• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия химии ДИСПЕРСНАЯ СИСТЕМА (отделение Сестринское дело, курс I, семестр I)

Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия химии ДИСПЕРСНАЯ СИСТЕМА (отделение Сестринское дело, курс I, семестр I)

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Государственное бюджетное образовательное учреждение СПО

  2. «Кущевский медицинский колледж»



  1. Утверждаю

  2. зам. директора по УР

  3. ______ Т. А. Козлова

  4. «___» _________2015 г


  1. ДИСПЕРСНАЯ СИСТЕМА

  2. Методическая разработка

  3. теоретического (лекционного) занятия








  1. По дисциплине: «Химия»

  2. Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

  3. курс I , семестр I


  1. Согласовано

    Методист ________

    Рассмотрено на заседании ЦК

    Общепрофессиональных дисциплин № 3

    Протокол № от « » 2015 г.

    Председатель ЦК________ О.Н. Фомичёва

    Разработал преподаватель

    _______________________ С.И. Лось


  1. ст. Кущёвская

  2. 2015

1. Цель занятия:

1.1. Дидактические:

После работы на лекционном занятии студенты должны

Знать:

  • важнейшие химические понятия: дисперсные системы, истинные растворы, синерезис, коагуляция;

  • значение дисперсных систем в природе, медицине, строительстве;

  • виды дисперсных систем и их характерные признаки.

Уметь:

  • называть: дисперсные системы

  • характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева

  • называть: изученные вещества

  • определять: принадлежность веществ к разным классам неорганических соединений; типы реакций в неорганической химии

  • характеризовать: общие химические свойства основных классов неорганических соединений

  • объяснять: зависимость свойств дисперсных систем от их состава и строения

    1. Развивающие:

  • развивать научный интерес, логическое мышление, умение применять накопленные знания

  • развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент.


    1. Воспитательные:

  • воспитывать потребность приобретать новые знания, применять их на практике


    1. Методическая цель:

  • обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя;

  • оказать помощь преподавателю в повышении эффективности УВП;

  • методически обосновать методы, формы и приемы проведения лекции.


2. Формы и методы организации учебного процесса по Бабанскому

2.1.Тип занятия: изучение нового материала

2.1.1. Вид занятия: лекция

2.2.Методы организации и осуществления УПД студентов

2.2.1. Перцептивные

2.2.1.1. словесные

2.2.1.2. объяснительно-иллюстративный

2.2.1.3. наглядные

2.2.2. Логические

2.2.2.1. аналитико-синтетические

2.2.2.2. дедуктивные

2.2.3. Гностические

2.2.3.1. репродуктивный

2.3. Методы стимулирования и мотивации УПД

2.3.1.Методы формирования интереса к учению

2.3.1.1. Ситуация занимательности

2.3.1.2. Опора на полученный ранее научный опыт

2.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении

2.3.2.1. метод убеждения студентов в общественной и значимости учения

2.3.2.2. метод создания условий благоприятного обучения

2.4. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

2.4.1. устный

3. Продолжительность занятия: 90 минут

4. Место проведения: аудитория колледжа









Литература для преподавателя

Основная


  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С., Химия, М.: «Образование» 2013г.

  2. Денисова В. Г. Поурочные планы, Волгоград, «Учитель» 2012 г.

Дополнительная

1. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы, М.: «Высшая школа» 2009г., стр. 114-145.

Литература для студентов

Основная


  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С., Химия, М.: «Русское слово» 2013 стр. 66- 68.

  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Химия, М.: «Дрофа» 2012 стр. 190- 218.

Дополнительная

  1. Егоров А. С., Химия, Ростов н/Д, «Феникс», 2007 г., стр. 244 - 253.

Карта наглядных пособий, ТСО


п/п

Вид

Наименование

1.

ТСО

- компьютер, мультимедийный проектор

2.

Мультимедийные слайды

- титульный слайд

- план лекционного занятия

- вопросы для актуализации знаний

- строение дисперсной системы

- классификация дисперсных систем

- эффект Тиндаля

- коагуляция в коллоидных растворах

- синерезис в гелях

- значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека

- вопросы для закрепления знаний

3.

Средства наглядности

Доска, мел

4.

Таблицы

Растворимость веществ.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Карта междисциплинарных связей


Дисциплина


Тема по дисциплине


Обеспечивающие

Гигиена и экология человека

Влияние производственных факторов. Экологические проблемы ЛПУ

ТОМУ

Философия и теория сестринского дела

Безопасная среда для пациентов и персонала

Дезинфекция

Обеспечиваемые

Биология

Химическая организация клетки

Физика

Необратимые процессы, второй закон термодинамики

Темы обеспечивающие

Связь

Темы обеспечиваемые

Строение вещества. Виды химической связи.

