• Преподавателю
  • Химия
  • Рабочая программа учебной группы Музей блокады Ленинграда МБОУ Школа №29 городского округа Балашиха

Рабочая программа учебной группы Музей блокады Ленинграда МБОУ Школа №29 городского округа Балашиха

                                      Пояснительная записка.              Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.        Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиц...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление по образованию Администрации

городского округа Балашиха

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования детей «Созвездие»

Рассмотрена Утверждена

На методическом совете Приказом директора центра «Созвездие»

От « ___»_________2013г. От_______________2013г. №_____

ПРОГРАММА

Учебной группы

«Музей Блокадного Ленинграда»

Рассчитана на 2 года обучения

Возраст детей 15-16 лет

Фисенко Светлана Александровна

Волокитина Людмила Дмитриевна



г.о Балашиха

2014год


Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога - воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Он обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, и призван быть в школе центром патриотического воспитания.

Образовательная программа обучения активистов школьного музея, «Музей Блокады Ленинграда» построена с учётом специфики школьного музея. Она, во-первых, нацелена на получение знаний по основам музейной теории и практики, которые необходимы для полноценной работы музея и выполнения возложенных на него функций.

Согласно с профилем и тематикой музея, в программе много места отведено изучению истории Блокады Ленинграда, боевых действий в Ленинграде, на Балтике и Ладожском озере в период Великой Отечественной войны.

Ещё одним необходимым элементом программы является краеведческий блок, так как школьный музей является также и центром краеведческой работы в образовательном учреждении.

Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории страны в период Великой Отечественной войны музейно-краеведческими средствами. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для

- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Программа «Школьный музей» предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».

Программа рассчитана на один год обучения, 144 часа. 4 часа в неделю.


Цель программы:

-формирование личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

-формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

-воспитание творческой личности средствами музея;

-расширение кругозора.

Задачи:

- изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей;

-знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области,

-развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности, развитие самостоятельности и инициативы.

- создание условия для самореализации личности, реализации её творческих потенциалов;

-формирование уважительного отношение к памятникам прошлого, потребность общаться с

музейными ценностями;

-обучение музейной терминологии и музейному языку, методам научно-исследовательской работы

-обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания, умению общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;

-развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.

Формы и методы работы:

-словесные (объяснение, рассказ, беседа)

-наглядные (просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, изучение экспозиций музея Блокадного Ленинграда, посещение выставок музеев Балашихи);

-практические (комментированные упражнения, познавательные игры, погружение в прошлое)

-исследовательские ( изучение документальных и вещественных источников из фондов музея)

-оформительские (подготовка выставочных материалов, отчётов)

- организаторско-массовые ( встречи с интересными людьми - ветеранами войны и труда, старожилами города, праздники, конкурсы, викторины, литературно-художественные композиции)

-активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование сети Интернет.

форма учебной работы может быть:

-лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);

-семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала; -научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);

-оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций);

-организационно - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).

Ожидаемые результаты:

знать:

-Функции музея в целом, в том числе школьного музея;

-направления работы школьного музея;

-историю школы, семьи, Балашихи;

-историю Блокады Ленинграда

уметь:

-самостоятельно работать с литературой и другими источниками;

-уметь проводить экскурсии по музею Блокадного Ленинграда;

-уметь работать с различными документами фондов музея;

-составлять простые и развёрнутые планы, тезисы, аннотации;

-выявлять предметы музейного значения и уметь описывать их.




Учебно-тематический план 1-го года обучения

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Экскурс.

1.

Вводное занятие

2

2


-


2.

Знакомство с основами музейной педагогики

22

8

10

4

3.

История школы, история семьи, история Блокадного Ленинграда

24

12

12

-

4..

Изучение фондов музея

14

8

6

-

5..

Комплектование, учёт и хранение фондов

18

6

8

4

6.

Экспозиция школьного музея

16

6

6

4

7.

История родного края

20

10

6

4

8.

Поисковая деятельность

12

4

8

-

9.

Разработка, организация и участие в мероприятиях школы, МБОУ ЦДОД «Созвездие»

16

-

16

-

Всего: 144 56 72

Содержание разделов программы. 1-ый год.

Тема №1 Введение. Беседа с воспитанниками по правилам техники безопасности.2 часа

Тема №2 Знакомство с основами музейной педагогики. 22часа

Теория 8 часов. Знакомство с понятиями музей, история, прошлое, настоящее, экспонат, экспозиция, экскурсовод. Музейный экспонат, его значимость Музейные профессии. Музеи мира. Предмет музейного значения и его изучение. Понятие «памятник», виды памятников.

Практика 10 часов Заполнение карточек научного описания музейных предметов.

