- Преподавателю
- Химия
- Доклад по теме Система работы с учащимися над формированием устойчивой мотивации к изучению химии
Доклад по теме Система работы с учащимися над формированием устойчивой мотивации к изучению химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мукатаев К.Т. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КГУ «Школа-лицей №6 отдела образования акимата города Экибастуза»
Система работы с учащимися над формированием
устойчивой мотивации к изучению химии
Учитель химии и биологии:
Мукатаев Куаныш Турсынович
Экибастуз 2015
Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д.И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения. К сожалению, в связи с сокращением часов на изучение химии перед учителем встаёт вопрос о выборе между интересным материалом, увлекательными опытами и выполнением программы. Приходя впервые в кабинет химии, многие учащиеся интересуются химией как экспериментальной наукой, ожидая занимательные и интересные опыты, но столкнувшись с большим объёмом теоретического материала большинство из них утрачивают интерес к концу второй или третьей четверти. Задача учителя заключается в том, чтобы интерес учащихся не только не угас, но наоборот стал ещё больше. В последние годы наблюдается снижение интереса к химии у школьников общеобразовательных школ, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химического производства. В тоже время снижается количество часов, отведенных для изучения химии, и возрастает объем изучаемого материала. Возникает противоречие между необходимостью для современного человека химических знаний и непониманием значимости изучаемого материала для практической жизни.
В настоящее время химия считается одним из трудных предметов в современной школе. Но когда у ученика возникает интерес - тогда ситуация меняется, развивается особая химическая смекалка, появляется энтузиазм, увлеченность, обучение доставляет радость. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы заинтересовать ребенка изучением химии, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своему предмету и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других, при этом достаточно быстро может выявить учащихся, которые проявляют интерес и определенные способности к предмету. На этом этапе важно поддержать этот возникший интерес ученика, не дать ему угаснуть, а способности развивать в нужном направлении.
В первый год изучения химии в начале учебного года очень многие учащиеся проявляют интерес к предмету, но он достаточно быстро угасает, так как небольшое количество лабораторных опытов и практических работ и много математических расчетов начинает их пугать. Ученики, которые в дальнейшем могут успешно конкурировать в предметной олимпиаде по химии должны иметь хорошие математические способности, и, как правило, такие дети уже привлечены к участию в олимпиадах по другим предметам. Здесь важно заинтересовать ученика новым предметом, показать его возможности. Помогут в этом не только приемы и формы работы, используемые на уроке, но и внеурочная деятельность: внеклассные мероприятия, стимулирующие занятия, организация работы факультатива. В 8 классе его можно начать и со 2 полугодия, когда ученики уже будут иметь представление о предмете и развивать интерес к нему.
Выявление и работа со способными учениками должна быть планомерной и систематичной. Нужно не отбить охоту, но и не перехваливать, иначе работа станет просто неэффективной, и мы не добьемся поставленной цели. Но реально у нас очень мало времени для серьезной подготовки учащихся. Важно, чтобы ученик сам был заинтересован, и занимался самоподготовкой. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, его уверенность в выбранном направлении.[3]
Основными задачами олимпиады являются:
а) повышение интереса учащихся к изучению химии;
б) подведение итогов работы факультативов, кружков, секций и активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися по химии;
в) оказание помощи учащимся старших классов в выборе профессии, рекомендация наиболее способной молодежи к поступлению в вузы страны;
г) привлечение преподавателей, студентов вузов и специалистов научно-исследовательских учреждений к активной помощи школе и пропаганде химических знаний.
Стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения по предмету, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру учащихся. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения химии на уроках и во внеурочное время на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет, электронные учебники, мультимедийные интерактивные курсы, различные электронные издания, компьютерные презентации и прочее, что является неотъемлемой частью современного естественнонаучного образования. Таким образом, применение информационной технологии в процессе обучения химии по традиционным программам возможно лишь эпизодически, при изучении отдельных тем.
Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности:
• содержание учебного материала;
• организация учебной деятельности, присутствие экспериментальной составляющей;
• стиль педагогической деятельности учителя;
• коллективные, групповые формы учебной деятельности;
• оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.
Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы: стремление к максимальной гибкости; способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся; умение придать личностную окраску преподаванию; владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися; эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.[2]
Условия, способствующие формированию позитивных мотивов учения старшеклассников.
1. Осознание ближайших и конечных целей.
2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
3. Наличие любознательности у школьников.
4. Положительный психологический климат.
5. Профессиональная направленность в учебной деятельности.
Этапы деятельности, направленные на развитие мотивации у учащихся:
1-й этап - мотивационный.
