• Преподавателю
  • Химия
  • Педагогический проект. Межпредметные связи на уроках химии, физики и биологии

Педагогический проект. Межпредметные связи на уроках химии, физики и биологии

Подходы к определению сущности дидактической категории межпредметных связей и их видов весьма многообразны. Научные позиции исследователей в понимании сущности межпредметных связей и классификации их видов определяются такими факторами, как конкретные педагогические задачи исследования, решение которых осуществляется на основе межпредметных связей; изучаемые аспекты проблемы межпредметных связей и уровни их решения; используемые научные методы выделения конкретных связей. Исходя из общности стру...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект










Педагогический проект. Межпредметные связи на уроках химии, физики и биологии.








Работу выполнила

учитель химии и физики

ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино

м.р. Исаклинский

Самарской области

Иванова Светлана Николаевна



2013г.


Межпредметные связи на уроках химии, физики и биологии.


Анализ ситуации:

Подходы к определению сущности дидактической категории межпредметных связей и их видов весьма многообразны. Научные позиции исследователей в понимании сущности межпредметных связей и классификации их видов определяются такими факторами, как конкретные педагогические задачи исследования, решение которых осуществляется на основе межпредметных связей; изучаемые аспекты проблемы межпредметных связей и уровни их решения; используемые научные методы выделения конкретных связей. Исходя из общности структуры учебных предметов и структуры процесса обучения, которые являются объективными основаниями классификации межпредметных связей, можно выделить три их основных типа: содержательно- информационные, операционно-деятельностные и организационно-методические.
Межпредметные связи этого типа обогащают методы, приемы и формы организации обучения. Они обеспечивают эффективные пути усвоения учащимися общепредметных знаний и умений. Объединение знаний (действие синтеза) имеет в каждом конкретном случае определенную познавательную функцию - объяснение причинно-следственных связей в общих объектах, обобщение и выведение нового обобщенного знания, конкретизацию общих понятий, классификацию смежных явлений, доказательство обобщенных идей и др. Межпредметная связь в логически завершенном виде представляет собой выраженное во всеобщей форме, осознанное отношение между элементами структуры различных учебных предметов. Таким отношением может быть новое знание, которое сформировалось благодаря усвоению связей между знаниями из разных предметов. Это знание по своему содержанию и способу формирования в учебном познании носит межпредметный характер (Например, физико-химические, биохимические, историко-географические, политико-экономические, литературно-исторические понятия). Таким отношением может быть и новое обобщенное умение, сформированное в результате усвоения связей между способами учебно- познавательной деятельности, применяемыми в разных предметах. Новое умение является межпредметным, поскольку может использоваться в разных учебных предметах при оперировании общими для них межпредметными знаниями
(например, умения устной и письменной речи, расчетно-измерительные, художественно-изобразительные, графические, обобщенные умения мыслительной деятельности и др.). Таким отношением могут быть и новые, обобщенные на межпредметной основе, аксиологические, ценностные аспекты знаний, которые формируют идейно-нравственное сознание ученика. Эффективность формирования межпредметных знаний, умений и ценностных отношений школьников определяется способами осуществления межпредметных связей в процессе обучения (методическими приемами, методами учебной работы, условиями организации учебного процесса и т. п.): в преподавании, в их усвоении учащимися и применении в новых познавательных ситуациях. В результате осуществления всесторонних межпредметных связей вырабатывается магистральная педагогическая линия, общая тенденция, стратегия действий учителей. Таким образом, как справедливо отмечает М. М. Левина, «речь идет о дидактической организации учебного процесса, о конструктивной разработке системы педагогической работы...», поэтому межпредметные связи «есть принцип конструирования дидактической системы». Итак, межпредметные связи выступают в процессе обучения как условие реализации его основных функций (образовательных, развивающих, воспитательных) и сами выполняют методологические, конструктивные и формирующие функции. В соответствии с различным функциональным значением изменяется их содержательно-смысловое значение, их соотнесенность с понятийным аппаратом. Как уже отмечалось, в изучении феномена межпредметных связей можно выделить аспекты: философский, общепедагогический, собственно дидактический, методический, психологический. Будучи конкретной дидактической формой проявления философского принципа системности, межпредметные связи выполняют методологические функции. Играя роль дидактического принципа, на основе которого строятся системы межпредметного обучения (в рамках учебной темы, учебного предмета, учебной проблемы, внеклассной деятельности и др.) межпредметные связи выполняют конструктивные функции. Формирующая функция межпредметных связей заключена в том, что как общепедагогическое средство комплексного подхода к обучению они создают условия для формирования мировоззрения, познавательной активности и самостоятельности учащихся. Эту функцию межпредметные связи осуществляют в обучении под влиянием методических и психологических факторов перестройки учебно-познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителей. Таким образом, углубление педагогической науки в сущность дидактической категории межпредметных связей приводит к выводам о полифункциональности, подвижности, относительности их смысловых значений в общей организации процесса обучения. В единстве методологических, конструктивных и формирующих функций межпредметные связи создают современный дидактический (межпредметный) подход к построению содержания и организации процесса предметного обучения с позиций всеобщих принципов системности и комплексности.

