Рабочая программа по химии

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ширинская основная общеобразовательная школа № 17




Утверждаю:

Директор МБОУ

Ширинская ООШ №17

______ Г.Г. Рагзина

Приказ №107.1 от 13.09.2013г.







Рабочая программа

по химии

8 класс


на 2013-2014 учебный год















Программа разработана

учителем химии

Гладышевой О.О.

Рассмотрена на заседании ШМО учителей

естественно-математического цикла

Протокол №1 от 03.09.2013г.




с. Шира 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по химии в 8 классе МБОУ Ширинская ООШ №17 составлена на основании Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.). Программа основывается на следующие документы:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  2. Примерной программой основного общего образования, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов МО и науки РФ по предмету химия;

  3. Учебным планом МБОУ Ширинская ООШ № 17 Приказ № 95 от 04.09.2013г.;

  4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин и (модулей) Ширинская ООШ №17 от 02.09.2013г Приказ № 94.1

  5. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В классе 18 человек, из них 4 успевают на «4» и «5», предмет химия в этом учебном году только вводится в преподавание и дети покажут свои знания.

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012г. № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Изучение химии в 8 классе на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Организация обучения

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, в группах.

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

- по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

- по принципу познавательной активности или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, Икт.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается в 8 классе, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Предмет химии отнесен к естественнонаучному циклу. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. Рабочая программа рассчитана на 68 часов. В ней предусмотрено проведение 5 контрольных и 6 практических работ.

Общеучебные умения, навык и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучений данного предмета в 8 классе учащиеся должны:

знать/понимать:

важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы;

уметь:

называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент;

использовать:

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.




Содержание учебной дисциплины

Тема «Введение. Первоначальные понятия» - 5 часов

Учащиеся должны знать определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула, различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе. Называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Тема 1. Атомы химических элементов - 10 часов

Учащиеся должны знать определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.

Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять виды химических связей в соединениях.

Тема 2. Простые вещества - 7 часов

Учащиеся должны знать общие физические свойства металлов. Определение понятий «моль», «молярная масса». Определение молярного объёма газов.

Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа (и обратные задачи).

Тема 3. Соединения химических элементов - 13 часов

Учащиеся должны знать определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.

Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами - 10 часов

Учащиеся должны знать способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии. Определение понятия «химическая реакция».

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.

Тема 5. Простейшие операции с веществами. Химический практикум 5 часов

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов - 18 час

Учащиеся должны знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит»,

Понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель - восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно - восстановительных реакциях методом электронного баланса.











































РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ


Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей уча­щихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, пол­ноту раскрытия понятий, точность употребления научных терми­нов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность и логическую последовательность от­вета.

Отметка «5»

- полно раскрыто содержание материала в объеме програм­мы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержа­ние понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, вы­воды из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и исполь­зованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобще­ниях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»

- усвоено основное содержание учебного материала, но из­ложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обоб­щения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при ис­пользовании терминологии.

Отметка «1»

- ответ на вопрос не дан.






ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Оценка умении ставить опыты

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в фор­мулировке выводов из опыта.

Отметка «5»

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформу­лированы выводы из опыта.

Отметка «4»

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки;

- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сфор­мулированы основные выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по за­кладке опыта проведены с помощью учителя;

- допущены неточности и ошибки при закладке опыта, опи­сании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке и оформ­лении опыта.

Отметка «1»

- ответ на вопрос не дан




ОЦЕНКА УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ

Учитель должен учитывать:

- правильность проведения наблюдений по заданию;

- умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

- логичность и научную грамотность в оформлении резуль­татов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»

- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

- выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

- логично, научно, грамотно оформлены результаты наблю­дений и выводы.

Отметка «4»

- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»

- допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблю­дений по заданию учителя;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и вы­водов.

Отметка «2»

- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по за­данию учителя;

- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);

- допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и вы­водов.

Отметка «1»

- ответ на вопрос не дан



















Тематическое планирование

Темы

Контрольные работы

Практические работы

Кол-во часов

1.

Введение.

№1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории»

5

2.

Атомы химических элементов.

№1 «Атомы химических элементов»


10

3.

Простые вещества.


7

4.

Соединения химических элементов.

№2 «Классы химических соединений. Расчеты по химическим формулам»


13

5.

Изменения, происходящие с веществами.

№3 «Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям»


10

6.

