, в т. ч. средние, кислые, основные. Ряд активности металлов. Амфотерные гидроксиды.. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Генетический ряд.

V.

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ


8

Физические и химические явления, химические свойства вещества. Знать классификационные признаки химических реакций, отличие физических и химических явлений, уметь приводить примеры физических и химических явлений Знать формулировку закона сохранения массы, понятие о химическом уравнении, уметь составлять схемы и уравнения химических реакций. Решать задачи по уравнениям реакций ( нахождение массы, количества вещества реагента или продукта реакции). Алгоритм расчетных задач по уравнениям реакций Уметь проводить расчеты по уравнениям термохимических реакций.

Сформировать понятия о химических явлениях и их признаках, умение составлять схемы и уравнения реакций на основе закона сохранения массы веществ. Продолжить формирование умения работать по алгоритму., в т. ч. при составлении уравнений химических реакций, решении задач по уравнениям. Сформировать представления о классификационных признаках реакций и умение соотносить признаки реакции с её типом. ( по уравнению, схеме, наблюдению). Ознакомить с основными положениями атомно-молекулярного учения и формировать умение объяснять явления с позиции его основных положений.

Формировать опыт обращения с лабораторным оборудованием, веществами, анализа увиденного и прогнозирования результатов деятельности, опыт работы в группе, умение вести дискуссию., общаться в рамках изучаемых тем, используя химическую терминологию. Формировать опыт постановки познавательной проблемы.

Физические и химические явления Химические свойства вещества. Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Уравнение, схема химической реакции. Олекулярное уравнение.. Тепловой эффект химичесой реакции. Экзо - и эндотермические реакции. Термохимическое уравнение. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Атомно-молекулярное учение.





VI

РАСТВОРЫ. ЭЛЕКТРОЛИТИ

ЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ


16

Знать отличия понятий «чистых веществ» и «смесей». Уметь приводить примеры, знать способы разделения смесей

Знать способы разделения смесей, уметь обращаться с лаб оборудованием, ТБ

Иметь представление о растворах, процессе растворения, его сущности, понятие о кристаллогидратах, факторах, влияющих на растворимость, объяснять понятия насыщенных и ненасыщенных растворов

Уметь решать задачи на растворы, по определению массовой доли растворенного вещества.

Уметь приготовить раствор с заданной массовой долей поваренной соли, измерить плотность, знать правила обращения с лабораторным оборудованием, веществами Знать понятия о веществах электролитах и неэлектролитах, механизме электролитической диссоциации.

Знать основные положения теории электролитической диссоциации, понятие степени диссоциации, строение ионов, их классификацию, уметь определять слабые и сильные электролиты.

Уметь составлять уравнения диссоциации кислот и оснований, солей.

Знать характер среды водных растворов, индикаторы. Уметь определять среду раствора при помощи универсального индикатора. Иметь представление о водородном показателе.

Уметь составлять реакции ионного обмена, указывая те, которые будут протекать до конца



Сформировать понятия о чистых веществах и смесях, способах разделения вещест., умение проектировать действия по разделению смесей на основе жизненного опыта о свойствах веществ. Формировать опыт обращения с лабораторным оборудованием, прогнозирования и анализа результатов деятельности.

Сформировать представление о растворах и их характеристике., электролитах, и их силе, неэлектролитах, процессе Э.Д.

Показать свойства веществ , принадлежащим к основным классам неорг. соединений в свете Т.Э.Д. Сформировать основные понятия темы , умение решать задачи на растворы, готовить растворы (с заданной массовой долей вещества), пользоваться индикаторами, в т. ч. универсальным, для определения среды раствора. Формировать умение применять полученные знания для решения жизненных бытовых задач. Сформировать умение сотавлять ионно-молекулярные уравнения по алгоритму, с использованием таблицы растворимости. Сформировать представление об условиях практически необратимого протекания реакций ионного обмена, умение прогнозировать, объяснять свои предположения, вести диалог. . Формировать опыт постановки познавательной проблемы.

Чистые вещества, смеси. Отстаивание, фильтрование. Фильтрат. Выпаривание. Растворы.

Гидраты Разбавленный, концентрированный раствор.Массовая доля растворённого вещества в растворе.Масса раствора. Плотность раствора Ареометр. Электроличтическая диссоциация. Электролиты. Неэлектролиты. Гидратированные ионы. Механизм диссоциации. Катионы. Анионы. Обратимые и необратимые процессы. Степень диссоциации.

Сила электролита.

Ступенчатая диссоциации. Индикаторы. Нейтральная, кислая, основная среда растворов. Водородный показатель. Реакции ионного обмена. Ионно-молекулярные уравнения.

VII.

ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, СПОСОБЫ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

11

Знать способы получения оксидов, их классификацию, химические свойства, уметь записывать уравнения химических реакций, определять тип оксида

Знать об амфотерных оксидах, их свойствах, уметь составлять уравнения химических реакций

Знать способы получения растворимых и нерастворимых в воде оснований, химические

свойства оснований, сущность реакции нейтрализации сильного основания сильной кислотой, уметь составлять уравнения химических реакций.

Знать способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот, их химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с основаниями, основными и амфотерными оксидами, уметь составлять уравнения химических реакций Знать понятие о ряде напряжения металлов,

химические свойства кислот, уметь составлять уравнения химических реакций

Знать получение и химические свойства; взаимодействие с растворами кислот и щелочей,

составлять уравнения химических реакций

Знать изменение кислотно-основных свойств элементов 3-периода, уметь делать вывод на основании результатов эксперимента. Устанавливать закономерность изменения свойств гидроксидов элементов II А группы, уметь делать вывод на основании результатов эксперимента..

Знать основные способы получения, химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами, уметь составлять уравнения химических реакций. Уметь решать экспериментальные задачи, работать с лабораторным оборудованием, веществами

Уметь решать генетические цепочки, осуществлять превращения, знать основные свойства и способы получения неорг. веществ.



Продолжить развитие умений составлять формулы веществ, называть вещества, составлять уравнения реакций, определять классы вещества, типы реакций, безопасно выполнять практические задания и объяснять их результаты в ходе формирования знаний об основных химических свойствах и способах получения оксидов, кислот, оснований, солей использовать язык химии для описания химических свойств веществ , способов получения. Рассмотреть классификацию основных классов неорганических соединений. Показать обусловленность свойств веществ от состава, строения. Формировать умение использовать ряд активности металлов , прогнозировать кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов на основании положения в П.С.Х.Э. и определить значимость знаний в повседневной жизни. Показать единство и непрерывность мира связь между классами неорганических соединений на основе формирования понятия «генетическая связь между классами неорганических соединений», . Сформировать умение осуществлять превращения в пределах генетических рядов, составлять их для получения веществ. . Формировать опыт постановки познавательной проблемы.

Способы получения веществ

Несолеобазующие, солеобразующие оксиды. Основные, кислотные амфотерные оксиды. Реакция неитрализации.

VIII

Повторение и систематизация знаний по химии за курс 8 класса


2

Знать и понимать язык химии, химические понятия темы, ПЗ Д.И. Менделеева. Уметь составлять формулы веществ и производить расчёты по хим. формулам, характеризовать хим. элементы (20), объяснять закономерности изменения свойств элементов, определять состав в-в. Знать, понимать основные понятия по темам. Уметь определять принадлежность в-в к классу, характеризовать св-ва и способы получения, характеризовать типы хим. реакций, определять возможность протекания хим. реакций, составлять уравнения реакций, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Систематизировать основные понятия курса, умение распознавать и решать текстовые и экспериментальные количественные и качественные задачи в рамках курса химии 8 класса, использовать учебный опыт для решения повседневных проблем, задач.

Основные речеведческие термины курса.




Раздел 6

«Календарно-тематическое планирование»



Дата проведения

Тема

Кол-во часов

основные виды учебной деятельности

требования к результату

по плану

фактически

I. Введение

3



1

01.09


Предмет химии. Вещества и их физические свойства.

Вводный инструктаж по ТБ

1

Слушание объяснений и анализ: различать предметы изучения естественных наук) Наблюдение за демонстрациями учителя (описание физических свойств веществ на основе жизненного опыта и наблюдения)

Знать понятия вещества,

тела, их отличия, правила ТБ при работе в химическом кабинете. Знать понятия о физических свойствах веществ, уметь сравнивать вещества по физическим свойствам

2

03.09


Молекулы и атомы. Относительная атомная масса

1

Слушание объяснений, работа с таблицей (П.С.Х.Э.).

Знать понятия атомы и молекулы, их отличие,

относительная атомная масса, уметь находить значения атомной массы по таблице для всех химических элементов

3

08.09


Химический элемент

1

Слушание объяснений и анализ, работа с таблицей (П.С.Х.Э.): различать понятие «хим. элемент», называть хим. элементы, записывать символы (с 1 по 20).

Знать знаки 20 химических

элементов, историю открытия названий некоторых химических элементов, уметь

называть: химические элементы, уметь записывать

знаки хим. элементов, формулы, используя понятия об индексе и коэффициенте,

П. Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

8



4

10.09


Состав атома и атомного ядра.

1

Слушание объяснений, работа с учебником, таблицей (П.С.Х.Э.), моделирование, выполнение заданий по разграничению понятий: определять понятия «протоны», «нейтроны», «электроны», «электронная оболочка», моделировать строения атомов.

