Сценарий игры - викторины На перекрестке естественных наук

   Сценарий игры - викторины "На перекрестке естественных наук" является текстовым сопровождением к соответствующей презентации, размещенной на данном сайте. Игра - викторина - это внеурочное мероприятие для старшеклассников интегрированного  характера, хотя основной упор здесь сделан на химическую составляющую.   Игра проходит по типу телепередачи "Счастливый случай", однако сценарий оставляет простор для творческой фантазии организаторов, позволяя добавлять или убирать отдельные конкурсы, в за...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ - ВИКТОРИНЫ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК»

Разработала: учитель химии МБОУ г. Керчи «Школа - МТЛ» Пархоменко Г.Ю.

Основа: презентация игры - викторины «На перекрестке естественных наук»

Девиз игры - викторины: «Мир един, природа целостна, жизнь многогранна, материя изменчива, а любые границы - условны…»

Цель игры:

  • Формирование учебно - познавательных компетенций учащихся: ценностно - смысловых, информационных, общекультурных, социально - трудовых, коммуникативных, компетенций личностного самосовершенствования;

  • Обобщение и интеграция знаний из различных естественнонаучных дисциплин (химии, физики, биологии, географии);

  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся: умения ориентироваться в современном информационном пространстве;

  • Развитие умения самостоятельно применять свои знания в неожиданном контексте;

  • Развитие умения интегрировать знания из различных областей наук;

  • Развитие умения критически мыслить и аргументировать;

  • Развитие умения оформлять отчет о работе в виде компьютерных презентаций.

Ход игры

Ведущая. Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости!

Мы рады вас приветствовать в кабинете химии! Сегодня в рамках предметной недели мы проводим игру - викторину «На перекрестке естественных наук» для учащихся старших классов (на экране под музыку идет показ слайдов из презентации «На перекрестке естественных наук»).

Ведущая. Мир так велик и так прекрасен!

Однажды созданный в Божественном порыве,

А может - звездами рожденный в Большом взрыве?

Хотя, быть может, кто - то с этим не согласен…

Однажды созданный в Божественном порыве,

Наш мир чарует ежедневной красотой.

Непостижимый, сложный и простой,

И все же - фантастически красивый!

(стихи автора)

Ведущая. Что ж, друзья - таково мнение поэта. Однако ученые - химики, физики, биологи - с успехом изучают окружающий нас мир, раскрывая одну за другой самые сокровенные тайны материи. Но ведь наук много, а мир один, целостный и неделимый. Поэтому и наша естественнонаучная викторина носит сегодня интегрированный характер.

В игре-викторине принимают участие две (можно и три - четыре) команды: команда «Плюмбум» и команда «Изотопы». Поприветствуем наших знатоков! (приветствуем команды и капитанов).

Также хочу представить вам оценочную комиссию, которая будет следить за ходом игры, соблюдением правил и подведет итоги викторины (представление оценочной комиссии).

Ведущая. Дорогие друзья! В нашей сегодняшней игре четыре гейма, которые имеют такие названия:

1й. На перекрестке наук

2й. Заморочки из бочки

3й. И один в поле воин

4й. Дальше, дальше, дальше…

И, прежде чем начать игру, я хочу загадать командам химическую загадку. Так команда, которая первой даст правильный ответ, первой же вступит в игровой гейм «На перекрестке наук».

Ведущая. Разыгрываем право первого ответа. Она родилась в волшебной стране - в химической лаборатории. Ее отец - Нитроген (IV) оксид - был злым по натуре и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, и звали ее - Вода. Дочка родилась маленькой и бесцветной. Однако, когда к ней добавили каплю фиолетового лакмуса, дочка сразу покраснела. Все поняли, что родилась девочка с непростым, едким характером. Назовите имя «девочки» и ее «сестры - двойняшки» (ответ: азотная кислота и азотистая кислота).

Ведущая. Вопросы 1го гейма разделены на пять категорий: «Химия», «Биология», «География», Физика» и «Темная лошадка». В каждой категории по 5 вопросов. Капитаны команд по очереди выбирают категорию и номер вопроса (можно использовать юлу, кубик и другие варианты случайного выбора).

Каждая команда должна ответить на пять вопросов, по одному из каждой категории. Вопросы повторяться не должны. На раздумье и обсуждение командам дается 20 секунд. Один раз можно взять «помощь зала». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1й гейм «На перекрестке наук»

Категория «География»

Вопрос №1. Соломон, царь иудейский, построил храм. Для строительства храма доставляли кедр, изображенный на государственном флаге страны (державы), которая называется:

  1. Оман

  2. Алжир

  3. Китай

  4. Ливан

(ответ: Ливан)

Вопрос №2. Ламы - это безгорбые южноамериканские верблюды, которых разводят ради шерсти и используют как вьючных животных. Какое государство имеет изображение этих животных в своем гербе?

