• Преподавателю
  • Химия
  • Сценарий заключительного урока темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» - «Парад химических элементов» - «Менделееву и не снилось»

Сценарий заключительного урока темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» - «Парад химических элементов» - «Менделееву и не снилось»

Сценарий заключительного урока темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева» - «Парад  химических элементов» - «Менделееву и не снилось». Сценический урок в стихотворной форме, слова и роли раздаются заранее, обязательна репетиция.Во время подготовки таких уроков и идёт усвоение материала, а на самом уроке  происходит красочное обобщение. Кроме того, учащиеся сами «оформляют» своё выступление, творчески подбирают одеяние соответственно свойствам своего элемента: калий – одеж...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий заключительного урока

темы « Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева» :

« Парад химических элементов»-

«Менделееву и не снилось»



Учитель-методист химии

Шмалько Т.В.



Республика Крым

Красногвардейский район

Янтарненская школа

На доске плакат :

«Наука только тогда благотворна, когда мы её

принимаем не только разумом, но и сердцем»

Д.И.Менделеев.

В центре - портрет ученого.

Ведущий:

Мы живем в такую эпоху, когда начинают превращаться в действительность самые фантастические мечты: всевозможные летательные аппараты рассекают космос, атом служит человеку, химия лечит людей, кормит.

Все эти достижения стали возможными благодаря труду ученых, среди которых назовем имя одного из величайших корифеев науки - Дмитрий Иванович Менделеев.

Ученик 1:

Закон великий он открыл,

Наш русский химик Менделеев,

На много лет опередив

Других известных корифеев.

Его закон, как свет большой,

Путь науке осветил,

И мир живой и неживой

Нам тайны атома раскрыл.

Ученик 2: Одним только открытием своего закона он намного опередил свою эпоху и смело бросил взгляд на целые десятки лет вперед.

Менделеев предсказал еще неизвестные в то время элементы, их свойства. Это открытие ученого оценили не сразу.

Только после открытия трех предсказанных им элементов - галлия, скандия и германия стало ясно значение этого закона для науки.

Ученик 3: Помимо открытия периодического закона и периодической системы Менделеев написал около 500 научных работ, в том числе по исследованию растворов, упругости газов, переработки нефти, подземной газификации угля и др. Он изобрел бездымный порох.

А без труда Менделеева о сопротивлении воздуха немыслимо кораблестроение, воздухоплавание и баллистика.

Но больше всего ученого интересовали недра земли с их неисчерпаемыми богатствами.

Многие из проектов ученого претворились в жизнь только в годы советской власти.

Ведущий: (стихи С. Щипачева)

В природе ничего другого нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах.

Всё: от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой

Строй менделеевской системы строгий,

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Ты знаешь - газ легчайший - водород

В соединенье с кислородом - это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома.

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Ученик 1: Знаете ли вы, что до Менделеева делали попытку создать систему элементов ученые Доберейнер, Ньюлендс, Мейер, но периодического закона они не открыли.

Ученик 2: Знаете ли вы, что первое сообщение о новой системе элементов за больного Менделеева сделал ученый Меншуткин на заседании Русского химического общества в 1869 году.

Ученик 3: Знаете ли вы, что Менделеев в 1887г один поднялся на аэростате, чтоб наблюдать солнечное затмение, а приземлиться пришлось далеко в другой губернии, в поле, и суеверные люди, сбежавшиеся из ближайших деревень, считали, что это спустился на землю Бог.

Ведущий: А теперь обратимся к периодической системе Д.И.Менделеева. К параду элементов приготовься!

Учитель: Семейка щелочных! Займите первый ряд!

Натрий: Мы здесь! На зов явились.

Наш древний род металлов щелочных

Не забывают близких и родных.

Поэтому сюда поторопились.

Калий: Но вот рубидий, цезий не придут.

Не призывайте их- напрасный труд.

С одним из галогенов брат наш цезий

Вступил в реакцию, и связь их так верна…

Хотя хотел соединиться с серой.

Литий: А вот рубидий, как металл активный родом,

То был задержан вездесущим кислородом

И с ним в соединение вступил.

А вам привет лишь передать просил.

Натрий: А чтобы неметаллы к нам не прицепились,

Под слоем керосина мы сокрылись.

Учитель: Надеюсь, щелочноземельные придут

И ряд второй уж после вас займут.

(Входит Mg в бенгальских огнях, лучистый Ra, белый Ca)

Магний: Я магний! Так же бел и серебрист

Все так же ослепительно пылаю…

Радий: Для глаза незаметные лучи

По - прежнему я -радий - излучаю.

