Сценарий внеклассного мероприятия «Я химию выучил бы только за то…»

Настоящая разработка представляет собой план внеклассного мероприятия - урока химии "Я химию выучил бы только за то...", целью которого является формирование положительной мотивации учащихся к изучению химии. Основными задачами урока являются: пробуждение интереса к изучению химии, раскрытие многогранности химических процессов, формирование социальной активности старшеклассников, развите познавательного интереса в области химии. В плане урока, к упражнениям приводятся 11 приложений, в которых оп...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеклассного мероприятия

«Я б химию выучил только за то…»

Г.Дымовская, учитель химии

ТЛ им. В.Лупу, Кишинев, РМ


Гении не падают с неба,

они должны иметь возможность

образоваться и развиться.

А. Бебель


Свои способности человек может узнать,

только попытавшись приложить их.

Луций Анней (сын) Сенека


Цель мероприятия:

  • формирование положительной мотивации к изучению химии

Задачи мероприятия:

  • пробудить интерес учащихся 7-го класса к изучению химии

  • раскрыть многогранность химических процессов

  • формирование активности учащихся старших классов

  • развитие познавательного интереса учащихся в области химии

Участники:

  • учащиеся 7-х классов (7а и 7б)

  • учащиеся лицейских классов в роли организаторов и ведущих

Время проведения: 80 минут

Место проведения: кабинет химии

Время

Деятельность

Техника/

ответственный

Материалы

3 мин

Упражнение 1

Приветствие участников и гостей.

Формулирование цели и постановка задач.

Вступительное слово учителя. «Химия окружает нас повсюду. В современном мире без продуктов химического синтеза жизнь практически стала невозможной. Также химия «запустила свои руки» во все изучаемые школьные предметы. Несмотря на сложность предмета, каждый человек, даже не имеющий отношения к этой науке уже обладает рядом знаний по химии. Давайте их сегодня и проверим.

На пути человечества встречаются разные пути к разуму. По какому вам идти решайте сами.

А сегодня мы с вами будем работать под девизом " Победы сами не придут, их - лишь упорные возьмут"

  • ПК

  • ppt

3*4=12

Упражнение 2

Знакомство с командами - участниками

Презентация команд

5 мин

Упражнение 3

Разминка команд участников

*команды поочередно отвечают на вопросы. Члены судейской команды подсчитывают набранные баллы

5 мин

Упражнение 4

Занимательные опыты

Выполняют старшеклассники.

Приложение

7 мин

Упражнение 5

Расшифровать с химического языка загадки

5 мин

Упражнение 6

Демонстрация опыта «Вулкан»

Выполняют старшеклассники.

Приложение

5 мин

Упражнение 7

«Составить название города Молдовы» (из выданных символов химических элементов)

5 мин

Упражнение 8

Состязания капитанов команд

Раздача задания

2 мин

Упражнение 9

Химики-лирики

Филологический конкурс болельщиков команд - используя предложенные слова, написать мини-эссе «Я б химию выучил только за то…» (химия, вдохновляет, польза, вред, учение, человек, думать, занимательно, тайна)

3 мин

Упражнение 10

Демонстрация опыта «Несгораемый платочек»

Выполняют старшеклассники

Приложение

5 мин

Упражнение 11

Игра с залом

Подведение предварительных итогов игры

4*2=8

Упражнение 12

Конкурс эссе «Я б химию выучил только за то…»

5 мин

Упражнение 13

Объявление результатов

Заключение учителя

Приложение к упражнению 4:

Раздел 1:

1. Название какого элемента означает «разрушитель»?

1 - хлор, 2 - фосфор, 3 - азот,

4 - фтор, 5 - кислород, 6 - кремний.

2. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий?

1 - серная кислота, 2 - уксусная кислота, 3 - винный камень,

4 - известковое молоко, 5 - хлорид аммония, 6 - питьевая сода.

3. Название какого элемента в переводе с латинского означает «камень»?

1 - хром, 2 - литий, 3 - железо,

4 - фосфор, 5 - марганец, 6 - никель.

4. Какое вещество называют углекислым газом?

1 - оксид углерода (IV), 2 - сероводород, 3 - метан,

4 - сернистый газ, 5 - оксид углерода (II), 6 - аммиак.

Раздел 2:

1. Какой химический элемент назван в честь европейского континента? (№ 63 - европий, открыт в 1901 году)

2. Этот элемент, выделенный в 1898 году супругами Кюри, назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри. (№ 84 - полоний)

3. Какой элемент назван в честь России? (№ 44 - рутений, выделен в 1844 году профессором Казанского университета К. К. Клаусом)

4. Верно ли утверждение, что индий назван в честь Индии? (Название элемента № 49 произошло от синей (индиговой) линии в спектре этого элемента)

Приложение к упражнению 5:

Опыт 1: лицеист 1 ставит стакан на стол, чтобы всем его было видно, и делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино. Объяснение опыта в стакане налита щелочь, а перед демонстрацией смачивают палочку фенолфталеином.