Знать модель строения атома, состав атома, физический смысл атомного номера, современное

определение понятий атом, химический элемент, уметь находить значения заряда ядра, число электронов, протонов, нейтронов по ПСХЭ

5

15.09


Изотопы.

1

Слушание объяснений, работа с учебником, таблицей (П.С.Х.Э.), вычисления по формуле, выполнение заданий по разграничению понятий: определять понятие «изотоп», «массовое число», уметь находить массовое число атома, определять состава ядра изотопов.

Знать понятие об изотопах, находить среднее значение относительной атомной массы для природных изотопов


6

17.09


Строение электронных оболочек атомов.

1

Слушание объяснений, работа с учебником, таблицей (П.С.Х.Э.), моделирование, анализ схем строения атома: определять понятие «электронный слой», моделирование электронных оболочек, составление схем строения атома, использование формулы для расчёта максимального кол-ва электронов на последнем уровне

Знать понятия об энергетических уровнях, движении электронов вокруг ядра атома, завершенных и незавершенных электронных слоях, умение составлять схемы

строения атомов хим. элементов, уметь рассчитать максимальное

число электронов на энергетическом уровне

7

22.09


Строение электронной оболочки атомов 3 - го и 4 - го периодов. Классификация элементов.

1

Работа с таблицей (П.С.Х.Э.), анализ схем строения атома, прогнозирование : классифицировать изученные элементы по строению атома, определение принадлежности к группе

Знать классификацию

элементов на основе строения их атомов, уметь определять на основе строения атома, к какой группе будет относиться элемент

8

24.09


Структура ПСХЭ Д. И. Менделеева и электронное строение атома.

1

Работа с учебником, таблицей (П.С.Х.Э.), прогнозирование: описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», характеризовать смысл атомного номера элемента, номера группы, периода и использовать для моделирование строения атома.

Знать структуру Периодической системы, физический смысл номера периода и группы, уметь

определять местонахождение элемента в Периодической системе

9

29.09


Периодическое изменение некоторых характеристик и свойств атомов в малых периодах и главных подгруппах.

1

Слушание объяснений учителя, анализ выступлений товарищей, работа с таблицей (П.С.Х.Э.): делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер

Знать изменение свойств атомов химических элементов, уметь сравнивать атомы химических

элементов по величине

радиуса атома, заряда ядра, металлическим и

неметаллическим свойствам

10

01.10


Характеристика химического элемента на основе его положения в ПСХЭ и строения атома.

1

Рабата с учебником, таблицей (П.С.Х.Э.): использовать план для характеристики элемента по положению в ПСХЭ. И прогнозировать принадлежность к семейству. Постановка познавательной проблемы.

Уметь характеризовать

атомы химических элементов по плану:

1. Химический символ и

название элемента.

2. Положение элемента в ПСХЭ

3. Строение атома химического элемента.

4. Свойства атомов элемента

11

06.10


Обобщение знаний по теме «Строение атома. Структура П.С.Х.Э. Д. И. Менделеева»

1

Систематизация учебного материала, выполнение заданий по разграничению понятий.


Уметь характеризовать

хим. элементы по плану,

находить закономерности в изменении свойств

элементов

III. Химическая связь. Строение вещества.

15



12

08.10


Практическая работа № 1 «Ознакомление с лабораторным оборудованием. Основы ТБ.»

1

Выполнение работ практикума: изучение хим. оборудования, приёмов безопасной работы с ним, изучение свойств пламени, умение работать в группе. . Постановка познавательной проблемы.

Знать правила работы с

оборудованием, веществами в кабинете химии, знать строение пламени, технику хим. эксперимента, уметь обращаться с веществами и оборудованием

13

13.10


Практическая работа № 2 «Вещества и их физические свойства»»

1

Выполнение работ практикума: описание физических свойств веществ по внешнему виду, проведение исследований (растворение), оформление работы, работа в группе.

Формирование опыта наблюдения, анализа наблюдаемого, сравнительный анализ Ознакомление с физ. свойствами некоторых веществ. Закрепление знаний по ТБ

14

15.10


Химические формулы. Относительная молекулярная масса веществ.

1

Выполнение заданий по разграничению понятий, анализ формул веществ: определять понятия «молекула», индекс», коэффициент», молеклярноая масса», записывать

знаки хим. элементов, изображать состав веществ, используя понятия об индексе и коэффициенте, вычислять молекулярную массу вещества.

Знать понятия о химических формулах, коэффициенте, индексе, уметь составлять химические формулы и их читать

15

20.10


Вычисления по химическим формулам.

