- Преподавателю
- Химия
- Сценарий игры - викторины На перекрестке естественных наук
Сценарий игры - викторины На перекрестке естественных наук
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пархоменко Г.Ю. |
Дата | 06.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ - ВИКТОРИНЫ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК»
Разработала: учитель химии МБОУ г. Керчи «Школа - МТЛ» Пархоменко Г.Ю.
Основа: презентация игры - викторины «На перекрестке естественных наук»
Девиз игры - викторины: «Мир един, природа целостна, жизнь многогранна, материя изменчива, а любые границы - условны…»
Цель игры:
-
Формирование учебно - познавательных компетенций учащихся: ценностно - смысловых, информационных, общекультурных, социально - трудовых, коммуникативных, компетенций личностного самосовершенствования;
-
Обобщение и интеграция знаний из различных естественнонаучных дисциплин (химии, физики, биологии, географии);
-
Развитие познавательных умений и навыков учащихся: умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
-
Развитие умения самостоятельно применять свои знания в неожиданном контексте;
-
Развитие умения интегрировать знания из различных областей наук;
-
Развитие умения критически мыслить и аргументировать;
-
Развитие умения оформлять отчет о работе в виде компьютерных презентаций.
Ход игры
Ведущая. Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости!
Мы рады вас приветствовать в кабинете химии! Сегодня в рамках предметной недели мы проводим игру - викторину «На перекрестке естественных наук» для учащихся старших классов (на экране под музыку идет показ слайдов из презентации «На перекрестке естественных наук»).
Ведущая. Мир так велик и так прекрасен!
Однажды созданный в Божественном порыве,
А может - звездами рожденный в Большом взрыве?
Хотя, быть может, кто - то с этим не согласен…
Однажды созданный в Божественном порыве,
Наш мир чарует ежедневной красотой.
Непостижимый, сложный и простой,
И все же - фантастически красивый!
(стихи автора)
Ведущая. Что ж, друзья - таково мнение поэта. Однако ученые - химики, физики, биологи - с успехом изучают окружающий нас мир, раскрывая одну за другой самые сокровенные тайны материи. Но ведь наук много, а мир один, целостный и неделимый. Поэтому и наша естественнонаучная викторина носит сегодня интегрированный характер.
В игре-викторине принимают участие две (можно и три - четыре) команды: команда «Плюмбум» и команда «Изотопы». Поприветствуем наших знатоков! (приветствуем команды и капитанов).
Также хочу представить вам оценочную комиссию, которая будет следить за ходом игры, соблюдением правил и подведет итоги викторины (представление оценочной комиссии).
Ведущая. Дорогие друзья! В нашей сегодняшней игре четыре гейма, которые имеют такие названия:
1й. На перекрестке наук
2й. Заморочки из бочки
3й. И один в поле воин
4й. Дальше, дальше, дальше…
И, прежде чем начать игру, я хочу загадать командам химическую загадку. Так команда, которая первой даст правильный ответ, первой же вступит в игровой гейм «На перекрестке наук».
Ведущая. Разыгрываем право первого ответа. Она родилась в волшебной стране - в химической лаборатории. Ее отец - Нитроген (IV) оксид - был злым по натуре и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, и звали ее - Вода. Дочка родилась маленькой и бесцветной. Однако, когда к ней добавили каплю фиолетового лакмуса, дочка сразу покраснела. Все поняли, что родилась девочка с непростым, едким характером. Назовите имя «девочки» и ее «сестры - двойняшки» (ответ: азотная кислота и азотистая кислота).
Ведущая. Вопросы 1го гейма разделены на пять категорий: «Химия», «Биология», «География», Физика» и «Темная лошадка». В каждой категории по 5 вопросов. Капитаны команд по очереди выбирают категорию и номер вопроса (можно использовать юлу, кубик и другие варианты случайного выбора).
Каждая команда должна ответить на пять вопросов, по одному из каждой категории. Вопросы повторяться не должны. На раздумье и обсуждение командам дается 20 секунд. Один раз можно взять «помощь зала». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1й гейм «На перекрестке наук»
Категория «География»
Вопрос №1. Соломон, царь иудейский, построил храм. Для строительства храма доставляли кедр, изображенный на государственном флаге страны (державы), которая называется:
-
Оман
-
Алжир
-
Китай
-
Ливан
(ответ: Ливан)
Вопрос №2. Ламы - это безгорбые южноамериканские верблюды, которых разводят ради шерсти и используют как вьючных животных. Какое государство имеет изображение этих животных в своем гербе?
