• Преподавателю
  • Химия
  • Тезис доклада ««Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые технологии»

Тезис доклада ««Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые технологии»

Анализ показателей качества обучения и первичная диагностика по определению отношения учащихся к учебно-познавательной деятельности, в частности к химии, показала, что в среднем только 45,4% учащихся нравится изучение предмета; а 54,6% учащихся нуждаются в педагогической поддержке. Результаты диагностики мотивации к изучению предмета выявил проблему необходимости активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии. Цель оптимизации познавательной деятельности учащихся: формирование осознанной мотивации к обучению, активизация учащихся на уроках и, в конечном итоге, повышение качества знаний. Актуальность оптимизации познавательной деятельности учащихся связана с тем, что химия - прикладная отрасль экономики, необходимая для решения глобальных проблем современности. Одной из основных проблем является рост экологической неграмотности. Многие профессии связаны с основами химии: в пищевой, лесной и нефтяной промышленности, в медицине и других. Следовательно, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы он способствовал эффективному формированию человека знающего, понимающего важно...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые технологии»

Павлова Анна Константиновна

Учитель химии ЧРССОШИ им. Д.П. Коркина

Мы с вами каждый день сталкиваемся с одной проблемой: как научить нашему предмету в условиях, когда все меньше учеников мотивировано на учение вообще и на изучение химии в частности.

Анализ показателей качества обучения и первичная диагностика по определению отношения учащихся к учебно-познавательной деятельности, в частности к химии, показала, что в среднем только 45,4% учащихся нравится изучение предмета; а 54,6% учащихся нуждаются в педагогической поддержке. Результаты диагностики мотивации к изучению предмета выявил проблему необходимости активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии.

Цель оптимизации познавательной деятельности учащихся: формирование осознанной мотивации к обучению, активизация учащихся на уроках и, в конечном итоге, повышение качества знаний.

Актуальность оптимизации познавательной деятельности учащихся связана с тем, что химия - прикладная отрасль экономики, необходимая для решения глобальных проблем современности. Одной из основных проблем является рост экологической неграмотности. Многие профессии связаны с основами химии: в пищевой, лесной и нефтяной промышленности, в медицине и других. Следовательно, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы он способствовал эффективному формированию человека знающего, понимающего важность химии в современном общественном прогрессе и умеющего применять полученные знания на практике.

Ведущее место в практике проведения уроков занимают технологии, основанные на игровых формах и методах, в ходе которых происходит оптимизация познавательной деятельности учащихся. В основу опыта положена идея оптимизации образовательного процесса. Так, Ю.К. Бабанский - автор теории оптимизации учебно-познавательного процесса определяет оптимизацию «как процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных». [1] Оптимизация требует учета конкретных условий, особенностей принятия решения в состоянии неполной информации; осуществляется людьми, имеющими свои особенности, сильные и слабые стороны, большую или меньшую способность к творчеству, интуицию.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности является состязательность. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме [5].

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Игры сочетают в различных соотношениях: проблемный, поисковый и исследовательский методы, а по организации обучения - семинарскую и практическую формы. Эти методы используются в единой системе учебно-воспитательного процесса - «урок - внеклассная работа ».

Для актуализации имеющихся знаний у учащихся использую такие типы игр как: аукцион, путешествие, презентации. При изучении нового материала - лаборатории, информационные, тренировочные игры. Обобщение знаний можно провести через урок-суд, конференцию, соревнование, закрепляющие игры. Домашнее задание тоже может принимать форму игры. Использую следующие формы: взаимный опрос, рецензия, творческие домашние задания, составление ребусов, сканвордов, кроссвордов, химических сказок, мини-сочинений.

При этом учитываются возрастные особенности детей. В 8 - 9 классах: простые, знакомые детям игры, например такие как: «крестики-нолики», «кто лишний», «найди отличия», «какое слово зашифровано», тесты, кроссворды, «какое слово скрыто», «какое слово зашифровано», и др. В 10 - 11 классах используются другие формы работы: деловые игры, требующие собственного умозаключения: уроки - конференции, уроки - экологические суды, «аукцион знаний» и т.д.

Используемые игровые технологии способствуют реализации личностных способностей учащихся, которые проявляются:

• в качестве знаний.

• в результатах участия НПК (Третьяков Сеня, Макаров Никита - 3 место в республиканской НПК «Коркинские чтения», 2012г; Соломонова Алеся, Дима Илларионов- НПК «Шаг в будущее», «Коркинские чтения» - 1 место,)

• в результатах участия на школьных и муниципальных этапах Всероссийских олимпиад школьников.

Второй параметр результативности - рост мотивации к изучению предмета.

Таким образом, игровые формы обучения на ряду с традиционной формой создают оптимальные условия для активизации познавательного процесса учащихся, повышают качественное усвоение учебного материала и привлекают учащихся в творческий учебный труд.







Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М., 1972

  2. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7. С.18.

  3. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25.

  4. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.

  5. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 305 с.

  6. Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1983.

  7. 13. Исаев С.Д. «Об использовании дидактических игр» // Химия в школе. 2002. - 6.- стр. 50.

  8. 14. Павлова Н.С. «Обучающие игры на уроках химии» //Химия в школе», 2000. - 6 - стр.35.



© 2010-2022