1

Анализ формул, решение текстовых количественных и качественных задач, работа с таблицей (П.С.Х.Э.): вычисление молекулярной массы вещества, массовых соотношений по формуле вещества

Уметь вычислять относительную молекулярную

массу вещества, массовую долю химического элемента в веществе по его формуле

16

22.10


Простые и сложные вещества.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, анализ формул: распознавание простых и сложных веществ по формуле.

Знать понятия о химическом элементе, простых, сложных веществах, уметь различать понятие «химический элемент» и

«простое вещество», выполнять лабораторный опыт, соблюдать правила по ТБ

17

27.10


Урок - упражнение по теме «Строение атома. Химические формулы».

1

Решение текстовых количественных и качественных задач по теме «Строение атома. Химические формулы»

Знать основные понятия темы, уметь характеризовать

хим. элементы по плану,

находить закономерности в изменении свойств элементов, уметь составлять

формулы веществ, уметь

их читать, рассчитывать

массовую долю элемента в веществе

18

29.10


Контрольная работа № 1 по теме: « Строение атома. Периодическая система. Химические формулы».

1

Решение контрольно- измерительных текстовых количественных и качественных задач.

Знать основные понятия темы, уметь характеризовать

хим. элементы по плану,

находить закономерности в изменении свойств элементов, уметь составлять

формулы веществ, уметь

их читать, рассчитывать

массовую долю элемента в веществе

19

12.11


Ковалентная химическая связь.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, таблицей (П.С.Х.Э.), схемами образования связи

Знать определение химической связи, валентности, их взаимосвязь,

уметь объяснить схему образования химической связи на примере некоторых молекул

20

17.11


Ковалентная полярная и неполярная связи. Электроотрицательность атома.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, таблицей (П.С.Х.Э.), выполнение заданий по разграничению понятий: « химическая связь», ковалентная связь», «электроотрицательность»; моделирование: моделировать строение молекул метана хлороводорода, воды, аммиака.

Знать разновидности ковалентной связи, понятие ЭО, его изменении в периодах и группах, знать основные характеристики ковалентной

связи, уметь определять

тип ковалентной связи

21

19.11


Вещества молекулярного строения. Закон постоянства состава.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником

Знать понятия веществ с

молекулярным строением, газообразное состояние вещества, формулировать закон постоянства состава, уметь

приводить примеры веществ молекулярного строения, объяснять взаимосвязь строения и свойства вещества

22

24.11


Ионная связь. Вещества немолекулярного строения.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, прогнозирование, работа со схемами: образование веществ ионного строения.

Знать понятие об ионах

(положительно и отрицательно заряженных), ионной связи, строение веществ немолекулярного строения, уметь приводить примеры веществ немолекулярного

строения, сравнивать свойства

веществ молекулярного

и немолекулярного строения

23

26.11


Степень окисления.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, работа с таблицей (П.С.Х.Э.): различать понятие «Степень окисления», определение по П.С.Х.Э. высшей, низшей с/о, определение с/о по формуле вещества

Знать понятие о степени

окисления, уметь определять степень окисления элемента в веществе

Уметь составлять химические формулы по степени окислениz

24

01.12


Физическая величина «количество вещества» и её единица «моль». Молярная масса.

1

Слушание объяснений учителя, решение текстовых количественных и качественных задач


Знать понятие физической величины «количество вещества», «моль»,

уметь решать задачи на

нахождение количества

вещества, молярной массы

25

03.12


Установление простейшей формулы вещества по

массовым долям элементов.

1

Решение текстовых количественных и качественных задач.

Вывод формул

Уметь решать задачи на

вывод формулы вещества

26

08.12


Контрольная работа № 2 по теме: «Химическая связь. Строение вещества».

1

Решение контрольно- измерительных текстовых количественных и качественных задач

Уметь решать задачи по теме, применять знания для определения с/о, составления формул в-в

IV. Классификация сложных неорганических веществ.

5



27

10.12


Оксиды.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, вывод и анализ формул оксидов

Знать определение оксидов , состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять структурные формулы.

28

15.12


Основания

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, вывод и анализ формул оснований

Знать определение оснований , состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять структурные формулы.

29

17.12


Кислоты.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, вывод и анализ формул кислот

Знать определение кислот, состав, номенклатура, классификация,

структурные формулы.

Уметь составлять формулы кислот, знать различия в обозначении степени окисления и заряда иона

30

22.12.


Соли.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, вывод и анализ формул солей

Знать определение, состав,

номенклатуру, классификацию, уметь составлять формулы, давать названия солей

31


24.12


Обобщение знаний по теме «Классификация сложных неорганических веществ»

1

Систематизация учебного материала, выполнение заданий по разграничению материала, вывод и анализ формул веществ, анализ деятельности своих товарищей, классификация изучаемых веществ по составу.

Решение контрольно- измерительных текстовых количественных и качественных задач Систематизация учебного материала.


