- Преподавателю
- Химия
- Коучинг–сессия «Повышение мотивации обучения»
Коучинг–сессия «Повышение мотивации обучения»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чувасов М.С. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Коучинг-сессия на семинар учителей химии
готовящих учащихся на ЕНТ-2016.
Коучинг-сессия «Повышение мотивации обучения»
Учитель сертифицированный по первому уровню Чувасов М.С.
№
Наименование занятия
«Повышение учебной мотивации учащихся»
Общие цели
выявить наличие интересов у подростков, познакомить с видами мотивов, способствовать формированию мотивации познавательной деятельности, изучить влияние мотивации на успеваемость подростков.
Ожидаемые результаты
участники коучинга знакомятся с различными видами мотивации, узнают каким образом они формируются и как могут повлиять на успешность учебного процесса.
Ключевые идеи
Мотивация, учебная мотивация, ситуация успеха
Материалы и оборудование
флипчарты, маркеры, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, листы анкет, видеоролик, презентация «Повышение учебной мотивации учащихся».
Ход занятия
Этапы занятия
Время
Действия коуча и действия участников коучинга
Приветствие
2 мин
Коуч сообщает тему, цели коучинга.
Эпиграф: «Влияние мотивации - это вещь деликатная, легко не обнаруживается, но в конце концов дающая о себе знать роковым образом». П.Я. Гальперин.
Вызов
Разбор ситуации
5 мин
Под окнами дома пожилого человека повадились играть дети. Каждый вечер они собирались на лужайке перед его домом, бегали, шумели, чем сильно ему мешали. Никакие просьбы и уговоры играть подальше от его дома не помогали. Он долго мучился вопросом: что же с ними делать и придумал - он вышел к детям и сказал:
-Вы очень здорово сегодня бегали, резвились и кричали. За это каждый из вас получит сегодня по 1 доллару. Можете себе представить реакцию детей?! Мало того, что они получали удовольствие от игры, они получили еще и деньги. Дети были очень довольны. На следующий день хозяин дома вышел к играющим детям и сказал:
- Знаете, дети, сегодня мои обстоятельства изменились, и я могу вам дать лишь по 50 центов". Дети взяли деньги, но играли и кричали уже с меньшим энтузиазмом. На следующий день этот мудрый человек раздал детям по 20 центов и сказал:
- Приходите еще и завтра, я вам дам по 5 центов. На это дети ответили: "Вот еще! Будем мы тут бегать и кричать за какие-то 5 центов!".
Таким замысловатым образом этот пожилой человек избавился от шума и крика под своими окнами.
О чем же эта история?
Деление на группы
Цветы, овощи, фрукты.
5 мин
Цветы, овощи, фрукты.
Упражнение «Самый мотивированный ученик».
10 мин
Если нельзя, но очень хочется, то можно. Знакомая поговорка? Обычно её понимают в том смысле, что при сильном желании запреты нарушать допустимо. Звучит как-то незаконопослушно. Но «нельзя» означает не только «запрещено», но и «невозможно». И если поговорку понимать именно в этом смысле, то она становится отличным эпиграфом к теме «Мотивация». В самом деле, мы ведь хорошо знаем, что стоит лишь по-настоящему захотеть, как становятся достижимыми самые фантастические цели. Мы не нуждаемся в подтверждении того, во что и так искренне верим. Перефразируя другую поговорку можно сказать: мотивация города берёт. Проблема мотивации уже много лет остаётся одной из самых дискуссионных в психологической и педагогической науке. Вот и сегодня мы рассмотрим теоретические аспекты создания высокой мотивации, а также практические приемы повышения учебной мотивации детей.
В качестве внешнего мотиватора (по Е. П. Ильину) для повышения эффективности работы нашего семинара, предлагаю Вам упражнение «Самый мотивированный ученик».
Инструкция:
-
Вспомните, пожалуйста, своего ученика, который кажется Вам наименее мотивированным к учёбе (не желает учиться). Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружочком соответствующий балл по каждой шкале.