- раствор;

- водные растворы

Окислительно-восстановительные реакции

Химические реакции

- растворитель;

- растворенные вещества;

- растворимость;

- тепловые явления при растворении

Основные классы органических и неорганических веществ. Свойства оксидов и оснований

Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.

- насыщенный и ненасыщенный раствор

- концентрация раствора

Классификация веществ. Свойства простых веществ-металлов и неметаллов.Карта внутри дисциплинарных связей

Хронокарта лекционного занятия


п\п

Этапы занятия

Время в минутах

Организационная часть.

1

    Мотивация темы. Цели занятия.

    1

      Актуализация опорных знаний.

      3

        Изложение нового материала

        76

          Систематизация и закрепление изложенного материала

          6

            Подведение итогов

            1

              Задание на дом

              1

                Заключительный момент

                1

                  Итого:

                  90



                  План лекции

                  1. Дисперсные системы.

                  2. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц.

                  3. Коагуляция в коллоидных растворах.

                  4. Синерезис в гелях.

                  5. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека.








                  ММетодическая разработка теоретического (лекционного) занятия химии ДИСПЕРСНАЯ СИСТЕМА (отделение Сестринское дело, курс I , семестр I )отивация


                  Мы живем в мире дисперсных систем. Посмотрите внимательно вокруг себя. Туман, пыль, снег - все это не только случайные неприятности, но и примеры дисперсных систем.

                  Дисперсные системы окружают нас повсюду. К ним относятся воздух, вода, пищевые продукты, косметика, лекарства, природные тела (горные породы, организмы растений и животных), а также разнообразные строительные и конструкционные материалы.

                  Большинство веществ окружающего нас мира, составляющих ткани живых организмов, гидросферу, земную кору и недра, космическое пространство часто представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсном состоянии. Диспергирование означает раздробление. Глобальная роль коллоидов заключается в том, что они являются основными компонентами таких биологических образований как живые организмы. Все вещества организма человека представляют собой коллоидные системы.

                  Коллоиды поступают в организм в виде пищевых веществ и в процессе пищеварения превращаются в специфические, характерные для данного организма коллоиды. Можно сказать, что весь организм человека - это сложная коллоидная система в ее связи с поверхностными явлениями.

                  Из коллоидов, богатых белками, состоят кожа, мышцы, ногти, волосы, кровеносные сосуды, легкие, весь желудочно-кишечный тракт и многое другое, без чего немыслима сама жизнь.

                  Приложение №1


                  Вопросы для актуализации знаний


                  Вопрос

                  Ответы

                  1.

                  Смесь, состоящая как минимум из двух веществ, которые совершенно или практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически

                  дисперсная система

                  2.

                  Туман, пыль, снег - примеры

                  дисперсных систем

                  3.

                  По степени раздробленности (дисперсности) системы делятся на -

                  грубодисперсные;

                  тонкодисперсные;

                  коллоидно-дисперсные

                  4.

                  Непрозрачные системы, частицы которых видны невооруженным глазом

                  грубодисперсные системы

                  5.

                  Молоко, лимфа, нефть - примеры

                  эмульсии













                  Приложение № 2


                  Лекция

                  Дисперсная система - это смесь, состоящая как минимум из двух веществ, которые совершенно или практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически.

                  Дисперсная система

                  Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия химии ДИСПЕРСНАЯ СИСТЕМА (отделение Сестринское дело, курс I , семестр I )Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия химии ДИСПЕРСНАЯ СИСТЕМА (отделение Сестринское дело, курс I , семестр I )

                  Дисперсионная среда Дисперсная фаза

                  (мелко раздробленное вещество) (однородное вещество, в котором

                  распределена д. фаза)

                  Примеры д.с : мел + вода, туман, дым, смог


                  КЛАССИФИКАЦИЯ

                  1. ДС в зависимости от сочетания агрегатного состояния ДФ и ДС можно подразделить на 9 видов:

                  Дисперсионная среда

                  Дисперсионная фаза

                  газ

                  жидкость

                  Твердое вещество

                  Газ

                  Воздух, природный газ

                  Туман, попутный нефтяной газ

                  Дым, пыль, смог

                  Жидкость

                  Газировка, пена

                  Плазма крови, пищеварительный сок, эмульсии

                  Строительные растворы, суспензии, золи

                  Твердое вещество

                  Снежный наст, порошки, пористое тело

                  Мед, косметические средства, влажная почва

                  Минералы, сплавы, цветное стекло, горные породы

                  Также ДС, можно классифицировать по величине частиц

                  Д.С.

