Технологическая карта урока химии

Цели. Рассмотреть водород как химический элемент и простое вещество, изучить строение его атома, способы его получения и собирания, физические и химические свойства водорода, а так же его применение.   Задачи урока. Личностные: создать условия для проведения исследования, совершенствования умений работать в команде, участвовать в обсуждении содержания материала, учиться формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: усвоить правила техники безопасности при работе в кабинете химии; испол...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Учитель

Свердлина Т.В., МБОУ СОШ №4 города Воронежа

Предмет

Химия

Класс

9

Автор УМК

Габриелян О. С.

Тема урока

Водород

Тип урока

Урок открытия нового знания

Формы организации учебно-познавательной деятельности.

фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологии, методики.

1) проблемное обучение;

2) моделирующая и поисковая деятельность;

3) информационно-коммуникационные технологии;

4) здоровьесберегающие технологии.

Оборудование и наглядный материал.

1. Персональный компьютер,

2. Мультимедийный проектор,

3. Цифровые образовательные ресурсы Интернет

  1. получение и собирание водорода (видеофрагмент);

  2. водород самый лёгкий газ (видеофрагмент);

  3. горение водорода (видеофрагмент);

  4. сжигание водорода (видеофрагмент);

  5. водород с оксидом меди (II) (видеофрагмент);

  6. применение водорода (видеофрагмент);

  7. водород (презентация Microsoft Office PowerPoint).

Цели.

Рассмотреть водород как химический элемент и простое вещество, изучить строение его атома, способы его получения и собирания, физические и химические свойства водорода, а так же его применение.

Задачи урока.

Личностные: создать условия для проведения исследования, совершенствования умений работать в команде, участвовать в обсуждении содержания материала, учиться формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: усвоить правила техники безопасности при работе в кабинете химии; использовать знания в повседневной жизни.

Метапредметные: способствовать овладению приёмами анализа, синтеза; умению аргументированно доказывать свою точку зрения; проводить коллективное исследование.

Планируемые результаты обучения.

Личностные: развитие желания узнавать новое, навыков коллективной работы, формирование успешности и результативности деятельности; формируется научное мировоззрение на основе экспериментальной деятельности.

Предметные: учащиеся безошибочно выполняют задания в группе и индивидуально, дают безошибочные устные ответы, находят и исправляют ошибки, оказывают взаимопомощь.

Метапредметные: развивается умение анализировать, обрабатывать информацию на основе законов естественнонаучных дисциплин развитие наблюдательности, логического и абстрактного мышления, навыков анализа и синтеза, структурирования информации; формирование основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный этап.

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку

Учащиеся формулируют тему урока

Выдвижение предположений и их обоснование

Приветствуют учителя.

Умение общаться с учителем и учащимися

2.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Создаёт условия для формулирования темы урока.

Спрашивает о целях урока, о том какие знания хотели бы получить учащиеся

Учащиеся формулируют цели урока

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположений и их обоснование

Учащиеся выдвигают предложения о том, какие задания они хотели бы выполнить

Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими учащимися

3.

Постановка учебной задачи

Учитель раздаёт задания, определяет регламент работы и сообщает о последующем отчёте.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий

Мыслительные операции.

Самостоя-

тельное выделение и формирование цели. Поиск и выделение необходимой информации.

Обсуждают и предлагают версии ответов, выделяют необходимые для изучения темы вопросы.

Сотрудни-

чество с учителем и другими учащимися

Выделение проблемы и способов её решения, планирование последовательности действий, прогнозирование результатов

Целеполагание

4.

Открытие детьми новых знаний

Наблюдает, консультирует.

Изучают предложенную информацию (учебник, видеофрагменты, презентация)

Мыслительные операции.

Выдвигают гипотезы и обосновывают их. Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно - следственных связей.

Общение в группе, обсуждение новой информации, поиск ответов на поставленное задание.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуника-

тивных задач.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументи-

рование своего мнения и позиции.

Выбор нужных сведений из общего информационного потока.

Контроль, коррекция.

5.

Отчёт групп.

Представление результатов исследований

Слушает, поощряет, задаёт наводящие вопросы, координирует действия обучающихся.

Изложение найденной информации по теме задания. Изучение информации, найденной учащимися других групп.

Извлечение из предметного текста необходимой информации.

Осознанное и произвольное речевые высказывания

Выступление отдельных учеников или всей группы с отчётом.

Построение логической цепи рассуждений и доказательств.