  • лицеист 2: Лучше мы сейчас приготовим из воды молоко.

Опыт 2: берут 2 стакана, наполненных на 2/3 прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливают жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. «Вода превращается в молоко». Объяснение опыта- в стакане № 1 находится раствор Na2CO3 , а в стакане № 2 - раствор BaCl2, при их соединении получается осадок: Na2CO3 + BaCl2 → BaCO3↓ + 2NaCl.

Белый осадок

  • лицеист 1: А теперь можно опять превратить «молоко» в воду.

Опыт 3: берут третий стакан с прозрачной жидкостью, наполненный на 2/3 стакана, и выливают ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной, выделился газ. Объяснение опыта- к осадку BaCO3 приливают раствор соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется газ: BaCO3 + 2HCl → BaCl2 + H2O + CO2↑.

Учитель: Но все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

Приложение к упражнению 6:

Каждой команде по очереди предстоит угадать известные русские пословицы. Если участники команда отвечает неверно, то ход переходит к участникам другой команды, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. На вес аурума. (на вес золота)

  2. Свой глаз углерод, чужой стеклышко. (Свой глаз алмаз, чужой стеклышко)

  3. Верная любовь ни в огне не горит, ни в H2O не тонет. (Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет)

  4. Друга узнать - пуд NaCl вместе съесть. (Друга узнать - пуд соли вместе съесть)

  5. Куй феррум - пока горячо. (Куй железо - пока горячо)

  6. Не хвались аргентумом, а хвались добром. (Не хвались серебром, а хвались добром)

  7. Белый, как карбонат кальция. (Белый как мел).

  8. Стойкий станумный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик)

Приложение к упражнению 7:

А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.

Демонстрация опыта «Вулкан» (модель вулкана, (NH4)2Cr2O7, фильтровальная бумага, спички).

Приложение к упражнению 8:

«Составить название города Молдовы». Командам выдаются карточки с символами химических элементов нужно назвать их и по первым буквам составить название города Молдовы. Команда, собравшая верно название города получает 4 балла, вторая-3,третья-2 и последняя-1 балл.

  1. Элементы: S,Sn,Rb,Os,Xe,Yb. (Сороки)

  2. Элементы: Ca,N,Ge,U,La (Кагул)

  3. Элементы: Db,Ra, Os,Cf, I,N (Дрокия).

  4. Элементы: Cm,N,Na,Th,Eu,Md,In,Ra (Кантемир)

Приложение к упражнению 9:

Капитаны команд вынимают карточки с заданиями и выполняют его, объясняя все свои действия. Оценивается правильность действий каждого участника (т/б) и верный ответ на вопрос «Какие признаки указывают на то, что протекает химическая реакция? Участники других команд внимательно смотрят и ищут ошибки.

Задание 1. Смешать раствор хлорида бария с раствором сульфата калия.

Задание 2. Смешать раствор карбоната натрия с раствором соляной кислоты.

Задание 3. Смешать растворы соляной кислоты и гидроксида натрия.

Задание 4. На порошок мела подействовать раствором уксусной кислоты.

Приложение к упражнению 10:

  1. Демонстрация опыта «Несгораемый платочек» (кристаллизатор- 2 шт, тигельные щипцы, спички, вода, этанол)

  2. Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.

Опыт "Много крови без ран"-Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется "кровяная" полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по "порезу". "Рана" мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.

Приложение к упражнению 11:

Химия в истории

1) 5 мая 1821 (51 год), Лонгвуд, Остров Святой Елены скончался император Франции ( 1804-1815 гг), великий французский полководец и государственный деятель Наполео́н I Бонапа́рт. Есть версия, что Наполеон был отравлен. Эту гипотезу выдвинул шведский стоматолог Стен Форсхувуд, исследовавший волосы Наполеона и нашедший в них этот химический элемент (мышьяк).

2) Издревле женщины (а в некоторых цивилизациях даже мужчины) пользовались косметикой. На Руси - это чаще всего были соки ягод, отвары трав. К примеру, русские девушки подкрашивали волосы отваром кожицы лука, румянили щеки свеклой. А что использовали они для чернения бровей и беления кожи лица? (сажа/уголь и мел/известь)

3) В истории человечества рассматривается несколько периодов, связанных с металлами. Самый ранний из них период (4-3 тыс. до н. э.) носит научное название энеолит. Преобладают каменные орудия труда, но уже начали появляться металлические. О каком металле и, соответственно, веке идет речь? (медь, медный век)

4) Алхимия - специфическая область натурфилософии, зародившаяся во II веке нашей эры. В начальный период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило. Сопоставьте название небесных тел с названиями соответствующих металлов:

  • серебро - Луна,

  • ртуть - Меркурий,

  • медь - Венера,

  • золото - Солнце,

  • железо - Марс,

  • олово - Юпитер,

  • свинец - Сатурн.

5) Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент этого металла, что делает ее сверхпрочной. Недостаток его в стали привел к тому, что к 1944г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и "тигры", и "пантеры", и "фердинанды", одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок". О каком металле идет речь? (никель)

Химия в биологии

1) Это «заболевание» связано с металлом, относящимся к группе благородных металлов. Считается, что им болели люди, населявшие в большей степени североамериканский материк. Этим заболеванием болели люди на всех континентах, даже в Евразии - в Сибири. Но самая массовая вспышка этого заболевания произошла в Бразилии в период с 1690 по 1923 год. (золотая лихорадка)

2) В крови человека находится железо, которое входит в состав гемоглобина и, окисляясь на воздухе, дает алую окраску крови. У ракообразных и моллюсков кровь при насыщении кислородом становится голубого цвета. Какой металл находится в крови ракообразных? (медь)

3) Жалящее действие крапивы, пчел и некоторых медуз связано с действием органической кислоты. Впервые она была выделена из яда насекомого и получила его имя. О каком веществе идет речь? (муравьиная кислота)

4) Это вещество входит в состав практически всех жидкостей организма. 0,9% раствор его в воде носит название физиологическим раствором. О чем идет речь? (поваренная соль/ хлорид натрия)

Химия в литературе

1) А.С.Пушкин "И дале мы пошли - и страх обнял меня..."

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,

Как будто тухлое разбилось яицо,

Иль карантинный страж курил жаровней серной.

О каком соединении серы идет речь? (сероводород)

2) Имена великих поэтов: Анна Ахматова, Иван Бунин, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и др., - абсолютно непохожих друг на друга объединяет химия металлов. Какой металл является общим для всех перечисленных великих личностей? (серебро, поэты серебряного века)

3) В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. Как сказал А. Блок:

Век девятнадцатый …,

Воистину … век,

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек.

О каком металле идет речь? (железо)

4) Антуан Де Сент - Экзюпери. «Планета людей».писал об этом веществе: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.» О чем идет речь? (о воде)

5) В 1865 году английский математик, поэт и писатель Льюис Кэрролл написал «Алису в стране чудес». Среди главных героев произведения был трагикомический персонаж Сумасшедший Шляпник. В Средние века среди работников шляпных фабрик действительно было распространено заболевание, названное «болезнью сумасшедшего шляпочника», так как им заболевали мастера, применявшие препараты, содержащие это вещество при изготовлении фетровых шляп. О каком веществе идет речь? (ртуть)

Химия в географии

1) Переместимся в Италию. Совсем недавно скульптурное изображение коней, украшавшее площадь Святого Марка, пришлось заменить копией, так как за последнее время наследие Венеции, которому семь веков от роду, оказалось под угрозой. От чего спасли скульптуры? (кислотные осадки)

2) В конце XIX века в Сибирь направилась хорошо снаряженная экспедиция. Казалось, все было предусмотрено, чтобы сибирские морозы не помешали ее успешной работе. Но одну оплошность путешественники все же допустили: они взяли с собой оловянную посуду, которая вскоре вышла из строя. Пришлось вырезать ложки и миски из дерева. Лишь тогда экспедиция смогла продолжить свой путь. Что случилось с посудой? (рассыпалась, превратилась в серый порошок - явление «оловянной чумы»)

3) Существует группа минералов, химическая формула которых Al2O3. Минералы уступают по твердости только алмазам. Корунд - первый представитель этой группы применяется в хозяйстве как абразивный материал. Два других - драгоценные камни, имеющие яркую окраску. О каких камнях идет речь? (сапфир и рубин)

4) По производству этой кислоты Россия занимает 1 место в мире. Районы химических предприятий располагаются вблизи месторождений ископаемого сырья - Уральский, Поволжский, Восточно-Сибирский. О каком веществе идет речь? (серная кислота)

5) Д.И.Менделеев, открывший Периодическую систему, был многогранной личностью - химии были посвящены только 9% его исследований. В 1887 году Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом «За проявленное мужество при полете для наблюдения …». За чем наблюдал Дмитрий Иванович из воздушного шара на высоте более 3 километров? (солнечное затмение)

Заключение учителя:

Подводя итог, мы с уверенностью можем сказать, что химия, действительно простирает свои руки повсеместно. С химией связаны многие школьные предметы. Я думаю, что сегодняшнее состязание не пройдёт для вас бесследно.

Сценарий внеклассного мероприятия «Я химию выучил бы только за то…»

6



© 2010-2022