                  Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия химии ДИСПЕРСНАЯ СИСТЕМА (отделение Сестринское дело, курс I , семестр I )Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия химии ДИСПЕРСНАЯ СИСТЕМА (отделение Сестринское дело, курс I , семестр I )

                  Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия химии ДИСПЕРСНАЯ СИСТЕМА (отделение Сестринское дело, курс I , семестр I )

                  Грубодисперсные системы тонкодисперсные системы

                  (эмульсии, суспензии) (истинные растворы)

                  Коллоидные растворы

                  (золи, гели, пасты)

                  Грубодисперсные системы это непрозрачные системы, частицы видны невооруженным глазом, отстаиваются, у жидкостей видна граница раздела.

                  Грубодисперсные системы делятся на

                  - эмульсии (молоко, лимфа, нефть)

                  - суспензии (мел + вода, известковое молоко + вода, глина + вода)

                  В дисперсионной среде распределены частицы дисперсной фазы, которые могут быть твердыми, капельками жидкости или пузырьками газа. Дисперсная фаза мелко распределена в дисперсионной среде. Наибольшее значение в практике имеют ДС, в которых средой является вода или другие жидкости.

                  По степени раздробленности (дисперсности) системы делятся на следующие классы:

                  грубодисперсные, размер частиц в которых более 10-5 м;

                  тонкодисперсные (микрогетерогенные) с размером частиц от 10-5 до 10-7 м; коллоидно-дисперсные (ультрамикро-гетерогенные) с частицами размером от 10-7 до 10-9м. Если фиксировать внимание на двух основных компонентах дисперсных систем, то одному из них следует приписать роль дисперсионной среды, а другому - роль дисперсной фазы. В этом случае все дисперсные системы можно классифицировать по агрегатным состояниям фаз.

                  Истинные растворы, в которых в-во раздроблено до мельчайших частиц (молекул или ионов) размерами менее 1нм, вы изучали ранее, поэтому сегодня сосредоточим внимание на других ДС.

                  Тонкодисперсные системы с размерами частиц 1 - 100 нм также называют коллоидными системами (растворами) или золями. В зависимости от природы дисперсионной среды, коллоидные системы подразделяют на золи и гели (интерактивная схема).

                  Коагуляция (от лат. coagulatio- свертывание, сгущение), объединение частиц дисперсной фазы в агрегаты вследствие сцепления (адгезии) частиц при их соударениях. Соударения происходят в результате броуновского движения, а также седиментации, перемещения частиц в электрич. поле (электрокоагуляция), мех. воздействия на систему (перемешивания, вибрации) и др. Характерные признаки коагуляции - увеличение мутности (интенсивности рассеиваемого света), появление хлопьевидных образований - флокул (отсюда термин флокуляция, часто используемый как синоним коагуляции), расслоение исходно устойчивой к седиментации системы (золя) с выделением дисперсной фазы в виде коагулята (осадка, сливок).

                  - Коллоидные системы (коллоиды, др. греч.) - дисперсные системы, промежуточные между истинными растворами и грубодисперсными системами - взвесями и эмульсиями. Коллоидные частицы не видны в обычный микроскоп, они крупнее молекул, но простым глазом их увидеть все же нельзя, т.е. по виду растворы не различимы. Но такая необходимость возникает в практической деятельности. Как же отличить коллоидный раствор от истинного?

                  Путем долгих исследований в 1869 г. Тиндаль наблюдал образование светящегося конуса при пропускании пучка света через коллоидный раствор. Он объяснял это тем, что более крупные, чем в истинном растворе, частицы дисперсной фазы золя отражают свет от своей поверхности, и в сосуде с коллоидным раствором был виден светящийся конус, а в истинном растворе этого не наблюдалось. Позднее это явление получило название Эффекта Тиндаля (интерактивная схема). Для золей характерно явление коагуляции - слипание коллоидных частиц и выпадения их в осадок. Этот процесс наблюдается вследствие объединения более крупные агрегаты. (интерактивная схема)

                  - Некоторые золи при осаждении увлекают за собой жидкую фазу (иногда даже полностью), образуя при этом с водой общую массу. Подобные осадки называются гелями или студнями. Чтобы было легче представить себе, что такое гель, приведем примеры бытовых гелей - желе, мармелад, яичный белок, студень (интерактивная схема)

                  Гелями могут быть дисперсные системы с жидкой и газообразной дисперсионной средой. Гели обладают одновременно свойствами жидкости и твердого тела. КА жидкости, гели текучи и пластичны, хотя они могут сохранять форму, как тв. тела, и могут быть сравнительно прочны и упруги. Эти свойства гелей обусловлены существованием в них пространственной сетки, образованной частицами дисперсной фазы, связанными между собой силами различной природы. Состояние жидкости в гелях непрочное. Они сравнительно легко изменяют свой объем при поглощении или отдачи дисперсионной среды. С течением времени из геля выделяется жидкая фаза и объем геля уменьшается. Это явление называется синерезисом, или старением геля (запись в тетради, интерактивная схема).

