• Преподавателю
  • Химия
  • Роль модульных технологий в повышении эффективности образовательного процесса

Роль модульных технологий в повышении эффективности образовательного процесса

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Роль модульных технологий в повышении эффективности образовательного процесса.

МБОУ Туроверо-Россошанская ООШ


Роль модульных технологий

в повышении эффективности

образовательного процесса.












учитель химии Тимошенко Т.И.







Оглавление.

Введение. стр. 3.

Роль модульных технологий в повышении эффективности образовательного процесса

I. Технология модульного обучения. Исходные научные идеи. стр. 4 - 6.

II. Структура модульной программы. стр. 7.

III. Структура модуля по теме «Азот и фосфор». стр. 8 - 15.

IV. Обобщение опыта работы. стр. 16 - 17.

Заключение стр. 18.

Литература стр. 19.



























Введение.


Современная жизнь ставит перед российской школой всё более сложные задачи. Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация диктуют необходимость изменения направлений в образовании, выдвигая на первый план не только задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь педагогических усилий в решении проблемы адаптации ребёнка в окружающем социальном пространстве, его интеллектуально-нравственного роста. Современный учитель общеобразовательного учреждения не может быть сторонним наблюдателем стремительных изменений в развитии новой российской образовательной системы. Роль современного учителя уже не может быть

сведена только до уровня классно-урочной системы, с её отработанными в течение многих лет проверкой домашнего задания, объяснением нового материала и закреплением только что полученных знаний. Признавая высшей ценностью развитие ребёнка, его интеллектуальный рост, гуманистическая концепция образования предполагает свободу и творчество как для учителя, так и для учащихся. Это требует поиска собственных методов, средств воспитания и обучения.

Исходя из этого, становится очевидным, что необходимо создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, потребностями и возможностями.

Для достижения этой цели необходимо кардинально изменить роль ученика и учителя в учебном процессе. Ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.

Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Такой технологией является модульное обучение.

Роль модульных технологий в повышении эффективности

образовательного процесса.

  1. Технология модульного обучения. Исходные научные идеи.

Специфика преподаваемого мною предмета обладает существенными возможностями интеллектуального, эмоционального развития личности школьника. Химия, как учебный предмет, развивает в ученике качество самостоятельной, творчески мыслящей личности, учит видеть проблемы, предлагать самые разные способы решения обозначенных проблем, учит привлекать полученные знания на творческом уровне, направлена на формирование основных компетенций учащихся - самостоятельного мышления, поиска сходств и различий, навыков анализа, синтеза, обобщения.

Эффективным способом нравственного, интеллектуального и эмоционального развития школьников, индивидуализации, оптимизации и гуманизации учебновоспитательного процесса я рассматриваю применение на своих уроках технологии модульного обучения.

Сущность системы модульного обучения, его структуризация, психолого-педагогические особенности (динамичность, гибкость, осознанность перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность и т.д.) были показаны П.А. Юцявичене. По определению П.А. Юцявичене, «модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а так же включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».

Применение коллективных способов обучения (КСО), которые предусматривает технологии модульного обучения, даёт также возможность индивидуализировать и дифференцировать обучение. Коллективный способ обучения основан на педагогике сотрудничества по линии «учитель- ученик» и, что самое главное, «ученик- ученик». Каждый ученик активно действует в процессе всего занятия, в классе создаётся творческая атмосфера, доброжелательные отношения между учащимися , а также между учащимися и учителем. Организует, воспитывает, обучает сама среда. Ребята учатся без стрессов, без давления.

Активно формируется литературная речь, в том числе и специальная - предметная. Коллективный способ обучения - новая педагогическая технология, направленная на развитие всех компонентов личности.

Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность технологии модульного обучения, которая характеризуется опережающим обучением теоретического материала блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, согласованностью циклов познания.

Поуровневая индивидуализация учебной и обучающей деятельности создаёт для учителя и учащихся ситуацию выбора, а также возможность дифференциации.

Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выступает в роли исследователя.

Такой подход способствует укреплению гуманистических традиций в системе обучения.

