- Преподавателю
- Химия
- Урок Вода. Химические свойства воды
Урок Вода. Химические свойства воды
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Молчанова Н.Е. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Вода. Химические свойства воды.
Цель урока: создание условий для формирования и закрепления знаний о составе молекулы воды, физических и химических свойствах воды; формирование представления о значении воды для живых организмов, а также для выяснения экологических проблем, связанных с загрязнением воды.
Задачи урока: образовательная: формировать у учащихся представления о химических свойствах воды;
развивающая: развивать процессы анализа и синтеза на основе материала урока; расширять словарный запас за счёт употребления терминологии по теме урока; развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента;
коррекционная: коррекция произносительных навыков на основе лексики урока; развитие речи обучающихся на слухо-зрительной основе;
воспитательная: продолжить формирование культуры учебного труда, культуры речи на основе регламентированного употребления словарного запаса обучающихся; прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.
Лабораторные опыты: 1.
Ход урока.
I.Орг. момент.
-Зравствуйте! Садитесь!
-У вас есть слуховые аппараты?
-Вы меня хорошо слышите?
-Кто сегодня дежурный?
-Кого нет сегодня в классе?
-Какое сегодня число? (18 января).
-Удивительное совпадение, сегодня мы с вами будем говорить о веществе, которое имеет молекулярную массу 18. А вспомните, какое это вещество? (Вода).
-Правильно. А давайте с вами прочитаем, что сказал о воде известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, избежавший смерти от жажды в Ливийской пустыне, где он провёл 4 дня. (Слайд1)
-И мы сегодня с вами продолжим знакомство с самым знакомым и в то же время самым загадочным веществом - водой.
II.Повторение изученного.
-А для того, чтобы продолжить разговор, давайте вспомним химическую формулу воды (Н2 О) и правильно её произнесём.
-Скажите мне из каких химических элементов состоит вода? (из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода)
-У всех веществ есть физические свойства, давайте вспомним физические свойства воды.
1.Вещество без цвета, без запаха.
2.вода имеет 3 агрегатных состояния.
3.ОПЫТ!!! ( Шариком!!!) Хорошо проводит тепло и электрический ток.
4.Т кипения 100 С, Т замерзания 0 С.
III.Изучение нового материала.
1.Сегодня на уроке мы с вами будем изучать химические свойства воды, а также выясним экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.
Запись числа и темы урока.
2.-Для того, чтобы изучить химические свойства воды, мы проведем с вами несколько опытов.
ОПЫТ 1. «Гашение извести».
В чашку помещаем немного оксида кальция СаО ( жжёная известь) и обливаем его водой. При этом выделится большое количество теплоты, т.к. происходит химическая реакция. В результате образуется рыхлый порошок, при растворении которого в воде получается мыльный на ощупь раствор.
Уравнение реакции оксида кальция с водой: СаО + Н2О - Са(ОН)2
оксид гидроксид
кальция кальция
1.Вода вступает в реакцию с оксидами.
ОПЫТ 2. «Гидролиз» - реакция разложения водой.
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА.
Давайте скажем правильно и красиво:
Гидролиз - реакция разложения водой.
Гид ро лиз - ре ак ци я раз ло же ни я во дой
Гидрол из - реак ция разло же ния водой
Гидролиз - реакция разложения водой.
-А теперь проведем эту химическую реакцию.
В стакан с водой добавляется нитрат аммония. При этом вода охлаждается.
Происходит гидролиз нитрата аммония.
NH4NO3 + H2O = NH4OH + HNO3
Нитрат азотная аммиак
аммония кислота
2.Вода взаимодействует с некоторыми солями.
ОПЫТ 3. «Домашняя шипучка».
А теперь вода поможет нам провести реакцию.
В смесь лимонной кислоты и соды мы добавляем воду. Происходит химическая реакция с выделением углекислого газа.
3 NaHCO3 + C6H8O7 = 3 CO2 + 3 H2O + Na3C6H5O7
Сода лим.кислота угл.газ вода цитрат натрия
3.Вода помогает проводить некоторые химические реакции, являясь при этом хорошим растворителем.
4.Реакция разложения
В одной книге писатель-фантаст написал, что если чайник с водой очень долго кипятить на плите , то произойдёт взрыв, т. к. вода разлагается на водород и кислород? Как вы думаете, может ли быть такое? НЕТ. Потому что вода разлагается при t= 2000 С или при пропускании через неё электрического тока. Давайте запишем уравнение реакции.
t°
2Н2О = 2Н2+ О2
4.Вода распадается на водород и кислород при высокой температуре.
IV.Физкультминутка.
V. Загрязнение воды.
-А сейчас мы с вами поговорим об экологических проблемах, связанных с загрязнением воды.
-Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод. Запасы чистой воды постепенно сокращаются. Поэтому ее нужно расходовать экономно. Один из основных загрязнителей воды - нефть и нефтепродукты. Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит на нас с вами.
- Для чего же нужна вода человеку? (для питья, бытовых нужд, для гигиены, для промышленности).
- Помните, что запасы чистой воды постоянно сокращаются, и мы должны экономно расходовать воду.
Человечество потребляет огромное количество пресной воды и, прежде всего для питья.
Природная вода не бывает совершенно чистой, она содержит примеси: растворимые и нерастворимые вещества.
-Законодательно определено, что питьевая вода, которая поступает к нам, должна быть безопасной для здоровья.
Водоочистка. Чтобы очистить воду от примесей(Слайд)
Фильтром для очистки служит слой песка и гравия.
Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование.
Метод хлорирования применяется и в нашем районе, хотя он устарел и экологически небезопасен для здоровья.
Хлорированная вода влияет, прежде всего, на органы пищеварения, печень, почки.
«Берегите воду!»
В конце ΧΙΧ в. горожанину хватало полтора ведра воды в сутки - и на мытье, и даже на тушение пожаров. Сегодня - свыше 18 ведер, т.е. 220 л. На деле мы и в эту ному не укладываемся, расходуя 30-40 ведер на человека.
12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 мин - 60 л. воды убежали в канализацию. Этой воды хватит, чтобы аккуратно вымыть слона.
Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 500 л.
А ведь экономить воду без всякого гигиенического ущерба совсем не сложно. Скажем, зубы после чистки можно прополоскать из стакана, закрыв кран. Экономия - 5 л. воды за одну человекочистку. Во время бритья можно, вместо того чтобы открыть кран с горячей водой, налить, как в старину, воду из чайника в стакан, на бритье уйдет не 5-10 л., а всего 0,2, а бреющихся миллионы…
Хозяйки считают, что полоскать белье после стирки надо в проточной воде. Конечно, так белье выполаскивается быстрее . Но зато расход воды велик. Современные моющие средства вымываются из чистого белья и после того, как оно полежит в непроточной воде 10-15 мин. Сменив воду, белье можно выполоскать дочиста. Кстати, в стиральных машинах белье полощется также в двух-трех водах, а не в проточной воде.
Мыть посуду лучше всего в раковине с двумя отделениями и пробками для сливных отверстий. Так же можно мыть овощи.
VI.Рефлексия.
-Какие химические свойства воды мы изучили?
-Какие экологические проблемы стоят сегодня перед нами?
-Как мы можем помочь беречь воду?
VII .Выставление оценок. (Капельки)
VIII.Домашнее задание.
Выучить химические свойства воды.