Выбор нужных сведений из отчетов своей группы и отчётов, составленных другими группами.

Контроль, оценка, коррекция.

6.

Рефлексия

Подводит итоги. Организует рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

Учащиеся заполняют предложенную анкету.

Рефлексия способов и условий действий

Обсуждение прошедшего занятия в группах и всем классом.

Адекватное понимание успешности или не успешности;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Планирование успешного сотрудничества

Анализ объёма проделанной работы в своей группе и в других группах.

Контроль и оценка способов своей деятельности

7.

Домашнее задание

Формулирует домашнее задание, комментируя его по необходимости

Учащиеся фиксируют задание

Восприятие и интерпретация информации




1. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

2. Постановка цели и задачи урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.

Учитель: Цель нашего урока - познакомиться с самым лёгким газом на нашей планете. Как вы думаете, о каком веществе сегодня пойдёт речь на уроке?

Ученики: Это вещество - газ водород.

Учитель: Действительно, цель нашего урока познакомиться с водородом как химическим элементом и простым веществом. Скажите, пожалуйста, а что мы должны изучить у водорода?

Ученики: Положение в периодической системе Д. И. Менделеева, открытие, происхождение названия, строение, физические и химические свойства, применение.

3. Постановка учебной задачи.

План изучения нового материала.

  1. Положение водорода в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, его характеристика.

  2. Открытие водорода и происхождение названия элемента.

  3. Нахождение водорода в природе.

  4. Способы получения и собирания водорода.

  5. Физические свойства элемента.

  6. Химические свойства элемента.

а) реакция с металлами

б) реакция с неметаллами

в) реакция с оксидами

  1. Применение водорода.

4. Открытие детьми новых знаний.

Цель этапа: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

Учитель: Скажите, а где находится водород в периодической системе Д.И. Менделеева.

Ученики: В I периоде; в I группе, главной подгруппе.

Учитель: А есть в этой группе изученные нами элементы.

Ученики: Да. Это щелочные металлы.

Учитель: Давайте вспомним их краткую характеристику по положению в периодической системе Д.И. Менделеева.

Ученики: IА группа. Число электронов на внешней электронной оболочке 1. Валентность I, степени окисления 0, +1. Электроны располагаются на s подуровне. Формула высшего оксида R2O. Формула водородного соединения RH.

Учитель: Спасибо. Теперь мы переходим к работе в группах. Каждая группа получает свое задание, вам необходимо найти ответы на предлагаемые вопросы. А в качестве вопросов мы берем пункты плана изучения нового материала, то есть материала о водороде.

Ученики - РАБОТАЮТ В ГРУППАХ.

5. Отчёт групп.

Представление результатов исследований.

Цель этапа: формирование новых знаний о положении водорода в ПСХЭ, его открытии и нахождении в природе, способах получения и собирания, физических и химических свойствах, применении.

  1. Положение водорода в «ПСХЭ» и его характеристика.

Водород - первый химический элемент периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Атомный номер водорода 1, относительная атомная масса 1,0079.

Существуют два стабильных изотопа водорода - 1H (протий) и 2H (дейтерий), а также один радиоактивный - 3H (тритий).

Определите число валентных электронов, степени окисления, формулу оксида.


  1. Открытие водорода и происхождение его названия.

Любой элемент периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева имеет свою историю открытия. Есть она и у водорода.

Водород был открыт английским химиком Г. Кавендишем в 1766 г. Слово «водород» - означает рождающий воду.


  1. Нахождение водорода в природе.

Особенности строения водорода влияют на нахождение его в природе. Записываем, в каком виде водород находится в природе.

Водород относится к довольно распространенным элементам (в земной коре примерно 1 % по массе) и встречается в природе в свободном состоянии (верхние слои атмосферы, газ при извержениях вулканов) и в виде соединений (вода, нефть, органические вещества). В свободном виде встречается редко.

Водород - самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд состоит из водорода, он преимущественно составляет межзвездное вещество. Водород входит в состав основного вещества Земли - воды.


  1. Получение водорода. Собирание водорода.

В лаборатории.

1. Действием на металлы (обычно цинк) соляной или разбавленной серной кислотой:

Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2

2. Взаимодействием паров воды с раскаленными железными стружками:

4H2O + 3Fe → Fe3O4 + 4H2

Водород собирают методом вытеснения воды в сосудах перевёрнутых вверх дном.

В промышленности.

