Внеклассное мероприятие Клуб знатоков химии

Внеклассное мероприятие "Клуб знатоков химии" проводится для учащихся 8 - 9 классов. Перед началом внеклассного мероприятия  кабинет  оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно готовится экспериментальная часть. Число участников – 3 команды, которые заранее придумывают названия, девиз, обращения к соперникам и жюри. Судят  мероприятие учащиеся старших классов, учителя (жюри). В начале игры: представление команд. Мероприятие  включает 6  конкурсов: 1 конкурс – «История химическо...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Клуб знатоков химии

Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 - 9 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно готовится экспериментальная часть. Число участников - 3 команды, которые заранее придумывают названия, девиз, обращения к соперникам и жюри. Судят мероприятие учащиеся старших классов, учителя (жюри). В начале игры: представление команд.

Мероприятие включает 6 конкурсов: 1 конкурс - «История химической страны», 2 конкурс - «Химические элементы», 3 конкурс - «Химия и…», 4 конкурс - «Логические цепи», 5 конкурс - «Экспериментальный», 6 конкурс «Химические загадки» (проводится для болельщиков параллельно с 5) , 7 конкурс - «Черный конверт»и параллельно с болельщиками проводится 8 конкурс «Ребусы».

После 2, 3, 4, 6 конкурсов проводятся химические паузы.

Цели мероприятия:

  • повышение познавательного интереса к науке химии;

  • обобщение всех полученных знаний по общей и неорганической химии;

  • вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия;

  • развитие творческих способностей учащихся.


Образовательные задачи:

  • расширение кругозора учащихся;

  • вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;

  • осуществление межпредметных связей.


Развивающие задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развивать практические умения и навыки учащихся

  • развитие восприятия;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • воспитание патриотизма;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.

Планируемые результаты обучения:

Учащийся научится:

• составлять цепочки превращений;

• записывать уравнения, согласно схемам;

•организовывать, проводить ученический эксперимент по разделению смесей на основании свойств веществ;

• выстраивать логические цепочки, объясняющие свойства веществ и отношение их к разным классам;

• объяснять явления, практическое использование отдельных веществ с точки зрения химии;

• называть общие признаки, химические свойства, характерные для металлов, оксидов неметаллов, оснований;

• УЧЕНЫЕприводить примеры реакций, подтверждающих химические

Личностные универсальные учебные действия

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.

Регулятивные универсальные учебные действия

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планирование путей достижения целей;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

•отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные универсальные учебные действия

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент;

• создавать и преобразовывать модели и схемы;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор.

Оборудование и реактивы для опыта «Волшебные цветы»: спиртовой раствор фенолфталеина, гофрированная бумага, раствор щелочи NaOH, пульверизатор.

«Образ нерукотворный»: роданид аммония NH3CNS, танин, желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6], раствор хлорида железа (III), кисточка, лист ватмана, пульверизатор.

«Много крови без ран»: раствор хлорида железа (III), раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS, фторид натрия NaF, вата, тупой нож.

«Волшебная полочка»: 96% раствор спирта, перманганат калия KMnO4,концентроированная серная кислота H2SO4.

Для ученического эксперимента: серная кислота H2SO4, сульфат калия К2SO4, карбонат калия К2СО3, хлорид калия KCl, гидроксид калия KOH, индикатор, хлорид бария BaCl2

Мы здесь сегодня собрались, чтобы испытать лучших учеников нашей школы ответить на вопрос: "Достойны ли они стать лучшими химиками великой химической страны?". Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Только для этого вам нужно будет пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить смекалку, смелость и блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином великой страны Химия? Итак, начнем! Вначале познакомимся с командами. (Каждая команда представляет название, девиз и обращение к соперникам и жюри).

Итак, с командами мы познакомились. Однако лучшими гражданами не могут стать люди, не знающие историю своей страны. Именно поэтому мы сейчас и выясним, знакомы ли Вы с историческими личностями страны Химии.

Конкурс 1. История химической страны. (слайд №)

Уважаемые химики! Конкурс проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, - 5, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки - 4 балла, и так далее до 0. (Очередность определяется жеребьевкой)

Михаил Васильевич Ломоносов

5 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора.

