СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Ханапова А.И., МБОУ «СОШ №16»,

Красногвардейский район РА

Кубова М.И., МБОУ «СОШ №1»

Шовгеновского района РА

Шхурпаш М.Г., МБОУ «СОШ № 1»

Теучежского района РА

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. А. Дистервег.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. В конце 20 века «информационный взрыв» быстрым накоплением научных знаний привел к отставанию традиционного образования. В условиях ускоренного развития науки и техники, людям приходится порой на протяжении всей жизни менять специализацию или профессию. Соответственно, основным ресурсом современного общества становятся люди не столько подготовленные, сколько непрерывно развивающиеся. В связи с этим важно формирование способностей человека не только к самостоятельной, но и к разнообразной деятельности. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Проблемы обучения и воспитания всегда являлись ведущими в педагогике. Но современное производство на всех уровнях стало нуждаться в работниках нового типа, способных действовать самостоятельно, творчески, без подсказки и слепого копирования утвердившихся образцов. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В основе его заложена ориентация на деятельностную составляющую в обучении, где каждый учащийся является активным участником учебной деятельности, так как только в деятельности проявляются способности, направленные на достижение цели. При формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию. В её основе лежат познавательная деятельность и взаимодействие учащихся, реализуемые прежде всего в диалоге. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии характеризуется переносом акцентов с информационной составляющей содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. При этом особую актуальность приобретает подход в обучении, ориентирующий педагога не на передачу определенного объема знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. Способствуя формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения. Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на базовую модель Агапова И.Г., выделяющего следующие стадии урока при обучении: 1. Вызов. Собственно вызов. Актуализация знаний. 2. Осмысление. Постановка учебной задачи. Открытия нового знания. Составление алгоритма. Первичное закрепление. 3. Рефлексия. Самостоятельная работа - самоконтроль. Собственно рефлексия. Предложенная модель урока имеет ряд позитивных моментов: - реализация всех дидактических принципов развивающего обучения; - использование многих современных технологий, в том числе информационно-коммуникативной технологии и технологии модульного обучения; - использование различных видов деятельности; - составление алгоритма действий; - использование различных оценочных шкал; - большая накопляемость оценок; - зрелищность формы проведения урока. Системно-деятельностный подход в обучении ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытываю чувство удовлетворения и стремлюсь испытать это чувство вновь. 1. Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово». Например: «Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его порядковый номер 1 7. Этот элемент хлор. В атоме хлора находится 17 электронов и 17 протонов, на внешнем энергетическом уровне - 7 электронов. Из строения атома следует, что хлор - типичный неметалл. Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl2. Вещество хлор по физическим свойствам - газ жёлто-зелёного цвета, ядовитый. Химическими свойствами является способность активного окисления многих металлов и неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. Хлор и его соединения применяются для дезинфекции помещений». Текст должен быть размножен в бумажном варианте или спроецирован на экран в виде слайда. Подставив нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Хлор строение атома, его физические и химические свойства». На уроке в 10 классе тема «Алкены», начинаю со слов: на предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах. Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами. Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь? (Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира). На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка. Какова же тема урока? «Этилен». Для того, чтобы задание оказалось в зоне ближайшего развития учащегося, от меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разно-уровневыми. Для этого у учащегося должно быть достаточно опорных знаний. Например, опорным понятием для формирования понятия «уравнение химической реакции» являются понятие химическая формула, индекс, коэффициент, математическое уравнение. У школьника знания должны быть определенным образом упорядочены в его сознании. Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую информацию с опорными знаниями, организовав тем самым процесс созидания нового. Для соотнесения новой информации с системой прежних знаний ученик должен уметь устанавливать связи между отдельными элементами. Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности. В данном примере не сообщаю тему нового урока, а стараюсь, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Вот несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока. Изучив тему «Ковалентная связь» (8 класс), приступаем к изучению видов ковалентной связи, но при этом не сообщаю тему. Пишу два столбика химических веществ:

Вопрос: что вы можете сказать о записи? Ученик видит, что один столбик простые веществами, а другой сложные вещества. Все эти вещества образованы только неметаллами. Напрашивается вопрос, а будет ли электронная пара в равной степени принадлежать обоим атомам? Подводим к мысли, что электронная пара в простых веществах в равной степени принадлежит обоим атомам, а в сложных веществах смещена к одному из атомов. А к какому? Которому легче принять электрон. Где стоят эти элементы в Периодической системе? Какими свойствами должны обладать эти элементы? Как распределяется электронная пара? Что появляется у каждого атома в следствии смещения электронной пары? В результате у учащихся формируется тема урока: ковалентная полярная и неполярная связь. И ученик готов воспринять понятие электроотрицательность. На стадии осмысление. Постановка учебной задачи. Открытия нового знания. Составление алгоритма. Первичное закрепление. В ходе урока можно учащихся привлекать к коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. В ходе урока учащиеся привлекаются к коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. Основные результаты применения технологии - осознание учащимися ценности совместного труда, овладение умением организовываться и сплачиваться в процессе коллективного решения задач, вместе анализировать результаты изучения темы. Конечная цель - создать такую атмосферу учения, в которой учащиеся активно работают, размышляют над процессом обучения, что-то подтверждают или опровергают, расширяют круг знаний, знакомятся с новыми идеями, обретают правильные представления об окружающем мире. Задания должны быть соизмеримы с способностью ученика, чтобы каждый почувствовал: что я могу, я хочу, я умею и это надо мне. Большой интерес у учащихся вызывает групповая, игровая форма работы, где группы созданы соизмеримо с их знаниями. Ученики чувствуют, что они могут справляться, захватывает соревновательный дух, возможность оценить себя в группе ( по результатом ответов группа получает определенное количество баллов, которое должны распределить так, чтобы каждый ученик был оценен по участию в решении задания). Так урок «Теория электролитической диссоциации», для закрепления, осмысления можно провести групповую работу по карточкам: Задание для 1 группы (сл.) 1. На какие две группы можно разделить все вещества по их способности проводить электрический ток? Дайте определение электролитам и неэлектролитам. 2. Какие классы соединений относятся к электролитам и неэлектролитам? 3. Вещества с каким видом связи и типом кристаллической решётки относятся к электролитами и неэлектролитами? Карточка-подсказка: (уже заполненная схема) Задание для 2 группы (ср.) Пользуясь текстом учебника (стр.145-147), ответьте на вопросы: 1. Что такое электролитическая диссоциация? 2. Кто является автором теории электролитической диссоциации (ТЭД)? В чём её недостатки? 3. Какие учёные объяснили причину диссоциации веществ в растворе? Задание для 3 группы (сил.) Пользуясь текстом учебника (стр.146-152) и схемами рис.28 и рис.28, ответьте на вопросы: 1. Чем строение атома отличается от строения иона. 2. Что такое диполь? Почему молекула воды является диполем? 3. Что такое степень электролитической диссоциации? Как классифицируют электролиты по степени электролитической диссоциации? Диагностика первичного усвоения материала Задание для 1 группы (сл.): Впишите недостающие слова: 1) Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на ______________ и _____________. Процесс распада электролита на ионы называется _____________ _____________. В растворах электролиты диссоциируют на _____________ и _____________ ионы. По степени электролитической диссоциации электролиты делятся на _________ и __________. 2) Все соли - электролиты, CuSO4 - ________________. Все растворимые основания - сильные электролиты, NaOH - __________________.

Задание для 1 группы (сл) Пользуясь текстом учебника (стр.143) и данными таблицы №1, ответьте на следующие вопросы: 4. На какие две группы можно разделить все вещества по их способности проводить электрический ток? Дайте определение электролитам и не электролитам. 5. Какие классы соединений относятся к электролитам и не электролитам? 6. Вещества с каким видом связи и типом кристаллической решётки относятся к электролитами и не электролитами?

Изменения, вносимые в образовательный процесс оказывают огромное влияние на ученика: повышается интерес к предмету; растет успеваемость; учащиеся могут проявить себя в новой роли; вырабатывается устойчивый навык к самостоятельной деятельности; создается ситуация успеха; урок работает на конкретного ученика, так как он работает в темпе, который оптимален для него. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо"); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу"); 3) устанавливаются тематические рамки ("могу"). Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.

© 2010-2022