1. Конверсией метана парами воды:

CH4 + 2H2O → 4H2 + CO2

2. Конверсией оксида углерода:

СО + H2O → CO2 + H2

3. Термическим разложением метана:

СН4 → С + 2Н2

4. Электролизом воды. Получаемый водород чистый, но очень дорогой.

2H2О → 2H2 + О2

Видеофрагмент: «1. Получение и собирание водорода».


  1. Физические свойства водорода.

Водород - газ, без цвета и запаха, малорастворим в воде. Водород сжижается при низких температурах, известен твёрдый металлический водород. Водород легче воздуха в 14,5 раз.

Видеофрагмент: «2. Водород самый лёгкий газ».


  1. Химические свойства водорода.

Водород занимает особое положение в периодической системе. Атом водорода состоит из одного протона и одного электрона. Водород не имеет аналогов в периодической системе химических элементов.

Обычно он считается аналогом галогенов и размещается в VII группе, хотя иногда водород помещают и в I группу, так как он способен отдавать электрон, с образованием катиона H+ и этим похож на щелочные металлы, которые также проявляют степень окисления +1. Двойственное положение водорода в периодической системе можно объяснить тем, что водород как первый атом периодической системы имеет только один электрон и после его отдачи ядро атома оголяется. Это объясняет некоторые необычные свойства, например образование особого типа химической связи - водородной связи.

Молекулы водорода довольно прочные, вследствие этого молекулярный водород не отличается большой химической активностью. При высоких температурах и присутствии катализаторов атомы водорода распадаются на атомы, которые химически очень активны.

1. Взаимодействие с металлами

2Na + H2 → 2NaH

Ca + H2 → CaH2

2. Взаимодействие с неметаллами

а) с кислородом

2H2 + О2 → 2H2О

Видеофрагмент: «3. Горение водорода».

Видеофрагмент: «4. Сжигание водорода».

б) с серой

H2 + S → H2S

в) с азотом

3H2 + N2 → 2NH3

3. Взаимодействие с основными оксидами

а) с оксидом меди (II)

H2 + CuO → Cu + H2O

Видеофрагмент: «5. Водород с оксидом меди (II)».

б) с оксидами железа (II, III)

4H2 + Fe3O4 → 3Fe + 4H2O


  1. Применение водорода

Водород используется для наполнения метеорологических зондов (ранее воздушных шаров и дирижаблей), как топливо в ракетной технике, в кислородно-водородных горелках для сварки и резки металлов. Области применения водорода весьма разнообразны, но все связаны с его восстановительными свойствами. Это производство аммиака и соляной кислоты, получение особо чистых металлов, органический синтез (получение синтетического моторного топлива, гидрогенизация жиров, синтез анилина из нитробензола). Дейтерий и тритий используют в процессах термоядерного синтеза.

Видеофрагмент: «6. Применение водорода».

Этап первичного закрепления знаний и умений.

Цель этапа: репродуктивное воспроизведение изученного материала, его систематизация, контроль.

Учитель: Вначале урока мы поставили цель: изучить водород как химический элемент и простое вещество. Достигли мы этой цели? Давайте, систематизируем изученное.

Выполнение проверочного теста.

По истечению отведённого времени ученики проверяют задание.

6. Рефлексия (подведения итогов занятия).

Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, оценить адекватность самооценки учащегося.

Домашнее задание.

Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания.

Учитель: На следующем уроке мы с вами перейдём к рассмотрению галогенов. А сейчас в дневники записываем домашнее задание.

Сдаем свои оценочные листы. Оценки за урок. Спасибо всем ребятам за работу.



Тест «Водород»

1. В каком году и кем был открыт фосфор?

а) 1769 г.; б) 1766г.; в) 1669г.; г) Кавендишем; д) Брандтом; е) Авогадро.

2. Соотнесите степени окисления фосфора и его соединения.

а) +1 б) -1 в) 0 1) H2О 2) H2 3) NaН

3. Как собирают водород?

а) вытеснением воды из сосуда, повёрнутого вниз дном; б) вытеснением воздуха из сосуда, повёрнутого вниз дном;

в) вытеснением воды из сосуда, повёрнутого вверх дном; г) вытеснением воздуха из сосуда, повёрнутого вверх дном;

4. Какие свойства проявляет водород в данной реакции?

4H2 + Fe3O4 → 3Fe + 4H2O а) восстановитель б) окислитель

5. Чем объясняется своеобразие свойств водорода?

а) получением б) химическим знаком в) строением

Таблица ответов

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Вариант ответа



© 2010-2022