Модульное обучение направлено на развитие личности, таких её качеств, как самосознание, самоопределение, самовыражение, самореализация, формирование коммуникативных навыков, умение отстаивать свою точку зрения, развитие способностей к самообразованию и способностей к самоорганизации, самоценной воспитательной работе.

В качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса модульная система предполагает развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности. Положительный эффект, достигаемый в результате такого обучения, связан с

его динамичностью, которая заключается в вариативности элементов, модулей, содержания элементов и модулей.

  1. Структура модульной программы.

При выборе на том или ином этапе урока методов обучения оцениваю возможности учащихся класса и уровень их подготовки.

Работа над блоками обучающих модулей осуществляется в три этапа.

Первый этап - ввод (информационный и организационный).

Информационный ввод представляет собой школьную лекцию, построенную с учётом возрастных особенностей учащихся. Лекция содержит изложение предмета изучения, метод и порядок учебных действий в виде блоков. Главная задача информационного ввода - вызвать интерес к предмету изучения, пробудить творческую мысль, а не свести всё к сообщению готовых научных истин. Ещё одна задача информационного ввода - создать у ребёнка общее представление о теме, дать возможность сориентироваться в учебном материале.

Организационный ввод помогает ответить ученику на ряд вопросов: что надо знать и уметь? Как лучше достичь этого?

Второй этап - полностью посвящён самостоятельной учебной деятельности учащихся в различных формах. В начале второго этапа проводится диагностика уровня усвоения знаний, заложенных в предыдущей лекции. Далее организую работы в парах. Учащиеся в парах работают с карточками, где предложены дифференцированные задания.

Наиболее рациональным звеном второго этапа является глубокое и корректное усвоение учащимися теоретических понятий в процессе выполнения большого числа повторительных упражнений без перегрузки учащихся домашним заданием.

Работа в парах сменяется третьим структурным звеном - осмыслением, целью которого является обобщение и систематизация знаний, умений, навыков. Это достигается проведением уроков-практикумов, уроков-семинаров и т.д..

Третий этап - предполагает предварительный контроль, коррекцию выявленных недочётов, пробелов и итоговый выходной контроль.

  1. Структура модуля по теме «Азот и фосфор».

Модульная программа имеет общепринятую структуру, которую я представлю на примере модуля «Азот и фосфор», включающего 11учебных элементов (УЭ).

Цель:

- закрепить знания о строении атомов азота и фосфора, изучить получение, свойства и применение их важнейших соединений;

- развивать умение проводить опыты, наблюдения и делать самостоятельные выводы;

- воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде как важнейшему условию благосостояния человека и человечества;

- показать, что решая всё более сложные задачи и упражнения они продвигаются в своём интеллектуальном и волевом развитии.

Структура модуля

Первый этап. Информационный и организационный ввод.

УЭ - 0 . Цели изучения модуля.

Лекция «Азот и фосфор».

УЭ - 1. Входной контроль.

Второй этап. Самостоятельная учебная деятельность учащихся.

УЭ - 2. Положение азота и фосфора в периодической таблице химических элементов, строение их атомов.

УЭ - 3. Аммиак. Соли аммония.

УЭ - 4. Практическая работа №3. «Получение аммиака и опыты с ним».

УЭ - 5. Азотная кислота. Соли азотной кислоты.

УЭ - 6. Фосфор. Оксид фосфора (V)

УЭ - 7. Ортофосфорная кислота. Ортофосфаты.

УЭ - 8. Минеральные удобрения.

УЭ - 9. Практическая работа №4. «Решение экспериментальных задач. Определение минеральных удобрений».

Третий этап. Предварительный и итоговый контроль.

УЭ - 10. Предварительный контроль.

УЭ - 11. Выходной контроль.

Нулевой учебный элемент предназначен для раскрытия дидактических целей, в соответствии с которыми выделяют остальные учебные элементы. Цели указывают, чтό учащийся должен знать и уметь в результате изучения модуля.

Сформулированы цели таким образом, чтобы их легко можно было диагностировать по ходу и в конце изучения модуля.

