Дифференцированный подход к обучению на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дифференцированный подход к обучению на уроках химии.»

Пыхтина В.Д.-учитель химии

В центре процесса обучения химии я ставлю личность ученика, его интересы и потребности. При выборе содержания и форм организации учебного материала учитываю возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся, их личностные характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития школьника, особенности его памяти, мышления, восприятия. Речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии. Поэтому использую дифференцированное обучение. Оно предполагает организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Наиболее слабым учащимся, не осваивающим понятия на достаточно высоком уровне, я предлагаю дидактические карточки А, обеспечивающие отработку доступных для них знаний, более сильным ученикам - задания карточек В и С, в которых требуется объяснить суть явлений на основе изученных законов и теорий или использовать знания для решения качественных и количественных задач. Наиболее сильные ученики выполняют задания карточки Д, предусматривающие предсказание свойств соединений, формулировку ведущих идей темы, решение нестандартных творческих задач.

Приведу пример использования дифференцированных дидактических карточек для самостоятельной работы учащихся на одном из уроков.

Что такое галогены?

Это первый урок темы 8-го класса «Важнейшие окислители и восстановители».

Цель урока: закрепление знаний о строении атома, степени окисления, ОВР, изучения закономерностей изменения свойств элементов по группам ПС на примере галогенов, ознакомление со свойствами простых веществ - галогенов.

После актуализации знаний учащихся в ходе фронтальной беседы предлагаю с/р по дифференцированным карточкам. Тип карточки для каждого учащегося определяю я, исходя из знаний, продемонстрированных в начале урока.

Карточка А.

  1. Найдите в ПС химический элемент № 17. в каком периоде и какой группе находится данный элемент? Какие еще элементы находятся в главной подгруппе этой группы? Выпишите знаки этих элементо в тетрадь. Сколько электронов на внешнем уровне атома данных элементов?

  2. Для хлора характерны разные положительные с.о.: +1, +3, +4, +5, +7. составьте формулы соединений хлора в каждой из указанных степеней окисления с кислородом (помните, что с.о. кислорода всегда равна -2).

  3. Дайте названия соединениям, формулы которых вы составили в задании 2.

Карточка В.

  1. Вспомните, как определить заряд ядра атома, число электронов в нем, число электронных слоев в атоме. Изобразите схемы строения атомов фтора и хлора, указав для каждого атома заряд ядра, число электронов, протонов и нейтронов, число электронных слоев и количество электронов на них.

  2. Что общего в строении атомов элементов, о которых идет речь в задании 1?

  3. Какие с.о. могут проявлять элементы-галогены? Составьте формулы возможных оксидов хлора и укажите, к какой группе оксидов относится каждый из них.

Карточка С.

  1. Изобразите строение атомов химических элементов главной подгруппы VII группы. Укажите сходства и различия в строении их атомов.

  2. Определите, какие с.о. характерны для всех галогенов. Можно ли утверждать, что для всех галогенов характерны одинаковые с.о.? Почему ?

Карточка Д

Составьте схемы строения атомов химических элементов - галогенов. Какие закономерности в строении и изменении свойств атомов в группе элементов-галогенов вы можете выявить? Составьте схему, в которой стрелками обозначьте выявленные вами закономерности.

По итогам с/р организую обсуждение, акцентируя внимание учащихся на особенностях строения и свойств фтора. Затем сообщаю о физических свойствах простых веществ, демонстрируя опыт возгонки иода. Химические свойства галогенов школьники осваивают в процессе с\р по дифференцированным карточкам с заданиями.

Карточка А.

  1. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

а) H2 + F2 → ; в) P + Cl2 → ;

б) Na + Cl2 → ; г) Mg + Br2 →.

2. Для уравнения а составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Карточка В.

1. Составьте уравнения реакций галогенов с металлами (калий, барий, алюминий) и неметаллами (водород, сера, фосфор). Расставьте коэффициенты.