№2 «Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями происходящими с горящей свечой, и их описание».

№3 «Анализ почвы и воды».

№4 «Получение водорода и изучение его свойств».

№5 «Получение кислорода и изучение его свойств».

№ 6«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе»

5

6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

№4 «Теория электролитической диссоциации»

5 «Итоговое тестирование за курс 8 класса»


18

Итого



68




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 час)

Введение (5 часов)

Предмет химии. Вещества. Превращения веществ. Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Качественный и количественный состав вещества

Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.

Практические занятия

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.


Атомы химических элементов (10)

Атомы и молекулы. Основные сведения о строении атомов. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления.


Простые вещества (7 часов)

Простые вещества (металлы и неметаллы). Аллотропия. Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ. Относительные и молекулярные массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Молярный объем.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Расчет молярных масс веществ по их химическим формулам.

Расчет количества вещества, с использованием постоянной Авогадро, молярного объема газа

Соединения химических элементов (13 часов)

Степень окисления, бинарные соединения, важнейшие классы бинарных соединений.

Состав и названия оснований, кислот, солей.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Чистые вещества и смеси.

Массовая и объемная доли

Расчетные задачи

Расчет по формулам соединений

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым доля

м элементов.

Расчет массовой и объемной доли

Демонстрации

Образцы оксидов, оснований, кислот, солей

Модели кристаллических решеток

Образцы смесей, дистилляция воды, способы разделения смесей


Изменения, происходящие с веществами (10 часов)

Физические явления. Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации

Плавление парафина, диффузия душистых веществ, Возгонка йода.

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Расчетные задачи

Составление уравнений химических реакций.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.


Химический практикум (5 часов)

1.Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

2.Анализ почвы и воды.

3.Получение водорода и изучение его свойств.

4.Получение кислорода и изучение его свойств.

5.Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.


Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов)

Растворимость. Типы растворов. Электролитическая диссоциация. Основные положения ЭДС. Ионные уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации

Мгновенная кристаллизация пересыщенного раствора глауберовой соли.

Растворимость веществ при разных температурах.

Испытание веществ и их растворов на электропроводность

Взаимодействие углекислого газа с гидроксидом натрия.

Горение магния. Примеры реакций разложения, обмена, замещения, экзо-эндотермических, каталитических и некаталитических.

Лабораторные опыты

Растворение безводного сульфата меди(11).

Примеры реакций, идущих до конца.

Химические свойства кислот на примере соляной и серной.

Реакции, характерные для щелочей и нерастворимых оснований.

Изучение свойств основных оксидов для оксида кальция и для кислотных оксида углерода (IV) и оксида серы(IV).

Химические свойства солей.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

Составление уравнений методом электронного баланса.

Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующим основные свойства основных классов соединений, и выполнение упражнений этого плана и на генетическую связь.



















Контрольные работы

1 «Атомы химических элементов»

2 Классы химических соединений. Расчеты по химическим формулам

3 «Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям»

4 «Теория электролитической диссоциации»

5 Итоговое тестирование за курс 8 класса»



Практические работы

1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием»

2 «Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями происходящими с горящей свечой, и их описание»

3 «Анализ почвы и воды»

4 «Получение водорода и изучение его свойств»

5 «Получение кислорода и изучение его свойств»

6 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе»





Источники информации и средства

При составлении рабочей программы использовался источники информации и средства обучения и воспитания учебно-методический комплект:

Рекомендуемая для учителя литература (методические рекомендации по изучению курса):

1. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1998.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.

3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2003.

Литература для учащихся (учебная и научно - популярная):

1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2009.

2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. - М.: Дрофа, 2007.

Список литературы по химии:

Дополнительная литература:

  1. Справочник школьника. Решение задач по химии/ Сост. Н.И Берман. - М.: филолог. Об-во «Слово», Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. - 576с.

  2. Справочник школьника. Химия / Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; под ред. И. Пышнограевой. - М.: Филолог. Об-во «Слово». Комания «Ключ-С», 1995. - 480 с.

  3. Габриелян О.С. Химия 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелянна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - 7-е изд., стеритип. - М.: Дрофа, 2009. - 158, (2) с.

  4. Свердлова Н.Д. Сборник задач и упражнений по химии: 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / Н.Д. Свердлова. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 159, (1) (Серия «Учебно-методический комплект»)

  5. Химия: Система заданий для контроля образовательного уровня подготовки выпускников основной школы/ Авт.: Н.Н. Гара, М.В. Зуева. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 128с.: ил. - (Экзамен для всех).

