Статья: Модульно-рейтинговая технология обучения на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование модульно-рейтинговой технологии обучения на уроках химии

Татьяна Александровна Ткачева, учитель химии МАОУ Лицей № 9 «Лидер» Свердловского района города Красноярска

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий, формировать умения фиксировать и осуществлять поиск информации об окружающем мире, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, в ходе которого учащиеся осуществляют активную учебно-познавательную деятельность.

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений учащегося государственному стандарту. Поэтому одним из условий процесса обучения является разработка системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявлять имеющиеся пробелы и определять способы их ликвидации.

Одним из методов организации обучения и контроля знаний учащихся может служить модульно-рейтинговая технология, которая позволяет изменить общепринятый подход оценивания достижений учащихся общеобразовательных школ. С этой целью на уроках химии в профильных классах старшей школы я применяю данную технологию обучения.

В данной методике реализуются следующие принципы: индивидуализация обучения, самостоятельность изучения, изучение учебного материала модулями, обоснованность оценивания, открытость и объективность оценок. В основе данной системы обучения лежит непрерывная индивидуальная работа с каждым учеником. Самостоятельности в обучении отводится главная роль, так как «мозг знает то, что умеют делать руки» [1].

Модуль в данной технологии представляет собой программу обучения, которая индивидуализирована по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Используются следующие виды модулей: входной (предназначенный для введения в тему и определения уровня остаточных знаний), базовые (предназначенные для изучения материала и закрепления), итоговый (отводится на итоговую аттестацию по предмету и подготовку к ней). Для обучения по МРТО учителем разрабатывается технологическая карта, в которой отражается дидактическая цель модуля; излагается важное содержание учебной информации; даются разъяснения к этой информации; указываются средства (литературные источники, ЦОР и т. п.) и формы (групповая, парная, индивидуальная) обучения; приводятся задания и рекомендации к ним; указываются индивидуальные задания, по которым обязателен какой-либо вид контроля в данном модуле. Работа в таком режиме позволяет простроить индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика. Модульное обучение является практической реализацией деятельностного подхода, так как у обучающихся есть возможность проектировать свою деятельность, прогнозировать результаты обучения. Осознанность учебной деятельности при МРТО меняет роль учителя на координатора и консультанта в учебном процессе.

В основе МРТО лежит полный контроль знаний и умений учащихся с оценкой в баллах. Распределение баллов осуществляется с учётом значимости и сложности материала, и опирается на требования оценки результатов, которые положены в основу стандартов и ЕГЭ. Оцениваются практически все виды деятельности учащегося: индивидуальные работы по изучению нового материала и закреплению, лабораторные и практические работы, семинары, домашние, творческие, контрольные (зачётные) работы. Домашних заданий бывает 1 - 2 раза в тематическом разделе, так как все виды работ осуществляются на занятиях, что позволяет разгрузить учащихся. Для объективного оценивания деятельности школьников рассчитывается максимальный балл за каждый модуль и тематический раздел, который содержит данные модули; сумма баллов для каждого учащегося; процент выполнения работы; текущий рейтинг. Так как в журнал выставляется оценка по пятибалльной системе, используется рейтинг: оценка «5» соответствует проценту усвоения 88 - 100 %, «4» - 62 - 86 %, «3» - 42 - 60 %, «2» - менее 41 %. В МРТО используется система поощрений, среди которых - своевременное и систематическое оценивание результатов достижений учащихся, поощрение хорошо успевающих школьников. В конце изучения тематического раздела определяется итоговый рейтинг, на основе которого учащийся может получить «автоматический» зачёт: оценку «4», если набирает 85 - 95% от максимального балла , «5» - 95 - 100 %. Это положительно влияет на учеников так, как снижается «проблема» стресса, который развивается в период зачётной недели.

Данная технология обучения позволяет учителю осуществлять непрерывное формирование творческой активности обучаемых, контролировать ход усвоения каждым учеником изучаемого материала, объективно оценивать каждый вид деятельности ученика и определять его итоговую оценку.

Подсчёты текущего, итогового рейтингов осуществляются с применением электронных таблиц - XL, что уменьшает рутинную работу учителя, позволяет сократить время для получения результатов выполнения работ.

МРТО является технологией личностно ориентированного обучения. Данная система хорошо сочетается с контрольно-корректирующей технологией обучения, так как в ней предполагается «добор» баллов по задолженностям или даёт возможность учащимся повысить свой рейтинг, что осуществляется в удобное для учащихся внеурочное время. Непрерывный контроль знаний стимулирует учеников к регулярной и качественной учёбе на занятиях в школе и самостоятельно (даже дистанционно). МРТО учит школьников правильно распоряжаться своим временем и планировать выполнение учебных работ.

Выводы: МРТО создаёт условия для эффективной организации обучения с учётом интересов и способностей обучающихся, на что направлено профильное обучение. Данная технология даёт возможность активно влиять на образовательный процесс, позволяет повысить уровень мотивации учащихся и, следовательно повысить их успеваемость. Школьники стремятся ликвидировать «пробелы», просят выполнить индивидуальные работы, даже по тем темам, которые они пропустили по уважительной причине. Ученики объективнее относятся к своим оценкам, так как критически подходят к полученным результатам. Учащиеся, их родители, всегда представляют проблемы, которые существуют по данному предмету, а так же имеют возможность проследить личностное продвижение в освоении предметной области до необходимого уровня.

Литература:

  1. Артёмов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 1999. - № 4.

  2. Ершиков С., Лобова Т., Филиппов С. Опыт использования рейтинговой системы// Высшее образование в России. - 1998. - № 1.

  3. Иванова О. А., Якунина И. И. Личностно ориентированные технологии//Химия в школе. - 2011. - № 2.


© 2010-2022