Знать определение, состав,

номенклатуру, классификацию, уметь составлять формулы по названиям и давать названия по формулам неорг. соединений основных классов

Уметь выполнять упражнения в составлении формул по названиям и названий по формулам соединений, уметь определять принадлежность веществ к классу на основе формулы., рассчитывать по химическим

формулам количество

вещества, массу

V. Химические реакции.

8



32

29.12


Физические и химические явления.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, наблюдение за демонстрациями , описание наблюдаемых явлений

Знать признаки химических реакций, отличие физических и химических явлений, уметь приводить примеры физиче-

ских и химических явлений

33

12.01


Практическая работа №3

«Признаки химических реакций»

1

Выполнение работ практикума, описание и объяснение наблюдаемых явлений, работа в группе. Постановка познавательной проблемы.

Уметь анализировать результаты опыта, знать на основании каких внешних признаков можно судить о протекании хим.реакции, работа с лаб.оборудованием, ТБ

34

14.01


Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, описывать химические реакции с помощью русского языка и языка химии (составлять схемы и уравнения реакций)

Знать формулировку закона сохранения массы,

понятие о химическом уравнении, уметь составлять уравнения химических реакций

35

19.01


Основные типы химических реакций.

1

Наблюдение за демонстрациями учителя

Знать определения химических реакций , понятие об экзотермиче­ских и эндотермических реакциях, уметь составлять уравнения реакций, определять тип химической реакции

36

21.01


Расчёты по химическим уравнениям реакций.

1

Решение текстовых количественных и качественных задач

Уметь решать задачи по

уравнениям реакции

37

26.01


Расчёты по термохимическим уравнениям.

1

Решение текстовых количественных и качественных задач

Уметь проводить расчеты по уравнениям термохимических реакций

38

28.01


Основные положения атомно-молекулярного учения

1

Систематизация учебного материала.


Знать основные понятия

темы, уметь решать задачи

39

02.02


Контрольная работа № 3 по теме: «Химические реакции»

1

Решение текстовых количественных и качественных задач

Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип, делать расчеты по уравнениям

химических реакций

VI. Растворы. Электролитическая диссоциация.

1 6



40

04.02


Чистые вещества и смеси

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, выполнение заданий по разграничению понятий «чистое вещество», «смесь».

Знать отличия понятий «чистых веществ» и «смесей». Уметь приводить примеры, знать способы разделения смесей

41

09.02


Практическая работа № 4 «Очистка поваренной соли»

1

Выполнение работ практикума прогнозирование и моделирование : выполнение экспериментов по разделению смесей, умение работать в группе. Постановка познавательной проблемы.

Уметь моделировать эксперимент на основе знаний о способах разделения смесей, уметь обращаться с лаб оборудованием, ТБ

42

11.02


Понятие о растворах. Массовая доля растворённого вещества в растворе.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, выполнение заданий по изучению понятий, наблюдение за поведением веществ в растворах

Знать понятия о растворах, процессе растворения, его сущности, понятие о кристаллогидратах, факторах, влияющих на растворимость, объяснять понятия насыщенных и ненасыщенных растворов


43

16.02


Решение задач с использованием физической величины «Массовая доля растворённого вещества»

1

Решение текстовых количественных и качественных задач

Уметь определять массовую долю вещества, массу вещества и воды,

производить вычисление по уравнениям реакции, которые протекают в

растворах.

44

18.02


Практическая работа № 5 «Приготовление раствора и измерение его плотности»

1

Выполнение работ практикума: приготовление раствора заданной концентрации, изучение прибора для измерения плотности раствора, измерение величины - плотность раствора

Уметь приготовить рас-

твор с заданной массовой долей поваренной

соли, измерить плотность, знать правила обращения с лабораторным оборудованием, веществами

45

25.02


Электролитическая диссоциация.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, выполнение заданий по изучению понятий, просмотр учебной презентации, ознакомление со схемами Э.Д., конкретизировать понятие «Ион».

Знать понятия о веществах электролитах и неэлектролитах, механизме электролитической диссоциации

46

01.03


Механизм электролитической диссоциации. Гидратация ионов.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, выполнение заданий по изучению понятий, просмотр учебной презентации, анализ схем Э.Д.

Знать и уметь объяснить механизм диссоциации веществ

47

03.03


Основные положения Т.Э.Д. Степень диссоциации, сильные и слабые электролиты.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, выполнение заданий по изучению понятий.

Знать основные положения теории электролитической диссоциации, понятие степени диссоциации, ионов, их классификации, уметь определять слабые и сильные электролиты

48

10.03


Кислоты и основания в свете Т.Э.Д.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, составление и анализ схем Э.Д. кислот и оснований

Уметь составлять уравнения диссоциации кислот и оснований

.