-
Теперь выполните те же действия относительно ученика, который кажется Вам наиболее мотивированным (выраженное желание учиться). Опишите его с помощью тех же 10 шкал.
Суммируйте все баллы отдельно каждого ученика. Поднимите, пожалуйста, руки, у кого мотивированный ученик набрал меньшее количество баллов, чем немотивированный? А у кого большее количество баллов?
Работа в группах
10мин
1-ой группе составить причины спада школьной мотивации,
2-й группе назвать способы стимулирования познавательной деятельности,
3-й группе причины и пути формирования мотивов
Презентация: «Повышение мотивации учащихся»
10 мин
Мотивационная сфера личности.
Мотивационная сфера личности - совокупность мотивационных образований: мотивов, потребностей, целей, намерений, желаний, интересов.
Мотив - побуждение к деятельности; это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.
Мотивация - процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. По видам деятельности различают:
-
игровую мотивацию,
-
учебную,
-
общения (аффилиации),
-
познавательную,
-
профессиональную;
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».
Единицей анализа мотивационной сферы служит понятие «потребности».
Потребность - исходная форма активности живых существ, основная движущая сила их развития.
В психологии наблюдается многообразие всевозможных классификаций потребностей. В самом общем виде потребности можно разделить на:
-
биологические,
-
материальные,
-
социальные,
-
духовные;
Широко распространённой и популярной является классификация потребностей, предложенная одним из основоположников гуманистической психологии А. Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие 7 классов человеческих потребностей (пирамида Маслоу):
Кроме потребностей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются мотивы, цели, интересы, желания, намерения.
Интерес - особое мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связанно с какой либо одной потребностью. Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Высший уровень развития этой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.
Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Ещё одним аспектом мотивационной сферы является понятие мотива.
Мотив определяется как предмет потребности, связан с потребностью. Классификаций мотивов столько, сколько существует оснований для их классификации.
Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.
Осознанные мотивы - это цели, к которым человек стремиться.
Цель-непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие.
Неосознанные мотивы - это реально движущие силы поведения человека. Нередко случается так, что подлинных причин своего поведения человек не знает. Как правило, в случае неосознанных мотивов, человек для объяснения причин своего поведения прибегает к мотивировке.
Мотивировка - это рациональное объяснение человеком причин своих поступков. С помощью мотивировки человек может оправдывать своё поведение, маскировать действительные мотивы своего поведения.
Каузальная атрибуция-это потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений, его способность к такому пониманию.
Различают мотивы внешние и внутренние.
Внутренние - мотивы саморазвития, результативные мотивы.
Внешние - общественные мотивы долга и ответственности, мотивы оценки и успеха, самоутверждения и благополучия.
Существует теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, согласно которой у человека есть два разных мотива, которые проявляются в процессах достижения им цели:
-
мотив достижения успеха,
-
мотив избегания неудачи.
Поведение людей, ориентированных на достижение успеха и на избегание неудачи различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчётливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-либо работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побеждённым, в целом - жизненным неудачником.
Упражнение «Самоисполняющееся пророчество»
6 мин
Цель: получить опыт самоисполняющихся предсказаний.
Попробуем поработать с нашим предубеждением. Будем действовать по следующему алгоритму:
-
Напишите имя ученика, которого Вы оценили сейчас, как не желающего учиться;
-
Забудьте все предубеждения относительно него, будто Вы его совсем не знаете;
-
Составьте для себя желаемое представление о нём. Каким бы Вы хотели его видеть? Пусть Ваше воображение будет смелым и ярким. Творите новый образ этого человека в своём воображении.
-
Запишите, каким Вы видите новый образ. К чему он стремиться? Что его мотивирует?
А теперь действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким Вы хотите его видеть. Не ожидайте мгновенного результата. Наберитесь терпения, и результат последует. Примите это хотя бы в качестве эксперимента.
Рефлексия
7 мин
Коуч просит участников коуч занятия в подведении итогов сегодняшнего занятия сказать:
Мы изучили сегодня…
Мы справились хорошо…
Группа справилась хорошо…
Вы хотите узнать больше о…
Было непонятно …