-
Бразилия
-
Колумбия
-
Перу
-
Чили
(ответ: Перу)
Вопрос №3. Где живут нелетающая птица киви, хищный попугай кеа и полинезийский народ майори?
-
Новая Гвинея
-
Новая Зеландия
-
Новая Земля
-
Новая Англия
(ответ: Новая Зеландия)
Вопрос №4. Угорь речной, или европейский, относится к костным рыбам семейства Угрей. До периода половой зрелости (4-7 лет) рыба живет в верховьях рек, ставках, озерах, а на нерест плывет в одно из морей бассейна Атлантического океана. Куда плывут для размножения угри?
-
Черное море
-
Средиземное море
-
Саргассово море
-
Мраморное море
(ответ: Саргассово море)
Вопрос №5. Альтамира - это название местности в одной стране. На юге и на западе ее небо подпирают снеговые шпили Кантабрийских гор. В Альтамирской пещере, на потолке, среди каменных глыб есть всемирно известные изображения бизонов, нарисованные первобытным человеком. В какой стране находится эта пещера?
-
США
-
Италия
-
Испания
-
Куба
(ответ: Испания)
Категория «Физика»
Вопрос №1. Кто из ученых физиков заложил основы современной механики, а также создал линзы, которые дали ему возможность усовершенствовать микроскоп и изобрести телескоп?
-
Леонардо да Винчи
-
Исаак Ньютон
-
Галилео Галилей
-
Николай Коперник
(ответ: Галилео Галилей)
Вопрос №2. Научное наследие Леонардо да Винчи очень велико и разнообразно. Однако среди его трудов нет ни одного завершенного. Кроме того, рукописи этого гениального художника, скульптора, архитектора, инженера и ученого очень трудно прочесть. Почему?
-
Они написаны неразборчивым почерком
-
Рукописи закодированы
-
Они написаны зеркальным письмом
-
Они содержат много грамматических ошибок
(они написаны зеркальным письмом)
Вопрос №3. Какой физический закон проявляется во время реактивного движения кальмара?
-
Закон Гука
-
Закон всемирного тяготения
-
Закон сохранения импульса
-
Закон сохранения энергии и материи
(закон сохранения импульса)
Вопрос №4. Биологическое понятие «рефлекс» ввел в науку известный философ, физик и математик:
-
Галилео Галилей
-
Исаак Ньютон
-
Блез Паскаль
-
Рене Декарт
(ответ: Рене Декарт)
Вопрос №5.
-Отец, а почему ты такой знаменитый?
-Понимаешь, сынок, когда слепой жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что путь выгнутый. Мне же повезло заметить это.
Кто из физиков дал такой ответ на вопрос своего сына?
-
Нильс Бор
-
Альберт Эйнштейн
-
Макс Планк
-
Поль Дирак
(ответ: А. Эйнштейн)
Категория «Химия»
Вопрос №1.
Этот химический элемент Й. Берцелиус назвал в честь богини Луны. Он очень чувствителен к свету, в микродозах выявлен в сетчатке глаза человека, птиц и млекопитающих. У орлов, которые имеют очень острое зрение, содержание этого элемента в сетчатке в 100 раз выше, чем у человека. Назовите элемент.
-
Самарий
-
Стронций
-
Станнум
-
Селен
(ответ: Селен)
Вопрос №2.
Один из трех важнейших для питания растений химических элементов. Принимает участие в процессах фотосинтеза, активирует процессы биосинтеза белка, в организме животных и человека нормализует ритм сердечной деятельности. Назовите элемент.
-
Криптон
-
Калий
-
Кюрий
-
Кальций
(ответ: Калий)
Вопрос №3.
Химический элемент, который благодаря разному числу его атомов в молекуле, в одном случае образует простое вещество, необходимое для жизни, а в другом - вещество, опасное для здоровья в большой концентрации. Назовите элемент.
-
Гидроген
-
Оксиген
-
Манган
-
Нитроген
(ответ: Оксиген)
Вопрос №4.
Почему смесь концентрированных соляной и азотной кислот называют «царской водкой»?
-
СтОит очень дорого
-
Растворяет золото и платину
-
Ее подавали царям
-
Цари с ее помощью убирали своих конкурентов
(ответ: растворяет золото и платину)
Вопрос №5.
Кто из ученых - химиков ввел современные обозначения химических элементов?
-
Дмитрий Иванович Менделеев
-
Амедео Авогадро
-
Михаил Васильевич Ломоносов
-
Йенс Якобс Берцелиус
(ответ: Й.Я.Берцелиус)
Категория «Биология»
Вопрос №1.