                  Синерезис (от ч. synáiresis - сжатие, уменьшение) - самопроизвольное уменьшение объёма студней или гелей, сопровождающееся отделением жидкости.

                  - А вот если у человека этот процесс затруднен (переход фибриногена в фибрин), на какое заболевание он может указывать? (гемофилия).

                  Из курса биологии вам известно, что носителем гена гемофилии является….(женщина, а заболевают мужчины) . А, вы, знаете каких-нибудь выдающихся личностей у которых встречалось это заболевание? (Династия Романовых, которая царствовала более 300 лет, страдала этим заболеванием). Эффект Тиндаля - оптический эффект, рассеяние света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду. Обычно наблюдается в виде светящегося конуса (конус Тиндаля), видимого на тёмном фоне.

                  Характерен для растворов коллоидных систем (например, золей, металлов, разбавленных латексов, табачного дыма), в которых частицы и окружающая их среда различаются по показателю преломления. На эффекте Тиндаля основан ряд оптических методов определения размеров, формы и концентрации коллоидных частиц и макромолекул.

                  Эффект Тиндаля назван по имени открывшего его Джона Тиндаля.

                  Рубиновые стекла, аморфные минералы, образовавшиеся в водных растворах и содержащие переменное количество воды, относятся к тв. гелям. Драгоценный камень агат - типичный минеральный гель, встречающийся в отложениях теплых источников, образуется также в процессе синерезиса.





                  Приложение № 3


                  Задания для закрепления материала

                  Химическое лото

                  Инструктаж: соотнесите определения с терминами.

                  п/п

                  Вопросы

                  Эталон

                  1.

                  Дисперсная система- это

                  а) - самопроизвольное уменьшение объёма

                  студней или гелей, сопровождающееся отделением жидкости

                  2.

                  Истинный раствор- это

                  б) - объединение частиц дисперсной фазы в агрегаты вследствие сцепления частиц при их соударениях

                  3.

                  Синерезис- это

                  в) - рассеяние света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду

                  4.

                  Коагуляция- это

                  г) - разновидность раствора, в котором размеры частиц растворенного вещества предельно малы и сопоставимы с размером частиц растворителя

                  5.

                  Эффект Тендаля- это

                  д) - система, образованная из двух или более фаз (тел), которые совершенно или практически не смешиваются и не реагируют друг с другом химически

                  Химическое лото

                  Ответы

                  п/п

                  Вопросы

                  Эталон

                  1.

                  Дисперсная система

                  д) - это система, образованная из двух или более фаз (тел), которые совершенно или практически не смешиваются и не реагируют друг с другом химически

                  2.

                  Истинный раствор- это

                  г) - разновидность раствора, в котором размеры частиц растворенного вещества предельно малы и сопоставимы с размером частиц растворителя

                  3.

                  Синерезис- это

                  а) - самопроизвольное уменьшение объёма

                  студней или гелей, сопровождающееся отделением жидкости

                  4.

                  Коагуляция- это

                  б) - объединение частиц дисперсной фазы в агрегаты вследствие сцепления частиц при их соударениях.

                  5.

                  Эффект Тендаля- это

                  в) - рассеяние света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду.

                  А сейчас отдохнем и отгадаем небольшие загадки касающиеся ДС

                  1. Превратите крупную австралийскую птицу - страуса, в жидкость со взвешенными в ней частицами другой жидкости. (Эму - эмульсия)

                  2. Как превратить атолл Роз в газ с взвешенными в нем мельчайшими частицами. (Роз - аэрозоль)

                  3. Название, какого раствора начинается с самой низшей школьной оценки? (Кол - коллоидный).

                  4. Из названий степного грызуна и города - областного центра черноземной зоны Росси составьте название жидкости со взвешенными в ней тв. частицами. (Суслик, Пенза - суспензия).

                  После окончания работы сделаем вывод.

                  - Чем же обусловлено многообразие дисперсных систем? (Многообразие ДС обусловлено тем, что образующие их среды могут находиться в любом из трех агрегатных состояний).

                  Познакомившись с многообразием ДС, вспомним явления, которые происходят с ними, т.к они нередко встречаются в окружающей нас действительности и их необходимо учитывать при использовании. (синерезис, коагуляция, расслаивание эмульсий и суспензий, эффект Тиндаля).

                  - У ДС есть еще одно важной свойство - в-во в дисперсном состоянии стремиться поглотить другие в-ва. Подумайте и назовите пример всем известного в-ва из домашней аптечки, которое в мелко дисперсном состоянии используется при отравлениях (активированный уголь)

                  15

                  © 2010-2022