• Преподавателю
  • Химия
  • Урок-исследование по химии на тему Идентификация органических веществ в продуктах питания

Урок-исследование по химии на тему Идентификация органических веществ в продуктах питания

Тема урока : «Идентификация органических соединений в продуктах питания»  Цель: продолжить формирование исследовательских умений учащихся, идентифицировать органические соединения в продуктах питания В настоящее время самой актуальной проблемой  является здоровье человека. Решение этой проблемы заложено в самом человеке, в его умении постоянно работать над собой. Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. На столе продукты: Яблоко, яблочный сок, газированная вода, колбаса «Докторская», «Студенческая», «Озерская», молоко, , сухие сливки, бульон «Ролтон», «Галина Бланка», творог.  
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 10 классе по учебнику Габриелян (профильный уровень)

продолжительность - 45 мин

Тема 8 «Азотосодержащие соединения» , № урока - 90 , урок в теме - 9

Тема урока : «Идентификация органических соединений в продуктах питания»


Цель: продолжить формирование исследовательских умений учащихся, идентифицировать органические соединения в продуктах питания

Задачи

Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся о качественных реакциях;

  • раскрыть значение пищевых добавок и их потенциальной опасности.

Развивающие:

  • развивать умения использовать свои предметные знания в повседневной жизни;

  • развивать исследовательские навыки

  • развивать умения планировать свою деятельность,

Воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).

  • способствовать умению работать в группах

Тип урока: урок- исследование

Технологии: проблемное обучение, метод проектов, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Методы обучения:

  • беседа

  • эксперимент

Оборудование: компьютер проектор, экран, учебник, инструктивные карты, инструкции для проведения опытов, микролаборатория

Реактивы: яблоко, яблочный сок, газированная вода, колбаса «Докторская», «Студенческая», «Озерская», молоко, , сухие сливки, бульон «Ролтон», «Галина Бланка», творог, спиртовой раствор йода, сульфата меди (II), гидроксида натрия

Наглядные пособия: презентация

Планируемые результаты обучения: каждый ученик должен знать качественные реакции органических веществ, решать экспериментальные задачи по распознаванию различных веществ, адекватно оценивать свои знания, рефлексировать свою деятельность.





«Человек есть то , что он ест»

Немецкий философ Фейербах


План урока.

I. Организационный момент

I I. Повторение

В настоящее время самой актуальной проблемой является здоровье человека. Решение этой проблемы заложено в самом человеке, в его умении постоянно работать над собой.

Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами.

На столе продукты: Яблоко, яблочный сок, газированная вода, колбаса «Докторская», «Студенческая», «Озерская», молоко, , сухие сливки, бульон «Ролтон», «Галина Бланка», творог.

Какие питательные вещества в них входят? /Ответ- белки, жиры и углеводы, витамины/

В каких продуктах содержатся белки и как доказать их наличие?/мясо, рыба, яйцо, молочные продукты; с помощью свежеприготовленного гидроксида меди (2)/

Как называется эта реакция?/ биуретовая/

В каких продуктах содержатся углеводы?/фрукты, ягоды, кондитерские изделия -глюкоза; картофель, рис, макароны, -крахмал/

В каких продуктах содержатся жиры?/животного и растительного происхождения/

В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в молоке больше белка - значит, оно относится к белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты.

Разделите эти продукты по питательным веществам.

Глюкоза - яблоко, сок, газированная вода

Белки - молоко, творог, колбаса, «Ролтон», «Магги».

Перед вами ставится проблема - идентифицировать питательные вещества в данных продуктах питания; попробовать сделать вывод о качестве данного продукта; научиться работать с маркировкой продукта.

I I I. Исследовательская работа

Инструктаж по ТБ.

Класс делится на группы, каждой группе выдается экспериментальное задание. Выполнив работу каждая группа делает отчет классу по своим продуктам. По ходу отчета учащиеся заполняют таблицу, выданную перед уроком.

Продукт

Предполагаемое питательное вещество

Качественная реакция

Вывод

1. яблоко

глюкоза

+ гидроксид натрия + сульфат меди= ярко-синий раствор дает красно-кирпичный осадок

Глюкоза действительно содержится

2. яблочный сок

глюкоза

То же

То же

3. газированная вода «Буратино»

Глюкоза или сахароза

То же

Нет глюкозы и сахарозы

4. колбаса

«Докторская»

«Студенческая»

«Озерская»

крахмал

5. «Ролтон»

6. «Магги»

7. Творог Лазовский

8. Творог «Восточный»



Задание 1.

Классу: Доказать наличие глюкозы в яблочном соке /у доски - Колосова/

1 группа: Доказать наличие глюкозы в яблоке /Скотников/

2 группа : Доказать наличие глюкозы в газ.воде /Недоимкина/

Выводы по опыту.

Недоимкина Ксения выполнила проектную работу по исследованию газированной воды. Класс заслушивает отчет по проекту «Имидж ничто-жажда все»

Ксения работала с маркировкой. Кто из учащихся изучает маркировку при покупке товара? В газированной воде изначально нет настоящих питательных веществ, необходимых организму, а только пищевые добавки.

Задание 2.

Классу: Доказать наличие крахмала в колбасе.

На химическом кружке учащиеся класса Седова и Исакова выполнили проектную работу по исследованию состава колбас разных сортов и производителей. Заслушаем их отчет.

Задание 3.

Классу: Доказать наличие белка в молоке

Седова -(для образца) - биуретовую реакцию на яичный белок

Группа 3 - Доказать наличие белка в домашнем молоке /Ханцева/

Группа 4 - Доказать наличие белка в сухом молоке./Васильева/

Вывод делает Васильева: настоящий белок у натурального молока.

Задание 4.

Сравнить творог двух разных производителей «Восточный» и «Лазовский» /Иванченко/

В состав творога входит жир животного происхождения. Как отличить жир растительного происхождения от животного?

Вывод: данный творог должен относится к творожной массе.

Задание 5.

Какое питательное вещество преобладает в бульонном кубике и бульоне «Ролтон»

У доски Романова - «Ролтон»

Группа 5 : Определить питательное вещество в кубике «Галина Бланка»/Банникова/

Вывод. Нет белка, преобладает углевод .

Практически все продукты содержат углеводы. Они необходимы организму, но их избыток приводит к отложению жиров и ожирению. Поэтому все рекомендации по изучению маркировки при покупке продукта , озвученные сегодня на уроке в исследовательских работах, необходимо соблюдать, если вы хотите быть здоровы.

Притча: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».

Лучше употреблять натуральные продукты, иметь свое хозяйство и огород.

Опираясь на свои знания и хим.навыки вы можете уже ориентироваться в продуктах и должны понимать, что можно употреблять, а что нельзя.

«Ваше здоровье в ваших руках»

I V : Закрепление знаний

Представьте, что вы покупатель. По каким правилам вы будете приобретать колбасу «Озерскую» /учащийся должен рассказать по маркировке/

V . Рефлексия

  1. Вспомните, какая проблема ставилась перед вами?

  2. Как вы считаете, удалось ли вам достичь цели?

Убрать рабочее место.

Дом задание : описать любой продукт, который вы употребляете- чипсы, кириешки, йогурт- состав, срок годности. Какие знакомые вещества вы могли бы определить, каким образом.

© 2010-2022