С целью изучения современного состояния проблемы реализации межпредметных связей в основной, средней и высшей школах были организованы и проведены в период с 1996 по 2001 годы три научно-практические конференции Всероссийского и Международного уровней.

В настоящее время необходимо:

  • рассматривать межпредметные связи как дидактический принцип, имеющий свою специфику в различных педагогических системах современного образования;

  • активно внедрять в учебный процесс как школ, так и педагогических вузов активные формы обучения, способствующие практической реализации принципа межпредметных связей;

  • разрабатывать новые подходы к процессу обучения с учетом принципа межпредметных связей;

  • скоординировать условия, способствующие формированию у учащихся межпредметной структуры учебных знаний и т.д.

И.Д. Файзиев конкретизирует эту мысль: "Для осуществления единого подхода в формировании естественнонаучных знаний необходимо обеспечивать следующие условия:

  • выделение основы изучаемого материала межпредметного содержания;

  • определение нижнего уровня материала межпредметного содержания, который удовлетворяет государственный стандарт образования и который способствует его реализации на уровне потребного к моменту окончания школы;

  • формулирование требований к уровню знаний учащихся к каждому элементу знаний;

  • определение основных этапов формирования содержания изучаемого материала и вклада каждого предмета в их развитие"

Эффективность образования школьников зависит от следующих факторов:

  • единство и непрерывность представленного в соответствующих учебных программах экологически ориентированного материала и практических заданий;

  • всемерное развитие межпредметных связей и системного подхода в освоении экологических знаний;

Как считают А.В. Петров и А.Н. Чинин, "путь к истине в научном поиске идет не только через увеличение информации в своей исследуемой области, но и через обмен информацией с другими областями науки. Такой обмен позволяет осуществлять последовательное углубление объективной истины и вырабатывать научный стиль мышления. Учитывая необходимость выработки у учащихся научного стиля мышления, связанного с концепцией квантования, следует спроектировать межнаучные связи на связи межпредметные и выделить в них основополагающие условия, определяющие развитие стиля мышления. Для этого необходимо:

  • раскрыть учащимся те методологические черты, которые в своей совокупности представляют лицо современного научного познания или стиль научного мышления на данном этапе развития науки;

  • показать, что учет межпредметных связей эквивалентен межнаучным связям и поэтому является регулятивом развития теоретических и практических знаний в учебном процессе;

  • учить анализировать связи изучаемого предмета со "здравым смыслом", чтобы раскрыть преимущество научных знаний;

  • на примере межпредметных связей со "здравым смыслом" показать, что прогресс познания реализуется в движении мысли от отражения менее глубоких и менее общих связей к установлению более глубоких и постоянных связей и отношений между явлениями и процессами;

