• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад на на тему Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности из опыта работы

Доклад на на тему Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности из опыта работы

Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛУНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ















Доклад по теме:

«Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности»











Выполнил: учитель химии МБОУ

Кулундинская СОШ № 1

Бабичева Валентина Николаевна











2013г

Одно из важнейших направлений работы учителя по формированию личности ученика - развитие его творческого потенциала.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного человека передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика, возможно. Именно через творчество и проявляется неповторимость, уникальность и индивидуальность личности. Способствуя проявлению учащимися собственной индивидуальности, педагог помогает проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческой личности.

Сам процесс внеурочных занятий будь-то танцы, песни, живопись, кружки и секции по интересам или элективные курсы по выбору приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творческий человек любознателен и постоянно стремится многое узнать, расширить свой кругозор, объединить данные из различных областей.

В нашей школе создаются все условия для развития творческого потенциала учащихся. Учащиеся посещают кружки, секции, научное общество, удовлетворяя свои познавательные и творческие потребности. Но, как правило, эти кружки и секции посещают преимущественно те учащиеся, у которых имеются врождённые способности и задатки к определённым видам деятельности: музыкальные, спортивные, художественные.

Развитие творческого потенциала старшеклассников предполагает преобразование индивидуальной познавательной, исследовательской деятельности над репродуктивным усвоением информации. Важнейший фактор развития творческого потенциала учащихся - творческая направленность как урочной, так и внеурочной деятельности.

Развитию творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности способствует и ежегодное проведение предметных недель, на которых учащиеся активно участвуют в различных мероприятиях по предметам. При проведении недельной декады ГЕОБИОХИМ в этом учебном году были проведены следующие мероприятия: «Интеллектуальный марафон», «Что? Где? Когда?», КВН, «Счастливый химический случай», «Викторины», «Чудеса химии и не только», «Умники и умницы».

Вовлечение в творческую деятельность учащихся происходит не только на уроках, но и вовнеурочное время на занятиях элективного курса для учащихся 9 классов «Химия и здоровье», который я разработала и веду с 2005 года.

Учащиеся, посещают пред профильные элективные курсы по желанию, на занятиях они не являются пассивными слушателями, а принимают активное участие в изучении вопросов курса. Занятия проводятся в форме: семинара, круглого стола, мозгового штурма, практической работы, исследовательских проектов, конференции, создание мультимедийных презентаций. Выполняя задания по подготовке к семинару, мозговому штурму, исследовательскому проекту у учащихся появляется много вопросов, которые в дальнейшем находят свои решения при выполнении научно-исследовательских работ.

Так в этом учебном году после занятия курса по теме « Алкоголь. Механизм первичного и вторичного поражения организма этанолом» ученица 9 класса «Б» Паршакова Екатерина после подготовки вопроса о пивном алкоголизме и выступлении на занятии элективного курса захотела выполнить исследовательскую работу по данной теме. Так и появилась исследовательская работа «Пиво в нашей жизни и его влияние на организм, и здоровье человека». Занятия элективного курса не только позволяют учащимся активно включаться в работу, но и развивают их творческую деятельность. Учащиеся на занятиях проявляют: находчивость, гибкость мышления, независимость мнения, упорство, целенаправленность, настойчивость в доведении дела до конца.

Многие из этих учащихся становятся членами школьного НОУ «ЭРУДИТ», принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, выполнении научно-исследовательских работ.

Темы исследовательских работ формируются при изучении какой-либо темы на уроке или при обсуждении каких-либо случаев из повседневной жизни. Часто в ходе беседы возникают проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, изучают проблему детально на занятиях научного общества учащихся. Например, при изучении тем в 8 классе «Относительная атомная масса», «Относительная молекулярная масса» мы вспоминали правила «округления», а при изучении темы «Валентность» вспоминали понятие «наименьшее общее кратное», при решении расчётных задач - метод пропорций. Учащиеся увидели связь химии с математикой. Так и появилась исследовательская работа «Математика в химии». Которую успешно выполнил ученик 8 класса «А» Дубина Никита.

Приступая к работе над научно-исследовательской работой, учащиеся совместно с учителем составляют план деятельности, который включает три этапа: подготовительный, этап работы над научно-исследовательской работой и заключительный.

В ходе подготовительного этапа проводятся подготовительные занятия, на которых выбирается тема работы, выдвигается гипотеза, определяется предмет и объект исследования, цели, задачи и методы исследования, значимость данного исследования. Подбираются источники информации, оборудование, необходимое для выполнения работы.

Этап работы над научно-исследовательской работой самый объёмный и сложный. На данном этапе подробно изучаются источники информации по теме, составляется план работы, выполняются исследования и делают выводы по результатам исследования. Далее объединяют весь материал работы по плану, составляется список использованной литературы, проводится рефлексия.