УЭ - 0 . Цели изучения модуля.

Изучив данный модуль учащиеся должны

знать:

- положение азота и фосфора в периодической таблице химических элементов;

- различие и сходство в строении атомов азота и фосфора;

- физические свойства и строение молекул азота и фосфора;

- аллотропные видоизменения фосфора и причины аллотропии;

- донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи на примере молекулы аммиака;

- химические реакции характерные для азота, аммиака, фосфора, оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты;

- области применения азота, фосфора и их соединений, исходя из физических и химических свойств;

- способы получения азота, фосфора и их соединений в лаборатории и промышленности.

уметь:

- записывать схемы строения атома и электронные формулы азота и фосфора;

- составлять уравнения реакции, отражающих химические свойства азота, аммиака, азотной кислоты, фосфора, оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты;

- рассматривать реакции с точки зрения ОВР, показывать переход электронов, указывать окислитель и восстановитель;

- составлять уравнения реакции в молекулярной, ионном и сокращённом ионном виде;

- решать задачи на вычисление по химическим уравнениям объёма газа по известной массе, количеству вещества или объёму одного из вступающих или получающихся в результате реакции веществ;

- качественно определять нитраты и фосфаты.

увидеть:

- специфические свойства азотной кислоты при взаимодействии с металлами, белками;

- роль азотных и фосфорных удобрений для роста и развития растений.

систематизировать:

- полученные знания об азоте, фосфоре и их важнейших соединениях, отработать навыки работы с дополнительной литературой.

развивать:

- методические навыки (самоконтроль, взаимоконтроль, самоорганизация при работе на определённом этапе).

УЭ - 1. Входной контроль. ( Выполните задания.)

1. Соотнесите:

электронные формулы элемент

1s2 2s2 2p4 азот N

1s2 2s2 2p3

1s2 2s2 2p6 фосфор Р

1s2 2s2 2p63s2 3p3

2. Кислые соли образует кислота:

а) азотная ; б) фосфорная .

Ответ подтвердите конкретными примерами.

3. Напишите молекулярное уравнение, соответствующее сокращённому ионному уравнению реакции:

3Ag+ + PO43- = Ag3PO4↓ .

4. Закончите определение :

Аллотропия - это явление …

5. Соотнесите :

I. Белый фосфор . а) сильный яд;

II. Красный фосфор . б) тёмно-красного цвета ;

в) без запаха ;

г) температура воспламенения 400С;

д) в темноте светится ;

е) запах чесночный ;

ж) нерастворим в воде и сероуглероде .

6. С раствором HNO3 могут взаимодействовать:

а) МgO ; б) H2CO3 ; в) SO3 ; г) NaOH .

7. Назовите окислитель в реакции разбавленной азотной кислоты с медью. )

После успешного выполнения входного контроля учащиеся начинают работу над новым учебным материалом с использованием учебника (Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия - 9 . - М. «Просвещение» 2008.), а модульная программа управляет работой с учебником.

УЭ - 2. Положение азота и фосфора в периодической таблице химических элементов, строение их атомов.

(Прочитайте внимательно текст учебника на с. 44, 45, 46, 47. В процессе работы сделайте необходимые записи в тетради. Выполните задания и обсудите с партнёром по парте вопросы 1, 2, 3, 4, 5 на с. 52, в случае затруднения обратитесь к учителю.

Обратитесь к целям модуля, оцените на сколько вы смогли их достичь. )

УЭ - 3. Аммиак. Соли аммония.

( Напишите электронную и структурную формулы аммиака. Какой вид химиической связи в молекуле? Рассмотрите промышленный и лабораторный способы получения аммиака, его физические свойства. Обратитесь на с.47 - 48. Сделайте записи в тетради.

Внимательно прочитайте в учебнике на с. 48 - 49 материал о механизме образования иона аммония.

Если у вас возникли трудности в понимании этого вопроса, обратитесь к соседу по парте или учителю.

Изучите основные химические свойства аммиака, используя таблицу 13 нас. 49.

