Сценарий урока по теме Основания

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МУ «Момский район»

МБОУ "Соболохская средняя школа"












Сценарий открытого урока по теме "Основания. Физические и химические свойства оснований"








Григорьева Ольга Владимировна

учитель химии

МБОУ "Соболохская СОШ"
















Урасалах, 2014г.

Тема урока: "Основания. Физические и химические свойства оснований"

Цель урока: изучить физические и химические свойства оснований.

Задачи урока.

Образовательная: изучить химические свойства оснований.

Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.

Планируемые результаты обучения. В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

а) определение понятий - основания, гидроксильная группа;

б) химические свойства оснований

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

а) составлять уравнения электролитической диссоциации оснований, кислот;

б) уравнения реакций ионного обмена;

в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства оснований, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

г) пользоваться таблицей растворимости.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма проведения: практикум.

Подготовка к уроку

Оборудование и реактивы:

  • Слайды по теме: "Основания", проектор.

  • Гидроксиды: NaOH, Ca(OH)2; кислоты: HCI; фенолфталеин;

  • Соли: мел, NH4CI, FeСI3, CuSO4,

  • Карточки с формулами солей для "химической разминки".

На столах учащихся:

  • оборудование и реактивы к лабораторному опыту;

  • инструкционные карты, листы самопроверки к лабораторному опыту.

Этапы урока:

1 этап - организационный.

2 этап - актуализация знаний учащихся

3 этап - изучение новых знаний и способов деятельности

4 этап - домашнее задание

5 этап - подведение итогов урока..

6 этап - рефлексия.


План урока

Этап

Информационный блок

Операционный блок

Рефлексивный блок

Методический блок

1

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию

-подготовка учащихся к уроку быстрое включение в деловой ритм

Психологическая подготовка к общению на уроке

2

Тестовые задания

с взаимной проверкой

- быстро выбирать правильные ответы

стремление показать уровень знаний по предыдущей теме

тест

3

-определение оснований;

-классификация оснований:

- физические свойства оснований

-химические свойства оснований;

- применение.

- внимание;

- работа по группам с инструктивными картами;

- выполнение заданий;

-выполнение эксперимента;

- записи в тетради.

работать в ритме с другими, помогать слабым ученикам, осознать значимость данной темы

интерактивный режим;

-проблемное обучение;

- работа по группам, коллективное обучение;

-практический эксперимент.

4

Дать качественную оценку класса и отдельных учащихся

- выставление оценок в дневники

удовлетворение от выполненной работы

- сообщение учителя;

- подведение итогов самими учащимися.

5

Прочитать

Записи в дневник

Общее задание

6

Инициировать рефлексию учащихcя по поводу своего психоэмоционального состояния

- оценить свое эмоциональное состояние и уровень полученных знаний

- комфортно ли работать в группе, доволен ли собой

Карта урока

Структура урока

I. Мотивация

Здравствуйте, ребята! Меня зову Ольга Владимировна. Сначала посмотрим, что вы знаете об оксидах. Листочки подпишите и ответьте на пять вопросов теста. (Слайд №1-5)

Обменяйтесь листочками, проверьте правильность выполнения задания. (Слайд 6)

Мы сегодня поговорим о классификации, состава оснований и их физические и химические свойства. Итак, тема нашего урока: "Основания. Физические и химические свойства оснований " (Слайд 7)

II. Целеполагание

Учитель: Что нам нужно сегодня узнать? Как мы будем это делать?

Цель урока: изучить физические и химические свойства оснований

III. Подготовка к восприятию нового материала

1. Химическая разминка

а) Работа с карточками, словарная работа. Учитель показывает карточки с формулами кислот, солей, ионов - ученики называют вещества или ионы.

б) Упражнение на синтез знаний. (Слайд 10)

Перед нами ряды формул или названий веществ, ответьте на вопрос.

- Какова логическая взаимосвязь указанных понятий с основаниями? (Основания взаимодействуют с ними, а именно: с индикаторами, оксидами, кислотами, солями)

Сейчас нам предстоит проделать эти реакции и написать выводы

IV. Изучение нового материала

Тема: "Химические свойства оснований ".

Работа с инструкционной картой. Прочитайте тему лабораторного опыта, уясните цель.

Техника безопасности.

