Методическая разработка по теме Металлы

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока химии в 9 «а» классе в рамках Дня открытых дверей от 14.11.2014 г. по теме «Металлы».

Тип урока - урок обобщения изученного материала Форма урока - урок - игра.

Цели и задачи урока.

Образовательные: обобщить и систематизировать знания о строении атомов металлов, физических и химических свойствах, области применения металлов, устранить пробелы в знаниях.

Развивающие: создать условия для развития умений анализировать, делать выводы; формировать умение самостоятельно работать с источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве; интегрировать знания из различных областей наук, совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием

Воспитательные: в игровой форме формировать потребности в знаниях, прививать интерес к химии, воспитывать способность работать в коллективе.

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, лабораторное оборудование, маршрутная карта.

Используемые ЭОР:

(fcior.edu.ru/card/2573/fizicheskie-svoystva-metallov.html),

(fcior.edu.ru/card/5896/obshie-sposoby-polucheniya-metallov.html),

fcior.edu.ru/card/134/istoriya-otkrytiya-i-stroenie-atomov-metallov.html),

(fcior.edu.ru/card/5885/testy-po-teme-obshaya-harakteristika-metallov.html

Методы и приемы: беседа, групповая работа, «мозговой штурм», индивидуальная работа, проблемное опережающее задание, проведение эксперимента, тестирование.

Присутствующие: заместитель директора по УВР Тихонова Л.М., учитель биологии Фадеева Л.Н., учитель физики Миронова Л.В., члены родительского комитета 9а класса, учащиеся 10 и 11 классов.

План урока

Этап урока

Задача

Время


Методы и приемы


Организационный момент. (Слайд 1)

Создать положительный настрой на изучение темы .

1 мин.

Беседа

Мотивация и целепологание.

(Презентация учащихся)

Сформулировать цели и задачи урока. Познакомиться с командами

6

мин.

Беседа.

ИКТ-технология

Первый этап.

(Слайд 3,4)

Актуализация знаний.

Интеграция знаний о железе.

Обобщить знания о строении атома, физических свойствах металлов, области

применения

5

минут.

Групповая работа. Здоровьесберегающие технологии

Второй этап

(Слайд 5,6)

5минут

Анализ, обобщение, выделение главного.

Третий этап.

(Слайд 7,8)

Обобщение полученных знаний химических свойств металлов на логических, аналитических и экспериментальных задачах и работы с таблицами.

5минут

Абстрагирование. Выявление главного. Проблемное опережающее задание. «Мозговой штурм». Проведение эксперимента.

Релаксация.

Четвёртый этап.

(Слайд 9)

18

минут.

Тест. ЭОР fcior.edu.ru/

Итоги урока.

(Слайд10)

Подвести итоги урока и связать с поставленной в начале урока целью.

2 мин.

Беседа. Дискуссия.

Домашняя работа

Инструкция по выполнению.

1 мин.

Беседа.ЭОР files.school-collection.edu.ru

Рефлексия

(Слайд 11)

Анализ урока. Самоанализ.

2мин.

Беседа.

Ход урока. Организационный момент:

Урок проводится в форме игры. Правила игры таковы:

Класс делится на три команды по 8 человек, исходя из принципа - равная по «силе» команда. То есть в каждой команде, примерно одинаковое число «отличников», «хорошистов» и детей со слабой подготовкой по предмету. Командам предстоит пройти несколько этапов. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов, пройдя все этапы. Каждая команда занимает отдельный стол, на котором размещена визитная карточка. В состав жюри входят учащиеся 10 классов. Игра состоит из четырех этапов.

В каждом этапе участвуют от одного члена команды до всего состава команды. На каждый этап создается заранее карточка (протокол), которая заполняется непосредственно после проведения этапа. Итоги игры подводятся жюри, исходя из результатов протоколов. Результаты протоколов выводятся с помощью компьютера и проектора на экран. Детям заранее объясняются правила игры.

Учитель: Добрый день всем! Я заранее объяснила вам правила игры, вы все разбились на три команды, мы пригласили жюри. Давайте поприветствуем уважаемое жюри и еще раз представим их:

  1. Ученик 10 «А» класса - Малойкина Ксения

  2. Ученица 10«А» класса - Томилова Мария

  3. Ученица 10 «Б» класса - Баталова Ксения

Кроме того у нас будут консультанты, которые помогут вам в случае необходимости:

  1. Ученик 11 «А» класса - Кузнецов Вадим

  2. Ученица 11«А» класса - Семенова Анна

  3. Ученица 11 «Б» класса - Шабанова Олеся

Мотивация и целепологание.