4 балла. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии. Ушел учиться в 19 лет.

3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт-просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.

2 балла. Развил атомно-молекулярное учение.

1 балл. Демонстрация портрета.

Антуан Лоран Лавуазье

5 баллов. Выдающийся французский химик, родился в 1743 году, академик Парижской академии наук.

4 балла. В 1783 году доказал сложную природу воды (оксид «горючего воздуха»). И обнаружил его в составе продуктов сгорания «животных и растительных».

3 балла. Выяснил, что вещества «животных и растительных тел» состоят из углерода, водорода и кислорода, заложил основы анализа органических соединений.

2 балла. Изучал процессы горения и дыхания, доказал несовершенство теории «флогистона»

1 балл. Демонстрация портрета.

Амедео Авогадро

5 баллов. Итальянский химик и физик, член Академии наук в Турине.

4 балла. Один из создателей атомно-молекулярного учения

3 балла. Первым начал изучать качественный и количественный состав соединений, исходя из отношения объемов образующих их газообразных веществ

2 балла. Его именем названа универсальная постоянная - число молекул в 1 моль вещества (6*1023)

1 балл. Демонстрация портрета.

После конкурса подводятся первые итоги.

Конкурс 2. Химические элементы.

Да, наши химики знают историю химического государства. Может быть, когда-нибудь и их имена будут занесены в летопись страны. Ну а первое, с чего мы начинали изучать науку - это химические элементы. Хватит вам знаний и смекалки узнать элементы? Вопросы будут задаваться сразу всем командам. Право первого ответа определяется по скорости поднятия вашего жетона. В случае неправильного ответа право переходит к следующей команде. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. Элемент, который светится, открыт отставным солдатом, гамбургским купцом Брандом;

  2. Элемент, название которого от греческого - зловонный, открыт Баларом и Левингом в 1826 г.;

  3. Элемент, название которого от греческого - рождающий воду, открыт Кавендишем в 1776 г.;

  4. Элемент, название которого от латинского - "утренняя заря, аура", был известен еще древним цивилизациям;

  5. Элемент, название которого от греческого - "фиолетовый";

  6. Элемент, название которого от латинского - "жидкое серебро", названа в честь планеты Меркурий;

  7. Элемент обнаружен среди осколков деления при термоядерном взрыве (1952 г.) в Тихом океане, назван в честь немецкого физика-теоритика А. Энштейна;

  8. Элемент, название которого от греческого - Франция, его существование предсказал Менделеев на основании открытого им периодического законы в 1871г.;

  9. Элемент, названный в честь Луны;

  10. Элемент, названный в честь планеты Земля, открытый в1782 г. Мюллером фон Рейхенштейном.

  11. Элемент, названный в честь любимого сына Бога Зевса.

Химическая пауза

Волшебство нас окружает,

Удивляет, поражает.

На цветок

Водой мы брызнем,

Чудо! Он же расцветает!

Опыт "Волшебные цветы"

Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения "волшебной фразы", их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.


После химической паузы подводятся итоги конкурса

Конкурс 3. Химия и…

Химия окружает нас повсюду. Всемогущая химия «запустила свои руки» во все науки и изучаемые школьные предметы. М. Ломоносов так и говорил «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Давайте проверим Вашу сообразительность и смекалку. Капитаны команд вытащат карточку с названием школьного предмета. На обсуждение дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. При отсутствии правильного ответа право ответа переходит другой команде.

Химия в истории

1) 5 мая 1821 (51 год), Лонгвуд, Остров Святой Елены скончался император Франции ( 1804-1815 гг), великий французский полководец и государственный деятель Наполео́н I Бонапа́рт. Есть версия, что Наполеон был отравлен. Эту гипотезу выдвинул шведский стоматолог Стен Форсхувуд, исследовавший волосы Наполеона и нашедший в них этот химический элемент (мышьяк).