Кальций: (Обнимая радий)

Лучистый это элемент,

Но нам героя жаль:

Он почернеет за момент,

Огонь он даст едваль!

Учитель: Добро пожаловать! Мы вас увидеть рады!

II группа - магний, кальций, радий.

А барий почему же не пришел?

Кальций: Никто свободного его в природе не нашел.

Он как и я, активный очень,

Но с неметаллами расстаться он не хочет.

Учитель: (указывая на два ряда металлов)

S- элементы представляем главных двух подгрупп!

Металлы двух семейств покажем тут!

Радий: Но в наших группах есть побочные металлы:

d - элементами их химики называли.

(входят медь, серебро, золото, цинк, ртуть)

Золото: (обращаясь к меди)

Да, в нашем царстве вечные раздоры

Не доведут, пожалуй, до добра.

Пора кончать, сестра, давно пора.

Мы с серебром решили кончить эти споры,

Суровое решение принять:

Мы принесём конец волнениям народным.

Кому же, как не нам, металлам «благородным»

Вот этой всей таблицей управлять!

Цинк: О золото! Тебе бы знать с твоим умом,

Что есть ряд напряжений,

И ты, мой друг, стоишь последним в нем.

Вы слишком не активны с серебром.

Золото: Пожалуйста, мой брат, без возражений!

Металлы спорили и воевали всласть.

Пора кому-нибудь забрать всецело власть.

Власть должен взять металл активный, твердый.

Покуда галогенов ярых орды

Вот в этот зал не накатили

И всех вас в соль не превратили.

Медь: Да, да, у нас все решено:

Что золото и братик серебро

Таблицей нашей будут управлять

Хочу при них помощником я стать.

Ведь после серебра электроток

Не может провести, как я, никто.

К тому же я ковка, тягуча.

Помощника не будет круче.

И бронза - древний сплав мой - не забудь.

Меня подчас и золотом зовут.

Не настоящим, правда, самоварным.

Но и помощником я буду, ох - исправным!

Серебро: А я - серебро, заявляю вам прямо,

Клянусь вам граверным моим ремеслом,

Что любит меня почти каждая дама

А хим. реакции - это потом.

Я те реакции в толк не возьму:

Я - неактивный, себя я люблю.

(влетает ртуть)

Ртуть: Ну знаешь, я устала, просто страх!

Едва стою, с утра все на ногах.

Такой уж у меня характер лютый,

Что не могу сидеть я ни минуты.

Лишь в 39 градусов мороза тверда я и стойка.

Но чуть теплей - расплавлюсь я.

Меня металлы просто раздражают:

Ведь они царство наше разрушают.

И этому конца не будет никогда.

Расположились все по ряду напряжений!

И вытесняют из соединений

Бессовестно друг друга. Нет житья!

Особенно усердны щелочные - они по ряду первые идут.

Того гляди, в могилу всех сведут!

И так металлы все почти больны:

Коррозии подвержены они.

Я тоже заявляю прямо:

Я многих превращаю в амальгаму.

Вот алюминий очень я люблю…

(вбегает алюминий)

Алюминий: Меня зовут? Уже иду!

Я ваше получил уведомленье

И прибыл к вам без всякого сомненья

Хотя меня и кличут - металлоид.

Но благородных тоже я достоин.

На ртуть я не смотрю:

Я амальгамой быть не очень - то хочу…

А дети знаете, какие у меня?

Рубин, сапфир! Вот гордость - то моя!

Еще рождаю гидроксид.

Хочу поставить вам на вид:

У гидроксида имя - основание.

Хотя второе есть название:

Он алюминиевой зовется кислотой.

Не думайте, что я больной:

И основание, и кислота -

И нашим -и вашим, туда - и сюда!

О свойстве амфотерности вы знаете давно.

Царству металлов не вредит оно

Учитель: Спасибо, алюминий, успокойтесь.

Займите третий ряд.

Пока вы там одни - не бойтесь!

Вы - переходный элемент.

Вам каждый будет рад.

Пора уж неметаллам появиться.

Продолжить Менделеева таблицу.

(входит Углерод, Кремний, Свинец)

Свинец: Простите, элементы мы IV группы.

Среди р-элементов - я - металл.

Для вас не просто «футы - нуты»

Я самый настоящий генерал.

Кто не знаком с генералом Свинцом?

Пулю пощупай - и дело с концом!


Углерод: Я - Углерод - и неспроста

Свет превращаю в зелень листа.

Нефти и газы в недрах прессую.

Углем по извести землю рисую.

Клетка - основа существованья -

Формула есть для всего мирозданья.