Выполните задание и ответьте на вопросы № 6, 11, 12, 14 на с. 52.

Проверьте выполнение заданий у товарищей, в случае затруднения обратитесь к учителю.

Вернитесь к целям модуля и оцените результаты своих достижений на уроке.)

В модульной программе используется химический эксперимент, например УЭ - 4, УЭ - 9 - это практические работы, описание которых приведены в учебнике.

При работе над модулем предусмотрен промежуточный контроль, который проводится после изучения наиболее трудного для усвоения учащимися материала. Он позволяет своевременно скорректировать знания ученика.

Привожу пример промежуточного контроля для УЭ - 5.

(1. Составьте практически осуществимые уравнения реакций азотной кислоты с веществами, формулы которых:

  1. N2SiO3 ; г) CuO ;

б) BaCl2 ; д) CaCO3 ;

в) Ca(OH)2 ; е) CO2 .

2. Запишите уравнение реакции разложения азотной кислоты, расставив коэффициенты методом электронного баланса.

3. Запишите определение, составьте формулы веществ.

Селитры - это …_________________

калиевая селитра -

аммонийная селитра -

натриевая селитра - . )

В процессе индивидуальной работы учащимся предлагаются дифференцированные задания (программы А и Б). В программу А включены задания, основная цель которых состоит в том, чтобы направить работу учеников на овладение знаниями на уровне воспроизведения. Программа Б включает задания, предусматривающие свободные самостоятельные оперирование знаниями и умениями.

В качестве примера приведу такие задания для самостоятельной работы для УЭ - 7.

( Программа А.

1. Составьте уравнения реакций фосфорной кислоты ( с образованием средних солей) с веществами формулы которых: а) Na; б) СаО ; в) AgNO3 ; г) NaOH

2. Какая из реакций в задании 1 является качественной на - РО43- ? Каковы её признаки ?

Программа Б

1. При действии азотной кислоты на фосфор получается ортофосфорная кислота. Составьте уравнение этой реакции, если известно, что в ней участвует вода и выделяется оксид азота (II).

2. Составьте и назовите по три формулы солей фосфорной кислоты каждого вида для калия, кальция, алюминия.)

На последующих этапах реализации модульной программы организую диагностику знаний и умений учащихся, которая предусматривает: предварительный контроль (УЭ -10) - диагностика уровня обученности, а также диагностика возможных пробелов; тренинг - своеобразная «работа над ошибками», направленная на устранение диагностированных раннее пробелов, и выходной контроль (УЭ - 11) - констатация того уровня, который был достигнут каждым конкретным обучающимся в ходе работы по модульной программе.

Привожу пример заданий для выходного контроля (УЭ - 11).

( Вариант 1

1. Положительную степень окисления фосфор не проявляет в соединении:

а) P2O5 ; в) H3P ; б) PCl5 ; г) P2O3 .

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществит превращения по схеме.

1 2 3 4 5

N2 →NН3 → NО → NО2 → НNО3 → Cu(NО3)2

Рассмотрите переход 2 в свете теории ОВР, а 5 в свете ТЭД.

3. Расставьте методом электронного баланса коэффициенты в реакции, схема которой :

Cu + НNО3 → Cu(NО3)2 + NО↑ + Н2О

(разбавл.)

4. Задача. 10,7 г хлорида аммония смешали с гидроксидом кальция и смесь нагрели. Какой газ и сколько его по массе и объёму выделилось (н.у.) ?

Вариант 2

1. Схеме превращения N-3 → N0 соответствует уравнение реакции:

а) 2NН3 + Н2SO4 → (NН4)2SO4 ;

б) 4 NН3 + 5 О2 → 4 NО + 6 Н2О ;

в) 4 NН3 + 3О2 → 2 N2 + 6Н2О ;

г) NН3 + НCl → NН4Cl .

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме.

1 2 3 4 5

Р→Mg3P2 → PH3 → P2O5 → Н34 → Ag3PO4

Рассмотрите переход 2 в свете теории ОВР, а 5 в свете ТЭД.