  • исследовать в учебном процессе, как, благодаря межпредметным связям, можно "примерять на себя" чужие концепции, которые впоследствии принимают глобальный характер, определяя научный стиль мышления;

  • показать, как межпредметные связи с логикой и методологией превращаются в общий прием научного познания;

  • раскрыть основополагающую мысль о том, что познание мира возможно лишь на основе всестороннего системного исследования объектов, выделения всех существенных связей и отношений, а также законов проявления данных связей;

  • за межпредметными связями учить находить причинные связи в становлении и развитии каждой системы;

  • реализуя межпредметные связи, учить видеть постоянные связи, определяющие автономность и специфику исследуемой системы и другие типы связи, которые делают эту автономность относительной" образовательных технологий"

П.П. Головин, анализируя причины поверхностных знаний у учащихся школ, говорит, что "в результате сокращения финансирования образования со стороны государства в трудный период перехода к новым социально-экономическим условиям:

1) во-первых, учебные заведения оказались неспособными закупать дорогостоящие радиоэлектронные и электротехнические учебно-наглядные пособия;

2) во-вторых, в условиях конкурентной борьбы за выживаемость заводы по выпуску учебно-наглядных пособий были вынуждены перепрофилировать свои производства на другие виды продукции.

О практике реализации межпредметных связей говорится в статье А.А. Зиновьева "По реализации проблемы межпредметных связей и интеграции учебных предметов намечаются определенные шаги:

  • в содержательной части программ по физике, химии, биологии и географии по классам приводились ссылки на другие предметы; в методической литературе рассматривались примеры проведения комплексных уроков;

  • разработаны программы и учебники по интегративным курсам (физика и астрономия; физика и химия; естествознание);

  • разработаны пропедевтические курсы физики для обучения учащихся на раннем этапе (5-6 классы)"

Более содержательно эту проблему рассматривают Н.Н. Тулькибаева и З.М. Большакова: "Содержание процесса междисциплинарных связей определяется сущностью методологического подхода к осуществлению процесса:

  • Определение функции самого процесса. Ведущая функция межпредметных связей видится в формировании целостных знаний у обучающихся о мире.

  • Многообразие определений межпредметных связей (как принцип обучения; как условие воспитывающего и развивающего обучения; как дидактическое условие, обеспечивающее качество усвоения знаний, развития мышления, творческих способностей и сформированности мировоззрения).

  • Способы реализации межпредметных связей (фрагментарное рассмотрение фактического материала из различных учебных дисциплин; выделение метазнаний в предметах единого цикла; постановка учебных проблем и проблемных ситуаций межпредметного характера; формирование общеучебных и обобщенных умений, обеспечивающих перенос знаний из одного предмета в другой, способов выполнения учебных действий; решение задач межпредметного содержания; проведение интегральных и комплексных занятий; использование специальных педагогических технологий).

  • Назначение межпредметных связей (обеспечивают формирование научной партии мира, определяя взаимосвязь между различными формами движения материи; осуществляют координацию учебного материала, построенную на принципах преемственности и развития; задают межпредметный уровень усвоения знаний и развития мышления, обеспечивающий широкий перенос знаний, обобщенный характер сформированности познавательных умений; предполагают единое определение общенаучных понятий, координацию процесса их формирования).

  • Невостребованность научных знаний о межпредметных связях практикой. На практике существует определенное отторжение одной дисциплины другой.

  • Необходимость дальнейшего развития научных знаний о межпредметных связях, как дидактической теории.

  • Выделение способов обособления научных дисциплин (1. Дисциплины конкретно-предметной ориентации, создающие системы знаний о явлениях различной природы. 2. Дисциплины программно-методической ориентации, содержанием которых являются подходы, методы, способы получения знаний об изучаемых явлениях).

