Физические явления в химии

ТЕМА:  Физические явления. ЦЕЛЬ:  формирование представлений об особенностях  физических   явлений. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  формировать умение наблюдать физические явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать познавательную активность, логическое мышление самостоятельность, исследовательские     умения, творческий подход к решению вопросов; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы. НОВЫЕ ЗНАНИЯ: перегонка, выпаривание, кристаллизация, отстаивание, фильтрование, возгонка. ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ: чистые вещества, смеси, особо чистые вещества, химический анализ. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:  мультемедийный, объяснительно-иллюстративный. ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний. ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, плакат «Схема трубчатой установки для перегонки нефти». ЛИТЕРАТУРА: v  О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. «Химия». 8 класс.  Настольная  книга учителя. v   Е.П. Сгибнёва, А.В. Скачков. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. v  «Краткий справочник по химии» Киев: Наукова думка 1974. v  Герасимов Я.И. и др. курс физической химии. – М.: Химия, 1969.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

t′

1

Организационный момент

1


- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь. Давайте начнем урок. Дежурный, будьте добры, назовите отсутствующих.

- Хорошо, садись.

- Здравствуйте!

- Отсутствуют …


2

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся

7


- Что Вам было задано на дом?

- Хорошо. Давайте вспомним данный параграф. Итак, вопрос: что такое чистое вещество?

- Верно. А что такое смеси?

- Вы правы. Следующий вопрос : какие бывают смеси ?

- А чем они отличаются?



- Верно. А какие смеси Вы знаете по агрегатным состояниям? Приведите примеры, пожалуйста.

- Правильно, ребята. Продолжаем. Как можно определить состав смесей?

- А для чего нужен химический анализ?

- Правильно. Вы подготовлены к уроку. Я Вами довольна. Молодцы!

- § 23, прочитать и повторить.

- Чистым веществом называют вещество не загрязненное посторонними примесями.

- Смеси это вещества с примесями.

- Смеси бывают двух видов : однородные и неоднородные.

- В однородных смесях нельзя заметить границ раздела между веществами, а неоднородные смеси, например, мутная речная вода содержит в себе частицы песка, глины, которые заметны даже невооруженным глазом.

- Жидкие, твердые и газообразные. К жидким можно отнести воду, твердым - стекло, сплавы, а газообразным - воздух.

- Состав смесей устанавливают с помощью химического анализа.

- Химический анализ применяется очень широко, он необходим при решении важнейших хозяйственных и научно-технических задач.



3

Мотивация учения школьников и формирование у них положительного отношения к обучению

5


- Ребята, перед Вами слайд , на этом слайде Вы видите маленькое стихотворение. Кто-нибудь прочитайте, пожалуйста его вслух(слайд 1).



- Хорошо, садись. Очень выразительно прочитала. Что же следует из стихотворения: чему мы должны стремиться удивляться?



- Правильные суждения . А теперь давайте посмотрим видеоролик (просматривается видеоролик с сайта video.mail.ru/mail/akssvel/86/80.html).

- Мы внимательно смотрели этот маленький видеоролик. Как Вы думаете, что связывает данный ролик и стихотворение, которое нам зачитала … ?

- Вы размышляете в правильном направлении. А какие бывают явления, если вспомнить курс физики за 7 класс?

- Верно! Итак, Вы уже догадались что мы будем сегодня изучать?

- Вы, как всегда, правы, друзья.

(смотрят)

Одна из учащихся читает вслух стихотворение:

- Удивляйся росе,

Удивляйся цветам,

Удивляйся упругости стали,

Удивляйся тому,

Чему люди порой

Удивляться уже перестали.

- Мы должны стараться удивляться явлениям, которые каждый день происходят в нашей жизни: росе, дождю, упругости металлов, их ковкости, цветам, природе.

(смотрят видеоролик)

- И в ролике, и в стихотворении речь идет о явлениях.

- Явления бывают физические и химические.

- Да, это физические явления.



4

Сообщение темы и цели урока

1


- Сегодняшняя тема урока «Физические явления», и целью занятия является изучение особенностей физических явлений (слайд 2). Сегодня мы с вами рассмотрим явления, которые происходят вокруг нас с веществами.

- Откройте, пожалуйста тетради, запишите число и тему урока.

(слушают)



(записывают)


5

Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала

18


- Что же такое явление? Явление это изменение или процесс. Как Вы уже знаете и сказали, различают физические и химические явления (слайд 3). Перепишите, пожалуйста, схему со слайда в тетради.

- Химические явления мы с Вами рассмотрим чуть позже, а сегодня углубим свои знания о физических процессах. Что же такое физическое явление? Физическое явление это явление, при котором состав веществ не изменяется и образования новых веществ не происходит, но изменяется форма, размер или агрегатное состояние вещества ( слайд 4). Запишите определение физического явления в свои тетради, для этого можете воспользоваться слайдом или учебником.

- Так как при физических явлениях состав веществ

не изменяется и образования новых веществ не происходит, то их обычно используют используют в промышленности и получении чистых веществ (слайд 5). В промышленности часто используются такие физические процессы как плавление и затвердевание (слайд 6).

- А как Вы думаете в каких областях промышленности и для чего могут быть использованы данные процессы?

- Верно. Также стоит добавить изготовление проволок, проводов линий электропередач и посуды. Кратко запишите в тетради несколько областей использования физических явлений( слайды 7, 8).

- Стоит отметить , что многие способы получения чистых веществ являются физическими явлениями. К ним относятся перегонка, выпаривание, фильтрование, возгонка, отстаивание (слайд 8). Перепишите схему со слайда, пожалуйста.