2) Издревле женщины (а в некоторых цивилизациях даже мужчины) пользовались косметикой. На Руси - это чаще всего были соки ягод, отвары трав. К примеру, русские девушки подкрашивали волосы отваром кожицы лука, румянили щеки свеклой. А что использовали они для чернения бровей и беления кожи лица? (сажа/уголь и мел/известь)

5) Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент этого металла, что делает ее сверхпрочной. Недостаток его в стали привел к тому, что к 1944г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и "тигры", и "пантеры", и "фердинанды", одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок". О каком металле идет речь? (никель)

Химия в литературе

  1. А.С.Пушкин

"И дале мы пошли - и страх обнял меня..."

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,

Как будто тухлое разбилось яицо,

Иль карантинный страж курил жаровней серной.

О каком соединении серы идет речь? (сероводород)

2) Имена великих поэтов таких как Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Иван Бунин, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, Сергей Есенин - абсолютно непохожих друг на друга объединяет химия металлов. Какой металл является общим для всех перечисленных великих личностей? (серебро, поэты серебряного века)

4) Антуан Де Сент - Экзюпери в своем произведении «Планета людей» писал об этом веществе: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.» О чем идет речь? (о воде)

Химия в географии

1) Переместимся в Италию. Совсем недавно скульптурное изображение коней, украшавшее площадь Святого Марка, пришлось заменить копией, так как за последнее время семивековое наследие Венеции оказалось под угрозой. От чего спасли скульптуры? (кислотные осадки )

2) В конце XIX века в Сибирь направилась хорошо снаряженная экспедиция. Казалось, все было предусмотрено, чтобы сибирские морозы не помешали ее успешной работе. Но одну оплошность путешественники все же допустили: они взяли с собой оловянную посуду, которая вскоре вышла из строя. Пришлось вырезать ложки и миски из дерева. Лишь тогда экспедиция смогла продолжить свой путь. Что случилось с посудой? (рассыпалась, превратилась в серый порошок - явление «оловянной чумы»)

3) Д.И.Менделеев, открывший Периодическую систему, был многогранной личностью - химии были посвящены только 9% его исследований. В 1887 году Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом «За проявленное мужество при полете для наблюдения …». За чем наблюдал Дмитрий Иванович из воздушного шара на высоте более 3 километров? (солнечное затмение).

Химическая пауза

Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги я покажу Вам свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее.

Мы сегодня открываем наше фотоателье.

Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя).

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно

Веселее улыбнись - это обязательно.

Этот снимок проявить мы сумеем запросто:

Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.

Опыт "Образ нерукотворный"

На плотном листе бумаги заранее рисуют кисточкой контуры фигуры человека следующими растворами: лицо и руки - роданида аммония NH4CNS; одежду - танина; волосы - желтой кровяной соли.

После того как лист высохнет, обрызгивают его из пульверизатора раствором хлорида железа (III). На бумаге появляется изображение человека в черной одежде с красным лицом и руками, с синими волосами.

Хлорид железа (III) с роданидом аммония образует комплексную соль красного цвета (руки и лицо); с желтой кровяной солью - комплексную соль синего цвета (волосы); с танином - комплексную соль черного цвета (одежда).

После химической паузы жюри подводятся итоги конкурса

Конкурс 4. Логические цепочки.

Пришла очередь проверить насколько Вы умеете логично мыслить и выстраивать цепочки. Я Вам задам начало фразы. Первая команда повторяет его и придумывает продолжение со словами "потому что", "следовательно", "поэтому". Затем всё сказанное повторяет и продолжает следующая команда и так далее. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает и получает 3 балла, следующий выбывший 4 балла и последняя оставшаяся команда приносит в свою копилку 6 баллов.

Итак фраза - «Калий - металл»

Химическая пауза

Вот еще одно развлеченье:

Кто даст руку на отсеченье?

Жалко руку на отсеченье,

Тогда нужен больной для леченья (приглашается зритель и ассистент).

Оперируем без боли, правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация.

Помогите ассистент, дайте йод.

Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент.

Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку - от разреза ни следа.

Опыт "Много крови без ран"

Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется "кровяная" полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по "порезу". "Рана" мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.

После химической паузы жюри подводятся итоги конкурса Логические цепочки

Конкурс 5. Экспериментальный.

