- Преподавателю
- Химия
- Физические явления в химии
Физические явления в химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бикбаева Г.Ф. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | t′ | ||||
1 | Организационный момент | 1 | |||||
| - Здравствуйте, ребята! - Садитесь. Давайте начнем урок. Дежурный, будьте добры, назовите отсутствующих. - Хорошо, садись. | - Здравствуйте! - Отсутствуют … |
| ||||
2 | Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся | 7 | |||||
| - Что Вам было задано на дом? - Хорошо. Давайте вспомним данный параграф. Итак, вопрос: что такое чистое вещество? - Верно. А что такое смеси? - Вы правы. Следующий вопрос : какие бывают смеси ? - А чем они отличаются?
- Верно. А какие смеси Вы знаете по агрегатным состояниям? Приведите примеры, пожалуйста. - Правильно, ребята. Продолжаем. Как можно определить состав смесей? - А для чего нужен химический анализ? - Правильно. Вы подготовлены к уроку. Я Вами довольна. Молодцы! | - § 23, прочитать и повторить. - Чистым веществом называют вещество не загрязненное посторонними примесями. - Смеси это вещества с примесями. - Смеси бывают двух видов : однородные и неоднородные. - В однородных смесях нельзя заметить границ раздела между веществами, а неоднородные смеси, например, мутная речная вода содержит в себе частицы песка, глины, которые заметны даже невооруженным глазом. - Жидкие, твердые и газообразные. К жидким можно отнести воду, твердым - стекло, сплавы, а газообразным - воздух. - Состав смесей устанавливают с помощью химического анализа. - Химический анализ применяется очень широко, он необходим при решении важнейших хозяйственных и научно-технических задач.
|
| ||||
3 | Мотивация учения школьников и формирование у них положительного отношения к обучению | 5 | |||||
| - Ребята, перед Вами слайд , на этом слайде Вы видите маленькое стихотворение. Кто-нибудь прочитайте, пожалуйста его вслух(слайд 1).
- Хорошо, садись. Очень выразительно прочитала. Что же следует из стихотворения: чему мы должны стремиться удивляться?
- Правильные суждения . А теперь давайте посмотрим видеоролик (просматривается видеоролик с сайта video.mail.ru/mail/akssvel/86/80.html). - Мы внимательно смотрели этот маленький видеоролик. Как Вы думаете, что связывает данный ролик и стихотворение, которое нам зачитала … ? - Вы размышляете в правильном направлении. А какие бывают явления, если вспомнить курс физики за 7 класс? - Верно! Итак, Вы уже догадались что мы будем сегодня изучать? - Вы, как всегда, правы, друзья. | (смотрят) Одна из учащихся читает вслух стихотворение: - Удивляйся росе, Удивляйся цветам, Удивляйся упругости стали, Удивляйся тому, Чему люди порой Удивляться уже перестали. - Мы должны стараться удивляться явлениям, которые каждый день происходят в нашей жизни: росе, дождю, упругости металлов, их ковкости, цветам, природе. (смотрят видеоролик) - И в ролике, и в стихотворении речь идет о явлениях. - Явления бывают физические и химические. - Да, это физические явления.
|
| ||||
4 | Сообщение темы и цели урока | 1 | |||||
| - Сегодняшняя тема урока «Физические явления», и целью занятия является изучение особенностей физических явлений (слайд 2). Сегодня мы с вами рассмотрим явления, которые происходят вокруг нас с веществами. - Откройте, пожалуйста тетради, запишите число и тему урока. | (слушают)
(записывают) |
| ||||
5 | Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала | 18 | |||||
| - Что же такое явление? Явление это изменение или процесс. Как Вы уже знаете и сказали, различают физические и химические явления (слайд 3). Перепишите, пожалуйста, схему со слайда в тетради. - Химические явления мы с Вами рассмотрим чуть позже, а сегодня углубим свои знания о физических процессах. Что же такое физическое явление? Физическое явление это явление, при котором состав веществ не изменяется и образования новых веществ не происходит, но изменяется форма, размер или агрегатное состояние вещества ( слайд 4). Запишите определение физического явления в свои тетради, для этого можете воспользоваться слайдом или учебником. - Так как при физических явлениях состав веществ не изменяется и образования новых веществ не происходит, то их обычно используют используют в промышленности и получении чистых веществ (слайд 5). В промышленности часто используются такие физические процессы как плавление и затвердевание (слайд 6). - А как Вы думаете в каких областях промышленности и для чего могут быть использованы данные процессы? - Верно. Также стоит добавить изготовление проволок, проводов линий электропередач и посуды. Кратко запишите в тетради несколько областей использования физических явлений( слайды 7, 8). - Стоит отметить , что многие способы получения чистых веществ являются физическими явлениями. К ним относятся перегонка, выпаривание, фильтрование, возгонка, отстаивание (слайд 8). Перепишите схему со слайда, пожалуйста. - А сейчас подробнее рассмотрим каждый метод очистки веществ. Первый метод - это перегонка. Другое его название - это дистилляция (слайд 9). Он основывается на различии температур кипения. Этим способом можно получить воду, очищенную от растворенных в ней веществ. - А как называется такая вода? - Верно. Именно такая вода применяется для приготовления лекарственных растворов и для заливки в систему охлаждения автомобилей. Используется