  1. Бразилия

  2. Колумбия

  3. Перу

  4. Чили

(ответ: Перу)

Вопрос №3. Где живут нелетающая птица киви, хищный попугай кеа и полинезийский народ майори?

  1. Новая Гвинея

  2. Новая Зеландия

  3. Новая Земля

  4. Новая Англия

(ответ: Новая Зеландия)

Вопрос №4. Угорь речной, или европейский, относится к костным рыбам семейства Угрей. До периода половой зрелости (4-7 лет) рыба живет в верховьях рек, ставках, озерах, а на нерест плывет в одно из морей бассейна Атлантического океана. Куда плывут для размножения угри?

  1. Черное море

  2. Средиземное море

  3. Саргассово море

  4. Мраморное море

(ответ: Саргассово море)

Вопрос №5. Альтамира - это название местности в одной стране. На юге и на западе ее небо подпирают снеговые шпили Кантабрийских гор. В Альтамирской пещере, на потолке, среди каменных глыб есть всемирно известные изображения бизонов, нарисованные первобытным человеком. В какой стране находится эта пещера?

  1. США

  2. Италия

  3. Испания

  4. Куба

(ответ: Испания)

Категория «Физика»

Вопрос №1. Кто из ученых физиков заложил основы современной механики, а также создал линзы, которые дали ему возможность усовершенствовать микроскоп и изобрести телескоп?

  1. Леонардо да Винчи

  2. Исаак Ньютон

  3. Галилео Галилей

  4. Николай Коперник

(ответ: Галилео Галилей)

Вопрос №2. Научное наследие Леонардо да Винчи очень велико и разнообразно. Однако среди его трудов нет ни одного завершенного. Кроме того, рукописи этого гениального художника, скульптора, архитектора, инженера и ученого очень трудно прочесть. Почему?

  1. Они написаны неразборчивым почерком

  2. Рукописи закодированы

  3. Они написаны зеркальным письмом

  4. Они содержат много грамматических ошибок

(они написаны зеркальным письмом)

Вопрос №3. Какой физический закон проявляется во время реактивного движения кальмара?

  1. Закон Гука

  2. Закон всемирного тяготения

  3. Закон сохранения импульса

  4. Закон сохранения энергии и материи

(закон сохранения импульса)

Вопрос №4. Биологическое понятие «рефлекс» ввел в науку известный философ, физик и математик:

  1. Галилео Галилей

  2. Исаак Ньютон

  3. Блез Паскаль

  4. Рене Декарт

(ответ: Рене Декарт)

Вопрос №5.

-Отец, а почему ты такой знаменитый?

-Понимаешь, сынок, когда слепой жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что путь выгнутый. Мне же повезло заметить это.

Кто из физиков дал такой ответ на вопрос своего сына?

  1. Нильс Бор

  2. Альберт Эйнштейн

  3. Макс Планк

  4. Поль Дирак

(ответ: А. Эйнштейн)

Категория «Химия»

Вопрос №1.

Этот химический элемент Й. Берцелиус назвал в честь богини Луны. Он очень чувствителен к свету, в микродозах выявлен в сетчатке глаза человека, птиц и млекопитающих. У орлов, которые имеют очень острое зрение, содержание этого элемента в сетчатке в 100 раз выше, чем у человека. Назовите элемент.

  1. Самарий

  2. Стронций

  3. Станнум

  4. Селен

(ответ: Селен)

Вопрос №2.

Один из трех важнейших для питания растений химических элементов. Принимает участие в процессах фотосинтеза, активирует процессы биосинтеза белка, в организме животных и человека нормализует ритм сердечной деятельности. Назовите элемент.

  1. Криптон

  2. Калий

  3. Кюрий

  4. Кальций

(ответ: Калий)

Вопрос №3.

Химический элемент, который благодаря разному числу его атомов в молекуле, в одном случае образует простое вещество, необходимое для жизни, а в другом - вещество, опасное для здоровья в большой концентрации. Назовите элемент.

  1. Гидроген

  2. Оксиген

  3. Манган

  4. Нитроген

(ответ: Оксиген)

Вопрос №4.

Почему смесь концентрированных соляной и азотной кислот называют «царской водкой»?

  1. СтОит очень дорого

  2. Растворяет золото и платину

  3. Ее подавали царям

  4. Цари с ее помощью убирали своих конкурентов

(ответ: растворяет золото и платину)

Вопрос №5.

Кто из ученых - химиков ввел современные обозначения химических элементов?

  1. Дмитрий Иванович Менделеев

  2. Амедео Авогадро

  3. Михаил Васильевич Ломоносов

  4. Йенс Якобс Берцелиус

(ответ: Й.Я.Берцелиус)

Категория «Биология»

Вопрос №1.