49

15.03


Соли в свете Т.Э.Д.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, составление и анализ схем Э.Д. солей, работа с таблицей растворимости.

Уметь составлять реакции диссоциации солей

50

17.03


Среда водных растворов электролитов.

Практическая работа № 6 «Окраска индикаторов в воде, растворах кислот и щелочей»

1

Выполнение работ практикума.

Объяснение наблюдаемых явлений. Постановка познавательной проблемы. Оформление результатов работы. Работа в группе.

Знать характер среды водных растворов, индикаторах

51

22.03


Водородный показатель

Практическая работа №7 «Определение рН среды»

1

Выполнение работ практикума.

Объяснение наблюдаемых явлений. Оформление результатов работы.

Работа в группе.

Уметь определять среду раствора при помощи универсального индикатора, в. т. ч. почвы

52

24.03


Реакции ионного обмена

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, работа по алгоритму

Уметь составлять реакции ионного обмена, знать сущность реакций ионного обмена

53

07.04


Условия протекания реакций ионного обмена.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, таблицей «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», составление уравнений реакций ионного обмена полных и сокращённых, прогнозирование возможности протекания реакций ионного обмена .

Уметь составлять реакции ионного обмена, указывая те, которые будут протекать до конца

54

12.04


Урок упражнение по теме «Реакции ионного обмена»

1

Решение текстовых количественных и качественных задач, составление ионных уравнений

Уметь составлять уравнения диссоциации. Уметь решать задачи по определению массовой

доли растворенного вещества.

55

14.04


Контрольная работа № 4

«Растворы. Электролитическая диссоциация.»




VII. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства.

11



56

19.04


Классификация оксидов. Основные оксиды.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, конкретизация понятия «Оксиды», работа с раздаточным материалом, описание хим. реакций наблюдаемых в ходе демонстрационного эксперимента, составление уравнений хим. реакций. выполнение качественных задач(определение основных оксидов)

Знать способы получения оксидов, их классификацию, химические свойства, уметь записывать уравнения химических реакций, определять тип оксида

57

21.04


Кислотные и амфотерные оксиды.



1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, конкретизация понятия «Оксиды», анализ формул, выполнение качественных задач(определение типов оксидов), работа с научно- популярной литературой, доп. источниками информации

Знать об амфотерных оксидах, их свойствах, уметь

составлять уравнения химических реакций

58

26.04


Основания. Способы получения и свойства

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, конкретизация понятия «Основания», описание хим. реакций наблюдаемых в ходе демонстрационного эксперимента, составление уравнений хим. реакций, работа с таблицей растворимости (определение растворимости оснований), работа с научно- популярной литературой, доп. источниками информации

Знать способы получения растворимых и нерастворимых в воде оснований, химические

свойства оснований,

сущность реакции нейтрализации сильного основания сильной кислотой, уметь составлять уравнения химических реакций

59


28.04


Кислоты. Способы получения и свойства. Ряд активности металлов.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, конкретизация понятия «кислоты», описание хим. реакций наблюдаемых в ходе демонстрационного эксперимента, составление уравнений хим. реакций, прогнозирование, работа с научно- популярной литературой, доп. источниками информации

Наблюдение, анализ и описание демонстрационного эксперимента, составление уравнений хим. реакций, прогнозирование возможности протекания реакции металла и кислоты на основании положения элемента в Ряде активности металлов.

Знать способы получения бескислородных и

кислородсодержащих

кислот, их химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с основаниями,

основными и амфотерными оксидами, уметь составлять уравнения химических реакций

Знать понятие о ряде напряжения металлов,

химические свойства кислот, уметь составлять

уравнения химических реакций

60

03.05


Амфотерные гидроксиды. Получение и свойства.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, наблюдение и анализ хим. реакций наблюдаемых в ходе демонстрационного эксперимента, составление уравнений хим. реакций.

Знать получение и химические свойства; взаимодействие с растворами кислот и щелочей,

составлять уравнения

химических реакций

61

05.05


Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов

1

Работа с таблицей (П.С.Х.Э.), прогнозирование. Ведение дискуссии.

Знать изменение кислотно-основных свойств элементов 3-периода

62

10.05


Практическая работа № 8 «Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов III периода ».

1

Выполнение работ практикума.

Постановка познавательной проблемы. Анализ проблемных ситуаций.

Объяснение наблюдаемых явлений

Уметь делать вывод на основании результатов эксперимента, уметь обращаться с лаб оборудованием, ТБ

63

12.05


Практическая работа № 9 «Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы ».

1

Выполнение работ практикума. Постановка познавательной проблемы.

Анализ проблемных ситуаций.

Объяснение наблюдаемых явлений. Работа в группе.