Он включает в себя следующие учебные действия: создание учебно-проблемной ситуации (постановка учебной задачи, теоретическая и практическая значимость темы, ее ценность в истории науки); формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; план работы, установка на подготовку к изучению нового материала.
2-й этап - операционально-познавательный.
Он предполагает: усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием; положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.
3-й этап - рефлексивно-оценочный.
На этом этапе происходит: анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы; организованное подведение итогов, переводящее удачные и неудачные результаты учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта («на ошибках учатся»); «подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приведет к формированию ее устойчивости.[1]
Развитию познавательного интереса способствуют различные интеллектуальные игры, тематические вечера, кружковая работа, предметные недели, современные информационные технологии. Во время урока невозможно удовлетворить все запросы учащихся. Мобилизовать активность учащихся в поисках знаний и удовлетворить полнее интересы школьников позволяет внеклассная работа.
Основные задачи внеклассной работы:
1. привитие интереса к химии,
2. развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту,
3. развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности учащихся,
4. подготовка учащихся к практической деятельности,
5. организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
Между внеклассной работой и школьной программой должна быть тесная взаимосвязь. Она должна дополнять и расширять школьный курс химии. Внеклассная работа помогает ученикам углублять знания и находить ответы на интересующие их вопросы, убеждает, что усвоенные в школе знания тесно связаны с практической деятельностью людей.[3]
Дидактические игры позволяют эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую - на основе принципов педагогики сотрудничества. Использование такой формы обучения решает сразу несколько задач. Игра позволяет научить распознавать объекты, сравнивать их, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать их, применять. В результате использования методов игрового обучения стимулируется познавательная деятельность учащихся, активизируется их мышление. Приведу примеры некоторых игр:
Термины-синонимы. Многие вещества имеют как номенклатурные, так и тривиальные названия. Выполнение заданий, в которых надо найти соответствие разных названий веществ, способствует более быстрому их запоминанию. Проведение в дальнейшем химического диктанта позволяет достигать высоких результатов в приобретении терминологических знаний.
Найдите соответствие. Эта игра поможет быстро запомнить химические символы и их произношение, а также названия кислот и их солей.
Соответствие движению Эта игра используется, чтобы внести в процесс обучения оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов. Учитель договаривается с учащимися, что, если он называет, например, кислоту, они поднимают правую руку, оксид - левую руку, основание - дотрагиваются до носа, соль - берутся за правое ухо. Игра проходит весело и оживленно, учащиеся быстро запоминают необходимые химические соединения, учатся воспринимать информацию на слух.
Кто больше вспомнит слов. Игра способствует активизации реминисценций, повторению и запоминанию химических терминов. Она ориентирована на быстроту реакции (время ограничено до 5-7 мин). Выбирают короткое слово, например «бром». Каждую букву этого слова пишут в отдельный столбик таблицы, учащиеся вспоминают и записывают химические термины, начинающиеся на данные буквы. Выигрывает тот, кто напишет больше химических терминов.
Химическая разминка. Игра способствует активизации процесса заучивания формул веществ и их названий. Класс делится на две команды. Учитель поочередно показывает карточки с написанными формулами веществ, которым надо дать названия. Такие формулы команды могут показывать друг другу, а учитель фиксирует правильные ответы.
Верю - не верю. С помощью этой игры можно провести закрепление или повторение материала с целым классом или с учеником, который скован при ответах у доски. Учитель называет вещество, затем предлагает правильные и неправильные утверждения о его составе, свойствах, применении, а ученик отвечает только «да» или «нет».
Парадокс. Игра учит детей на слух воспринимать названия веществ и быстро ориентироваться в возможности их взаимодействия. Учитель или играющие команды задают вопросы по определенной теме. Вопросы должны быть продуманы заранее, они могут быть каверзными, тавтологическими или просто шуточными. Например:
- Что произойдет, если смещать гидроксид кальция с гашеной известью? (Ничего. Это одно и то же вещество).
- Что произойдет при растворении хлорида натрия в воде? (Получится соленая вода).
Что произойдет, если фиолетовый лакмус опустить в раствор нитрата калия? (Ничего. Лакмус не изменит цвет, так как среда нейтральная, соль образована сильным основанием и сильной кислотой).
Кроме того, можно включать в урок ребусы, кроссворды, лабиринты, рассказы-загадки, шарады.
В заключении нужно сказать, что проблемы повышения эффективности преподавания химии в школе решаются различными методами. Один из них - внедрение в учебный процесс дидактических игр. В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей. Эти игры ни в коей мере не отрицают применения других методов, а только дополняют их, позволяя успешнее решать соответствующие учебно-воспитательные задачи.[2]
Литература
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М., 1977
2. Гимбух Ю.З. Умственно-одаренный ребенок. К., 1993
3.Интернет -ресурсы