• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая разработка урока на тему «Физические и химические явления. Признаки химических реакций. »

Методическая разработка урока на тему «Физические и химические явления. Признаки химических реакций. »

Методическая разработка урока на тему «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.» Целью урока является познакомить учащихся  с признаками и условиями протекания химических реакций, дать понятие о химических реакциях и их отличиях от физических явлениях, сформировать умения отличать химические реакции от физических ялевлений. В ходе урока поставлен проблемный вопрос, на который учащимся предстоит ответить в конце урока. Работа направлена на поисково - исследовательский метод. ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока на тему «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.»Методическая разработка урока на тему «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.»Методическая разработка урока на тему «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.»Методическая разработка урока на тему «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.»Методическая разработка урока на тему «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.»«Физические и химические явления. Признаки химических реакций.»

Цель урока: Познакомить с признаками и условиями протекания химических реакций; дать понятие о химических реакциях и их отличиях от физических явлений; сформировать умения отличать химические реакции от физических явлений.

Развивать умение проводить лабораторные исследования, соблюдать правила безопасного поведения, вести диалог, работать в команде.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Формировать умения наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений.

  2. Усвоить различие между физическими и химическими явлениями с точки зрения молекулярного строения вещества.

  3. Формировать умения проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью.

  4. Формировать умения объяснять значения явлений в жизни природы и человека.

  5. Получить представление об условиях начала и течения химических реакций.

  6. Способствовать усвоению понятий « физические и химические явления», « признаки химических реакций», « условия протекания реакций».

  7. Усвоить основные признаки химических реакций.


Воспитательные:

  1. Воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира.

  2. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.


Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность.

  2. Развивать у обучающихся умение логически мыслить, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

  3. Развивать у обучающихся творческие склонности при поиске рационального использования химических реакций на основании знаний о их признаках и условиях начала и течения реакций.

  4. Демонстрировать опыты, сопровождающиеся яркими признаками реакции, с целью пробуждать дальнейший интерес к химии.

Методы ведения урока: беседа, рассказ, решение проблемной ситуации, наблюдение, описание наблюдений, демонстрация опытов, проведение лабораторных опытов.
Ход урока:

Мы все с вами уже знаем, что химия - это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Дерево горит, превращаясь в углерод, углекислый газ и воду. В природе постоянно происходят физические и химические явления.

Приведите примеры физических и химических явлений в природе.

Проблемный вопрос: Как вы думаете какое явление сопровождает горение свечи. Учащиеся зажигаю свечу. Работа в группах.

Перед проведением опытов учитель напоминает учащимся о технике безопасности работы в химическом кабинете.

Учитель: Ответ на этот вопрос неоднозначный. Сегодня мы проведем ряд опытов, демонстрирующих химические и физические явления. И в конце урока дадим исчерпывающий ответ на наш проблемный вопрос.

Итак, сформулируем тему урока.

Учащееся: Физические и химические явления

Учитель: Правильно. Это первая часть темы. А как же мы будем определять и разделять эти явления.

Учащиеся: Для того чтобы определить явления, нам необходимо узнать их признаки.

Учитель: Правильно. Химические явления в химии называют химические реакции. И по признакам химических реакции мы будем определять химические явления. Вторая часть темы - признаки химических реакций.

Записываем тему урока «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.

Опыт 1. «Испарение воды»

Возьмите фарфоровую чашечку, налейте в нее немного воды, поместите чашечку в пламя.

Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________

А теперь вспомните опыт из физики при нагревании тела расширяются.

Учащиеся: После нагревания железный шарик расширился и в кольцо в которое раньше проходил перестал проходить.

Учитель: Посмотрим демонстрацию изменения формы стекла. Фрагмент видео ролика.

Наблюдение: При нагревании стекло может изменять __________.

Учитель: Как называются эти явления?

Учащиеся: Эти явления называются физические.

Учитель Теперь сформулируем определение физических явлений.

Учащиеся: выдвигают версии

Учитель: Вывод: Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.

Учитель: Проведите следующие опыты, после проведения каждого опыта запишите, что вы наблюдали.

Опыт 2. «Растворение мела».

К мелу добавим кислоту (соляную). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения - выделение _______.

Образовалось новое газообразное вещество - углекислый газ.