- А сейчас подробнее рассмотрим каждый метод очистки веществ. Первый метод - это перегонка. Другое его название - это дистилляция (слайд 9). Он основывается на различии температур кипения. Этим способом можно получить воду, очищенную от растворенных в ней веществ.

- А как называется такая вода?

- Верно. Именно такая вода применяется для приготовления лекарственных растворов и для заливки в систему охлаждения автомобилей. Используется перегонка и для получения отдельных нефтепродуктов из природной нефти. Давайте откроем страницу 90 в учебниках, посмотрим рисунок 18. Здесь представлена схема трубчатой установки для непрерывной перегонки нефти. Данная установка состоит из нескольких частей. Под цифрой 1 отмечена трубчатая печь для нагревания нефти, под цифрой 2 - разделительная колонна, где нефть разделяется на фракции. В трубчатой печи в виде змеевика расположен длинный трубопровод. Печь обогревается горящим мазутом или газом. По трубопроводу непрерывно подается нефть, в нем она нагревается до 320-3500С и в виде смеси жидкости и паров поступает в разделительную колонну. Сама разделительная колонна представляет собой стальной цилиндрический аппарат , высотой примерно 40 метров. Она имеет внутри несколько десятков горизонтальных перегородок с отверстиями. Пары нефти , поступая в колонну, поднимаются вверх и проходят через отверстия перегородок. Постепенно охлаждаясь, они снижаются на тех или иных перегородках в зависимости от температур кипения.

- Ребята, а какие продукты природной нефти вам известны?

- Правильно. Но еще имеются такие как лигроин и газойль. Из разных фракций разделительной колонны выходят данные продукты. В самом низу собирается мазут - черная густая жидкость.

- А для чего он используется?

- Верно. Также используется для получения смазочных масел путем дополнительной перегонки.

- Второй метод - это выпаривание или кристаллизация(слайд 10). Основан на свойстве растворимости веществ. Данным способом можно очистить загрязненную поваренную соль.

- Третий - возгонка или сублимация. Он основан на свойстве сублимации веществ( слайд 11). А сублимация это переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. Запишите определение в тетради, пожалуйста.

- Четвертый метод - фильтрование(слайд 12). Он основан на разной пропускной способности веществ.

- Пятый способ - отстаивание(слайд 13) . основан на различной плотности веществ. Например, смеси нефти и воды быстро расслаиваются и поэтому легко отделяются друг от друга с помощью делительной воронки.

(слушают)

(пишут)

(слушают)





(записывают)

(слушают)





- В металлургии, машиностроении, самолетостроении, для изготовления разных деталей.



(пишут)

(слушают)

(пишут)

(слушают)



- Дистиллированная вода.

(слушают)

(смотрят и слушают)











- Бензин, мазут, керосин.

(слушают)

- Он используется в качестве топлива.

(слушают)





(пишут под диктовку)

(слушают)


6

Осмысление внутренних закономерностей, связей между изучаемыми предметами в процессе мыслительной работы и выполнение познавательных заданий

7


А сейчас, чтобы Вы лучше запомнили способы разделения смесей и поняли их суть, предлагаю Вам заполнить таблицу. Шапочку шаблона Вы можете увидеть на слайде( слайд 14).

Методы разделения смесей

Метод разделения

На чем основан

Для чего используется

Перегонка



Выпаривание



Фильтрование



Возгонка



Отстаивание



(слушают)

(пишут)

(заполняют таблицу)

Метод разделения

На чем основан

Для чего используется

Перегонка

На различии температур кипения веществ

Очистки воды от растворенных в ней веществ, получения нефтепродуктов из природной нефти

Выпари-

вание

На различной растворимости веществ

Очистка солей

Фильтро-

вание

На различной пропускной способности веществ

Очистка питевой воды на станциях, пылесос, марлевые повязки, респираторы, противогаз

Возгонка

На свойстве сублимации

Изготовление «сухого льда»

Отстаи-

вание

На различной плотности веществ

Разделения нефти и воды, масла и воды

7

Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний

3

- Давайте взглянем на слайд и проверим свои знания( слайд 15).

- Кто выполнит первое задание?

- Правильно. Следующее задание.

- Верно. Продолжаем .

- Ответ правильный. Следующее задание.

- Правильно. И последнее задание : Вам нужно предложить способ разделения порошков серы и железа.

- Давайте проверим, как же все таки можно разделить порошки серы и железа(слайд 16).

- Разделение смеси порошков серы и железа осуществляется за счет действия магнита. Основываясь на физические свойства веществ.

-Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили сегодняшнюю тему.

(слушают и смотрят)

- При физических явлениях изменяется агрегатное состояние, форма и размер, но не меняется состав вещества.

- Превращение жидкости в пар - это явление физическое, потому что изменяется агрегатное состояние.

- Дистилляцию также называют перегонкой.

- Способность вещества переходить из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое, называют сублимацией или возгонкой.

(предлагаются варианты ответов)

(слушают и смотрят)

8

Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и отдельных учеников

2

- Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня изучили?

- Молодцы!

- За активное участие на уроке и выполнение домашнего задания ставлю отметки получают : … . Поставьте отметки в дневники.

(слушают)

- Сегодня мы прошли тему «Физические явления» ,узнали что представляют из себя физические процессы, методы разделения смесей.

(слушают)

(ставят отметки)

9

Домашнее задание

1

- На дом Вам задаю :

1. § 25, прочитать и проанализировать;

2. Ответить на вопросы после параграфа письменно 1,2,3,6. Запишите это в дневники.

- Всем спасибо за внимание! Урок окончен! До свидания!

(слушают)

(записывают в дневники)

- До свидания!



© 2010-2022