  6. Внеклассная работа по химии 8-9 классы./ Сост. Бочарова С.И. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96с.

  7. Савин Г.А. Олимпиадные задания по неорганической химии. 9-10 классы. - Волгоград: Учитель, 2005.-64с.

  8. Рунов Н.Н., Щенев А.В. Кросворды для школьников. Химия/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 128с., ил. (Серия «Учиться надо весело»).

  9. Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» /А.А. Дроздов. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 253, (3) с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

  10. Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997. - 160с.: ил.

  11. Журин А.А. Окислитель-восстановительные реакции. - М.: Аквариум, 1998. - 256с.

  12. Программно-методические материалы. Химия: Средняя школа. 8-11 кл./ Сост. Н.И. Габрусева. - М.: Дрофа, 1998. - 160с.

  13. Тесты по химии. 8-9 кл.: Учебно-метод. пособие / Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И. Останний, А.О. Татур. - 4 -е изд. Стериотип. - М.: Дрофа, 2000. - 96с.

  14. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2002. - 400с.

  15. Назарова Т.С. и др. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии: Кн. для учителя/ Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Алексинский. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

  16. Кузнецова Н.Е., Лёвшин А.Н. Задачник по химии для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2006. - 128 с.: ил.

  17. Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов/ Сост. Н.В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2005. - 221с.

  18. Обучение химии в 8 классе: Метод. пособие/ Т.А. Боровских. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 237с.: ил. - (Библиотека учителя химии).

  19. Ван Клив ДЖ. «200 экспериментов»/ Пер. с анг. - М. «Джон Уайли энд Санз», 1995.- 256 с.

  20. Книга для чтения по неорганической химии. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч.1 / Сост. В.А. Крицман. - 3 -е изд., перераб. М.: Просвещение, 1993. 192 с., 8 л. ил.

  21. Книга для чтения по неорганической химии. В 2 ч.: Ч.2 / Сост. В.А. Крицман. - 3 -е изд., перераб. М.: Просвещение, 1993. 191 с., 8 л. ил.

  22. Кузнецова Н.Е., Лёвшин А.Н. Задачник по химии для учащихся 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2005. - 128 с.: ил.

  23. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2002. - 416с.

  24. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 кл. О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 158, (2) с. - (Темы школьного курса).

  25. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя / А.М. Радецкий, В.П. Горшкова. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.

  26. Справочник школьника. Химия/ Сост. Н.И Берман. С. Васильев; Под ред. Пышнограевой. - М.: Филолог. Об-во «Слово»,. Компания «Ключ-С», 1995. - 480с.

  27. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория, электронное учебное пособие.

  28. Химия 8-11 класс (самоучитель). Электронное учебное пособие.

  29. Химия (8 класс); Учебное электронное издание

Таблицы:

  1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

  2. Количественные величины в химии

  3. Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете

  4. Растворимость солей, кислот и с оснований в воде.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.


  • 2 часа в неделю, всего за год 68часов

  • Программа для общеобразовательных школ. Химия 8- 11 класс, М.»Дрофа», 2000.

  • Основной учебник: О.С. Габриелян «Химия» 8 класс, изд. «Дрофа», Москва, 2009 год.

урока

п/п

Дата проведения

План. факт


Тема, содержание урока

Тип урока

  • Домашнее задание

эксперимент

  • Введение Первоначальные понятии (5 часов)

1.

05.09

Введение. Предмет химии. Вещества и их свойства.

Урок формирования новых знаний

§1,записи в тетради.упр.3.4.5

Д.Образцы простых и сл. веществ

2.

09.09

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения об истории химии.

Комбинированный урок

§2, записи в тетради

Упр.1-5,§3упр.1,5

Д.Горение магния

3

12.09

«Приёмы обращения с лабораторным оборудованием»

Практическая работа№1

Практическая работа №1

Практическая работа

4

16.09

Знаки химических элементов.

Комбинированный урок

§4,записи в тетради

Упр.1-4

5.

19.09

Химические формулы, Относительная молекулярная масса. Что показывает химический знак, химическая формула.

