- Преподавателю
- Химия
- Сценарий урока по теме Основания
Сценарий урока по теме Основания
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова О.В. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МУ «Момский район»
МБОУ "Соболохская средняя школа"
Сценарий открытого урока по теме "Основания. Физические и химические свойства оснований"
Григорьева Ольга Владимировна
учитель химии
МБОУ "Соболохская СОШ"
Урасалах, 2014г.
Тема урока: "Основания. Физические и химические свойства оснований"
Цель урока: изучить физические и химические свойства оснований.
Задачи урока.
Образовательная: изучить химические свойства оснований.
Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.
Планируемые результаты обучения. В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
а) определение понятий - основания, гидроксильная группа;
б) химические свойства оснований
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
а) составлять уравнения электролитической диссоциации оснований, кислот;
б) уравнения реакций ионного обмена;
в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства оснований, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
г) пользоваться таблицей растворимости.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Форма проведения: практикум.
Подготовка к уроку
Оборудование и реактивы:
-
Слайды по теме: "Основания", проектор.
-
Гидроксиды: NaOH, Ca(OH)2; кислоты: HCI; фенолфталеин;
-
Соли: мел, NH4CI, FeСI3, CuSO4,
-
Карточки с формулами солей для "химической разминки".
На столах учащихся:
-
оборудование и реактивы к лабораторному опыту;
-
инструкционные карты, листы самопроверки к лабораторному опыту.
Этапы урока:
1 этап - организационный.
2 этап - актуализация знаний учащихся
3 этап - изучение новых знаний и способов деятельности
4 этап - домашнее задание
5 этап - подведение итогов урока..
6 этап - рефлексия.
План урока
Этап
Информационный блок
Операционный блок
Рефлексивный блок
Методический блок
1
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию
-подготовка учащихся к уроку быстрое включение в деловой ритм
Психологическая подготовка к общению на уроке
2
Тестовые задания
с взаимной проверкой
- быстро выбирать правильные ответы
стремление показать уровень знаний по предыдущей теме
тест
3
-определение оснований;
-классификация оснований:
- физические свойства оснований
-химические свойства оснований;
- применение.
- внимание;
- работа по группам с инструктивными картами;
- выполнение заданий;
-выполнение эксперимента;
- записи в тетради.
работать в ритме с другими, помогать слабым ученикам, осознать значимость данной темы
интерактивный режим;
-проблемное обучение;
- работа по группам, коллективное обучение;
-практический эксперимент.
4
Дать качественную оценку класса и отдельных учащихся
- выставление оценок в дневники
удовлетворение от выполненной работы
- сообщение учителя;
- подведение итогов самими учащимися.
5
Прочитать
Записи в дневник
Общее задание
6
Инициировать рефлексию учащихcя по поводу своего психоэмоционального состояния
- оценить свое эмоциональное состояние и уровень полученных знаний
- комфортно ли работать в группе, доволен ли собой
Карта урока
Структура урока
I. Мотивация
Здравствуйте, ребята! Меня зову Ольга Владимировна. Сначала посмотрим, что вы знаете об оксидах. Листочки подпишите и ответьте на пять вопросов теста. (Слайд №1-5)
Обменяйтесь листочками, проверьте правильность выполнения задания. (Слайд 6)
Мы сегодня поговорим о классификации, состава оснований и их физические и химические свойства. Итак, тема нашего урока: "Основания. Физические и химические свойства оснований " (Слайд 7)
II. Целеполагание
Учитель: Что нам нужно сегодня узнать? Как мы будем это делать?
Цель урока: изучить физические и химические свойства оснований
III. Подготовка к восприятию нового материала
1. Химическая разминка
а) Работа с карточками, словарная работа. Учитель показывает карточки с формулами кислот, солей, ионов - ученики называют вещества или ионы.
б) Упражнение на синтез знаний. (Слайд 10)
Перед нами ряды формул или названий веществ, ответьте на вопрос.
- Какова логическая взаимосвязь указанных понятий с основаниями? (Основания взаимодействуют с ними, а именно: с индикаторами, оксидами, кислотами, солями)
Сейчас нам предстоит проделать эти реакции и написать выводы
IV. Изучение нового материала
Тема: "Химические свойства оснований ".
Работа с инструкционной картой. Прочитайте тему лабораторного опыта, уясните цель.