2.Для реакции между калием и бромом составьте электронный баланс, расставьте коэффициенты в уравнении, укажите окислитель и восстановитель.

Карточка С.

  1. Могут ли галогены взаимодействовать с металлами и неметаллами? Почему? Приведите примеры уравнений реакций.

  2. Составьте электронный баланс для уравнения реакции:

Cl2 + КBr → КCl + Br2 .

Карточка Д

  1. Охарактеризуйте химические свойства простых веществ - галогенов. Приведите примеры уравнений реакций.

  2. Характерное свойство галогенов - взаимное вытеснение друг друга из солей. Приведите примеры уравнений реакций, подтверждающих это свойство. Все ли галогены обладают таким свойством? Составьте электронный баланс для одной из реакций, расставьте коэффициенты.

В конце урока мы обсуждаем результаты работы учащихся, и подвожу их к формулировке закономерности изменения свойств элементов и простых веществ в группах ПС.

В старшем звене использую работу в парах, группах. Например, в 10 классе при изучении темы «Получение и химические свойства альдегидов» использую технологии разноуровневого обучения, проблемного обучения и групповой работы.

Перед учащимися были поставлены трехуровневые цели, деятельность учащихся на уроке включала три стадии:

  1. репродуктивную;

  2. учебно-поисковую;

  3. творческую.

Деятельность учащихся на уроке организована в виде с/р:

  • индивидуальной ( с вопросами химического диктанта, текстами пакетов информации, оформление отчетов о результатах групповой работы в тетрадях);

  • парной (обсуждение пакетов информации, взаимопроверка диктанта);

  • групповой (выполнение лабораторных опытов, обсуждение результатов работы).

На каждом этапе урока проводится рефлексия, т.е. учащиеся имеют возможность осознать себя в собственной деятельности.

Ход урока:

На первом этапе учащиеся работают в парах с пакетами информации. Затем учащиеся расходятся по группам на столах указано расположение групп в кабинете. Группы сформированы по рядам. Динамичность урока дает возможность не проводить физкультминутку, перемещение по классу позволяет размять мышцы.

На партах находятся учебник, реактивы на подносе, разноцветные листы с четырьмя магнитами по углам, задания для работы в группах.

Учащиеся выполняют лабораторные опыты в группах, причем обязательно вспоминают и соблюдают правила техники безопасности. Выполнив лабораторные опыты, учащиеся обсуждают их результаты в группе, делают выводы, записывают уравнения реакций, выполняют задания.

Через 10 минут группы проводят презентации работы: прикрепляют к доске листы с уравнениями химических реакций, рассказывают о проведенном опыте, демонстрируя его результаты (например, медную проволоку, осадок), делают выводы на основании проведенного опыта и выполненного задания. После презентации все учащиеся расходятся по своим местам и оформляют результаты всех опытов в тетрадях.

В основном все практические и лабораторные работы проводятся в такой форме, что вызвано сокращение часов, отведенных на химический практикум, и ограничивает использование реактивов, которые в последнее время совсем не поступают в школьные лаборатории, их приходится сильно экономить.

После работы в тетрадях, учащиеся пишут химический диктант. На заранее подготовленных листах для ответов они записывают вариант и фамилию, а также фамилию соседа по парте, который будет проверять работу. Демонстрируя правильные ответы, учащиеся осуществляют взаимопроверку, выставляя отметки.

Далее предлагаю дифференцированное домашнее задание по учебнику, указывая число баллов, которое можно получить при выполнении различных упражнений.

В заключение урока организую процесс рефлексии. Уходя с урока, учащиеся к нарисованной на доске «елке эмоций» прикрепляют на магнитах шары разного цвета: красный шар означает азарт, интерес, радость победы, достижение целей, желтый - спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину, серый - скуку, безразличие, недостигнутые цели. С обратной стороны шарика учащиеся могут написать о своих впечатлениях. Считаю применение дифференцированного подхода к обучению эффективным.



© 2010-2022