• Преподавателю
  • Химия
  • Сценарий внеклассного мероприятия «Познавательная химия для семиклассников»

Сценарий внеклассного мероприятия «Познавательная химия для семиклассников»

Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, мы пригласили вас в химический кабинет школы по нескольким причинам. Во-первых, эта неделя в школе посвящена предметам химии, географии и биологии. Эти предметы можно объединить одним понятием – естественные науки, то есть науки, которые изучают мир живой и неживой природы, процессы и явления, происходящие в нем. Следовательно, вторая причина присутствия вас здесь – это первое знакомство с наукой химией, которая в школе изучается с 8-го класса. Эта наука помо...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеклассного мероприятия «Познавательная химия для семиклассников»МКОУ «Новогуровская средняя общеобразовательная школа»













Сценарий внеклассного мероприятия:

«Познавательная химия

для семиклассников»

Мероприятие подготовила и провела:

учитель химии

Арсеньева Е.Н.









рпгт Новогуровский

Слово учителя.

Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, мы пригласили вас в химический кабинет школы по нескольким причинам. Во-первых, эта неделя в школе посвящена предметам химии, географии и биологии. Эти предметы можно объединить одним понятием - естественные науки, то есть науки, которые изучают мир живой и неживой природы, процессы и явления, происходящие в нем. Следовательно, вторая причина присутствия вас здесь - это первое знакомство с наукой химией, которая в школе изучается с 8-го класса. Эта наука помогает человеку создавать лекарства, изготавливать различные виды тканей для одежды, заменять металлические детали на пластмассовые, натуральные продукты на искусственные и многое другое.
Пригласив вас в гости на час занимательной химии, мы хотим показать вам интересные химические эксперименты, которые осуществят для вас ребята 8-11-х классов. Они познакомят вас с отдельными веществами и их свойствами. Совершая путешествие по "Континенту Химия" в страны "Вещество" и "Явления", вы сами, своими руками сможете выполнить несложные химические опыты, побывав в роли химиков-исследователей. Самых умелых ждут призы.

Ученик№1. Для того, чтобы наше путешествие было увлекательным, интересным и безопасным, вы должны знать основные правила поведения в стране "Вещество" и "Явления". (Знакомлю с основными пунктами по технике безопасности при выполнении практических работ в кабинете химии).

Идёт демонстрация презентации по ТБ, во время которой учащиеся стихами коментируют правила ТБ в кабинете химии.

Правила выживания в химической лаборатории:

  • если у вас в руках что-то жидкое не разлейте, порошкообразное не рассыпьте, газообразное не выпускайте наружу

  • если включили - выключите, если открыли - закупорьте, если разобрали - соберите, если не можете собрать, позовите умельца

  • если не разбирали, не вздумайте собирать

  • если не знаете, как это действует, не трогайте

  • если вас это не касается, не встревайте

  • если не можешь что-либо понять, почеши в затылке

  • если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы живы

  • если не усвоили этих правил, не входите в кабинет

Ученики №№2 и 3:

Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет. (правило 2)

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.(правило 8)

Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться! (правило 9)

Ученик №4. Т.к. у нас в школе началась предметная неделя химии, биологии и географии, предлагаю вам небольшую викторину по этим предметам. Слушайте внимательно вопросы, активно на них отвечайте, поднимая руку. А наше строгое жюри будет отмечать самых активных и присваивать им очки.

Итак,

Вопросы к игре «Счастливый случай».

  1. Уголь, которым топят печь и используют в технике, известен всем: это уголь каменный, бурый и антрацит. В качестве топлива или энергетического сырья не всегда используют уголь, но образные выражения с термином «уголь» применяют в литературе, например, «белый уголь», означающий движущую силу воды. А что мы понимаем под выражениями: «уголь бесцветный», «жёлтый уголь», «зелёный уголь», «синий уголь», «красный уголь»?