В тиглях от жара

Синий угар.

Я из отвара делаю пар.

Я - трансформатор

И фармацевт.

В химии я гениальный поэт.

Кремний: Едва ли знаете свободным

Меня - кремний, - который здесь

Мы обсуждаем очерёдным.

Однако помните, я весь

Скрываюсь от ваших взоров

В стекле, в песках и в хрустале.

И без сомненья, вы найдете

Меня повсюду на земле.


Учитель: А V-ой группы элементы?

Скорей на сцену выходи!

Азот и Фосфор! Жизни ленты

нашей крутили, как могли.


Азот: Я нужен всем, когда лишь связан,

Но я вяжусь с большим трудом.

Весь мир живых существ обязан

Ведь мне - растительным белком.

Фосфор: В борьбе за лучший урожай,

Науку к жизни приближай!

Суперфосфат, селитра, калий,

Немало нам в хозяйстве дали.

Приятель мой давнишний Аммофос

Сказал, что на каком - то дальнем поле

Один осот принялся и пророс

И люди голодают поневоле.

А это значит: нет в земле азота

И фосфора - приволье для осота

Без удобрений хлебу хода нет

Таков уж, люди, мой совет


Учитель: А в VI -ой группе кто живет?

Сера и вездесущий Кислород!

Поэзия есть тот же Кислород:

Рождая жизнь, она ее берет.

Рождая красоту, сгорает в ней,

Во тьме сверкая сотнями огней.

Она, как воздух, просто входит в грудь.

Нельзя дышать, чтоб слова не вдохнуть,

Нельзя вдохнуть, чтоб слова не сказать,

И жить нельзя, когда нельзя дышать.


Кислород: Да, без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

Его назвать могли б и дели.

Ведь это я же - Кислород!

Сера: Газ сернистый извергает

Здесь вулкана жерло.

Хорошо, что избегает

Грамотная жертва.

Учитель: Добрались до VII мы группы.

Семейка галогенов здесь живет:

Фтор, хлор, и бурый Бром и

Склонный к сублимации наш йод.


Хлор: Я известный мастер стирки

А молекула моя

Создавалась не в пробирке -

В пенном море бытия.

Я отбеливаю ткани

И белю бумагу я,

Чтобы шрифта начертанья

Было ясно всем и вся.

Все одежду мне несите,

Чтобы с них я пятна стер.

Лучший пятновыводитель

В целом свете - это хлор.

И как известно любому из нас

Натрий - металл, а хлор - это газ.

Вместе они образуют, изволь

Сам догадаться - столовую соль!

Соли не жалей, так и есть веселей!

Йод: Я йод - великий медик!

Йод в большие люди метит.

Всем советы он дает

Но ужасно едок йод.

Бром: Я тоже так важен для медицины.

Для многих лекарств я основа всегда.

Нервишки залечит микстура отныне

И будешь здоровым, веселым тогда.

(Входит Железо)

Железо: Но почему меня никто здесь не зовет?

Что элемент я тот или не тот?

Шагаю я из недр земных покорно,

Король металлургии черной.

Чугун - мой преданный вассал.

Для маховых колес незаменимый материал.

Чугун идет на плиты.

Из чугуна колосники отлиты.

И люди, знай об этом и гордись,

Без чугуна не могут обойтись.

И сталь,- знай каждый, - без неё

Ведь в жизни и ни то, ни сё…

Учитель:

А теперь, когда мы пробежали по таблице Д.И.Менделеева, давайте поговорим о том, что мы запомнили из темы « Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева».

- Почему щелочные металлы называют себя «братьями»?

- Почему они скрываются под слоем керосина ?

- Почему магний явился весь в бенгальских огнях?

- Почему радий испускает незаметные лучи?

- Почему не пришёл барий?

- К каким элементам относятся элементы двух главных подгрупп?

- А какие d- элементы из этих двух групп присутствуют на нашем

параде?

- Почему золото заявило, что «галогенов ярых орды» все металлы в соль могут превратить?

- Почему серебро заявляет, что « его любит каждая дама, а хим. реакции - это потом»?

- Какой металл находится в жидком виде? Когда он бывает в твёрдом состоянии?

- Почему алюминий боится ртути?

- Почему алюминий гордится своими детьми: рубином и сапфиром?

- Почему алюминий свой гидроксид называет кислотой?

- Вы знаете, что р-элементы - это в основном неметаллы, а какой р-элемент на нашем параде является металлом?

- Почему он назвал себя генералом?

- Почему углерод заявил, что «свет превращает в зелень листа»?

- Почему кремний держит в своих руках стекло и песок?

- Почему азот явился весь в зелени?