Я убедилась, что с логикой и смекалкой у наших знатоков все в порядке. А теперь я хочу предложить следующее задание. Наше государство волшебное. Только лучшие химики владеют секретами волшебства. Вот вам задание: "В течение семи минут определите в какой из 5 пробирок находится какое из веществ: серная кислота, сульфат калия, карбонат калия, хлорид калия, гидроксид калия". В помощники можете пригласить ещё одного игрока команды. И помните о технике безопасности!!! А пока вы занимаетесь мастерством, болельщики могут принести вашим командам дополнительные баллы.

Конкурс 6. Химические загадки (для болельщиков)

Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воле.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь)

Я - металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер - переходный. (Алюминий)

Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мной дышат. (Азот)

У меня дурная слава:

Я - известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. (Мышьяк)

Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня … (Стекло)

В горах далеких Шао Линь

Копали глину - каолин.

Из этой глины с давних пор

В Китае делали … (Фарфор)

Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым…

Исчезаю. Был я … (Мелом)

Горит лиловым в кислороде,

Свободным нет его в природе.

Но соль находит применение

Как для растений удобренье. (Калий)

Металл зимой не прочен:

Чума здоровье точит. (Олово)

Не трудна загадка эта:

"Что металл роднит с планетой"? (Уран)

Пахать и стоить, все он может,

Если ему уголек в том поможет.(Железо)

Гость из космоса пришел,

В воздухе приют себе нашел. (Водород)

Белый воздуха боится,

Покраснел чтоб сохраниться.(Фосфор)

Химическая пауза

Волшебство нас окружает,

Удивляет, поражает.

Палочкой волшебной тронь -

Зажигается огонь!

Обойдусь без спичек я

В получении огня! Раз! (Опускает палочку в концентрированную серную кислоту.)

Два! (Смоченную палочку опускает в кристаллический перманганат калия.)

Три! (Быстро прижимает палочку к пропитанной медицинским (96 %~ным) спиртом вате.)

Огонь, гори!

После химической паузы жюри подводятся итоги экспериментального конкурса и конкурса загадок

Конкурс 7. Черный конверт.

И сейчас предлагаю Вам последнее испытание. Каждая команда получает черный конверт. В этом конверте записки с отдельными веществами. Вам необходимо составить цепочку и к ней записать уравнения. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! Правильно выполненное задание приносит 6 баллов и еще 1 балл получит команда первая справившаяся с заданием.

Cu---СuO ---CuCl2---Cu(OH)2

Конкурс 8. Химические ребусы.

Пока команды заняты, снова конкурс для болельщиков. Вам предстоит показать свою внимательность и смекалку и разгадать наши химические ребусы. Каждый правильный ответ принесёт команде, за которую Вы болеете 1 балл.

Внеклассное мероприятие Клуб знатоков химииВнеклассное мероприятие Клуб знатоков химии

Внеклассное мероприятие Клуб знатоков химииВнеклассное мероприятие Клуб знатоков химии

Внеклассное мероприятие Клуб знатоков химииВнеклассное мероприятие Клуб знатоков химииВнеклассное мероприятие Клуб знатоков химииВнеклассное мероприятие Клуб знатоков химииВнеклассное мероприятие Клуб знатоков химииВнеклассное мероприятие Клуб знатоков химии

Внеклассное мероприятие Клуб знатоков химииВнеклассное мероприятие Клуб знатоков химии

Внеклассное мероприятие Клуб знатоков химии

Внеклассное мероприятие Клуб знатоков химии


А пока члены нашего многоуважаемого жюри подводят итоги я представляю вашему вниманию «Вулкан на столе» (поджигаем смесь дихромата аммония и магниевых опилок, насыпанных на подставочку)

А сейчас я попрошу членов нашего жюри огласить результаты. Подводятся итоги конкурса, вручаются грамоты победителям, активным болельщикам.

Итак, вы доказали, что вы действительно достойны носить звание "Знатоки" нашей химической страны. Я поздравляю вас. Мне было очень приятно встретиться с вами. А сейчас - до свидания.

pesochnizza.ru/rebusy/rebusy-po-himii


© 2010-2022