Классификация химических реакций

Обобщающий урок по теме «Классификация химических реакций» разработан с использованием игровой технологии, благодаря которой имитируется ситуация вступительного экзамена в учебные заведения. Важная часть урока - подведение итогов. Каждый ученик видит реальную оценку своих знаний, что позволяет ему задуматься над результатом, проанализировать причины неудач, сделать соответствующие выводы. На уроке каждый из учащихся попробует поступить в одно из трех заведений: медицинское училище, химико-технологический ВУЗ, университет. Для этого им необходимо сдать экзамен по химии, который будет состоять из нескольких заданий. Оценка – это количество баллов. Можно заработать дополнительные баллы, решив задания, написанные слева на доске в свободное от основной работы время.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс


Тема урока: «Классификация химических реакций»


Цели урока: обобщить знания учащихся о классификации химических реакций, рассмотрев некоторые из многочисленных классификаций для неорганических реакций; конкретизировать понятие о типах химических реакций в процессе составления химических уравнений.

Форма урока: урок-экзамен.

Оборудование: видеопроектор, экран.

Ход урока.


У окна стоит стол, на котором табличка «Приемная комиссия», на краю доски висит экран успеваемости, в который будут заноситься результаты выполненных работ; в левом углу доски написаны дополнительные задания, на партах лежат листочки с заданиями для учащихся.

За столом в приемной комиссии сидят: учитель (председатель комиссии) и два ученика, которые будут проверять выполненные учащимися задания, и выставлять оценки на экран.

Вступительное слово учителя. Мы проведем этот урок несколько необычно. Представим, что данный вопрос попадается вам при сдаче вступительных экзаменов в учебные заведения. Сегодня каждый из вас попробует поступить в одно из трех заведений: медицинское училище, химико-технологический ВУЗ, университет. Для этого вам необходимо сдать экзамен по химии, который будет состоять из нескольких заданий. Оценка - это количество баллов. Можно заработать дополнительные баллы, решив задания, написанные слева на доске в свободное от основной работы время.

Желаю вам успеха, и начнем наш экзамен!

1. Проверка теоретических знаний

На парте - листочек с вопросами, на которые необходимо ответить и сдать в приемную комиссию.

ВКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийариант 1.

1) Al2 O3 + SO3 Al2 (SO4 )3

а) это реакция соединения;

б) это реакция разложения;

в) это реакция обмена.

Подчеркните правильный ответ.

2) Zn + 2 HCl ZnCl2 + H2

а) это окислительно-восстановительная реакция;

б) это реакция ионного обмена.

Подчеркните правильный ответ.

3) Подчеркните уравнения, которые практически осуществимы:

aКлассификация химических реакций) 3 Mg + 2 H3 PO4 Mg3 (PO4 )2 + 3 H2 ;

б) Cu + 2 HCl CuCl2 + H2 ;

в) Fe2 O3 + 6 HNO3 2 Fe(NO3 )3 + 3 H2 O.


ВКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийариант 2.

1) 2 Fe(OH)3 Fe2 O3 + 3 H2 O

а) это реакция замещения;

б) это реакция обмена;

в) это реакция разложения.

Подчеркните правильный ответ.

2) BaCl2 + H2 SO4 BaSO4 + 2 HCl

а) это окислительно-восстановительная реакция;

б) это реакция ионного обмена.

Подчеркните правильный ответ.

3) Подчеркните уравнения, которые практически осуществимы:

a) CuO + H2 SO4 CuSO4 + H2 O;

б) Hg + 2 HCl HgCl2 + H2 ;

в) 3 Ca + 2 H3 PO4 Ca3 (PO4 )2 +3 H2.

Приемная комиссия проверяет работу и выставляет баллы на экран успеваемости.

2. Поиграем в игру «да» или «нет».

Условия игры: через проектор с интервалом одно за другим идут пять заданий. Учащиеся должны определить верно, или неверно они решены и соответственно записать на листочке «да» или «нет». Тот, кто правильно ответит на все вопросы, получит дополнительное очко.

ВКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийариант 1

1) Это реакция соединения

С + О2 СО2

2) Это реакция разложения

Zn + H2 SO4 ZnSO4 + H2

3) Это реакция обмена

CuO + H2 SO4 CuSO4 + H2O

4) Это реакция замещения

2 Na + 2 H2O 2 NaOH + H2

5) Это окислительно-восстановительная реакция

HCl + KOH KCl + H2O

ВКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийариант 2

1) Это реакция соединения

2 Fe + O2 2 FeO

2) Это реакция разложения

Классификация химических реакцийCu (OH)2 CuO + H2O

3) Это реакция обмена

Ca + 2 HCl CaCl2 + H2

4) Это реакция замещения

Al2O3 + 3 H2SO4 Al2 (SO4)3 + 3 H2O

5) Это окислительно-восстановительная реакция

2H2S + 3 O2 2 SO2 + 3 H2O

Работы сдаются в приемную комиссию. Слово берет председатель комиссии, озвучивает итоги проверки теоретических знаний.

3. Контрольная работа.

Задания проецируются через проектор на экран. Ученики на отдельных листах выполняют работу.

Вариант 1.

Вариант 2.

1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

CКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийu (OH)2 CuO CuSO4

Cu

FКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийКлассификация химических реакцийe (OH)2 FeO Fe (NO3)2

Fe

Укажите типы химических реакций.

2. Рассмотрите уравнения с точки зрения окисления-восстановления, составьте электронный баланс, определите окислитель, восстановитель:

AКлассификация химических реакцийl + Cr2O3

CКлассификация химических реакцийO + Fe2O3

3. Закончите уравнения реакций, составьте полное и сокращенное ионные уравнения:

AКлассификация химических реакцийgNO3 + CuCl2

BКлассификация химических реакцийa (OH)2 + H2SO4


Члены приемной комиссии проверяют работу. Председатель комиссии объявляет результаты

2 задания, которые записываются на экране успеваемости.

4. Задание для самопроверки.

Пока комиссия проверяет контрольную работу, на экране проецируется задание на составление уравнений реакций, которые учащиеся выполняют. По истечении отведенного времени на экране проецируется правильный ответ. Ученики сами проставляют баллы за эту работу. Листочки сдают в комиссию, и эти баллы идут в общий зачет.

Составьте уравнения реакций между:

а) оксидом алюминия и соляной кислотой;

б) оксидом кальция и серной кислотой.


Вариант 1.

Объясните реакцию а).

Вариант 2.

Объясните реакцию б).

* Дополнительные задания.

1. Даны растворы азотной и серной кислот, оксид железа (III). Составьте уравнения реакций, которые могут произойти между указанными веществами.

2. Приведите примеры не менее трех уравнений реакций разных типов, в которых общая сумма коэффициентов равна 5.

5. Подведение итогов урока.

Председатель комиссии объявляет общие итоги, которые запечатлены на экране успеваемости. Видя общее количество баллов, каждый ученик может сделать вывод, в какое учебное заведение он «сдал экзамен» по этому вопросу.

© 2010-2022