- Преподавателю
- Химия
- Практические работы по химии 8 класс
Практические работы по химии 8 класс
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ожерелкова Т.Г. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25"
г.Мытищи М.о.
Методические рекомендации
к выполнению практических работ по химии
8 класс
Составитель: Т.Г. Ожерелкова
учитель химии
2015 год
Правила техники безопасности при проведении практических работ по химии
-
Выполняйте лишь те опыты, которые описаны в инструкции или предложены учителем. Запрещается проводить посторонние опыты.
-
Химические вещества для опытов берите в количествах, указанных в инструкции. Твёрдые вещества отбирайте с помощью ложечки или шпателя, а жидкость - пипетками или стеклянными трубочками.
-
Правильно обращайтесь со спиртовкой. Помните, как зажигать и гасить пламя спиртовки. Экономьте горючее.
-
Нагревание веществ и смесей начинайте со слабого прогревания всей пробирки (3-4 движения пламени), а затем пламя переместите в то место, где находится вещество. Такой приём уменьшает возможность растрескивания пробирки или выброса жидкости.
-
При нагревании жидкости направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей, так как жидкость может выплеснуться из пробирки.
-
Не заглядывайте в нагреваемый сосуд или пробирку, так как возможен выброс горячей массы.
-
Не берите вещества руками, пользуйтесь только ложечкой или шпателем.
-
Не меняйте крышки от различных склянок. Не набирайте одной и той же пипеткой растворы различных веществ.
-
Не выливайте излишек реактива в склянку, из которой он был взят.
-
Не пробуйте вещества на вкус. Помните: многие вещества ядовиты.
-
При определении вещества по запаху не наклоняйтесь над горлом сосуда, не вдыхайте пары и газы полной грудью.
-
Запрещается выливать в раковину отходы соединений серебра, свинца, бария, растворы органических веществ (фенола, анилина и др.). Сливайте их только в специальные банки-сливы.
-
Осторожно обращайтесь с растворами кислот и щелочей: они могут вызвать ожоги, порчу одежды. В случае попадания капель этих веществ на стол, одежду или руки немедленно смойте их водой и сообщите учителю.
-
Во время работы соблюдайте осторожность, чистоту рабочего места и тишину. Помните, что невнимательность, поспешность, небрежность могут привести к нарушению правил техники безопасности и несчастным случаям.
-
В случае порезов, ожогов или других повреждений немедленно сообщите учителю.
Правила обращения со спиртовкой
-
Сняв колпачок, обратите внимание на то, чтобы диск с трубкой плотно прикрывал отверстие резервуара спиртовки: иначе во время работы может воспламениться спирт.
-
Зажигайте спиртовку только спичкой.
-
Нагревание проводите в верхней части пламени, так как оно самое горячее.
-
Пламя спиртовки гасите колпачком.
-
Если не пользуетесь спиртовкой, закройте её колпачком во избежание испарения спирта через фитиль.
Практическая работа №1
Тема: Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при проведении практических работ по химии
Цель: ознакомиться с основным оборудованием и химической посудой, изучить приёмы правильного обращения с ними, изучить строение пламени.
Оборудование: лабораторный штатив с кольцом и лапкой, спиртовка, пробиркодержатель, пробирка, химические стаканы, колбы, воронки, мерная посуда (цилиндр, мензурка, градуированная пробирка), фарфоровые чашки, ступки с пестиками, тигли, тигельные щипцы, шпатели, микроложечки, стеклянные палочки и трубочки, пипетки.
Ход работы:
Задание 1. Изучите устройство штатива и приёмы его использования.
Составные части штатива:
-
Чугунная подставка
-
Стержень
-
Муфты
-
Лапка
-
Кольцо
Сделайте рисунок штатива и подпишите на рисунке части штатива.
Поменяйте высоту, на которой укреплены лапка и кольцо. Для этого ослабьте винты муфт, переместите их по стержню до нужного уровня и закрепите.
Поверните лапку и кольцо в креплении муфты. Для этого ослабьте другие винты муфт, поверните лапку или кольцо и закрепите винты вновь.
Задание 2. Изучите устройство спиртовки и правила обращения с ней.
Составные части спиртовки:
-
Резервуар со спиртом
-
Фитиль
-
Трубка с диском
-
Колпачок
Сделайте рисунок спиртовки, указав её части.
Задание 3. Изучите строение пламени.
