• Преподавателю
  • Химия
  • Урок по химии Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений

Урок по химии Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК-ОБОБЩЕНИЕ

«ОБОЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОСНОВНЫХ КЛАССАХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» Химик требуется не такой, какой из

Одного чтения книг понял бы всю науку,но

Который собственным искусством в ней

Прилежно упражнялся.

М.В. Ломоносов

Цели: обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений; проверить глубину, осознанность научных знаний, умение их применять, проводить химический эксперимент; научить выделять главное в каждой теме, сравнивать и обобщать, логически мыслить, находить решение нестандартных задач.

Оборудование: на столах карточки-задания, зачетные листы, таблицы Д.М. Менделеева, набор реактивов для каждого стола индивидуально (А,В,С,Д,Е), опорные конспекты по свойствам кислот, солей, гидроксидов, оксидов.

Ход урока

Учащиеся делятся на гр. A, B, C, D, E по 5-6 человек (в зависимости от количества учащихся).

I. Разминка.

Каждый учащийся в группе отвечает на вопросы, остальные работают с карточкой-заданием по своему варианту и получают по 2 балла за правильный устный ответ и за каждое правильное составленное уравнение - дополнительные баллы.

А. 1) На какие группы делятся все неорганические вещества?

  1. Какие вы знаете оксиды?

  2. Какие бывают кислоты?

  3. Классификация оснований.

  4. Классификация солей.

Б. I) Какие вещества называются оксидами?

  1. Классификация оксидов.

  2. Какие оксиды относятся к основным?

  3. Какие оксиды относятся к кислотным?

  4. Примеры амфотерных оксидов.

C. 1) Какие вещества называются кислотами?

  1. На какие группы делятся кислоты?

  2. Примеры бескислородных кислот.

  3. Примеры кислородосодержащих кислот.

  4. Примеры одно-, двух-, трехоснованых кислот

D. 1) Какие вещества называются основаниями?

  1. На какие группы делятся все основания?

  2. Примеры щелочей.

  3. Примеры нерастворимых оснований.

  4. Примеры амфотерных оснований (гидроксидов),

E. 1) Какие вещества называются солями?

  1. На какие группы делятся все соли?

  2. Примеры средних солей.

  3. Примеры кислых солей.

  4. Примеры основных солей.

II. Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений
в художественной форме.

Учитель. Сейчас речь пойдет о свойствах основных классов неорганических веществ. В качестве домашнего задания вы должны были найти или сами сочинить в необычной форме сведения об основных классах неорганических соединений. Прошу тех, кто подготовился, рассказать с использованием опорных конспектов об оксидах, кислотах, солях, основаниях.

Дети читают свои сочинения. На доске опорные конспекты по кислотам, оксидам, солям, основаниям.

Ш. Творческие задания.

Учитель. Теперь каждая группа получает и решает свои творческие, нестандартные задания в зачетном листе. А затем обсуждение в классе: ваш вариант ответа.

Учитель раздает карточки с условием творческой задачи.

1. Карточки - задания.

№ 1 (А). Школьник решил получить хлорид двухвалентной меди CuCI2. Он взял медную проволоку и раствор соляной кислоты НСI. Но как он ни старался, медь в соляной кислоте не растворялась. Помогите юному химику получить хлорид меди (II). Напишите уравнение реакции.

№ 2 (С). Раздобыв в сарае у дедушки немного белого порошка (какого то удобрения), школьник принес его в школу и спросил у учителя: «Что это за вещество?». Проведя несколько опытов с неизвестным веществом, учитель записал его состав: w (N) = 35 %,w (H) = 5%, w (О) = 60%.

Помогите юному химику определить вещество.

№ 3 (В). На химическом вечере был показан занимательный опыт. В три стакана налили воду. Потом содержимое первого стакана перелили во второй. Раствор стал малиновым. Затем малиновый раствор из второго стакана перелили в третий. Малиновая окраска исчезла. Объясните этот опыт. Попробуйте определить, какие вещества были в первом, втором, третьем стакане. Напишите уравнения реакций.

№ 4. (Е). Опоздав на занятия химического кружка, на котором получали окрашенные осадки, ученик успел записать только правильные части уравнений и окраску

осадков. Помогите ему восстановить уравнения реакций полностью:

])... + ... AgCI +NaNO3 3)... + ...  Fe(OH)2 + Na2SO4

белый зеленый

2)... + ...  Cu(OH)2 + 2NaCI 4)... + ... PbJ2 + 2KNO2

голубой желтый

№ 5 (D). Решив исследовать, в какие реакции может вступать малахит (СuОН)2СО3, ученик прилил к нему солярную кислоту. Он увидел, что стал бурно выделяться газ, а раствор приобрел красивый зеленый цвет. Полученный раствор юный химик разделил на две части. К первой он добавил раствор щелочи - при этом выпал голубой осадок. Ко второй части добавил гранулы цинка. Началась реакция и образовались бурые хлопья. Напишите уравнения реакций. Ответьте на вопрос: можно ли хранить раствор медного купороса в оцинкованных ведрах?

Общие для всех групп задания учитель читает по карточке. Обсуждение. Каждый может заработать дополнительный балл за ответ и запись уравнения реакции.

  • Почему нет О2? (О3).

  • Есть ли СО2, SO2? (Не мутнеет Са(ОН)2.)

  • Есть ли H2? ( СuО + H2O Си + H2O).

  • Какие еще могут быть газы? (N2, Аг, Кг, Хе, Не.)