Комбинированный урок

§5записи в тетради

Упр.1-5


Тема 1: Атомы химических элементов (10 часов)

1(6)

23.09

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны ,нейтроны

Урок объяснения нового материала

Конспект,

§6упр.1,3


2.(7)

26.09

Изменение числа протонов, в ядре-образование новых химических элементов Изотопы.

Комбинированный урок

§ 7 упр.1-4

3.(8)

30.09

Электроны. Строение электронных оболочек атомов.

Урок объяснения нового материала

§8упр.1-5

4(9)

03.10

Периодическая система Д.И. Менделеева. Периодический закон

Комбинированный урок

§ 9 до слов»…каков же результат приема-отдачи электронов…упр.1

5.(10)

07.10

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента-образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь

Комбинированный урок

§ 9 до конца упр.2,3

6.(11)

10.10.

Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой- образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Комбинированный урок

§ 10упр.1-4

7.(12)

14.10

Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой - образование молекул соединений. Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь.

Комбинированный урок

§ 11упр.1-4

8.(13)

17.10

Взаимодействие атомов элементов металлов между собой - образование металлических кристаллов.

Металлическая связь.

Комбинированный урок

§ 12упр.1-3

9.(14)

21.10

Повторение

Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи

Подготовка к контрольной работе №1повториить§§6-12

10(15)

24.10

Контрольная работа №1по теме «Атомы химических элементов

Урок контроля


Тема 2: Простые вещества (7 часов)

1(16)

28.10

Простые вещества - металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия.

Урок объяснения нового материала

§13,упр.1,2,3

Д.Образцы типичных металлов

2(17)

31.10

Простые вещества- неметаллы. Общие физические свойства неметаллов- простых веществ.

Урок изучения нового материала

§14,упр.4 ,3

3(18)

11.11

Количество вещества

Комбинированный урок

§15 до слов: «Масса 1 моль называется молярной..», упр.1,2

Д.Химические соединения количеством 1 моль

4(19)

14.10

Молярная масса вещества

Комбинированный урок

§15 упр.3,4

5(20)

18.11

Молярный объём газов. Закон Авогадро

Комбинированный урок

§16упр.1-2

Д.Модель молярного объема газов

6(21)

21.11

Урок-упражнение. Решение задач с использованием понятий количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем газов, постоянная Авогадро.

Урок-соревнование

7(22)

25.11

Повторение темы «Простые вещества»

Обобщение и систематизация знаний по теме


Тема3: Соединения химических элементов (13 часов.)

1(23)

28.11

Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др..

Урок объяснения нового материала

§ 17 упр.1,2

2(24)

02.12

Важнейшие классы бинарных соединений- оксиды, летучие водородные соединения

Комбинированный урок

§18 упр. 1-6

Д.Образцы оксидов

3(25)

05.12

Основания: состав, классификация, свойства, получен8ие, применение.

Комбинированный урок

§19, упр. 1-6

Д.Образцы оснований

4(26)

09.12

Кислоты: состав, классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

Комбинированный урок

§20упр. 1- 5

Д.Образцы кислот

5-6(27-28)

12.12

16.12

Соли как производные кислот и оснований: состав, названия, способы получения.

Комбинированный урок

§21упр. 1- 3

Д.Образцы солей

7(29)

19.12

Урок-упражнение в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам соединений.

Урок-упражнение с элементами соревнования

8(30)

23.12

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Молекулярные кристаллические решетки. ионные, атомные и металлические решетки.

Урок изучения нового материала

§22упр. 1,4,5

Д.Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений

9.(31)

26.12

Чистые вещества и смеси.

Урок объяснения нового материала

§23упр. 1,2 ,4,

10.(32)

30.12

Массовая и объемная доля компонентов смеси, в том числе и доля примесей.

Комбинированный урок

§24упр. 1,-3 ,

11-12(33-34)

13.01

16.01

Расчеты, связанные с понятием доля(массовая, объемная)

Урок-упражнение с элементами соревнования

§24упр.4-7

13(35)

20.01

Контрольная работа №2 Классы химических соединений. Расчеты по химическим формулам

Урок контроля


Тема 4 Изменения, происходящие с веществами (10 часов)

1(36)

23.01

Физические явления(способы очистки веществ, очистка питьевой воды, перегонка нефти)

Комбинированный урок

§25 упр.2-4

Д.Кол-ия нефти и продуктов её переработкиВозгонка йода.

Л.О.Разделение смесей

2(37)

27.01

Химические реакции. Закон сохранения массы веществ (Признаки и условия протекания химических реакций.