Проверьте, плотно ли прилегает диск к отверстию резервуара. Зажгите спиртовку спичкой, рассмотрите строение пламени. Погасите спиртовку колпачком.
Сделайте рисунок пламени, подпишите его части.
Части пламени:
-
Нижняя часть (тёмная зона)
-
Средняя часть (яркая зона)
-
Верхняя часть
Подпишите, какая из частей пламени самая горячая? Какая самая холодная?
После окончания работы приведите в порядок рабочее место.
Практическая работа №2
Тема: Очистка загрязнённой поваренной соли
Цель: ознакомиться со способами разделения смесей: фильтрованием, выпариванием.
Оборудование и реактивы: штатив с малым кольцом, 2 стакана, микроложечка, воронка, фильтровальная бумага, выпарительная чашка, стеклянная палочка, спиртовка, спички, загрязнённая поваренная соль.
Ход работы:
-
Растворение загрязнённой соли. В стакан налейте 5-6 мл воды, добавьте ложечку соли и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения соли.
-
Фильтрование. Приготовьте фильтр, вставьте его в воронку, смочите фильтр водой, чтобы он плотно прилегал к стенкам воронки. Вставьте воронку в кольцо штатива, подставьте стакан так, чтобы конец воронки соприкасался с внутренней стенкой стакана. Загрязнённый раствор наливайте небольшими порциями на фильтр по стеклянной палочке, направленной к стенке воронки.
-
Выпаривание очищенного раствора соли (фильтрата). В выпарительную чашку налейте 1 мл фильтрата и выпарьте его.
Отчёт: оформите в виде таблицы
Что делали?
Что наблюдали?
Рисунок
Выводы.
1.
1.В каком случае смесь разделяют фильтрованием?
2.Какие вещества выделяют из раствора выпариванием?
2.
После окончания работы приведите в порядок рабочее место. J
Практическая работа №3
Тема: Приготовление раствора соли с определённой массовой долей растворённого вещества.
Цель: научиться готовить растворы определённой концентрации, закрепить умение отмеривать объём жидкости, взвешивать твёрдые вещества, растворять.
Оборудование и реактивы: стакан химический, стеклянная палочка с резиновым наконечником, весы с разновесами, шпатель или лопаточка, мерный цилиндр, соли, холодная кипячёная вода.
Задание:
Вариант 1.
Приготовьте 20 г водного раствора поваренной соли (хлорида натрия) с массовой доли соли 5%.
Вариант 2.
Приготовьте 25 г водного раствора сульфата меди с массовой долей соли 4%.
Вариант 3.
Приготовьте 25 г водного раствора соды (карбоната натрия) с массовой долей соли 8%.
Ход работы:
-
Произведите расчёты: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления раствора, указанного в условии задачи.
-
Отвесьте соль и поместите её в стакан. Отмерьте мерным цилиндром необходимый объём воды и вылейте в стакан. Содержимое перемешайте палочкой до полного растворения соли.
-
В отчёте приведите расчёты, последовательность действий и сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор. На рисунке обозначьте массовую долю соли и её химическую формулу.
-
КСl
р-р 3%
Приведите в порядок рабочее место J
Практическая работа №4
Тема: Признаки химических реакций
Цель: изучить признаки химических реакций, доказывающие образование новых веществ.
Оборудование и реактивы: кусочки мела, соляная кислота, растворы роданита аммония, хлорида железа(III), сульфата меди, гидроксида натрия, железный гвоздь, четыре пробирки.
Ход работы:
Опыт 1. Взаимодействие раствора сульфата меди с железом
В пробирку налейте 1,5 мл раствора сульфата меди. Отметьте его цвет. Опустите в раствор очищенный железный гвоздь. Окончательный вывод о продуктах реакции сделайте через 5 минут.
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Опыт 2. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданитом аммония
В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида железа(III) и добавьте по каплям раствор роданита аммония.
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Опыт 3. Взаимодействие сульфата меди со щёлочью
В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди и добавьте несколько капель раствора гидроксида натрия.
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Опыт 4. Взаимодействие мела с кислотой
В пробирку положите 1-2 кусочка мела и прилейте соляной кислоты столько, чтобы она покрыла кусочки мела.
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Отчёт:
Что делали?
Что наблюдали?
Уравнения реакций. Выводы.
1.
2.
