Статья Урок – путешествие как одна из форм нетрадиционных уроков

Статья "Урок – путешествие как одна из форм нетрадиционных уроков" была издана в журнале "Педагогический поиск" в 2009 году. Поводом послужило проведение открытого урока на республиканском уровне по аналитической химии на тему "Качественный анализ". Урок был проведен в виде урока - путешествия. Студенты нарисовали "географическую карту урока", на которой обозначили станции, весь путь (ход) урока. По мере прохождения урока флажками отмечали, что они проехали уже ту или иную станцию. Студенты на п...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие

как одна из форм нетрадиционных уроков.


Терехова В.А.,

преподаватель химии

высшей квалификационной категории

Тираспольского техникума коммерции


Познание начинается с удивления.

Аристотель


В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, педагоги понимают, что процесс обучения не должен сводиться к простой передаче суммы знаний от преподавателя к студенту. Обучение подрастающего поколения должно быть мотивированным, развивающим, личностно - ориентированным, учитывающим способности, потребности и особенности студентов. В этой ситуации особая роль отводится нетрадиционным урокам, которые имеют ряд преимуществ:

- вносят оживление в деятельность студентов на учебных занятиях;

- позволяют вовлекать в учебный процесс всех обучающихся;

- способствуют активизации познавательной деятельности студентов;

- создают прямые и обратные связи между субъектами учебного процесса;

- способствуют оптимизации и интенсификации учебного процесса.

К нетрадиционным урокам относятся и уроки - путешествия. Заранее готовят эмблемы, карту путешествия, на которой обозначаются специальными значками станции, пункты контроля и прибытия. Чтобы совершить увлекательное путешествие, студентам необходимо пройти все его этапы. Прохождение каждой станции можно отмечать на карте. Студентам предлагается совершить путешествие по нескольким станциям (оптимально по 3-4). Названия станций даются в зависимости от вида учебной деятельности на этапе путешествия: «Практическая», «Расчетная», «Профессиональная».

Пункт контроля является первым этапом путешествия. Его должны пройти все студенты, поэтому задания этого этапа должны быть минимального или общего уровня. Следующая станция «Практическая»предполагает выполнение лабораторной работы. Обязательно следует провести инструктаж по технике безопасности. Можно, чтобы это сделал преподаватель или сами студенты. Станция «Расчетная» предполагает решение расчетных задач. А станция «Профессиональная» включает в себя вопросы, которые имеют межпредметный характер и связывают данную дисциплину с будущей профессией.

Все задания следует подбирать разной степени сложности, так, чтобы каждый студент осуществил путешествие по всем станциям.

Оценки студентам выставляет «Коллегия почетных путешественников», которая состоит из числа педагогов или студентов старших курсов. Им выдаются эмблемы и оценочные ведомости с указанием списка группы и названием всех станций. Студенты, получившие оценку «отлично», получают награду - удостоверение о присвоении звания «Почетный путешественник».

Уроки - путешествия способствуют релаксации, т.е. снятию нервной нагрузки за счет смены деятельности, что очень важно для здоровьесбережения. Они развивают общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, сравнение, умения выделять главное, делать выводы); развивают и поддерживают устойчивый интерес к изучаемому материалу на протяжении всего учебного занятия; развивают коммуникативные умения и навыки и способствуют установлению эмоциональных контактов между участниками учебного процесса. Кроме того, они обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

2


© 2010-2022