Техника безопасности.
- Вы знаете, как обращаться с основаниями и другими реактивами? (Ученики проговаривают правила обращения с реактивами.)
Будьте предельно осторожны, берегите глаза! Кому понятны техника безопасности, название опыта, цель и ход работы поднимите руки.
Проводя опыт, сделайте выводы и найдите ответ на вопросы, изображенные на экране. (Слайд 11)
- Почему у оснований есть общие свойства? Это самый главный вопрос сегодняшнего урока.
Лабораторный опыт
Опыт №1. Растворение гидроксидов, взаимодействие с кислотами.
Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод о растворимости оснований в свете ионных представлений, вывод об особенностях взаимодействия оснований с кислотами.
Содержание и порядок выполнения работы:
1) Взаимодействие с водой.
1. Добавьте воду в пробирки с твёрдыми веществами:
1-я пробирка - гидроксид натрия .
2-я пробирка - гидроксид кальция.
3-я пробирка - гидроксид меди.
2) Взаимодействие с кислотами
Смешать в пробирке немного раствора гидроксида натрия, фенолфталеина с разбавленной соляной кислотой. Смешать в пробирке немного раствора гидроксида кальция, фенолфталеина с разбавленной соляной кислотой Наблюдаем при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски, которая исчезает при добавлении кислоты. Это реакция - ... .
Ответьте на вопрос: При каких условиях взаимодействуют щелочи с кислотами? (Слайд 12)
Опыт №2. Взаимодействие оснований с солями.
1 - К раствору хлорида железа прилить раствор гидроксида натрия.
2 - К раствору хлорида аммония прилить раствор гидроксида натрия.
В первом случае наблюдается выпадение коричневого осадка. Во втором случае наблюдается выделение газа.
Ответьте на вопрос: Какое основание образуется в первом случае, какое - образуется во втором случае?
Опыт № 3. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. Разложение нерастворимых оснований.(Слайд 14)
1 - К раствору сульфата меди прилить раствор гидроксида натрия.
Осадок отфильтровать. Перенести в пробирку, добавить хлороводородную кислоту.
2 - К раствору сульфата меди прилить раствор гидроксида натрия.
Осадок отфильтровать. Перенести в пробирку, закрепить её в держателе, нагреть на пламени горелки.
В первом случае наблюдается растворение осадка. Во втором случае наблюдается изменение цвета осадка.
Ответьте на вопрос: Какое вещество образуется в первом случае, какое - образуется во втором случае?
Общий вывод
Ответьте на вопросы (устно):
1. Каковы общие свойства оснований?
2. Как объяснить тот факт, что основания имеют общие свойства?
(Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкционные карты. В зависимости от подготовленности класса, выводы обсуждаются после каждого опыта или в конце работы в целом. Можно организовать взаимопроверку, проверку с помощью слайдов, листов самопроверки или учащихся вызываются к доске, им предлагается написать уравнения некоторых реакций (проверку осуществляют ученики совместно с учителем). Учитель оказывает индивидуальную помощь и корректирует деятельность учащихся.)
Учитель: Надеюсь, что вы нашли ответы на поставленные вопросы.
1. Каковы химические свойства оснований?
Основания взаимодействуют:
а) с кислотами, с образованием соли и воды;
б) с кислотными оксидами, с образованием соли и воды;
в) с солями, с образованием другого основания и другой соли;
г) нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами, с образованием соли и воды;
д) нерастворимые основания при нагревании разлагаются.
(Обсуждаются результаты опытов).
2. Почему основания обладают сходными свойствами?Внимательно посмотрите на ионные уравнения проделанных вами реакций. (Слайд 15)
V. Закрепление. "Химический цветок"
Учитель: В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты - на его лепестках - формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке "любит - не любит", так и сегодня мы погадаем "взаимодействует - не взаимодействует" данное вещество с гидроксидом натрия? (На лепестках формулы: Аu ,H2SO4, Zn, CuO, CO2 , NaOH, KCl, Na2SiO3, SO3, FeCI3, HCI, Mg)
Отрываем ненужные лепестки, остаются: Na2 SiO3, HCI, KCl H2SO4 , SO3 , CO2 , Zn. (Слайд 16)
VI. Домашнее задание
VII. Подведение итогов урока
Подведём итог урока.
- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? Приложение 2