- Вы согласны с высказыванием азота, что он нужен нам, когда лишь связан?

- Почему весь мир живых существ обязан азоту?

- А на каком поле пророс лишь осот?

- Почему сера грозится своим сернистым газом?

- Почему хлор машет « Белизной» в одной руке, а глыбой соли в другой?

- Почему иод назвал себя великим медиком?

- Какой галоген тоже важен для медицины?

- А почему натрий пришёл в желтом одеянии? Мы привыкли серу видеть в такой одежде.

- А почему калий в фиолетовом?

- А почему медь вырядилась так: и рыжая, и чёрная, и голубая?

- А почему литий в белом халате? Ладно бы,бром или йод?

- А почему кальций белый?

- Почему кислород одет и в белое, и в синее?

-А почему иод оделся и в серое,

и в фиолетовое?

- Почему хлор в зелёной одежде?

- Так, почему же щелочные металлы, галогены,

щелочноземельные металлы имеют одинаковые свойства в своих семействах, с чем это связано?

- Так что же вы узнали о явлении периодичности?

- А какой металл сильнее: натрий или магний? Почему?

- Какой неметалл сильнее: углерод или кремний?

- Так как читается периодический закон Д.И.Менделеева?

Молодцы. А теперь подведём итоги.

В системе инновационных технологий сценические уроки и внеклассные мероприятия занимают особое место.

Они сочетают в себе коллективные способы работы, интерес к изучению материала, творчество, активизацию познавательной деятельности, партнёрский стиль взаимоотношений, нестандартные методы и приёмы и др.

Очень часто (особенно в американской педагогике) считается, что в ролевых играх её участники должны иметь заранее заготовленные тексты своих выступлений. В этом случае должен существовать полный сценарий, а конечный результат игр заранее известен. Если готовых сценариев не иметь, то ход игры может быть непредсказуем, и при нынешнем интеллекте учащихся и их знаниях по химии время может быть потрачено зря.

Так, в ходе подготовки к сценическому уроку обобщающего повторения «Парад химических элементов» (в системе уроков по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева») ученики в непринуждённой обстановке запомнили материал о различных химических элементах в стихотворной форме, данный им учителем. Кроме того, каждый должен был найти к этому уроку информацию о своём химическом элементе: его открытии, нахождении в Периодической системе, отношении с «товарищами» по периоду и по подгруппе, свойствах его, включая качественные реакции. Здесь имеет место пропедевтическое обучение.

Подготовка к таким сценическим урокам занимает несколько дней. Специально проводится репетиция с целью более качественного запоминания материала. Слушать и смотреть учеников на уроке будут гости из другого класса. Это повышает ответственность «артистов», и они запоминают не только свой материал, но и роли других учащихся (взаимозаменяемость высокая). То есть во время подготовки таких уроков и идёт усвоение материала, а на самом уроке происходит красочное обобщение. Кроме того, учащиеся сами «оформляют» своё выступление, творчески подбирают одеяние соответственно свойствам своего элемента: калий - одежду фиолетового цвета, натрий - жёлтого, шляпу - в виде цилиндров с надписью «керосин». Кальций - белый, с гипсовой фигурой и пакетом мела в руках. Алюминий в соответствующем одеянии и со своими детьми - «Сапфиром» и «Рубином». И т.д.

Следует учесть, что анализ результатов урока есть важнейшая составная часть ролевой игры независимо от формы её проведения. Перед этим, в конце сценария учащиеся отвечают на вопросы методом «мозгового штурма», независимо от того материала, который был приготовлен тем или иным ребёнком. Так, щелочному металлу попал вопрос: « какой р-элемент на нашем параде является металлом и почему?», фосфору - «почему галогенов «ярых орды» могут все металлы в соль превратить?», хлору -«почему медь так вырядилась: и в рыжем, и в голубом, и в чёрном?» и т. д.

Конечно же, писали электронные формулы химических элементов, формулировали периодический закон, объясняли причину периодичности в свойствах элементов и их соединений, причину изменения свойств в периодах и главных подгруппах.

Сценарий заключительного урока темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева» - «Парад химических элементов» - «Менделееву и не снилось».



Сценарий заключительного урока темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева» - «Парад химических элементов» - «Менделееву и не снилось».

Сценарий заключительного урока темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева» - «Парад химических элементов» - «Менделееву и не снилось».

Сценарий заключительного урока темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева» - «Парад химических элементов» - «Менделееву и не снилось».Сценарий заключительного урока темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева» - «Парад химических элементов» - «Менделееву и не снилось».



1

© 2010-2022