Экзо-эндотермические реакции.

Комбинированный урок

Тест

§26 упр.1-5

Д.Горение магния. Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических реакций. Л.О.Химические

явления(прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с соляной кислотой)

3(38)

30.01

Химические уравнения. Реакции разложения. Значение индексов и коэффициентов.

Комбинированный урок

§ 29 упр.1

Д.Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ. Разложение перманганата калия, пероксида водорода. Электролиз воды

4.(39)

03.02

Реакции соединения

Комбинированный урок

§ 30 упр 1,2

Горение фосфора, взаимодействие полученного оксида фосфора с водой

5(40)

06.02

Реакции замещения.

Комбинированный урок

§ 31 упр 1,2

Взаимодействие разбавленных кислот с металлами

6(41)

10.02

Реакции обмена. Реакции нейтрализации.

Комбинированный урок

§32 упр 1-4

Д.Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора

7-8(42-43)

13.02

17.02

Расчеты по химическим уравнениям.

Урок-упражнение с элементами соревнования

§28 задачи 1-5

9(44)

20.02

24.02

Обобщение и систематизация знаний по теме. «Типы химических реакций»

Подготовка к контрольной работе

Урок обобщения и систематизации знаний по теме. Подготовка к контрольной работ.

-


10(45)

27.02

Контрольная работа №3 Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям»

Урок контроля




Тема:5 Простейшие операции с веществами. Химический практикум (5 часов)

1.(46)

03.03

Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями происходящими с горящей свечой, и их описание

Практическая работа№2

Практическая работа№2

Практическая работа

2.(47)

06.03

Анализ почвы и воды

Практическая работа№3

Практическая работа№3

Практическая работа

3.(48)

10.03

Получение водорода и изучение его свойств

Практическая работа№4

Практическая работа№4

Практическая работа

4.(49)

13.04

Получение кислорода и изучение его свойств.

Практическая работа№5

Практическая работа№5

Практическая работа

5.(50)

17.03

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе

Практическая работа№6

Практическая работа№6

Практическая работа

Тема 6 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18часов)

1.(51)

20.03

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.

Урок объяснения нового материала

§ 34

Д.Растворение веществ в различных растворителях

2.(52)

03.04

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации. Сильные, слабые электролиты.

Комбинированный урок

() § 35 упр.1-5

Д.Испытание веществ и их растворов на электропроводность

3.(53)

07.04

Основные положения теории ЭДС. Ионы. Классификация ионов (простые сложные)

Комбинированный урок

§ 36упр.1-,5.

4.(54)

10.04

Ионные уравнения. Реакции, идущие до конца

Комбинированный урок

§ 37упр.3,4,5.

Д.Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, карбоната натрия и соляной кислоты

5-6(55-56)

14.04

Кислоты в свете ТЭД, их классификация Упражнения в написании ионных уравнений

.

Комбинированный урок

§38,39

Л.О.Взаимодействие оксида магния с кислотами

7(57)

17.04

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Комбинированный урок

§39упр.1-5

Л.О.Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств

8(58)

21.04

Оксиды в свете ТЭД, их свойства

Комбинированный урок

§40упр.2,5

Л.О.Взаимодействие углекислого газа с известковой водой

9(59)

24.04

Соли в свете ТЭД, их свойства

Комбинированный урок

§41упр.2,3

10(60)

28.04

Генетическая связь между классами неорганических соединений

.

Комбинированный урок

§42упр.3,4

11(61)

05.05

Повторение. «Т.Э.Д.»

Урок обобщения и систематизации знаний, умений учащихся.

12(62)

08.05

Контрольная работа № 4 «Т.Э.Д.»

Урок контроля

-


13(63)

12.05

Классификация химических реакций. ОВР.

Комбинированный урок

§43 упр.1-3

Д.Примеры реакций соединения, разложения, обмена, гомо и гетерогенные, экзо и эндо термические,…

14(64)

15.05

Упражнения в составлении ОВР методом электронного баланса.

Урок-упражнение

§43 упр.4-8

15(65)

19.05

Свойства изученных классов в свете ОВР

Комбинированный урок

16(66)

22.05

Повторение

Урок Обобщение и систематизация знаний по теме.

17(67)

26.05

«Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов»

Практическая работа №

18(68)

29.05

Итоговое тестирование за курс 8 класса

Урок контроля




© 2010-2022