Приведите в порядок рабочее место
Практическая работа №5
Тема: Реакция обмена между оксидом меди (II)) и серной кислотой. (Получение медного купороса)
Цель: закрепить знания о свойствах кислот и способах получения солей путём реакций обмена между основным оксидом и кислотой.
Оборудование и реактивы: порошок оксида меди, раствор серной кислоты, спиртовка, пробиркодержатель, 2 пробирки, штатив с кольцом, выпарительная чашка, воронка, фильтровальная бумага, спички.
Ход работы:
-
Получение раствора сульфата меди (медного купороса). На дне выданной пробирки находится порошок оксида меди. Прилейте к нему 1 мл раствора серной кислоты и нагрейте смесь, не доводя до кипения.
-
Кристаллизация сульфата меди. Горячую смесь профильтруйте в выпарительную чашку и нагрейте её до появления первых кристаллов. Дальше нагревать не следует. При остывании раствора наблюдается кристаллизация.
Отчёт:
Что делали?
Что наблюдали?
Рисунок
Уравнения реакций. Выводы.
1.
2.
Приведите в порядок рабочее место J
Практическая работа №6
Тема: Ионные реакции. Свойства кислот, оснований, солей
Цель: исследовать вопрос необратимости реакций ионного обмена, закрепить умение составлять молекулярные, полные и краткие ионные уравнения.
Оборудование и реактивы: растворы сульфата меди, карбоната натрия, гидроксида натрия, серной кислоты, фенолфталеина, 3 пробирки; таблица растворимости.
Задание: провести опыты в соответствии с инструкцией, соблюдая меры предосторожности; составить уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде.
Опыт №1. Взаимодействие соли и щёлочи.
В пробирку налить 1 мл раствора сульфата меди и добавить по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадка.
Вывод: образование осадка - условие необратимости реакций ионного обмена.
Опыт №2. Взаимодействие соли и кислоты.
К 1 мл раствора карбоната натрия добавить по каплям раствор серной кислоты. Содержимое пробирки взболтать.
Вывод: образование газа - условие необратимости реакций ионного обмена.
Опыт №3. Взаимодействие щёлочи и кислоты - реакция нейтрализации.
К 1 мл раствора щёлочи добавить 1 каплю раствора фенолфталеина, отметить окраску индикатора. Затем добавить по каплям раствор серной кислоты до обесцвечивания.
Вывод: индикатор показывает щелочную среду, затем при добавлении кислоты среда становится нейтральной, образуется соль и малодиссоциирующее вещество - вода. Образование малодиссоциирующего вещества - условие необратимости РИО.
Отчёт: результаты работы оформить в виде таблицы.
Что делали?
Что наблюдали?
Рисунок.
Уравнения реакций. Выводы.
После окончания работы приведите рабочее место в порядок.
Практическая работа №7
Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»
Цель: закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей, об условиях необратимости реакций ионного обмена, закрепить умение составлять уравнения реакций ионного обмена, уравнения ОВР методом электронного баланса.
Оборудования и реактивы: растворы серной кислоты, хлорида бария, нитрата серебра, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида натрия, гранулы цинка; 3 пронумерованные пробирки с испытуемыми растворами, 7 чистых пробирок.
Ход работы:
Опыт 1. Реакция серной кислоты с цинком
Налейте в пробирку1 мл раствора серной кислоты и опустите в неё гранулу цинка. Что наблюдаете? Какой газ выделяется? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде и рассмотрите его как окислительно-восстановительное.
Опыт 2. Распознавание карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида натрия.
Распознавание карбоната натрия: из 3-х пронумерованных пробирок взять пробы и испытать их раствором серной кислоты.
Распознавание сульфата натрия: из 2-х оставшихся пробирок взять пробы и испытать их раствором хлорида бария.
Распознавание хлорида натрия: из 1-й оставшейся пробирки взять пробу и испытать её раствором нитрата серебра.
Напишите уравнение реакций в молекулярном и ионном виде.
Вывод: распознавание проводится при помощи качественных реакций на анионы.. Реактивом для карбонат-аниона является катион водорода; реактивом для сульфат-аниона является катион бария; реактивом для хлорид-аниона является катион серебра.
Отчёт: результаты работы оформить в виде таблицы.
Что делали?
Что наблюдали?
Уравнения реакций. Выводы.
После окончания работы приведите рабочее место в порядок.