Учитель: Уважаемые гости, жюри и, конечно, ребята! Сегодня у нас не обычный урок: мы серьезно готовились, узнали многое по теме «Металлы», и вот, наконец, подводим итоги. Но не как всегда, а особенно! Мы проводим игру. В ходе игры мы должны вспомнить все, что мы знаем о металлах, хорошо ли поняли и усвоили изученный материал и, где же нам применить полученные знания, а, самое главное, ответить на вопрос, какое значение имеют металлы в нашей жизни. И прежде, чем мы начнем игру - соревнование, познакомимся с каждой командой, просмотрев компьютерную презентацию, которую ребята приготовили.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Учитель. Сейчас мы проверим готовность команд к старту. Вы все хорошо знаете, что огромное количество нужных и полезных вещей, ежедневно окружающих нас, изготовлено из различных металлов, но именно с одним из них - железом - наиболее тесно связана история цивилизации. Так что железный век, начавшийся много столетий назад, продолжается.

Дошедшие до наших дней документы подтверждают, что когда-то железо ценилось некоторыми народами выше, чем золото. Один из египетских фараонов, обращаясь к царю хеттов, славившихся искусством добывать и обрабатывать железо, просил прислать ему этот металл в обмен на золото.

И в первом конкурсном задании речь пойдет о железе. Каждой команде необходимо ответить на 5 вопросов в течение 5 минут. За каждый правильный ответ 1балл.

Вопросы первой команде.

  1. Химический элемент - злейший враг железа. (Кислород).

  2. Какого происхождения природное химически чистое железо? (Метеоритного происхождения)

  3. Назовите страну, где был открыт способ изготовления булатной стали. (Сирия)

  4. Какое место среди металлов по распространенности в земной коре занимает железо? (Второе место)

  5. Одинаковы ли понятия «железо» «жесть»? (Железо, покрытое оловом, называется жестью)

Вопросы второй команде .

1.Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу?» (Железо превращается в ржавчину в процессе коррозии)

2. Какая разновидность железа идет на изготовление консервных банок? (Луженое)

3. Как называется природное соединение состава Fe3O4?( Магнитный железняк)

4. Какие степени окисления характерны для железа? (+2, +3)

5. Какова важнейшая функция железа в организме человека? (Связывание молекулярного кислорода и перенос его в ткани)

Вопросы третьей команде

  1. Как доказать с помощью опыта, что железо более активно, чем медь? (В пробирку с раствором медного купороса опускают железный гвоздь)

  2. Почему железо в глубокой древности называли «небесная медь» и почему? (Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т.е. «небесного происхождения)

  3. Какие руды богаты железом? (Колчедан, магнитный железняк)

  4. Каково постоянное по массе содержание железа в организме человека? (5-7г)

  5. Какое соединение образуется при взаимодействии железа с хлорной водой? (FeCI3)

Результаты данного этапа заносятся в протокол

Название команды.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Результат:

Рейтинг:

«Живое серебро »



«Амальгама »



«Нитрум»



ВТОРОЙ ЭТАП

Учитель: Итак, первый этап пройден. . На данном этапе предстоит ответить на 4 вопроса.

Представители команд по очереди подходят к пронумерованным столикам, выбирают конверт с заданием и отвечают на вопросы экспертам (учащимся 11 класса). После ответа занимают свои места. За каждый верный ответ команда получает 2 балла.

Вопросы 1-ой команде.

Задание 1. Составьте схему распределения электронов по орбиталям в атоме железа. Определите количество валентных электронов.(26 Fe 1s2 2s2 2p6 3s2 3p63d6 4s2, 8 валентных электронов)

Задание 2. Охарактеризуйте свойства простого вещества железа (тип кристаллической решетки, характер связи, физические свойства). (Металлическая кристаллическая решетка, металлическая связь, высокая температура плавления)

Задание 3. Назовите металлы: самый тяжелый и самый легкий. (Осмий, литий)

Задание 4. При сгорании натрия в кислороде образуется……., а при сгорании железа …. ( Пероксид Na2O2,, смешанный оксид Fe3O4)

Вопросы 2-ой команде.

Задание 1. Составьте схему распределения электронов по орбиталям в атоме кальция. Определите количество валентных электронов. (20Ca 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2,2 валентных электрона)

Задание 2. . Охарактеризуйте свойства простого вещества кальция (тип кристаллической решетки, характер связи, физические свойства). (Металлическая кристаллическая решетка, металлическая связь, высокая температура плавления)

Задание 3. Назовите металлы: самый тугоплавкий и самый легкоплавкий. (Вольфрам и цезий, если не считать ртуть)

Задание 4.Нити накаливания в электрических лампочках изготавливают из …, а электропровода, подводящие к ним ток, из …, или … (Вольфрама; меди; алюминия)

Вопросы 3-ей команде

Задание 1. Составьте схему распределения электронов по орбиталям в атоме алюминия. Определите количество валентных электронов. (13Al 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1,3 валентных электрона)

Задание 2. Охарактеризуйте свойства простого вещества алюминия (тип кристаллической решетки, характер связи, физические свойства). (Металлическая кристаллическая решетка, металлическая связь, серебристо-белый, хорошо проводит ток, пластичный).