Экскурсия 4 часа

В школьный музей «Земское образование и современность» в МАОУ «Земская гимназия»

Тема №3. История школы, история семьи, история Блокадного Ленинграда. 24 часа

Теория 12 часов

Патриотизм, Отечество, Страницы истории школы. Род, родственники, родословие, личность. Семья и её роль в жизни человека. Блокада Ленинграда. Эхо блокадного детства, «Дорога жизни», Маршрутами Победы, Они ковали Победу - наши современники.

Практика 12 часов

Подготовка докладов: «Жители родного края - участники Великой Отечественной войны»

«Военные реликвии семьи», «Орден в твоём доме». Создание «Книги памяти»

Тема №4 Изучение фондов музея. 14 часов

Теория 8 часов

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательный фонд, музейные коллекции. Термины: коллекция, фонд, единица хранения. Интерактивный фонд( фонд подлинных документов и научно-вспомогательных материалов, доступных для тактильного контакта)

Практика 6 часов

Заполнение инвентарной книги, описание внешних признаков предметов ( внешняя информация, составление карточек научного описания.

Тема№5 Комплектование учёт и хранение фондов. 18 часов

Теория 6 часов

Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов. Картотеки учёта.

Практика 8 часов

Работа с музейным словарём. Составление паспортов музейных предметов.

Экскурсия 4 часа

В МБУК «Историко-краеведческий музей г.о.Балашиха»

Тема №6 Экспозиция школьного музея. 16 часов

Теория 6 часов. Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций. Экспозиционное оборудование. ТЭП и архитектурно- художественное решение экспозиций. Тексты в экспозиции.

Практика 6 часов

Ролевая игра: «Мы моделируем музей». Работа с музейным словарём. Тренировка в написании оглавительных, сопроводительных текстов, Игра - практикум по составлению этикетажа к экспонатам.

Экскурсия 4 часа

В музей истории народного образования г.о. Балашиха

Тема №. 7 Истории родного края. 20 часов

Теория 8 часов

Летопись родного края. Сколько лет Балашихе. Герб и флаг Балашихи. Балашиха в годы Великой Отечественной войны. Каменная летопись Балашихи. Основные предприятия города. Их имена в названьях улиц.

Практика.8 часов

Сбор и оформление материалов по истории города. Подготовка выступлений и рефератов.

Экскурсия 4 часа

По достопримечательностям г.о.Балашиха. мкр. Балашиха-1

Тема № 8 Поисковая деятельность. 12 часов

Теория 4 часа

Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях, имеющих награды воинские и трудовые, об учителях заслуженных. Методика исследовательской деятельности. Источники получения информации. Запись воспоминаний.

Практика 8 часов

Встречи с ветеранами. Оформление материалов. Работа над исследовательскими проектами.

Тема №9 Разработка, организация и участие в мероприятиях школы, МБОУ ЦДОД «Созвездие».16 часов

Практика 16 часов.

Военно-патриотический месячник. Вахта памяти. Музейные праздники. Районная краеведческая конференция «Моя малая Родина». Конкурс Экскурсоводов школьного музея, конкурс музеев образовательных учреждений «Мой музей»




Календарно-тематический план

объединения «Школьный музей блокады Ленинграда»

п.д.о. Волокитина Л. Д.

первого года обучения

на 2014-2015 учебный год


Название темы

Т.

П.

Э.

Кол.час.

Дата пров.

1

Тема I. Введение. Беседа по правилам техники безопасности.

Т

2

01.09.14

2

Тема II.Беседа по правилам дорожного движения.

Ответственность за нарушения ПДД. История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

Т

2

05.09.14


Тема Ш. История родного края.



3-4

Страницы истории родного края.

Т.

2

08.09.14-

5.

Герб и флаг Балашихи.

Т.

2

12.09.14

6.

Балашиха в годы Великой Отечественной войны.

Т.

2

15.09.14

7.

Каменная летопись Балашихи.

Имена знаменитых и прославленных людей в названиях улиц.

Т.

2

19.09.14

8.

Основные предприятия города.

Т.

2

22.09.14-

9.

12.

Сбор и оформление материалов по истории города.

П.

8

26.09.14,

29.09.14,

03.10.14,

06.10.14,

13,14

15.

Подготовка выступлений и рефератов.

П.

6

10.10.14,

13.10.14,

17.10.14.

Тема IV. Знакомство с основами музееведения.


16.

Происхождение музея. Музеи мира. Музейные профессии.

Т.

2

20.10.14.

17.

ПДД. История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

Т.

2

24.10.14.

18.

Музейный предмет и способы его изучения.

П.

2

27.10.14.

19.

Знакомство с понятиями музей, история, прошлое, настоящее, экспонат, экспозиция, экскурсовод.

Т.

2

31.10.14.

20.

Экскурсия в школьный музей «Земское образование и современность» МАОУ «Земская гимназия»

Э.