3. Расставьте методом электронного баланса коэффициенты в реакции, схема которой :

Ca3(PО4)2 + C + SiO2 → CaSiO3 + P + CO ↑

4. Задача. Сколько ортофосфорной кислоты можно получить из 31 т ортофосфата кальция, содержащего 20% примесей ? )

Как показала практика учащиеся, работающие по данной технологии, отличаются большей трудоспособностью, в какой-то мере они более уверенные, они готовы аргументировано высказывать свою точку зрения и, что не менее важно, готовы выслушивать, оппонировать высказывающемуся или

поддерживать его, цивилизованно вести диалог и полилог.

  1. Обобщение опыта работы.

На своих уроках элементы модульной технологии я стала применять с 2005 года. Использование этой технологии обучения позволяет развивать у школьников умение и желание совместно найти подходы к решению новых задач, отделить известное от неизвестного, сформулировать запрос на недостающие

знания, оценивать свои и чужие действия и мысли, овладеть средствами межгруппового и внутригруппового взаимодействия. Эта технология имеет конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

В течение пяти лет (с 2007 г. по 2012 г.) я прорабатывала в 9 классе отдельные темы по технологии модульного обучения.

Представляю достигнутые результаты работы.

Сравнительный анализ результатов контрольных работ в 9 классе


учебный

год

количество

учащихся

Технология модульного

обучения

Технология объяснительно-

иллюстративного обучения

Тема: «Азот и фосфор»

Тема: «Электролитическая

диссоциация»

успеваемость

качество знаний

успеваемость

качество

знаний

2007 - 2008


6


100%


50%


67%


50%

2008 - 2009


4


100%


50%


75%


25%

2009 - 2010


5


100%


40%


80%


20%

2010 - 2011

6

100%

50%

100%

35%

2011 - 2012

7

100%

65%

100%

50%

Результаты работы подтверждают, что технология модульного обучения является одной из эффективных форм в повышении качества образования.

Для перехода на обучение по модульной технологии необходимо создать определённые условия.

Первое условие связано с мотивацией учителя.

Вторе условие связано с готовностью учеников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности : сформированность минимума знаний и общих учебных умений.

Третье условие - это материальные возможности школы в размножении модулей, так как они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен этой программой действий.

Практика использования технологи модульного обучения показала, что не следует входить с модулями на весь класс. Лучше вначале попробовать модули на малой группе. Это позволяет оценить объём, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля, и на этой основе внести коррективы.

Не следует включать в модуль очень большой объём содержательной деятельности. Все ученики утверждают, что им не хватает времени. Это происходит потому, что у них не сформировано чувство времени, поэтому каждый учитель должен точно знать темп работы своих учеников.

Заключение.


Технология модульного обучения позволяет учителю учить детей видеть проблему в целом, ориентироваться в ней, быстро находить место того или иного звена в целом блоке соответствующей информации. Также это очень важно для формирования естественнонаучного мировоззрения учащихся.

Опыт проведения модульных уроков в курсе химии показал перспективность этой педагогической технологии. Теперь учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают всё более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей.

Существуют и определённые трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать своё рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определённый психологический дискомфорт. Задача учителя как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путём индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения даёт учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Эта ситема обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряжённого труда.

В заключение хочется привести слова В.А.Сухомлинского: «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесёт человеку личное счастье». Я очень люблю свою профессию. И если всё получается, рождается чувство успеха, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперёд по дороге познания.







Литература.

1. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая школа, 1997.

2. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

4. Левитес Д.Г. Практика обучения : современные образовательные технологии.- М.: Просвещение, 2000.

5. Развитие личности школьника в культурно-образовательном пространстве сельской школы: материалы V региональной научно-практической конференции. - Ростов н/Д : ИПО ПИ ЮФУ, 2008.

6. Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. - М.: Просвещение, 1978.

7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

8. Беспалов П.И., Орехов А.В. Модульные технологии обучения химии: теория и практика. - Саранск: Мордов. ГПИ, 2002.

9. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М: Просвещение, 1980.


© 2010-2022