Древние финикийцы первыми научились окрашивать одежды в великолепный пурпурный цвет. Пурпурный краситель добывался из морских моллюсков. Как называются эти моллюски?

  1. Каури

  2. Мурекс

  3. Тридакна

  4. Мидия

(ответ: мурекс)

Вопрос №2.

Химическое соединение из группы одноатомных спиртов, которое при избыточном отложении на стенках сосудов и желчного пузыря, приводит к развитию атеросклероза и желчекаменной болезни. Что за соединение?

  1. Гепарин

  2. Аскорбиновая кислота

  3. Холестерин

  4. Тироксин

(ответ: холестерин)

Вопрос №3.

Черепаха слоновая, которую описал еще Ч. Дарвин, самая крупная из наземных черепах. Она достигает 110 см в длину и имеет до 400 кг. На каких островах распространен этот вид черепах?

  1. Британские острова

  2. Филиппинские острова

  3. Алеутские острова

  4. Галапагосские острова

(ответ: Галапагосские острова)

Вопрос №4.

Речь идет о растительных пигментах - гликозидах, которые обуславливают красное или синее (в зависимости от кислотности сока, что содержится в вакуолях лепестков) окрашивание представителей растительного царства.

  1. Хлорофиллы

  2. Антоцианы

  3. Каротины

  4. Аквамарины

(ответ: антоцианы)

Вопрос №5.

Это вещество - алкалоид, что содержится в млечном соке коробочек снотворного мака. Он был открыт в 1803 году Ф.В. Сетюнером и используется в медицинской практике как обезболивающее средство. (Назван алкалоид по имени древнегреческого бога сновидений Морфея). Что это за вещество?

  1. Никотин

  2. Хинин

  3. Аспирин

  4. Морфин

(ответ: морфин)

Категория «Темная лошадка» (общие знания)

Вопрос №1.

Жанна дАрк - героиня французского народа, которая возглавляла освободительное движение в период Столетней войны. Для Орлеанской Девы было изготовлено белое знамя, на одной стороне которого был изображен Христос, а на другой…

  1. Роза

  2. Голубка

  3. Сосна

  4. Белая лань

(ответ: голубка)

Вопрос №2.

В 330 году до нашей эры фаланги Александра Македонского дошли до Каспийского моря и обнаружили, что мидийцы используют особые светильники под названием «чирак». Каким веществом заправляли эти светильники?

  1. Оливковым маслом

  2. Керосином

  3. Нефтью

  4. Бараньим жиром

(ответ: нефтью)

Вопрос №3.

Солдаты наполеоновской армии, отступая из России, не смогли удержать на себе брюки лишь потому, что пуговицы на них были сделаны из …

  1. Из меди

  2. Из пластмассы

  3. Из золота

  4. Из олова

(ответ: из олова)

Вопрос №4.

Какое летучее химическое вещество получило свое название в честь древнеегипетского бога Солнца, чью голову украшали мощные бараньи рога?

  1. Аммиак (аммониак)

  2. Гелий

  3. Фосфин

  4. Радон

(ответ: аммиак)

Вопрос №5.

Какое вещество использовали в античные времена не только для покупки рабов, но и для покупки золота?

  1. Алмазы

  2. Каменную соль

  3. Железную руду

  4. Оливковое масло

(ответ: каменную соль)

Ведущая. Вот и закончился 1й игровой гейм. Пока оценочная комиссия подведет итоги 1го гейма, я объявляю «Информационную паузу»!

«Информационная пауза» может быть проведена в различной форме, на усмотрение организаторов игры - викторины. Это может быть интересное сообщение кого - либо из участников (компьютерная презентация), выступление учителя, либо игра с болельщиками (зрительным залом), либо шуточное видео, либо номер художественной самодеятельности (скажем, «экологическое дефиле»), либо занимательные химические опыты… В общем, простор для фантазии организаторов здесь велик, все зависит от конкретных условий, желаний и возможностей.

Ведущая. Слово предоставляется оценочной комиссии (итоги 1го гейма).

Ведущая. Я объявляю 2й игровой гейм «Заморочки из бочки»!

Участники игры из обеих команд по очереди вынимают из мешочка бочонки для игры в лото с номерами вопросов (вопросы отображаются на экране в соответствии с презентацией). Каждая команда должна ответить в этом гейме на три вопроса. На раздумье - 20 секунд. За каждый правильный ответ - 2 балла.

2й игровой гейм «Заморочки из бочки»

Вопрос №1. Назовите вещество.

В 17-18 вв. в России это вещество называли «соляный спирт» или «морская кислота». В 1790 г. Российский академик Лаксман ввел для этого вещества название, которым мы пользуемся до сих пор.