  • Оценка с позиции выделенных способов обособления научных дисциплин содержания научных знаний (1. Система организованных знаний: эмпирические факты, понятия, законы, принципы, гипотезы, теории. 2. Система методов познания различной абстракции: от конкретно предметных до методологически обобщенных).

  • Мобильность научной дисциплины обеспечивается необходимостью наличия обязательно двух составляющих содержания знаний.

  • Комплекс дисциплин обеспечивает проявление каждой из дисциплин комплекса различных функций.

  • Основные дисциплинарные комплексы (предметно-предметные, программно-предметные и объектно-предметные, объектно-инструментальные). Предметно-предметные дисциплинарные комплексы состоят из науки, изучающей определенные явления, и совокупности ее предметно-предметных отображений, соответствующих рефлексивно симметричных разделов данной науки. Дисциплины данного комплекса объединяет единый признак изучаемых явлений. Все дисциплины комплекса можно охарактеризовать как дисциплины конкретно-предметной ориентации, состоящей из двух элементов: определенной науки и ее предметно-предметных отображений. Программно-предметные дисциплинарные комплексы есть пример программно-предметной симметрии, построенной на совокупности дисциплин конкретно-предметной и программно-методической ориентации. Объектно-инструментальные дисциплинарные комплексы, построенные на объединении двух дисциплин: одна из них изучает свойства объекта, другая - выступает инструментарием процесса познания.

  • Выделение научной дисциплины реализуется на принципе дифференциации знаний. Дифференциация научных знаний предполагает интеграцию учебных дисциплин.

  • Дисциплинарные комплексы выступают одним из средств реализации процесса интеграции знаний.

  • Выше названные дисциплинарные комплексы могут выступать видами рефлексивной симметрии знания".

Вследствие этого учащиеся школ получают явно недостаточные и весьма поверхностные предметные и межпредметные знания"

Говоря о готовности учителя к межпредметной деятельности, Г.Д. Орехова выделяет следующие дидактические условия:

  1. Понимание учителем значимости межпредметных связей для учебного процесса по физике, химии и биологии;

  2. Знание сущности понятия межпредметных связей и их функций, типов и видов;

  3. Умение выделять и наполнять конкретным содержанием межпредметные связи внутри циклов дисциплин и межцикловые межпредметные связи;

  4. Умение реализовать межпредметные связи в рвзличных формах учебных занятий по физике и во внеклассной работе по предмету;

  5. Умение вести научно-исследовательскую работу по проблеме межпредметных связей.

Проведенный обзор материалов международной конференции дает возможность сделать следующие выводы, позволяющие оценить роль межпредметных связей в развитии современной системы образования:

  1. Главное стратегическое направление развития системы образования определяется проблемой организации личностно-ориентированного развивающего обучения, которое отражает гуманистическое направление в философии, психологии, педагогике и является не только развивающей, но и развивающейся педагогической системой образования.

  2. Новые педагогические технологии обучения требуют новых принципов и переосмысления, углубления уже известных дидактических принципов, так как они наполняются содержанием лишь в конкретных педагогических системах.

Современный этап научно-технического прогресса требует от образовательной системы формирования теоретического интегративного синтетического мышления, которое можно осуществлять только в случае, если статус межпредметных связей существенно повысится до такого уровня, когда они начнут обладать всеобщностью воздействия на педагогический процесс и приобретут роль основополагающего дидактического принципа, позволяющего решать указанную проблему. В связи с этим проблема роли межпредметных связей в системе развивающего обучения оказывается весьма актуальной .