Задание 3. Назовите металлы: самый твердый и самый мягкий. (Хром и цезий)

Задание 4.Чем можно объяснить широкое использование активного металла алюминия в чистом виде в быту? ( Этот факт объясняется очень просто - алюминий покрыт тонкой, но очень прочной пленкой своего оксида).

Результаты заносятся в протокол.

Название команды

Второй этап

Результат:

Рейтинг:

«Живое серебро »



«Амальгама »



«Нитрум»



ТРЕТИЙ ЭТАП

Учитель: Переходим к третьему этапу нашей игры, на котором вы должны определить химические свойства некоторых металлов и на их основе сделать логические выводы и провести эксперимент.

Вся команда участвует в выполнении заданий. Судят этот этап эксперты. За каждый правильный ответ команды получают по 2 балла. Капитаны оценивают вклад каждого.

После выполнения эксперимента (инструкция по технике безопасности лежит на каждом столе и проецируется на экран) капитан каждого экипажа дает пояснения.

Маршрут А.

Эксперимент. Осуществите превращение: Fe→FeCI2

(Для этого, добавим в пробирку с железными опилками раствор соляной кислоты:

Fe + 2HCI =FeCI2 + H2↑ . Наблюдаем растворение железа и выделение водорода.)

Маршрут Б

Эксперимент. Осуществите превращение: FeCI2 → Fe(OH)2

(Для этого в пробирку с раствором хлорида железа (11) добавим гидроксид натрия и будем наблюдать образование садка белого цвета:FeCI2 + 2NaOH = Fe(OH)2↓ + 2NaCI)

Маршрут В

Эксперимент. Осуществите превращение: MgO → Mg(OH)2

(Для получения из оксида магния гидроксида магния, переведем оксид действием кислоты в растворимую соль: MgO + 2HCI = MgCI2 + H2O.

После этого добавим в раствор гидроксид натрия и будем наблюдать образование белого осадка:

MgCI2 + 2NaOH = Mg(OH)2↓ + 2NaCI)

Результаты заносятся в протокол

Название команды

Третий этап

Результат:

Рейтинг:

«Живое серебро »



«Амальгама »



«Нитрум»



Учитель: По итогам трех первых этапов, все команды показали хорошие знания по изученной теме, смогли их применить при решении логических и аналитических задач, выполнении химического эксперимента. На следующем этапе обобщим и проверим знания в результате тестирования. А сейчас отгадаем загадки.

В земной коре его немало, Я блестящий, светло-серый,

В достатке гипс и известняк. Образую хлорофилл

Слагают горы мел и мрамор, И меня фотограф первый

В морской воде он и в костях. (Кальций) Очень поджигать любил! (Магний) ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП:

Учитель. На пути к финишу вам будут предложены вопросы по теме «Металлы».

Работа с тестом (ЭОР «Общая характеристика металлов») fcior.edu.ru/card/5885/testy-po-teme-obshaya-harakteristika-metallov.html.

В тесте 11 вопросов. Работа строится так: после времени, отведенного на обсуждение, на 1 вопрос выбирает ответ на компьютере команда 1, остальные две команды записывают № вопроса и № выбранного ответа на листочке и отдают консультантам до озвучивания ответа командой 1. Если ответ команды 1 неверный, учитель предлагает другим командам назвать правильный ответ и объяснить его. На второй вопрос компьютерный вариант ответа заполняет представитель команды 2, первая и третья - пишут на листочках.

Время для выполнения заданий: составление уравнений реакций (вопросы 11, 13) - 3 минуты, вопросы 6, 7, 12 - по 2 минуты, остальные вопросы - 1 минута.

Результаты заносятся в протокол

Название команды

Четвертый этап

Результат:

Рейтинг:

«Живое серебро »



«Амальгама »



«Нитрум»



Учитель: Пора подвести итоги нашего соревнования. Давайте посмотрим итоговый протокол (Слайд 10)

Название команды

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

Рейтинг

«Живое серебро »










«Амальгама





«Нитрум»






Итак, победителем в нашей игре стала команда …..! Молодцы, ребята! Они получают приз победителей. В каждой команде эксперты определят лучших химиков. Все ребята, принявшие сегодня активное участие, не останутся без награды. Наградой вам и нам всем будут те знания, которые мы сегодня получили, обобщили и, я надеюсь, сможем применить в жизни. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Дома решить задачу (по выбору), используя ссылку( files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5980b67-b96d-6409-22f9-cf82249459c0/00119985291253996.htm ), и выполнить тест files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abac632-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_184.swf (ссылка лежит у каждого на столе) ИТОГИ УРОКА.

1.Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего? 2. Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы? 3. Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

Учитель. Итак, мы систематизировали и обобщили в игровой форме знания, необходимые для выполнения на следующем уроке контрольной работы. Используя интеграцию знаний из разных областей наук, определили какое значение имеют металлы в нашей жизни. Каждый из членов команды получил оценку за урок.

Заместитель директора по УВР Л.М.Тихонова


© 2010-2022