Уметь делать вывод на основании результатов эксперимента.( установить закономерность изменения свойств гидроксидов элементов II А группы), уметь обращаться с лаб оборудованием, ТБ

64

17.05


Соли. Способы получения и свойства.

1

Слушание объяснений учителя, работа с учебником, конкретизация понятия «Соли», работа с раздаточным материалом, описание химических свойств солей и способов получения, работа с таблицей растворимости (определение растворимости солей), работа с научно- популярной литературой, доп. источниками информации.

Знать основные способы получения, химические свойства солей: взаимо-

действие с кислотами, щелочами, металлами, уметь составлять уравнения химических реакций

65

19.05


Генетическая связь между классами неорганических соединений.

1

Слушание объяснений учителя. Решение текстовых качественных задач, наблюдение и описание дем. опытов. Систематизация учебного материала. Написание уравнений реакций


Уметь решать экспериментальные задачи, работать с лабораторным оборудованием, веществами

66

24.05


Обобщение знаний по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений»

1

Решение текстовых количественных и качественных задач. Определение принадлежности веществ к классам Написание и чтение уравнений реакций.


Уметь решать генетические цепочки, осуществлять превращения, знать основные свойства и способы получения неорг. веществ.

VIII Повторение и систематизация знаний по химии за курс 8 класса.

2



67

26.05


Систематизация знаний за курс химии 8 класса

1

Решение текстовых количественных и качественных задач. Систематизация учебного материала.


Знать и понимать язык химии, химические понятия темы, ПЗ Д.И. Менделеева. Уметь составлять формулы веществ и производить расчёты по хим. формулам, характеризовать хим. элементы (20), объяснять закономерности изменения свойств элементов, определять состав в-в.

68

31


Систематизация знаний за курс химии 8 класса

1

Решение текстовых количественных и качественных задач. Систематизация учебного материала

Знать и понимать язык химии, химические понятия темы, ПЗ Д.И. Менделеева. Уметь составлять формулы веществ и производить расчёты по хим. формулам, характеризовать хим. элементы (20), объяснять закономерности изменения свойств элементов, определять состав в-в.



РАЗДЕЛ 7

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


УМК:

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 8 класс. - М.: Русское слово, 2007,2009, 2014


  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии. 8 класс. -

Краснодар.: Советская Кубань, 2008 .

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Пособие для подготовки к итоговому тестированию по химии. - М.:

Русское слово, 2008.

6. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения.8-11

классы. - М.: ОНИКС 21 век «Мир и образование», 2005

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс.-
    М.: Русское слово, 2007.

Дополнительная литература: Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. - М.: Дрофа, 2006

Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. - М.: Глобус,2008

Публикации журнала «Химия в школе»

Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралёва В.А. Химия ЕГЭ . Тематические тесты

Ростов-на-Дону: Легион, 2008, 2012


nsportal.ru/shkola/khimiya

Рекомендуемая дополнительная литература для обучающихся

В список дополнительной литературы для обучающихся включены издания, оцифрованные и размещѐнные на интернет-сайтах.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных [Электронный ресурс]. - URL: download.nehudlit.ru/nehudlit/self0665/grosse.rar Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас [Электронный ресурс]. - URL: n-t.ru/ri/kk/hm.htm

Ольгин О. Опыты без взрывов [Электронный ресурс]. - URL: download.nehudlit.ru/nehudlit/self0665/16102006_olgin.rar

Популярная библиотека химических элементов [Электронный ресурс]. - URL: n-t.ru/ri/ps/

Химическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: cnshb.ru/akdil/0048


Образовательные диски

1. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание: Лаборатория систем мультимедиа Мар ГТУ, 2004.





Сведения об оснащении кабинета химии (№ 28)


Наименование

Краткая характеристика


Реактивы


1

«Металлы»

№5 ОС

2

«Галогены»

№8 ОС

3

«Щёлочи»

№3 ВС

4

«Органические вещества»

№6, № 5

5

«Соли для опытов»

№11С

6

«Соли хрома»

№15 ОС

7

«Индикаторы»

№17 ОС

8

«Нитраты»

№ 17 С

9

Кислоты органические и неорганические



Химическое оборудование


1

Химическая посуда: пробирки, трубки соединительные, стеклянные трубки, зажимы, штативы лабораторные, воронки, колбы (кругло-, плоскодонные, конические, мерные), цилиндры (Ц-125,ЦПП, с носиком,-25 мл, с носиком -100 мл), чаши выпарительные, щипцы тигельные, тигли, чаши кристаллизационные, ложки для сжигания веществ, набор пипеток, зажим пружинный


2

К-т мерной посуды


3

Весы учебные


4

Прибор для демонстрации скорости химических реакций


5

Аппарат дистилляционный


6

Приборы для опытов по химии с электрическим током

Демонстрационный

лабораторный

7

Термометр жидкостной


8

Центрифуга демонстрационная


9

Индикаторная бумага универсальная, фильтры



Таблицы, наглядные пособия.