Заключительный этап позволяет организовать представление работы на конференции, в виде презентации и выступления автора работы ( защита научно-исследовательской работы).

Но не всё так легко как кажется на первый взгляд. Это большая индивидуальная работа учителя с учащимися, которая занимает много времени. Необходимо не только осуществить помощь в выполнении, оформлении работы, но и психологически подготовить учащихся к публичному представлению своей работы. Не все учащиеся обладают творческими способностями. Вначале учитель должен выявить учащихся, которые могут выполнить научно-исследовательскую работу под руководством учителя. Как их выявить?

Можно провести тренинг среди учащихся. Например, дать им задание. Называются три слова: жёлтый, круглый, сладкий. За пять минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все эти три определения. В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе предметы), средний (предлагают предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное отношение человека к называемому явлению). Поэтому, мне как учителю помогают активизировать и развивать творческое воображение приёмы, которые используются в технике ТРИЗ (теоретическое решение изобретательских задач).

Подростков не устраивает роль пассивных слушателей, их привлекают новые формы работы, как на уроке, так и вне урока, которые позволяют проявить деятельностный характер мышления, самостоятельность, творчество. Главное отличие таких учащихся - креативность, способность к творческому мышлению, которое обладает тремя специфическими чертами: способностями к выявлению проблем, преодолению стереотипов и поиску решения в условиях неопределённости.

Умения видеть проблему, анализировать сложившуюся ситуацию, применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях формируются в результате исследовательской деятельности.

Результаты научно-исследовательской деятельности учащихся под моим руководством.

  1. В 2006-2007уч.г. Солоян Давид за работу по теме «Изучение химического состава малых озёр Кулундинской равнины». на зональной научно-практической конференция получил диплом II степени, и похвальный лист на конференции «Будущее Алтая»

  2. В 2007-2008уч.г. Литвиненко Екатерина за работу по теме « Изучение и сравнение биологического и химического состава грязи и рапы озёр Большое Яровое и Щекулдук» на районной научно-практической конференции получила диплом I степени, на научно-практической конференции в АлГУ, получила диплом I степени и диплом III -й степени на конференции «Будущее Алтая».

  3. В 2008-2009 уч. г. работа Колесник Юлии по теме «Тонизирующие напитки» была удостоена 1-го места на школьной научно-практической конференции.

  4. В 2009- 2010уч. работа Лоренц Станислава « Рациональное питание учащихся старших классов» была удостоена 2-го места на школьной научно-практической конференции и грамоты на конференции в АлГУ.

  5. В 2010-2011уч. г. работа Лапухиной Татьяны «Изучение загрязнения снежного покрова на территории нашей школы» была удостоена 2-го места на школьной научно-практической конференции, 2-го места на районной научно-практической конференции и грамоты на конференции в АлГУ.

  6. В 2011-2012уч.г. работа Карасёвой Анны « Артериальная гипертония у подростков» была удостоена 1-го места на школьной научно-практической конференции,1-го места на районной научно-практической конференции, 2-го место на научно-практической конференции в АлГУ и похвального листа на конференции «Будущее Алтая».

  7. В 2011-2012уч.г. работа Паршаковой Екатерины «Оценка качества мёда по физико-химическим показателям» была удостоена 1-го места на школьной научно-практической конференции, 1-го места на районной научно-практической конференции и диплома III степени на научно-практической конференции в АлГУ.

  8. В 2012-2013уч.г. работа Паршаковой Екатерины «Пиво в нашей жизни и его влияние на организм, и здоровье человека» была удостоена 1-го места на школьной научно-практической конференции, 2-го места на районной научно-практической конференции.

  9. В 2012- 2013уч.г. работа Дубина Никиты «Математика в химии» была удостоена 1-го места на школьной научно-практической конференции, 1-го места на районной научно-практической конференции.

Свой доклад хочу закончить словами А. Н. Колмагорова: «Не существует достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Литература:

  1. Исаев Д.С. Интеграция в исследовательской деятельности учащихся.// Химия в школе. - 2006 - №2 - стр. 57-62

  2. Тюменова С.И. Развитие творческого потенциала старшеклассников посредством проектной деятельности. // Химия в школе. - 2008 - №10 - стр. 59-63

  3. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство разви-тия творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. - М., 1969г.

  4. thisisme.ru/content/problema-tvorchestva-stala-v-nashi-dni-nastolko-aktualnoi-chto-po-pravu-schitaetsya-%C2%ABproblem

  5. artmol.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57&Itemid=59

© 2010-2022