Опыт 3. «Взаимодействие растворов».

Возьмите пробирку и прилейте в нее раствор желтого цвета (хлорида железа(III),) затем добавьте бесцветный раствор (гидроксид натрия). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях).

Наблюдения. К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета. Признак превращения выпадение ________________ и изменение __________.

Образовались новые вещества - осадок бурого цвета

Опыт 4. «Взаимодействие металла с кислотой»

Возьмите пробирку и прилейте кислоту (соляную), затем измерьте температуру, добавьте в пробирку цинк. Измерьте температуру еще раз.

Запишите наблюдения. Изменение запаха. Выделение __________. Температура___________.

Вывод: Это - химические явления

Учитель: Составим определение химических явлений.

Учащееся: выдвигают версии

Вывод: Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций. С признаками вы только что познакомились, выполняя предложенные опыты. Различают пять таких признаков.

Образование или растворение осадка

Изменение цвета

Признаки химических реакций



Изменение запаха

Выделение газа

Поглощение или выделение теплоты (иногда и света).



Учитель: Приведите примеры из повседневной жизни, демонстрирующие химические явления.

Учащиеся: приводят примеры.

Учитель: А теперь вернемся к первому вопросу на уроке . Зажгите свечу. Что вы наблюдаете.

Учащиеся : Парафин плавится - значит физическое явление.

Учитель: Возьмите химический стакан и аккуратно переверните над пламенем, что вы наблюдаете?

Учащиеся: На стенках стакана появились пары воды. Значит образовались новые вещества. Еще мы почувствовали изменение запаха. Мы наблюдали признаки химических реакций - это химическое явление.

Учитель: Какие явления сопровождает горение свечи.

Учащиеся: При горении свечи происходят и физические и химические явления.

Закрепление материала.

Ребята, откройте учебники параграф 28 страница 97. Внимательно посмотрите, найдите:

- пример реакции, протекающей с изменением цвета, и зачитайте. Кто нашел? Пожалуйста... А какой мы с вами рассмотрели пример?

- Химическую реакцию, протекающую с образованием осадка... А у нас на уроке какой был пример?

- С выделением газа? А на уроке у нас какой опыт был с таким признаком?

- С выделением теплоты.

- С изменением цвета.

- С появлением запаха.

- Так какие признаки характерны для химических реакций?

- Внимание, переходим к следующей работе. В качестве закрепления вы выполните тестовые задания и сделаете самооценку. На столах у вас лежат тестовые задания.

- А теперь проверим, как вы поняли тему урока. Обменяйтесь листами друг с другом и сделайте проверку теста по ключу (вывожу на доску ключ с правильными ответами). Посмотрите на доску и сверьте свой ответ. Если вариант неправильный, то зачеркнуть. Если нет ошибок - поставьте "5". Если допущена 1 ошибка "4". Если больше 2 ошибок - "3".

Тест: «Физические и химические явления»

Вариант I.

Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда;

  2. Появление ржавчины на железном гвозде;

  3. Золотую проволоку вытянули в нить;

  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);

  5. Ледяная игрушка весной растаяла;

  6. Высыхание дождевых луж;

  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;

  8. Морской прилив;

  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

  10. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Вариант II.

Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Гниение фруктов;

  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;

  3. Испарение воды с поверхности реки;

  4. Горение керосина в лампе;

  5. Движение воздуха (ветер);

  6. Скисание молока с образованием кефира;

  7. Плавление куска железа;

  8. Горение спички;

  9. Дети на пляже построили из песка замок;

  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

- Проверили? Честно скажите, кто получил "5", кто "4", кто "3".

- Молодцы, вы хорошо усвоили тему!

Рефлексия.

Учитель делает вывод о необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, об умении делать выводы для познания окружающей природы, о тесной связи происходящих явлений и возможности познания тайн природы для сохранения её, и практического применения человеком.

Что на уроке было главным? Что интересным? Что нового узнали?

«Задай один вопрос, который остался неясным в ходе изучения материала»

Задание на дом.

А теперь задание на дом: параграф 28 изучить, №1,2 - обязательное для всех.

Творческое задание ( по желанию): сообщение «Химические явления на кухне»

Записали домашнее задание, урок окончен. До свидания.

© 2010-2022