4

07.11.14.

21.

Музейный экспонат, его значимость.

Т.

2

10.11.14.

22.

Предмет музейного значения и его изучение.

Т.

2

14.11.14.

23.

Составление «Музейного словаря»

П.

2

17.11.14.

Тема V. Изучение, комплектование, учет и хранение фондов музея.


24.

Структура и состав собрания школьного музея.

Т.

2

21.11.14.

25.

Термины: коллекция, фонд, единица хранения

Т.

2

24.11.14.

26.

Основной и научно-вспомогательный фонд.

Т.

2

28.11.14.

27.

Музейные коллекции

Т.

2

01.12.14.

28.

Интерактивный фонд.

Т.

2

05.12.14.

29, 30,31.

Заполнение инвентарной книги.

П.

6

08.12.14,

12.12.14,

15.12.14.

32, 33,34.

Создание мультимедийного фонда. Фото, видео хроника блокадного Ленинграда.

П.

6

19.12.14,

22.12.14,

26.12.14.

35,36.

Подготовка докладов: «Жители родного края - участники Великой Отечественной войны»,

П.

4

29.12.14,

12.01.15.

37-38.

Создание «Книги памяти»

П.

4

16.01.15,

19.01.15.

39.

Экскурсия в МБУК «Историко-краеведческий музей» г.о. Балашиха

Э.

4

23.01.15.


Тема VI. Экспозиция школьного музея.


40.

Концепция экспозиции школьного музея.

Т

2

26.01.15.

41.

Виды экспозиций.

Т

2

30.01.15.

42.

Экспозиционное оборудование.

Т

2

02.02.15.

43.

Ролевая игра: «Мы моделируем музей».

П.

2

06.02.15.

44.

Работа с музейным словарем.

П.

2

09.02.15.

45.

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам.

П.

2

13.02.15.

46.

Экскурсия в Музей истории народного образования г.о. Балашиха

Э.

4

16.02.15.

47.

ПДД. Игра «Дорога и люди».

П.

2

20.02.15.


Тема VII. Обучение музейного актива.


48,

49.

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.

Т

4

27.02.15,

02.03.15.

50,

51.

Виды экскурсий

Т

4

06.03.15

13.03.15

52,

53.

Обзорная экскурсия.

Т

4

16.03.15-

20.03.15.

54

Тематическая экскурсия

Т

2

23.03.15.

55.

Учебная экскурсия

Т

2

27.03.15,

56,

57.

Подготовка текстового материала для проведения экскурсий в школьном музее

П.

4

30.03.15,

03.04.15.

58,

59.

Подготовка экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы.

Т

4

06.04.15,

10.04.15,

60,

61.

Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика

П.

4

13.04.15,

17.04.15.

62.

Конкурс «Юный экскурсовод»

П.

2

20.04.15,

63.

ПДД. Оказание первой медпомощи лицам, пострадавшим в ДТП. Игра "Как ты знаешь правила дорожного движения".

П.

2

24.04.15.

64.

Проведение экскурсии для ветеранов Великой Отечественной войны в школьном музее блокады Ленинграда

П.

2

27.04.15.

65.

Проведение экскурсий для школьников младшего звена

П.

2

08.05.15.

66.

Проведение экскурсий для школьников среднего звена

П.

2

15.05.15.

67.

Проведение экскурсий для школьников старшего звена

П.

2

18.05.15.

68.

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме

П.

2

22.05.15.

69.

Экскурсия по мкр. Балашиха-1

Э.

4

25.05.15


Всего:


144.



Используемая литература.


  1. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. М., 1992.

  2. Буровик К.А. Родословная вещей. М., 1991

  3. Вестник детско-юношеского туризма и краеведения №4(44) 2002.

  4. Галкина Е.Л. Этнографический источник в музее: проблемы интерпретации. М., 1998.

  5. Дереклеева Н.И. «Научно-исследовательская работа в школе» М.,2001.

  6. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учёт и использование. Учебное пособие. /И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.М.:198

  7. Лекционный материал семинара «Основы школьного музееведения»,2003.

  8. Методическое пособие «Описание музейных предметов: основные элементы и образцы», М., 2003.

  9. Методические рекомендации ЦДО «Что такое музей».

  10. Методические рекомендации ЦДО «Как записать воспоминания ветеранов войны».

  11. Методические рекомендации «Атрибуции фотоисточников в музее», М., 2000.

  12. Методические рекомендации «Экспозиция школьного музея», М., 1986.

  13. Столяров Б.Музейная педагогика :история и современность.// Народное образование» 2001, №5..

  14. Туманов В.Е. «Школьный музей», М.,2002.

  15. Юхневич М.Ю., сборник «Школьные музеи», М, 1998.



© 2010-2022