Поиски эффективных путей формирования целостной картины мира всё больше привлекают внимание педагогов, учёных и практиков к проблеме межпредметных связей. В исследованиях известных учёных - педагогов. (И.Д.Зверева., В.М.Коротова., Э.И.Моносзона, М.Н.Скаткина. и других.) Межпредметные связи выступают как условие единства обучение и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения прочно утвердившейся в школе. Прогрессивные педагоги различных эпох - Я. А. Каменский, К.Д. Ушинский - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика» для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

Особую роль в формировании мировоззрения школьников играют научные знания. Они являются источником объективной, достоверной информации об окружающем мире и наиболее полно отражены в содержании учебных программ. В советской педагогике плодотворное развитие получили вопросы формирования научного мировоззрения учащихся, с помощью межпредметных связей, раскрывающих ведущие идеи и понятия естественных наук.(Н.М.Верзилин, Ш.И. Ганелин, А.В.Усова, В.Н.Фёдорова и др.). Показано, что научные знания о природе включаются в структуру мировоззрения школьника, тогда, когда они усвоены как система на базе основополагающих и общенаучных идей. Идеи как бы возвышаются над конкретно-предметными знаниями. Они выполняют организующую, преобразующую, мобилизирующую роль в усвоении предметных знаний и в оценке их значимости в познании и преобразовании окружающего мира. Усвоение ведущих идей составляет центральную задачу в формировании целостного мировоззрения школьников при изучении предметов естественнонаучного цикла. Естественнонаучные предметы призваны раскрыть перед учащимся современную научную картину мира. Знания о природе составляют естественнонаучный фундамент диалектично - материалистического мировоззрения. Межпредметные связи необходимо использовать с целью усвоения учащимися ведущих мировоззренческих идей; материальное единство мира, взаимосвязь форм движения материи, единство живой и неживой природы; движение и развитие природы; пространство и время, как формы существования материи, закономерности её развития и познания и др.; отношения «природа-общество-человек» , человек-часть природы, связь биологических и социальных факторов в развитии человека, сознание - высшая мера отражения действительности, его творческая роль в познании и преобразовании мира

Актуальность

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. В программах по биологии, особенно по курсу «Биология», «Человек» и «Общая биология», мы видим широкое использование знаний учащихся из химии об органических и неорганических веществах, о типах химических реакций окисления, катализаторе и катализе, об окислительно-восстановительных реакциях и др. Рекомендуется также использовать понятия из физики о потенциальной и кинетической энергии, о механическом движении, давлении, плотности веществ, о диффузии, законе превращения и сохранения энергии и др. Физические и химические понятия необходимы, чтобы объяснять учащимся взаимосвязь физико-химических и биологических процессов; раскрыть физико-химические условия осуществления биологических функций в клетках, тканях, органах, в организме в целом; показать сущность отдельных биофизических (например биопотенциалы) и биохимических (ассимиляция и диссимиляция) процессов.

Оперирование материалом смежных предметов обеспечивает развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся, побуждает их к творческому системному мышлению. Межпредметные связи важны как для углубления общего и политехнического образования, так и для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Межпредметность вносит системный подход к отбору и структуре содержания учебного предмета и учебного материала, к постановке общих учебно-воспитательных задач; ориентирует преподавателей на организацию комплексных экскурсий, семинаров, летних заданий, межпредметных конференций; выступает важнейшим фактором интенсификации обучения, поскольку позволяет рационально использовать все внутренние резервы учебно-воспитательного процесса: высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала, ёмко в виде схем-моделей структурировать его на основе ведущих идей, понятий, комплексных проблем. Иными словами, опираясь на знания и интересы обучающихся в области различных предметов, с помощью установления межпредметных связей можно комплексно решать задачи образования, развития и воспитания.