- Вы знаете, как обращаться с основаниями и другими реактивами? (Ученики проговаривают правила обращения с реактивами.)

Будьте предельно осторожны, берегите глаза! Кому понятны техника безопасности, название опыта, цель и ход работы поднимите руки.

Проводя опыт, сделайте выводы и найдите ответ на вопросы, изображенные на экране. (Слайд 11)

- Почему у оснований есть общие свойства? Это самый главный вопрос сегодняшнего урока.

Лабораторный опыт

Опыт №1. Растворение гидроксидов, взаимодействие с кислотами.

Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод о растворимости оснований в свете ионных представлений, вывод об особенностях взаимодействия оснований с кислотами.

Содержание и порядок выполнения работы:

1) Взаимодействие с водой.

1. Добавьте воду в пробирки с твёрдыми веществами:

1-я пробирка - гидроксид натрия .

2-я пробирка - гидроксид кальция.

3-я пробирка - гидроксид меди.

2) Взаимодействие с кислотами

Смешать в пробирке немного раствора гидроксида натрия, фенолфталеина с разбавленной соляной кислотой. Смешать в пробирке немного раствора гидроксида кальция, фенолфталеина с разбавленной соляной кислотой Наблюдаем при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски, которая исчезает при добавлении кислоты. Это реакция - ... .

Ответьте на вопрос: При каких условиях взаимодействуют щелочи с кислотами? (Слайд 12)

Опыт №2. Взаимодействие оснований с солями.

1 - К раствору хлорида железа прилить раствор гидроксида натрия.

2 - К раствору хлорида аммония прилить раствор гидроксида натрия.

В первом случае наблюдается выпадение коричневого осадка. Во втором случае наблюдается выделение газа.

Ответьте на вопрос: Какое основание образуется в первом случае, какое - образуется во втором случае?

Опыт № 3. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. Разложение нерастворимых оснований.(Слайд 14)

1 - К раствору сульфата меди прилить раствор гидроксида натрия.

Осадок отфильтровать. Перенести в пробирку, добавить хлороводородную кислоту.

2 - К раствору сульфата меди прилить раствор гидроксида натрия.

Осадок отфильтровать. Перенести в пробирку, закрепить её в держателе, нагреть на пламени горелки.

В первом случае наблюдается растворение осадка. Во втором случае наблюдается изменение цвета осадка.

Ответьте на вопрос: Какое вещество образуется в первом случае, какое - образуется во втором случае?

Общий вывод

Ответьте на вопросы (устно):

1. Каковы общие свойства оснований?

2. Как объяснить тот факт, что основания имеют общие свойства?

(Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкционные карты. В зависимости от подготовленности класса, выводы обсуждаются после каждого опыта или в конце работы в целом. Можно организовать взаимопроверку, проверку с помощью слайдов, листов самопроверки или учащихся вызываются к доске, им предлагается написать уравнения некоторых реакций (проверку осуществляют ученики совместно с учителем). Учитель оказывает индивидуальную помощь и корректирует деятельность учащихся.)

Учитель: Надеюсь, что вы нашли ответы на поставленные вопросы.

1. Каковы химические свойства оснований?

Основания взаимодействуют:

а) с кислотами, с образованием соли и воды;

б) с кислотными оксидами, с образованием соли и воды;

в) с солями, с образованием другого основания и другой соли;

г) нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами, с образованием соли и воды;

д) нерастворимые основания при нагревании разлагаются.

(Обсуждаются результаты опытов).

2. Почему основания обладают сходными свойствами?Внимательно посмотрите на ионные уравнения проделанных вами реакций. (Слайд 15)

V. Закрепление. "Химический цветок"

Учитель: В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты - на его лепестках - формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке "любит - не любит", так и сегодня мы погадаем "взаимодействует - не взаимодействует" данное вещество с гидроксидом натрия? (На лепестках формулы: Аu ,H2SO4, Zn, CuO, CO2 , NaOH, KCl, Na2SiO3, SO3, FeCI3, HCI, Mg)

Отрываем ненужные лепестки, остаются: Na2 SiO3, HCI, KCl H2SO4 , SO3 , CO2 , Zn. (Слайд 16)

VI. Домашнее задание

VII. Подведение итогов урока

Подведём итог урока.

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? Приложение 2

© 2010-2022