Ответ: «Бесцветный уголь» - это природный газ, «жёлтый уголь» - солнечная энергия, «зелёный уголь» - растительное топливо, «синий уголь» - энергия приливов и отливов морей, «красный уголь» - энергия вулканов.



  1. В какую эпоху в России начались систематические исследования в области естествознания?

Ответ: В XVII веке.



  1. В царских гробницах древних времён, найденных в южной части Месопотамии, были найдены золотые украшения, в том числе тончайшие пластины и золотые нити, вплетённые в ткани. Что мы понимаем под терминами «сусальное золото», «швейное золото»?

Ответ: «Сусальное золото» - это тонкие золотые листочки, которые использовали для украшения кулонов, иконостасов и куполов церквей. «Сусальным золотом» называют так же краску, приготовленную из двусернистого олова (SnS2). «Швейное золото» - это шёлкова нить, обвитая тончайшей позолоченной и сплющенной проволокой. Такие нити вплетались в дорогие ткани, украшавшие гробницы древних захоронений.



  1. О каких двух знаменитых учёных химиках идёт речь: число букв в фамилиях одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все гласные «о», а у другого - такое, же количество гласных «е»?

Ответ: М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев.



  1. Название, какого химического элемента включает в себя названия двух животных: грызуна и парнокопытного?

Ответ: Мышьяк.



  1. О каком химическом элементе идёт речь: «Убийца, спрятавшийся в солонке»?

Ответ: Хлор



  1. Что человек называет «белым золотом», «чёрным золотом», «мягким золотом», «живописным золотом»?

Ответ: «Белое золото» - хлопок; сплав золота с серебром или платиной. «Чёрное золото» - нефть. «Мягкое золото» - меха, пушнина. «Живописное золото» - краска (сплав ртути, олова и серы).



  1. Где на нашей планете находятся: а) Золотой Рог, б) Золотые Ворота, в) Золотые Пески, г) Серебряный Берег, д) Железные Ворота?

Ответ: а) Золотой Рог - бухта в Босфоре и в заливе Петра Великого у Владивостока; б) Золотые Ворота - пролив, соединяющий бухту Сан-Франциско с Тихим океаном; ворота в Древнем Киеве; в) Золотые Пески - курорт в Болгарии на Чёрном море; г) Серебряный Берег - часть побережья Бискайского залива во Франции; д) Железные Ворота - теснина на реке Дунай на границе бывшей Югославии и Румынии.



  1. Что означает выражение «золотое руно» и какова его история?

Ответ: «Золотое руно» - шкура золотого барана, которой стремились завладеть аргонавты. Из древнегреческого мифа: Ясон и его товарищи отправились к берегам Колхиды добывать золотое руно, которое охранял злой дракон и быки. Этот миф изложил древнегреческий поэт Пиандром. «золотое руно» - это продукция простейшего способа добычи золота в Колхиде. Баранью шкуру помещали на дно ручья, в котором проходила золотая жила и выдерживали некоторое время. Водой в неё намывало золотой песок. Шкура действительно становилась «золотой».



  1. Назовите универсальный растворитель, с помощью которого и других химических средств, можно удалить пятна кофе, чая, чернил, жира, грязи и др. с одежды. Назовите основной способ химической очистки одежды.

Ответ: Горячая вода. Стирка.

Ученик №1: Следующий этап вашей работы - эксперимент.

Правила ТБ вы теперь знаете, можно переходить к химическому эксперименту.

Опыт 1. «Превращение воды в молоко».

Всем хорошо известно вещество - вода.

Мозг человека содержит 81%Н2О.

20% всей почвы составляет вода.

90% общего веса растительных и

животных организмов составляет вода.

«Вода-это уголь грядущих веков»

Знаете многое про смесь - молоко.А знаете, как получают молоко? А мы с вами сейчас получим "молоко" химическим способом. Для этого вам достаточно будет двух пробирок с бесцветными жидкостями под № 1 и № 2 и химического стакана, куда вы должны вылить прозрачные жидкости. Пожалуйста, можете проделать этот опыт. Полученное "молоко" мы пробовать не будем, так как оно нами придумано. (Для опыта используем раствор хлорида бария и раствор серной кислоты).

