Рабочая программа по химии для основной школы

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии, авторской программы «Химия» О.С. Габриеляна издатель-ства «Дрофа» 2010 года , федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая  программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распреде-ление учебных часов по разделам курса и рекомендуему...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХИМИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии, авторской программы «Химия» О.С. Габриеляна издатель-ства «Дрофа» 2010 года , федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распреде-ление учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного про-цесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обу-чения, структурирование учебного материала, определение его количественных и ка-чественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в основной школе, является ориентиром для составления календарно- тематического планирования по курсу химия. При этом учитель может предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства .

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изуче-ния тем и разделов (календарно- тематическое планирование); требования к уровню подго-товки выпускников основной школы по химии.

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зави-симости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, иссле-дование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях полу-чения веществ, материалов, энергии. Содержание структурировано по шести блокам: Мето-ды познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные пред-ставления об органических веществах; Химия и жизнь.

Цели

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический экспе-римент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химиче-ских реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответ-ствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окру-жающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Рос-сийской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в VIII и IX классах, из рас-чета - 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов. В ней предусмотрен резерв сво-бодного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню под-готовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико -ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усва-ивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятель-ности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распо-знавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельно-сти и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного про-цесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

8 класс - 2 часа недельная нагрузка.

Введение- 4ч.

Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Химическая символика. Знаки химических элементов. Химические формулы. Индексы, коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная масса. Расчёт массовой доли

Периодическая система Д.И. Менделеева, её структура: малые и большие периоды, группы, подгруппы (главная и побочная)

Расчётные задачи.1. Нахождение относительно- молекулярных масс вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по формуле.

Атомы химических элементов 10 ч.

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строе-нии атома. Опыты резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Измениение числа протонов в атомном ядре, образование новых химических элементов. Изотопы, как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химического элемента. Понятие о энергетическом уровне. Периодическая система химических элементов и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номера групп. Номера периодов. Измене-ние числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента. Ио-ны.

Бинарные соединения. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов неметаллов между собой. Электроотри-цательность. Понятие о ковалентной неполярной полярной химической связи.

Металлические кристаллы. Металлическая связь

Простые вещества 7 часов.

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов. Важнейшие простые вещества- металлы. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы Аллотропия простых веществ, аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства про-стых веществ.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газообразных веществ. Единицы измерения количества вещества- миллимоль и киломоль.

Расчёты связанные с понятием «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», « постоянная Авогадро».

Соединения химических элементов -12 часов.

.Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).Бинарные со-единения6 оксиды, хлориды, сульфиды. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашёная известь. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Индикато-ры. Понятие о качественных реакциях. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Изменения окраски индикаторов в кислой среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярное взаимодействие. Типы кристаллических решёток: ионная, атомная, моле-кулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от кристаллических решёток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для ве-ществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объ-ёмные доли компонентов смеси. Расчёты связанные с понятием» доля»

Расчётные задачи.

Расчёт массовой и объёмной долей компонентов. Вычисление массы растворённого веще-ства и массы растворителя.

Изменения происходящие с веществами-10

Физические явления в химии. Химические реакции. Признаки и условия протекания. Понятие о экзо и эндотермических реакциях. Реакции горения. Закон сохранения массы ве-щества. Химические уравнения. Составления химических реакций. Индексы и коэффициен-ты. Расчёты по химическим уравнениям. Реакции разложение. Понятие о скорости химиче-ских реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакция соединения. Каталитические и некаталитические химические реакции. Обрати-мые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электро- химический ряд напряжений металлов. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия их протекания до конца .

Расчётные задачи.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из про-дуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

№1 Простейшие операции с веществами.

1. Правила техники безопасности в кабинете химии.

2. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.

3. Наблюдение за горячей свечой.

4. Анализ почвы и воды.

5. 5.Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Растворение растворы. Свойства растворов электролитов- 18 часов

Растворение как физико- химический процесс. Понятие о гидратах и кристалло-гидратах.

Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для при-роды и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты. Неэлектролиты. Механизм диссоциации с разным типом химической связи.. Степень электролитической диссоциации.

Основные положения электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты их классификация. Диссоциация кисло и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие кислот с металлами, основаниями( реакции нейтрализации) Взаимодействие кислот с солями.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными ок-сидами и солями. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теорий электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойств.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорга-нических веществ.

Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений реакций окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса.

Практикум № 2 Свойства растворов электролитов 2 часа.

1. Ионные реакции. 2. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 3. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 4. Реше-ние экспериментальных задач.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора

Лабораторные опыты: 1. Знакомство с образцами веществ различных классов. Разде-ление смесей. 3.Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4.Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5.Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6.Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7.Реакции характерные для растворов кислот, щелочей. 8. Получение и свойства нерастворимого основания. 9. Реакции, характерные для растворы солей. 10. Реакции, характерные для основных оксидов и кислотных.



© 2010-2022