(ответ: соляная или хлоридная кислота)

Вопрос №2. Назовите вещество.

Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Это оксид, но никто его так не называет. Жизнь невозможна без этого вещества. У древних народов оно считалось символом бессмертия. Это самое необычное вещество на планете.

(ответ: вода)

Вопрос №3. Назовите вещество.

По словам Берцелиуса, это вещество стало «осью, вокруг которой вращается современная химия».

(ответ: кислород)

Вопрос №4. Назовите вещество.

Этот металл сыграл важнейшую роль в истории человеческой цивилизации. Его латинское название и химический символ происходят от названия острова Кипр в Средиземном море. Именно оттуда древние греки и римляне тяжелый, мягкий и ковкий металл, чтобы использовать его для получения сплава с оловом.

(ответ: медь)

Вопрос №5. Назовите вещество.

В 1985 году группа американских и английских исследователей открыли молекулярные соединения углерода, сильно напоминающие своей формой футбольный мяч. В честь него и хотели назвать открытие, однако ученые не договорились, какой термин использовать: football или soccer (так зовут футбол в США).

(Ответ: фуллерен - назван так в честь американского архитектора Фуллера)

Вопрос №6. Назовите вещество.

В поисках философского камня, способного превращать металлы в золото, гамбургский купец и алхимик Хенниг Брандт открыл новое вещество, которое стал продавать по цене дороже золота. Вещество обладало способностью светиться в темноте, за что и получило свое название.

(ответ: фосфор)

Ведущая. Итак, 2й игровой гейм закончен, оценочная комиссия подводит итоги, а я объявляю 3й игровой гейм «И один в поле воин»!

3й игровой гейм «И один в поле воин»

- это, по - сути, конкурс капитанов. На столе находятся два одинаковых подноса с химической посудой и оборудованием. Участники по одному вынимают предметы и называют их. Время конкурса ограничено - 90 секунд. Тот участник, который успеет назвать больше предметов, получает 2 балла, второй участник - 1 балл.

В то время как капитаны соревнуются у доски, команды получают свое, «географическое» задание (конкурс проводит учитель географии): им надо расположить цветные круги с названиями стран мира по численности населения от меньшего к большему. За правильно выполненное задание - 2 балла, вторая команда - 1 балл.

«2я Информационная пауза»

Ведущая. Слово предоставляется оценочной комиссии (итоги 2го-3го гейма и прошедших конкурсов).

Ведущая. Я объявляю 4й игровой гейм «Дальше, дальше, дальше…»!

Каждая команда должна за 1 минуту ответить правильно на большее число вопросов. Я читаю вопросы, на которые надо дать краткий ответ без обсуждения. Если ответа нет, игроки говорят «дальше…» За каждый правильный ответ - 1 балл. Оценочная комиссия следит за временем и количеством правильных ответов. В этом конкурсе помощь зала не предусмотрена.

4й игровой гейм «Дальше, дальше, дальше…»

Вопросы 4го гейма (примерные).

  1. Какой из газов легче - водород или кислород? (водород)

  2. Формула поваренной соли (NaCl)

  3. Самый активный металл (франций либо цезий)

  4. Аллотропная модификация кислорода (озон)

  5. Какие вещества образуются при горении? (оксиды)

  6. Формула речного песка(SiO2)

  7. Процесс отдачи электронов атомами или ионами (окисление)

  8. Вещества, в растворе которых лакмус синеет (щелочи)

  9. Название болотного газа (метан)

  10. Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение (изомеры)

  11. Вещество, ускоряющее реакцию, но остающееся неизменным (катализатор)

  12. Какой металл самый пластичный (золото)

  13. Какого цвета чистая вода (прозрачная - без цвета)

  14. Частица вещества, что состоит из ядра и электронов (атом)

  15. Что имеет большую плотность: лед или вода? (вода)

  16. Как называются реакции с выделением теплоты? (экзотермические)

  17. Наука о веществах и их превращениях (химия)

  18. Определенный вид атомов (химический элемент)

  19. Третий член гомологического ряда алканов (пропан)

  20. Жидкий металл при обычных условиях (ртуть)

  21. И т.д.

«3я Информационная пауза»

Ведущая. Слово предоставляется оценочной комиссии (итоги 4го гейма и прошедших конкурсов).

Слово оценочной комиссии, подведение итогов, награждение.

Ведущая. Ну вот, дорогие друзья, и подходит к концу наша игра - викторина, а с ней - и увлекательное путешествие в мир естественных наук. Надеюсь, сегодня вы получили не только знания и опыт, но - и хорошее настроение. Желаю вам успехов на пути приобретения знаний, и приглашаю сфотографироваться на память обе команды, гостей и уважаемое жюри.

Игра окончена, спасибо за внимание!










11


© 2010-2022