Древние финикийцы первыми научились окрашивать одежды в великолепный пурпурный цвет. Пурпурный краситель добывался из морских моллюсков. Как называются эти моллюски?
-
Каури
-
Мурекс
-
Тридакна
-
Мидия
(ответ: мурекс)
Вопрос №2.
Химическое соединение из группы одноатомных спиртов, которое при избыточном отложении на стенках сосудов и желчного пузыря, приводит к развитию атеросклероза и желчекаменной болезни. Что за соединение?
-
Гепарин
-
Аскорбиновая кислота
-
Холестерин
-
Тироксин
(ответ: холестерин)
Вопрос №3.
Черепаха слоновая, которую описал еще Ч. Дарвин, самая крупная из наземных черепах. Она достигает 110 см в длину и имеет до 400 кг. На каких островах распространен этот вид черепах?
-
Британские острова
-
Филиппинские острова
-
Алеутские острова
-
Галапагосские острова
(ответ: Галапагосские острова)
Вопрос №4.
Речь идет о растительных пигментах - гликозидах, которые обуславливают красное или синее (в зависимости от кислотности сока, что содержится в вакуолях лепестков) окрашивание представителей растительного царства.
-
Хлорофиллы
-
Антоцианы
-
Каротины
-
Аквамарины
(ответ: антоцианы)
Вопрос №5.
Это вещество - алкалоид, что содержится в млечном соке коробочек снотворного мака. Он был открыт в 1803 году Ф.В. Сетюнером и используется в медицинской практике как обезболивающее средство. (Назван алкалоид по имени древнегреческого бога сновидений Морфея). Что это за вещество?
-
Никотин
-
Хинин
-
Аспирин
-
Морфин
(ответ: морфин)
Категория «Темная лошадка» (общие знания)
Вопрос №1.
Жанна дАрк - героиня французского народа, которая возглавляла освободительное движение в период Столетней войны. Для Орлеанской Девы было изготовлено белое знамя, на одной стороне которого был изображен Христос, а на другой…
-
Роза
-
Голубка
-
Сосна
-
Белая лань
(ответ: голубка)
Вопрос №2.
В 330 году до нашей эры фаланги Александра Македонского дошли до Каспийского моря и обнаружили, что мидийцы используют особые светильники под названием «чирак». Каким веществом заправляли эти светильники?
-
Оливковым маслом
-
Керосином
-
Нефтью
-
Бараньим жиром
(ответ: нефтью)
Вопрос №3.
Солдаты наполеоновской армии, отступая из России, не смогли удержать на себе брюки лишь потому, что пуговицы на них были сделаны из …
-
Из меди
-
Из пластмассы
-
Из золота
-
Из олова
(ответ: из олова)
Вопрос №4.
Какое летучее химическое вещество получило свое название в честь древнеегипетского бога Солнца, чью голову украшали мощные бараньи рога?
-
Аммиак (аммониак)
-
Гелий
-
Фосфин
-
Радон
(ответ: аммиак)
Вопрос №5.
Какое вещество использовали в античные времена не только для покупки рабов, но и для покупки золота?
-
Алмазы
-
Каменную соль
-
Железную руду
-
Оливковое масло
(ответ: каменную соль)
Ведущая. Вот и закончился 1й игровой гейм. Пока оценочная комиссия подведет итоги 1го гейма, я объявляю «Информационную паузу»!
«Информационная пауза» может быть проведена в различной форме, на усмотрение организаторов игры - викторины. Это может быть интересное сообщение кого - либо из участников (компьютерная презентация), выступление учителя, либо игра с болельщиками (зрительным залом), либо шуточное видео, либо номер художественной самодеятельности (скажем, «экологическое дефиле»), либо занимательные химические опыты… В общем, простор для фантазии организаторов здесь велик, все зависит от конкретных условий, желаний и возможностей.
Ведущая. Слово предоставляется оценочной комиссии (итоги 1го гейма).
Ведущая. Я объявляю 2й игровой гейм «Заморочки из бочки»!
Участники игры из обеих команд по очереди вынимают из мешочка бочонки для игры в лото с номерами вопросов (вопросы отображаются на экране в соответствии с презентацией). Каждая команда должна ответить в этом гейме на три вопроса. На раздумье - 20 секунд. За каждый правильный ответ - 2 балла.
2й игровой гейм «Заморочки из бочки»
Вопрос №1. Назовите вещество.
В 17-18 вв. в России это вещество называли «соляный спирт» или «морская кислота». В 1790 г. Российский академик Лаксман ввел для этого вещества название, которым мы пользуемся до сих пор.
(ответ: соляная или хлоридная кислота)
Вопрос №2. Назовите вещество.
Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Это оксид, но никто его так не называет. Жизнь невозможна без этого вещества. У древних народов оно считалось символом бессмертия. Это самое необычное вещество на планете.
(ответ: вода)
Вопрос №3. Назовите вещество.
По словам Берцелиуса, это вещество стало «осью, вокруг которой вращается современная химия».
(ответ: кислород)
Вопрос №4. Назовите вещество.
Этот металл сыграл важнейшую роль в истории человеческой цивилизации. Его латинское название и химический символ происходят от названия острова Кипр в Средиземном море. Именно оттуда древние греки и римляне тяжелый, мягкий и ковкий металл, чтобы использовать его для получения сплава с оловом.
(ответ: медь)
Вопрос №5. Назовите вещество.
В 1985 году группа американских и английских исследователей открыли молекулярные соединения углерода, сильно напоминающие своей формой футбольный мяч. В честь него и хотели назвать открытие, однако ученые не договорились, какой термин использовать: football или soccer (так зовут футбол в США).
(Ответ: фуллерен - назван так в честь американского архитектора Фуллера)
Вопрос №6. Назовите вещество.
В поисках философского камня, способного превращать металлы в золото, гамбургский купец и алхимик Хенниг Брандт открыл новое вещество, которое стал продавать по цене дороже золота. Вещество обладало способностью светиться в темноте, за что и получило свое название.
(ответ: фосфор)
Ведущая. Итак, 2й игровой гейм закончен, оценочная комиссия подводит итоги, а я объявляю 3й игровой гейм «И один в поле воин»!
3й игровой гейм «И один в поле воин»
- это, по - сути, конкурс капитанов. На столе находятся два одинаковых подноса с химической посудой и оборудованием. Участники по одному вынимают предметы и называют их. Время конкурса ограничено - 90 секунд. Тот участник, который успеет назвать больше предметов, получает 2 балла, второй участник - 1 балл.
В то время как капитаны соревнуются у доски, команды получают свое, «географическое» задание (конкурс проводит учитель географии): им надо расположить цветные круги с названиями стран мира по численности населения от меньшего к большему. За правильно выполненное задание - 2 балла, вторая команда - 1 балл.
«2я Информационная пауза»
Ведущая. Слово предоставляется оценочной комиссии (итоги 2го-3го гейма и прошедших конкурсов).
Ведущая. Я объявляю 4й игровой гейм «Дальше, дальше, дальше…»!
Каждая команда должна за 1 минуту ответить правильно на большее число вопросов. Я читаю вопросы, на которые надо дать краткий ответ без обсуждения. Если ответа нет, игроки говорят «дальше…» За каждый правильный ответ - 1 балл. Оценочная комиссия следит за временем и количеством правильных ответов. В этом конкурсе помощь зала не предусмотрена.
4й игровой гейм «Дальше, дальше, дальше…»
Вопросы 4го гейма (примерные).
-
Какой из газов легче - водород или кислород? (водород)
-
Формула поваренной соли (NaCl)
-
Самый активный металл (франций либо цезий)
-
Аллотропная модификация кислорода (озон)
-
Какие вещества образуются при горении? (оксиды)
-
Формула речного песка(SiO2)
-
Процесс отдачи электронов атомами или ионами (окисление)
-
Вещества, в растворе которых лакмус синеет (щелочи)
-
Название болотного газа (метан)
-
Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение (изомеры)
-
Вещество, ускоряющее реакцию, но остающееся неизменным (катализатор)
-
Какой металл самый пластичный (золото)
-
Какого цвета чистая вода (прозрачная - без цвета)
-
Частица вещества, что состоит из ядра и электронов (атом)
-
Что имеет большую плотность: лед или вода? (вода)
-
Как называются реакции с выделением теплоты? (экзотермические)
-
Наука о веществах и их превращениях (химия)
-
Определенный вид атомов (химический элемент)
-
Третий член гомологического ряда алканов (пропан)
-
Жидкий металл при обычных условиях (ртуть)
-
И т.д.
«3я Информационная пауза»
Ведущая. Слово предоставляется оценочной комиссии (итоги 4го гейма и прошедших конкурсов).
Слово оценочной комиссии, подведение итогов, награждение.
Ведущая. Ну вот, дорогие друзья, и подходит к концу наша игра - викторина, а с ней - и увлекательное путешествие в мир естественных наук. Надеюсь, сегодня вы получили не только знания и опыт, но - и хорошее настроение. Желаю вам успехов на пути приобретения знаний, и приглашаю сфотографироваться на память обе команды, гостей и уважаемое жюри.
Игра окончена, спасибо за внимание!
11