перегонка и для получения отдельных нефтепродуктов из природной нефти. Давайте откроем страницу 90 в учебниках, посмотрим рисунок 18. Здесь представлена схема трубчатой установки для непрерывной перегонки нефти. Данная установка состоит из нескольких частей. Под цифрой 1 отмечена трубчатая печь для нагревания нефти, под цифрой 2 - разделительная колонна, где нефть разделяется на фракции. В трубчатой печи в виде змеевика расположен длинный трубопровод. Печь обогревается горящим мазутом или газом. По трубопроводу непрерывно подается нефть, в нем она нагревается до 320-3500С и в виде смеси жидкости и паров поступает в разделительную колонну. Сама разделительная колонна представляет собой стальной цилиндрический аппарат , высотой примерно 40 метров. Она имеет внутри несколько десятков горизонтальных перегородок с отверстиями. Пары нефти , поступая в колонну, поднимаются вверх и проходят через отверстия перегородок. Постепенно охлаждаясь, они снижаются на тех или иных перегородках в зависимости от температур кипения. - Ребята, а какие продукты природной нефти вам известны? - Правильно. Но еще имеются такие как лигроин и газойль. Из разных фракций разделительной колонны выходят данные продукты. В самом низу собирается мазут - черная густая жидкость. - А для чего он используется? - Верно. Также используется для получения смазочных масел путем дополнительной перегонки. - Второй метод - это выпаривание или кристаллизация(слайд 10). Основан на свойстве растворимости веществ. Данным способом можно очистить загрязненную поваренную соль. - Третий - возгонка или сублимация. Он основан на свойстве сублимации веществ( слайд 11). А сублимация это переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. Запишите определение в тетради, пожалуйста. - Четвертый метод - фильтрование(слайд 12). Он основан на разной пропускной способности веществ. - Пятый способ - отстаивание(слайд 13) . основан на различной плотности веществ. Например, смеси нефти и воды быстро расслаиваются и поэтому легко отделяются друг от друга с помощью делительной воронки. | (слушают) (пишут) (слушают)
(записывают) (слушают)
- В металлургии, машиностроении, самолетостроении, для изготовления разных деталей.
(пишут) (слушают) (пишут) (слушают)
- Дистиллированная вода. (слушают) (смотрят и слушают)
- Бензин, мазут, керосин. (слушают) - Он используется в качестве топлива. (слушают)
(пишут под диктовку) (слушают) |
| ||||
6 | Осмысление внутренних закономерностей, связей между изучаемыми предметами в процессе мыслительной работы и выполнение познавательных заданий | 7 | |||||
| А сейчас, чтобы Вы лучше запомнили способы разделения смесей и поняли их суть, предлагаю Вам заполнить таблицу. Шапочку шаблона Вы можете увидеть на слайде( слайд 14). Методы разделения смесей Метод разделения | На чем основан | Для чего используется | ||||
Перегонка |
|
| |||||
Выпаривание |
|
| |||||
Фильтрование |
|
| |||||
Возгонка |
|
| |||||
Отстаивание |
|
|
(слушают)
(пишут)
(заполняют таблицу)
Метод разделения
На чем основан
Для чего используется
Перегонка
На различии температур кипения веществ
Очистки воды от растворенных в ней веществ, получения нефтепродуктов из природной нефти
Выпари-
вание
На различной растворимости веществ
Очистка солей
Фильтро-
вание
На различной пропускной способности веществ
Очистка питевой воды на станциях, пылесос, марлевые повязки, респираторы, противогаз
Возгонка
На свойстве сублимации
Изготовление «сухого льда»
Отстаи-
вание
На различной плотности веществ
Разделения нефти и воды, масла и воды
7
Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний
3
- Давайте взглянем на слайд и проверим свои знания( слайд 15).
- Кто выполнит первое задание?
- Правильно. Следующее задание.
- Верно. Продолжаем .
- Ответ правильный. Следующее задание.
- Правильно. И последнее задание : Вам нужно предложить способ разделения порошков серы и железа.
- Давайте проверим, как же все таки можно разделить порошки серы и железа(слайд 16).
- Разделение смеси порошков серы и железа осуществляется за счет действия магнита. Основываясь на физические свойства веществ.
-Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили сегодняшнюю тему.
(слушают и смотрят)
- При физических явлениях изменяется агрегатное состояние, форма и размер, но не меняется состав вещества.
- Превращение жидкости в пар - это явление физическое, потому что изменяется агрегатное состояние.
- Дистилляцию также называют перегонкой.
- Способность вещества переходить из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое, называют сублимацией или возгонкой.
(предлагаются варианты ответов)
(слушают и смотрят)
8
Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и отдельных учеников
2
- Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня изучили?
- Молодцы!
- За активное участие на уроке и выполнение домашнего задания ставлю отметки получают : … . Поставьте отметки в дневники.
(слушают)
- Сегодня мы прошли тему «Физические явления» ,узнали что представляют из себя физические процессы, методы разделения смесей.
(слушают)
(ставят отметки)
9
Домашнее задание
1
- На дом Вам задаю :
1. § 25, прочитать и проанализировать;
2. Ответить на вопросы после параграфа письменно 1,2,3,6. Запишите это в дневники.
- Всем спасибо за внимание! Урок окончен! До свидания!
(слушают)
(записывают в дневники)
- До свидания!