Конспект театрализованного мероприятия Суд над химией

Конспект внеклассного театрализованного мероприятия "Суд над химией" Представлен внепрограмный материал, мероприятие проводили в рамках дня гражданской обороны. Наша школа базовая, дни гражданской обороны, семинары для руководителей других школ, открытые уроки, связанные с этим,проводятся ежегодно. В апреле 2014 года проводили открытое театрализованное мероприятие "Суд над химией", презентация к которому прилагается. Участвовали ученики 11 класса, не знаю,как в России, но у нас, на Украине курс ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие "Крылатые выражения"

Цели:

познакомить детей с крылатыми выражениями;

научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;

указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;

развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять крылатые выражения в своей речи;

воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Сообщение темы занятия.

Тема нашего занятия "Крылатые выражения".

- Что это за выражения?

- Почему они называются крылатыми?

- Чтобы лучше усвоить, выполним задания.

2. Формирование знаний, умений, навыков.

1) Прослушайте текст. Подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ми в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой - пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.

Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

- Что означает это выражение?

- Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? (иллюстрация)

- Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?

- Как вы понимаете?

- Какие еще выражения вы знаете?

- Что они обозначают?

2) В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом.

Пример:

во весь дух - быстро

морочить голову - обманывать

в час по чайной ложке - медленно

рукой подать - близко

- Что они обозначают?

- Можно ли их понимать в прямом смысле?

- Вот какое недоразумение может произойти.

3) Замолчи Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил!

- Что случилось с Петрусем?

- Почему это произошло?

- Как надо понимать прикуси язык?

4) А теперь задание командам. Я читаю стихотворение. Найдите устойчивые обороты. Что они обозначают?

1 команда.

За окном едва

-Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой, засучив рукава.

- Какой здесь устойчивый оборот?

- Когда его употребляют?

2 команда.

-Оказался молодцом,

Смог, осилить ношу

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

- Какой здесь оборот?

- Когда употребляют?

3 команда.

Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость.

Лампу, плащ или шляпу,

И веревку, и тряпку.

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде.

- Какой здесь оборот?

- Когда употребляется?

5) Из истории оборотов (доклады).

- Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво - работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали - работают - засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.

Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься - попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак - попал в неудобное положение.

Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку - шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.

Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

6) Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы.

- Из каких сказок появились такие выражения?

- Встань передо мной, как лист перед травой. (Сивка-Бурка)

- Рожки да ножки.

- Кому корешки, а кому вершки.

- Битый небитого везет.

- По щучьему велению.

- Как вы понимаете эти обороты?

7) Игра "Закончи фразу"

- Поди туда - (не знаю куда)

- Скоро сказка сказывается - (да не скоро дело делается)

- Это все присказка не сказка - (сказка будет впереди).

- Как вы их понимаете?

8) Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.

Догадайтесь:

- голоден как (волк)

- хитер как (лиса)

- труслив как (заяц)

- неповоротлив как (медведь)

- надут как (индюк) нем как (рыба)

- Почему появились эти выражения?

9) Сценка "Ни пуха, ни пера".

Рано утром Мама-Квочка

В класс отправила сыночка

Говорила: "Не дерись, не петушись".

Поспеши уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера.

Через час едва живой

Петушок идет домой

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

- Что пожелала Мама - Квочка?

- Почему стихотворение заканчивается словами "Нет ни пуха, ни пера"?

- Где они употреблены в переносном значении?

10) Сценка "Три загадки".

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

- Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами? Тут дежурный как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

- Какие выражения встретились?

Кто сможет объяснить?

Не ссорьтесь!

Помните о том,

Что может быть беда

Вдым разругаетесь.

Потом - сгорите от стыда.

11) Из истории (доклады).

Я покажу, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков их ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: "Я покажу тебе, где раки зимуют".

Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с живым миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы.

12) Игра "Пантомима".

Объясните с помощью жестов крылатые выражения, а мы угадаем.

- Реветь в три ручья.

- Развесить уши.

- Пальчики оближешь.

- Спать с открытыми глазами.

13) Кроссворд.

По горизонтали:

- Назови, одним словом:

1. Морочить голову... (обманывать)

3. В час по чайной ложке... (медленно)

- Закончи фразу:

2. Нем как ...(рыба)

3. Голоден как... (волк)

По вертикали:

- Назови одним словом:

1. Рукой подать ... (близко)

2. Во весь дух ... (быстро)

- Закончи фразу:

3. Хитер как ... (лиса)

4. Труслив как ... (заяц)

3.Итог:

- С какими выражениями мы познакомились?

- Можно ли их понимать в прямом смысле?

- Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Команды заслужили первое место, поэтому я решила наградить всех участников очень дорогими ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, магнитофоны, видеокамеры, автомобиль BMW и другие, любезно представлены фирмой "Рожки да ножки". Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.

- Попались на удочку?

- Что, уши развесили?

А если серьёзно, то вас ожидает приз "Пальчики оближешь". Смотрите, не проглотите язык. Угощение сладостями.

Логические задачи

***Чем оканчиваются день и ночь? ( Мягким знаком)

*** Что надо сделать, чтобы пять парней остались в одном сапоге? (Каждому из них снять по сапогу)

*** Сколько будет 2+2*2? (Шесть)

*** В каком месяце болтливая Светочка говорит меньше всего? ( В феврале - самом коротком месяце)

*** Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Ваше имя)

*** Как найти прошлогодний снег? (Выйти на улицу сразу после начала нового года.)

*** Какое слово всегда звучит неверно? (Неверно)

*** У человека - одно, у коровы - два, у ястреба - ни одного. Что это? (Буква -О-)

*** Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит? (На Ваших коленях)

*** Каких камней в море нет? (Сухих)

*** Какой знак нужно поставить между 4-мя и 5-ю, чтобы результат оказался больше 4-х и меньше 5-ти? (Запятую)

*** Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, т.к. он не умеет говорить).

*** Можно ли предсказать счёт любого матча до его начала?(Да, 0 - 0)

*** Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

*** Что становится на треть больше, если его поставить вверх ногами? (Цифра 6)

*** У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять).

*** Что у коровы впереди, а у быка позади? (Буква -К-)

*** Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? (Температуру, время)

*** Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо более, чем на три метра, тогда первые три метра оно пролетит целым).



© 2010-2022