Опыт 2.«Превращение воды в вино, а вина - в воду»

Прилейте к бесцветной жидкости в пробирке №3 раствор из пробирки №4. (Наблюдаем малиновое окрашивание).А теперь к «вину» прилейте бесцветную жидкость из пробирки №5. (Окраска исчезает).«превращение воды в вино» - к раствору щёлочи приливают раствор фенолфталеина.

«превращение вина в воду» - к полученному «вину», добавляют раствор кислоты.

В конце нашего вечера «Познавательная химия» мы покажем вам еще несколько интересных опытов, которые вы тоже сможете делать, когда будете изучать предмет химия.

1."Несгораемый платок" (Пронина Надя, 9а класс):

Оборудование: носовой платок из хлопчатобумажной ткани, горелка, тигельные щипцы, длинная лучинка, этиловый спирт.

Прополаскиваем в воде носовой платок, затем слегка отжимаем его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитываем его спиртом.
Захватываем платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, подносим к ткани длинную лучинку (опыт должны проводить два человека). Спирт сразу вспыхнет - создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем для спирта.

2."Дым без огня" (Дворникова Аня, 10 класс):

В один чисто вымытый цилиндр наливаем несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой - раствор аммиака. Оба цилиндра закрываем крышками и ставим друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показываем, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачиваем вверх дном и ставим на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убираем: образуется белый дым

NH3 + HCl = NH4Cl

3."Тайнопись" (Коблюк Сергей, 9б класс):

4."Волшебные цветы" (Дворникова Аня, 10 класс):Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения «волшебной фразы», их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску. Из белой бумаги делают розу, которую опрыскивают раствором фенолфталеина и слегка подсушивают. Цветок (он пока еще белый) помещают в стакан, на дне которого налито немного концентрированного раствора аммиака, и накрывают стеклом. Через некоторое время роза приобретает красный цвет.
Если цветок перенести в стакан с концентрированной соляной кислотой на дне, то роза вновь станет белой.

5."Кровь без раны» (Арсеньев Миша, 8б класс)

Кожу руки обильно смачивают "йодом" (слабый раствор хлорного железа), якобы для дезинфекции. После этого набирают в тонкую трубочку раствор роданида калия и проводят концом этой трубочки по смоченному месту (для усиления эффекта опыта можно использовать тупой нож). На руке появляется "кровоточащая рана", которую легко смывают затем обычной водой, а руку вытирают насухо полотенцем

6."Фараоновы змеи» (Тарасевич Алёна, 8б класс):

Опыт проводят под тягой! На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата (бисептол, глюконат кальция) и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета (см. фото), которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей»

7."Извержение вулкана" (Джосан Ирина, 11 класс): дихромат аммония высыпают горкой на металлический поднос и поджигают.

Слово учителя.

Уважаемы наши гости! Завершая наше путешествие, мы хотели бы убедиться, что вы внимательно слушали и наблюдали за происходящими явлениями с веществами. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Как называется вещество, которое присутствует в растворе при получении меди? На каком заводе в Норильске получают медь?

  • Как называется желтая полоска бумаги для определения кислот и щелочей? Какой цвет приобрела эта полоска:

    • в растворе кислоты;

    • в растворе щелочи.

  • Вспомните, как называется кислота, которую получают на Медном заводе, улавливая дым из воздуха?

  • Как должен вести себя химик-исследователь, находясь в химической лаборатории?

(За правильные ответы учащиеся получают призы.)

Ученик № 1.

На этом наше путешествие завершено. Вы успешно справились с первыми химическими экспериментами. Все вы молодцы. Ждем вас на уроках химии в 8-ом классе.









© 2010-2022