• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект урока по теме: «Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов»

Конспект урока по теме: «Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов»

Данный конспект урока входит в блок тем "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" - основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений. Использовать в 9 классе по химии. Работа организуется в группах, носит исследовательский характер, позволяет организовать, самостоятельную, аналитическую деятельность обучающихся. Данный урок можно использовать при внедрении федеральных государственных стандартов общего среднего образования. Можно добавить з...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Максатихинская средняя общеобразовательная школа № 1»













Конспект урока по химии в 9 классе

«Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов»

















Подготовила

учитель химии

Розанова Галина Александровна



Максатиха

2015





«Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов»

Цель урока: сформировать знания учащихся о характере изменения состава и свойств оксидов и гидроксидов в малых периодах и главных подгруппах Периодической системы.

Вопросы для изучения:

Рассмотреть изменение состава и свойств оксидов и гидроксидов в ряду элементов:

  • Малых периодов

  • Главных подгрупп

Ход урока:

  1. Класс работает в малых группах по 4 человека для формирования умения самостоятельно исследовать кислотно-основные свойства гидроксидов, для выявления закономерностей.

  2. Задание. Проведите следующие эксперименты последовательно:

№ п.п.

Описание эксперимента

1.

Получите гидроксид магния реакцией обмена, используя имеющиеся на вашем столе реактивы. Отметьте цвет осадка. Осадок разделите на две части. К одной части прилейте соляную кислоту, к другой -раствор щелочи. Осадок растворился в какой пробирке? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Сделайте вывод, какие свойства проявляет гидроксид магния.

2.

Получите гидроксид алюминия реакцией обмена: обратите внимание, что при получении вещества необходимо по каплям добавлять щёлочь к раствору соли. Отметьте цвет осадка. Осадок разделите на две части. К одной части прилейте соляную кислоту, к другой раствор щелочи. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Сделайте вывод, какие свойства проявляет гидроксид алюминия. Как Вы считаете, почему необходимо было приливать по каплям щелочь?

3.

Налейте раствор кислоты. Добавьте лакмус. Какой цвет приобрел лакмус? Сделайте вывод о цвете лакмуса. Прилейте к данному раствору щелочи, изменилась ли цвет лакмуса? Объясните данное изменение. Напишите соответствующие уравнения хим. реакций. Сделайте вывод о свойствах кислоты


  1. Задание: попробуйте составить таблицу:

Кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов элементов третьего периода.

Группа

1

2

3

4

5

6

7

Элемент и заряд его атома


Na


Mg


Al


Si


P


S


Cl

Число эл. На внешнем уровне








Максимальная с.о.








Состав и свойства оксидов


MgO

(хар-р)

Al2O3

(хар-р)



SO3

(хар-р)


Состав и свойства гидроксидов


Mg(OH)2

Al(OH)3



H2SO4


Сделайте вывод по данной таблице по вопросам:

  1. Как изменяются основные свойства оксидов и гидроксидов в периоде?

  2. Как изменяются кислотные свойства оксидов и гидроксидов в периоде?

  3. Через какие соединения осуществляется переход от основных соединений к кислотным?


  1. Задание: проведите следующие эксперименты последовательно:

    № п.п.

    Описание эксперимента

    1.

    Получите гидроксид цинка реакцией обмена, как уже получали ранее гидроксид алюминия. Отметьте цвет осадка, осадок разделите на две части. К одной части осадка прилейте соляную кислоту, к другой-щелочь. Объясните наблюдаемое

    Составьте уравнения всех реакций. Сделайте вывод какие свойства (характер) проявляет гидроксид цинка (бериллия, такие же)

    2.

    Получение гидроксида магния (проделайте то же самое, что и в задании 2)

    3.

    Налить раствор гидроксида магния. Добавить раствор гидроксида кальция. Что наблюдаете? Это доказывает, что гидроксид кальция более сильное основание, чем гидроксид магния. Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

  2. Задание: Составьте таблицу

Элемент и заряд ядра его атома

Число электронов на внешнем уровне

Максимальная степень окисления

Состав и свойства оксидов

Состав и свойства гидроксидов

Be



BeO (свойства)

Ве(ОН)2 (свойства)

Mg



MgO (свойства)

Mg(OH)2(свойства)

Ca



СаО (свойства)

Са(ОН)2(свойства)

Sr





Ba





Сделайте вывод по таблице:

  1. Как изменяются свойства оксидов гидроксидов в группе?

  2. Как изменяются кислотные свойства в группе?


  1. Задание: На основе рассмотрения закономерностей изменения свойств оксидов и гидроксидов в группах и периодах, определите по периодической системе химических элементов: самое сильное основание и самую сильную кислородсодержащую кислоту?

  2. Закрепление нового материала:

У какого из двух веществ, формулы которых приведены ниже, сильнее выражены основные и кислотные свойства:

А) NaOH или КОН; Б) Н3РО4 или Н2SO4

  1. Домашнее задание: параграф 5, стр. 29, упр. 3, 4








Список используемой литературы:

  1. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия», 9 класс, Москва, «Русское слово», 2013

© 2010-2022