1

Таблицы: «Номенклатура»


2

«ПС Д.И. Менделеева»

демонстрационная

3

«Электрохимический ряд напряжений металлов»

демонстрационная

4

«Химические свойства металлов»

демонстрационная

5

К-т пособий «Химическое производство»

демонстрационные

6

Таблицы «Химия, 10 - 11 классы»

демонстрационные

7

Таблицы «Химия, 8 - 9 классы»

демонстрационные

8

К-т таблиц по всему курсу органической химии

демонстрационные

9

К-т таблиц «Растворы. Электролитическая диссоциация»

демонстрационные

10

К-т «Металлы»

демонстрационные

11

К-т «Неметаллы»

демонстрационные

12

Портреты химиков


13

Мультимедийные пособия по химии (8 - 11 классы)


14

Таблицы раздаточные: «8 класс»,»ОВР», «Типы органических реакций», «Виды органических связей», «Гибридизация», «Электронная оболочка атомов»


15

Набор для составления объёмных моделей молекул


16

Модели кристаллических решёток:

магния, меди, углекислого газа, льда, поваренной соли, йода, железа, графита, алмаза


17

Коллекции:

«Стекло и изделия из стекла», «Пластмассы», «Металлы», «Волокна» /раздаточная/


18

Учебно-наглядное пособие «Составление химических уравнений»

Настенная таблица

19

Учебно-наглядное пособие «Распознавание неорганических соединений»

Настенная таблица

20

Учебно-наглядное пособие «Распознавание органических соединений»

Настенная таблица


Технические средства обучения


1

Линейно-интерактивный источник бесперебойного питания

cерии «Black Knight/ Black Knight Pro»

BNT 400А(Р)/500А(Р)/600А(Р)/800А(Р) S/N:40234360910


2

Экран Comis Q.C. PASSED S/N YM 532093


3

Принтер лазерный Samsung M/c:ML -1640 /ХЕV

S/N 3515BKCZ102528D


4

Проектор /LCD/ - EPSON, Модель Н283В, EB - S6 S/N L5KF880541L


5

Компьютер «Телегон»


6

Мобильный компьютерный класс

15 портативных компьютеров, мобильная тележка, точка беспроводного доступа

7

Цифровая экспериментальная лаборатория Sensor Lab

С программным обеспечением (PRONet с банком данных ЭОР по химии (СD), PROQuest сбанком данных тестов по химии ( СD)


Система сбора данных, планшетный регистраторданных SL1005 Датчики (мутности, э/проводимости, влажности, объёма жидкости, содержания СО2, рН, содержания О2, температуры, высокой температуры, оптической плотности), беспроводной модуль

8

Автоматизированное рабочее место преподавателя

Программное обеспечение

Интерактивная доска, встроенный компьютер, контролёр подключения и управления, встроенная документ-камера, встроенные звуковые колонки, к\лавиатура, «мышь», беспроводной микрофон.

2014 год

Методические материалы

1

Методическое пособие по использованию интерактивного оборудования и интернет ресурсов по химии (брошюра + СD)


2

Методические указания Sensor Lab для проведения лабораторных работ по химии (СD)









РАЗДЕЛ 8

Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета,

дисциплин и система их оценки




В результате изучения химии обучающийся должен

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием с соблюдением ТБ

распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;


Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»

Ответ полный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка при этом две-три несущественные.

Отметка «2»

Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.


Оценка устного ответа


Отметка «5»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

Ответ самостоятельный.

Отметка «4»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.


Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

С целью повышения мотивации экспериментальной деятельности обучающихся возможно независимое оценивание планирования эксперимента, системы наблюдений и выводы по итогам письменного отчёта за работу и организационно-трудовые умения, соблюдение техники безопасности.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопас­ности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно использу­ются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюде­ния и выводы, при этом эксперимент проведен неполностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и обо­рудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объясне­нии, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопас­ности при работе с веществами и оборудованием, которая исправ­ляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе экспе­римента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении пра­вил техники безопасности, при работе с веществами и оборудо­ванием, которые учащийся не может исправить даже по требова­нию учителя,

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют эксперимен­тальные умения.



































СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

учителей естествознания. ______________(подпись)

МБОУ Ёлкинской СОШ Мыскина Л.А.

от 2 августа 2015 года № 1 « 28 » августа 2015 года

_________________________

(подпись рук. МО)

Ступникова В.В. (ФИО)















Рабочая программа по химии, 8 класс


© 2010-2022