IV. Тесты.

Вариант I

  1. Укажите номера формул основных оксидов:___________.
    1)H2SO4, NaOH, 3)Li2O, 4) Mg(OH)2, 5) HCI, 6) CaO

  2. Укажите номера формул кислот:_____________ .
    1)H2SO4, 2)NaOH, 3)Na2O, 4)Mg(OH)2, 5)HCI, 6) CaO

  3. Укажите номера формул солей:_____________.

l)NaOH, 2) НС1, 3)NaCl, 4) Na2SO, 5) Na2O

4. Какое из перечисленных утверждений не характерно для щелочей:

  1. Основания, растворимые в воде;

  2. изменяют окраску индикатора фенолфталеина;

  3. взаимодействует с кислотами с образованием солей;

  4. взаимодействуют с кислотными оксидами;

  5. взаимодействуют с основными оксидами.


  1. Укажите номера формул оснований:________________.
    I)NaOH, 2)Na2SO4, 3) Li2O, 4) Ва(ОН)2, 5) H2SO4

  2. Укажите номера формул кислотных оксидов:______________.

1) К2О, 2) НСI, 3) Р2О5, 4) SO3, 5) ВаО

7. Оксиды, взаимодействующие между собой: ______________.

I) Li2O и Н2O, 2) SO3 и H2O, 3) ZnO и H2O, 4) Li2O и MgO

  1. В 200г раствора с массовой долей соли 0,1 содержится ... г. соли.
    1) 100 г,2) 20 г, 3) 0,05 г, 4) 0,1 г, 5) 10 г

  2. Среди уравнений реакций получения солей - реакции обмена:


  1. 2Na + CI2 2NaCI

  2. CaO + 2HCI CaCI2 + H2O

  3. Са(ОН)2 + 2НСI СаСI2 + 2Н2О

  4. Zn + 2HCI  ZnCI2 + H2

10. С оксидом углерода (IV) взаимодействуют:______________.

1)Р2О5, 2) HCI, 3)NaOH, 4)CaO; 5) SO3

Вариант II

1. Укажите номера формул основных оксидов:______.
1)НСI, 2)KOH, 3)MgO, 4)Ca(OH)2,5)HNO3, 6)ВаО

2.Укажите номера формул кислот: _________________

1) HCI, 2)KOH, 3)H2O, 4)Са(ОН)2, 5)НNО3, 6)ВаО 3.Укажите номера формул солей: _______________

1)Са(ОН)2, 2)СаО, 3)НСI, 4) СаСI, 5) CaSO4

4. Какое из перечисленных утверждений неверно:______________ .

  1. кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков;

  2. кислоты изменяют окраску индикатора;

  3. взаимодействуют с основаниями;

  4. взаимодействуют с кислотными оксидами;

  5. взаимодействуют с основными оксидами.


  1. Укажите номера формул оснований:_________________ .
    l)Li2O, 2)LiCI, 3)LiOH, 4) NaOH, 5)НNO3

  2. Укажите номера формул кислотных оксидов:______________ .
    1) КОН, 2) СО2, 3) SO2, 4) КСI, 5) СаО

  3. Оксиды, взаимодействующие между собой:______________ .

1) SiO2 и Н2О, 2) Li2O и СаО, 3) Li2О и H2O, 4) Li2O и СО2

8. В 200 г. раствора с массовой долей соли 0,2 содержится ... г соли.

Урок по химии Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений1) 100 г, 2) 20 г, 3) 0,05 г, 4)0,2 г, 5) 10 г

9. Среди уравнений реакций получения солей - реакции обмена:

1) Mg+ CI2 MgCI2

2) Mg + 2HCIMgCI2 + H2

3) MgO + 2НСI  MgCI2 + H2O

4) Mg(OH)2 + 2HCI  MgCI2 + 2H2O

10. Соляная кислота взаимодействует с ... l)Mg(OH)2, 2)СаО, 3)Н3РО4, 4)Р2О5 5) Сu

Каждый выполняет свой вариант. Время - 2 мин. Затем проверка, оценка. Критерии оценок в зачетном листе.

У ч и т е л ь. На этом урок наш подошел к концу. Вы должны сдать мне листы на проверку, и на следующем уроке вы узнаете окончательную (итоговую) оценку за весь урок.

Сегодня мы обобщили сведения об основных классах неорганических соединений, показали многообразие веществ, их свойства.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Опорные конспекты.

ВАРИАНТЫ

A

В

С

D

E

1

CuCI2

C02

SO2

H2S

AI2O3

2

KOH

BaS04

ZnCl2

Mg(OH)2

Zn(NO3)2

3

HBr

Ca(OH)2

HI

N2O5

MgCI2

4

Zn(OH)2

HCI

NaOH

MgO

CaO

5

CaO

FeCI2

H2CO3

CaCl2

HF

6

P2O5

H3Р04

CuO

Ba(OH)2

S03

7

Hg(NO3)2

SiO2

MgS04

NaNO3

KOH

8

Fe2O3

KN03

A1(OH)3

KBr

H2SiO3

9

H2SO4

Cu(OH)2

PbS

H2SO3

Fe(OH)3

10

AgCI

Li2O

Ag2O

Cu2O

H2SO4


ВАРИАНТЫ

A

В

С

D

E

1

Zn + HCI

NaOH +H3PO4HНзРО4

Cu + Hg(NO3)2

CuO2

CO2 + H2O

2

Na2O + H2O

Cu + HCI

Zn(OH)2

CaO + H20

Fe + HCI

3

P2O5 + H2O

Fe + CuCl2

CuO + Н20

K + H2O

HNO3 + KOH

4

Cu(OH)2

ZnO + HCI

Ca + H20

H2SO4+AI(OH)3

СаСО3

5

Ca(OH)2 + HCI

Ca + O2

HCI + Na2CO3

Hg + HCI

KCI + NaNO3

6

SiO2 + H20

Fe(OH)3

ZnO + H2O

HgO

NaOH + S02


© 2010-2022