По широте охвата учебных предметов различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией, математикой) и межцикловые (связи биологии с обществоведением, литературой, медициной). По основным компонентам процесса обучения (содержание, формы организации, методы) межпредметные связи можно разделить на содержательно-информационные и организационно-методические. Содержательно-информационные связи делятся по составу научных знаний на фактические (связи общих фактов), понятийные (взаимосвязь понятий), теоретические (развитие основных положений теорий и учений), философские (конкретизация и обобщение категорий и законов диалектики), идеологические (согласованное раскрытие воспитательных аспектов науки).
При планировании и осуществлении межпредметных связей в процессе обучения биологии важно учитывать их многообразие. Особенно важно систематически реализовывать понятийные межпредметные связи, поскольку именно системы понятий определяют структуру содержания биологических курсов. Понятия об уровнях организации живой природы требуют установления связей с химией, физикой, математикой, основами информатики и вычислительной техники, с физической географией и обществоведением; для раскрытия морфолого-анатомических понятий необходимы знания о составе и видах химических веществ, их физических свойствах; физиологических - знания о физико-химических процессах и явлениях в живом организме; прикладных (агротехнические, зоотехнические, гигиенические, природоохранительные и др.) - связи биологии с сельскохозяйственной практикой, с медициной, с охраной природы, с курсом этики и психологии семейной жизни и т.д.

Важно лишь, чтобы физические и химические процессы рассматривались в единстве с биологическими в «контексте» живой системы.

Важно умение комплексного применения знаний по биологии, физике, химии, географии, математики и информатики к решению практических задач.

Итак, межпредметные связи служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, возникающих под влиянием процессов интеграции; социализации, гуманизации, теоретизации, математизации, формализации и др.

Благодаря межпредметным связям наука предстаёт перед учащимся не только как система знаний, но и как система методов.

Межпредметные связи позволяют полнее раскрыть историю науки и её практическое применение.

С помощью межпредметных связей раскрываются социальные значимости естественнонаучных наук. Представляется возможность приобщать школьников к гуманистической, мировоззренческой и практической ценности естественнонаучных понятий.

Таким образом, межпредметные связи способствуют реализации принципа научности в содержании обучения. Они призваны довести до осознания учащимся общности всех предметов естественнонаучного цикла и показать специфику содержания и методов науки в каждом учебном предмете.

Проблема:

В сознании человека знания об окружающем мире во многом формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества. В школе изучается ряд предметов о природе и у каждой науки свои законы, своя специфика. Обучение проходит разрозненно, явления природы рассматриваются с разных точек зрения, но не в единой системе: на уроках химии - только химические процессы, на уроках физики - физические явления, а на уроках биологии то же явление природы - только с позиции биологической науки. В школах практически нет дидактического материала по межпредметным связям. Анализ содержания школьных образовательных областей показывает, что сегодня образование в них представлено педагогически слабо организованной, не скоординированной "россыпью представлений", которые носят, главным образом, информационно-справочный характер.

Цель:

Создать электронный справочник по межпредметным связям на уроках химии, физики и биологии в виде презентаций.

Задачи:

1. Изучить методический аспект использования межпредметных связей .

2. Сформировать у учащихся целостную систему взглядов на окружающий мир, на основе интегрированного материала средств и методов трёх дисциплин, обеспечивающих усвоение знаний по предметам естественного цикла в единстве и целостности.

3. Разработать электронный вариант пособия по межпредметным связям, обобщив тематический материал по химии, физике и биологии, который периодически можно пополнять по мере накопления материала.

Ожидаемый результат:

Электронное пособие по межпредметным связям на уроках химии, физики и биологии, которое можно пополнять по мере накопления материала, т.е. можно обновлять по усмотрению учителя, пользующегося этим материалом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Материалы Международной научно-практической конференции "Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения". - Горно-Алтайск, 2001

  2. В.Н.Максимова «Межпредметная связь и совершенствование процесса обучения». М.: «Просвещение» 1984г.

  3. Ц.Б.Кац «Биофизика на уроках физики». М. «Просвещение»1988г.

  4. В.Р.Ильченко «Перекрестки физики, химии и биологии». М. «Просвещение» 1986г.

  5. С.В.Рянжин «Экологический букварь». Санкт-Петербург «Пит-Тал», 1996г.

  6. Л.В.Тарасов «Физика в природе».М. «Просвещение», 1988г.

  7. И.Б.Литинецкий «Бионика». М. «Просвещение», 1976г.


© 2010-2022